Права и свободы в условиях военного положения

(Гармаш А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 43)

ПРАВА И СВОБОДЫ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

А. ГАРМАШ

Анна Гармаш, докторант ФГКУ «ВНИИ МВД России», г. Москва.

В период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией РФ правами и свободами, но с определенными исключениями. Эти исключения установлены ФКЗ от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» (в ред. от 28.12.2010) и другими федеральными законами. Правовое положение организаций при этом также имеет свои особенности.

Особый порядок во всем

Целью введения режима военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ (ст. 2 Закона N 1-ФКЗ). Вместе с тем при этом необходимо сохранять общественный порядок и соблюдать основные права и свободы личности, которые установлены и гарантируются в РФ п. 1 ст. 17 Конституции РФ.

Для отражения или предотвращения агрессии решаются следующие задачи:

— мобилизация сил и средств государственных и негосударственных организаций, а также граждан;

— реорганизация системы государственной и муниципальной власти, переведение ее работы на принципы строгой централизации с непосредственным подчинением нижестоящих органов вышестоящим;

— реализация основных жизнеобеспечивающих функций и военной дисциплины;

— установление более высокого уровня защиты государственной и военной тайны.

Военное положение обеспечивает особый порядок деятельности органов публичной власти, особый режим работы организаций транспорта, энергетики, связи, здравоохранения, торговли и питания, особую организацию деятельности предприятий, производящих продукцию для нужд военного времени, особый порядок деятельности правоохранительных органов, обеспечивающих общественный порядок и безопасность на территории, где введено военное положение.

Меры и временные ограничения, осуществляемые в период действия военного положения, подразделяются на:

— меры, применяемые в других чрезвычайных ситуациях, в том числе при введении чрезвычайного положения: усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; эвакуация населения; комендантский час; введение особого порядка въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введено военное положение; приостановление деятельности общественных объединений; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, забастовок и пр.;

— меры и временные ограничения, применяемые только в период действия военного положения: ограничение свободы выбора места пребывания и жительства; запрет на въезд в Россию иностранных граждан и запрещение иностранным гражданам передвижения по территории России, а также их интернирование в случае, если имеются данные об их противоправной деятельности; выезд граждан и других лиц за границу; установление военно-квартирной и военно-транспортной обязанности; привлечение трудоспособного населения к выполнению работ оборонного характера; изъятие у граждан и организаций необходимого для нужд обороны имущества; военная цензура и пр.

Обязанности граждан

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона N 1-ФКЗ граждане, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны:

1) выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам;

2) являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, и военные комиссариаты;

3) выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц;

4) участвовать в порядке, установленном Правительством РФ, в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования;

5) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.

Правовое положение организаций

Согласно п. 1 ст. 19 Закона N 1-ФКЗ в период действия военного положения права организаций и их должностных лиц могут быть ограничены, но только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, по основаниям, установленным Законом N 1-ФКЗ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами.

Организации, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам.

Кроме того, организации в период действия военного положения обязаны (п. 3 ст. 19 Закона N 1-ФКЗ):

1) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества;

2) выполнять задания (заказы) в целях обеспечения обороны и безопасности РФ в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

За нарушение положений Закона N 1-ФКЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам военного положения, а также за правонарушения, совершенные в период действия военного положения, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

——————————————————————

Интервью: «Борьба с преступностью и правонарушениями в войсках — это предмет каждодневной деятельности военных прокуроров» (интервью с военным прокурором Центрального военного округа Е. В. Ивановым)

(«Прокурор», 2012, N 4)

«БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В ВОЙСКАХ — ЭТО

ПРЕДМЕТ КАЖДОДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ ПРОКУРОРОВ»

ИНТЕРВЬЮ С ВОЕННЫМ ПРОКУРОРОМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО

ОКРУГА Е. В. ИВАНОВЫМ

В. Е. СЕЛИВАНОВ

— Евгений Вячеславович, что представляет собой военная прокуратура Центрального военного округа, каковы решаемые ею задачи и какие направления деятельности для Вас особенно важны?

— Военная прокуратура Центрального военного округа самая большая из всех военных прокуратур окружного звена. Военные прокуроры гарнизонов осуществляют надзор за исполнением законодательства в административных границах 29 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского, Уральского и части Сибирского федеральных округов, а также в местах дислокации российских гарнизонов в ближнем зарубежье — на территории Республики Таджикистан и Киргизской Республики. Это 4,5 тысячи километров от Пензы — на западе до Иркутска — на востоке, 10 тысяч километров Государственной границы Российской Федерации, что составляет почти половину всей общей сухопутной границы России с другими государствами, пять часовых поясов.

Размах территории требует от руководителей и всех прокурорских работников четкой организации работы, «быстроты реакции» — оперативного реагирования на поступающую информацию о нарушениях закона.

Генеральным прокурором Российской Федерации Юрием Яковлевичем Чайкой отмечено: «Нынешний статус, перечень функций и круг полномочий прокуратуры в целом соответствуют стоящим перед ней задачам и реалиям современного этапа развития российского общества». Это в полной мере относится и к военной прокуратуре.

Приоритетными направлениями деятельности для нас, как и для всех органов прокуратуры, являются борьба с преступностью, надзор за соблюдением прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей, защита экономических интересов государства, борьба с правонарушениями коррупционной направленности, обеспечение сохранности и поддержание в боеготовом состоянии вооружения и военной техники, противодействие экстремизму и терроризму, вопросы экологической безопасности и исполнения природоохранного законодательства.

Если говорить языком цифр, за 6 месяцев текущего года по требованию военных прокуроров Центрального военного округа было отменено более 900 незаконных правовых актов командования. В интересах государства и граждан заявлено 1200 исков. В результате предпринятых мер удалось вернуть в казну государства 62 млн. рублей. По материалам надзорных проверок возбуждено более 400 уголовных дел, привлечено к дисциплинарной и административной ответственности 2,3 тысячи должностных лиц.

Для того чтобы добиться в своем деле максимального результата, мы активно взаимодействуем с командованием военного округа, органами безопасности в войсках, военными следственными органами и военными судами и, хочется отметить, находим полное понимание и поддержку.

— Как часто обращаются за помощью в военную прокуратуру и насколько эффективна ее деятельность?

— Как я уже отмечал, вопросы защиты прав граждан были и остаются одной из важнейших задач военной прокуратуры. Упрощенная форма обращения в органы прокуратуры, сроки их разрешения, принятие действенных мер к нарушителям закона чаще всего учитываются гражданами во время выбора правозащитного или иного государственного органа при наступлении самых разных жизненных ситуаций. Только в 2011 г. нами рассмотрено почти 15 тысяч обращений. Большая часть их касается сферы так называемых социальных благ: нарушения при обеспечении положенными видами довольствия, увольнении с военной службы и выделении жилья.

Основная задача, которая стоит перед прокурорами, — добиваться реального восстановления прав граждан.

В частности, в середине года мы рассмотрели обращение Нины Кожемякиной — матери Героя Российской Федерации, удостоенного за свой подвиг столь высокой награды посмертно. С 2000 г. женщина не могла получить в полном размере пенсию по случаю потери кормильца. По данному факту военный прокурор Ульяновского гарнизона подготовил соответствующее исковое заявление и отстоял в суде заявленное требование о выплате матери Героя всех положенных сумм. Более того, суд обязал военного комиссара впредь осуществлять все необходимые начисления с учетом текущих перерасчетов.

Другой пример. В военную прокуратуру Тоцкого гарнизона обратилась Галина Алабужева. Ее сын Владимир в 1999 г. пропал без вести в ходе боевых действий в Чечне. Одиннадцать лет женщина собирала сведения о его судьбе. При содействии офицеров военной прокуратуры Тоцкого гарнизона были исполнены тысячи запросов, довелось опросить не одну сотню людей. И однажды пришло подтверждение — вроде нашли имя парня в списках погибших… Затем выяснилось, что в искомой и выявленной фамилиях одна буква не совпадает. Но и фамилия без вести пропавшего — не ординарная: вдруг допущена опечатка? Поэтому была проведена экспертиза ДНК. По ее итогам вынесено экспертное заключение: военнослужащий, захороненный на воинском кладбище в Подмосковье, — это сын Галины Алабужевой.

Может быть, в рамках государства эта работа и остается незамеченной, но если вот так, по крупицам, мы и в дальнейшем будем помогать людям, то уже работаем не зря.

Всего же в 2011 г. офицерами прокуратуры ЦВО были восстановлены права более 75 тысяч военнослужащих и членов их семей.

Конечно, большая часть обращений поступает в военную прокуратуру ЦВО от военнослужащих, проходящих в настоящее время военную службу, и членов их семей, и их из года в год не становится меньше. За 6 месяцев 2012 г. в военной прокуратуре Центрального военного округа рассмотрено уже более 6 тысяч обращений, что свидетельствует о доверии к военным прокурорам, в то же время накладывает дополнительную ответственность на них. Ни одно заявление мы не оставляем без должного внимания. При наличии оснований реагируем, т. е. добиваемся реального восстановления нарушенных прав заявителей, в том числе через суд. В текущем году военными прокурорами уже восстановлены права 45 тысяч военнослужащих и членов их семей.

— Однако для сотрудников военной прокуратуры в сфере приоритета все же остаются вопросы из «обоймы» войсковой жизнедеятельности. Какие из них беспокоят сегодня представителей командования Центрального военного округа, военной прокуратуры больше всего?

— Борьба с преступностью и правонарушениями в войсках — это предмет каждодневной деятельности военных прокуроров. Не могу не сказать, что в результате работы, проведенной в тесном взаимодействии с командованием, органами безопасности, в войсках уровень преступности в поднадзорных войсках за 6 месяцев 2012 г. снизился на 18 процентов. Безусловно, это отрадный факт, но в то же время оснований для самоуспокоенности нет. В первую очередь меня беспокоит совершение преступлений офицерами.

Раньше любое допущенное офицером противоправное действо воспринималось как что-то из ряда вон выходящее. Теперь, к сожалению, приходится констатировать, что в тяжелые «девяностые годы» многие традиции русского и советского офицерского корпуса были утрачены. Для их возрождения потребуется много усилий как в воспитательном, так и в прокурорском плане.

В первую очередь это преступления коррупционной направленности. С пагубной идеологией «золотого тельца» вести борьбу достаточно сложно. К сожалению, таким корыстным деяниям, как служебные злоупотребления, мошенничество и взяточничество, подвержены не только рядовые представители офицерского корпуса, но и высшего командного состава. Так, в 2011 г. за махинации с квартирами был осужден заместитель начальника управления МЧС России по Республике Татарстан генерал-майор Владимир Насонов. Государственный обвинитель добился возвращения в фонд государства незаконно полученной Насоновым трехкомнатной квартиры… Возбуждено уголовное дело в отношении начальника отдела капитального строительства Уральского командования внутренних войск МВД РФ полковника Олега Гетманского, который за взятку в один миллион рублей подписал документы, содержавшие ложные сведения об объемах и сметной стоимости якобы выполненных коммерческой организацией работ по строительству жилых домов для военнослужащих. Ущерб от такой «деятельности» превысил 80 млн. рублей.

И конечно же, нельзя не вспомнить целую череду уголовных дел в отношении должностных лиц, обложивших своих подчиненных ежемесячной данью. География преступлений и круг должностных лиц, их совершивших, довольно широки. От Сызрани и Самары на западе до Абакана и Алейска на востоке. От командира бригады и учебного центра до начальника госпиталя и помощника командира по финансово-экономической работе.

Не далее как в марте 2012 г. за незаконный сбор с военнослужащих части денежных средств в сумме около 3 млн. рублей, выплаченных в соответствии с Приказом Минобороны РФ N 1010, осужден командир воинской части полковник Киндеев.

В целом в текущем году прокуратурой округа было учтено 140 преступлений коррупционной направленности. По итогам расследований осуждено более 40 должностных лиц.

Некоторые из них поражают своим цинизмом. Четверка сибирских «предпринимателей» превратила в бизнес людскую память. Работники военкомата и ЗАО «Военно-мемориальная компания» собирали сведения о смерти ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов военной службы, фальсифицировали документы о якобы оказанных ритуальных услугах и за три года похитили более 5 млн. рублей.

В свое время Александр Пушкин отметил, что «неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». В отношении установленных деяний подследственных я бы высказался жестче. Это — кощунство, глумление над людской памятью. И подобное деяние тем более должно быть соответственно наказано.

— Насколько разнообразны схемы хищений в войсках? Какие нарушения чаще всего здесь фиксируются?

— Еще Остап Бендер в знаменитом «Золотом теленке» говорил, что ему известно 400 относительно честных способов отъема денег. Примерно настолько же разнообразна фантазия нечистых на руку должностных лиц и схем хищений в войсках. В основном это неправомерное использование бюджетных средств, нарушения при проведении аукционов, оплата реально не выполненных работ, значительное завышение цен на продукцию военного назначения и т. д.

В частности, по «недосмотру» должностных лиц военного представительства, отвечающих за прием изготовленной продукции на одном из производственных объединений на Урале, от государственного контракта стоимостью свыше 1,5 млрд. рублей предприимчивым бизнесменам удалось «отщипнуть» ни много ни мало около 100 млн. рублей, чем был нанесен ущерб казне Российской Федерации.

Не считаясь со служебным долгом, отдельные «дельцы» крадут государственное имущество, за сохранность которого отвечают.

Надзорными мероприятиями, проведенными военной прокуратурой Самарского гарнизона, было выявлено, что в 2011 г. прапорщик одной из воинских авиационных частей похитил три авиадвигателя общей стоимостью свыше 3,5 млн. рублей. Уголовное дело по названному факту направлено для рассмотрения в суд.

О хищении было известно непосредственному его начальнику, однако за «небольшое вознаграждение» он закрыл на преступление глаза. Такая сиюминутная выгода оборачивается суровым наказанием для военнослужащих и позором для родных и близких.

— В прошлом году Президент Российской Федерации поручил Генеральной прокуратуре Российской Федерации проверить достоверность представленных чиновниками деклараций о доходах и имуществе. Проводится ли такая же работа в военной прокуратуре Центрального военного округа? Какое количество нарушений выявлено?

— Безусловно, такая работа проводится и военными прокурорами Центрального военного округа. Только за 6 месяцев 2012 г. надзорными средствами в войсках округа выявлено 75 нарушений против государственной службы, в то время как их число за 2011 г. превысило цифру 250. Нарушения закона допустили в том числе и старшие офицеры.

— Можно привести примеры?

— Пожалуйста. В 2011 г. один из командиров воинских частей Центрального военного округа решил не обнародовать сведения о доходах своей супруги, которая имела валютный счет в одном из коммерческих банков России на сумму свыше 100 тысяч американских долларов. В настоящее время офицер уволен с военной службы.

Военнослужащий одного из областных управлений МЧС России «забыл» указать сведения об объектах недвижимости, находящихся у членов его семьи в собственности.

И таких примеров, поверьте, немало.

— В минувшем и в нынешнем году в общественном обсуждении довольно часто муссировался вопрос о проходящем в войсках процессе утилизации устаревших боеприпасов. Особый импульс данной теме перманентно придавали чрезвычайные ситуации, случавшиеся на армейских складах.

— От данной темы, к сожалению, нам уйти бы не удалось. В конце 90-х на территорию Сибири и Урала были вывезены тысячи тонн боеприпасов из воинских частей, выводимых из Восточной Европы. На сегодняшний день истек как срок их хранения, так и морально устарели арсеналы, где они хранились. С арсеналами надо было что-то делать. И однозначное решение было принято Верховным Главнокомандующим: просроченное — утилизировать. Другое дело, как это решение воплощалось в жизнь.

На протяжении 2011 г. прокуратура округа вела контроль за процессом уничтожения боеприпасов. По выявлявшимся нарушениям принимались меры оперативного реагирования, вплоть до обращения в суд. В особых случаях на проблемных участках приостанавливались все работы как по транспортировке, так и по утилизации боеприпасов до момента полного устранения нарушений. Однако, как вы знаете, в ходе столь опасного вида деятельности трагедий избежать не удалось. По фактам ЧП был возбужден целый ряд уголовных дел. Некоторые из виновных в трагедиях лиц уже понесли заслуженное наказание. Но основное — не в этом. Главное, извлечь поучительные уроки из случившегося. Более того, настроить командиров, ответственных за процесс утилизации мин и снарядов, прокуроров, контролирующих на местах этапы уничтожения взрывчатых веществ, на дальнейшую работу в данном направлении. Ведь начатый процесс утилизации продолжается и в 2012 г. А это значит, что на местах следует организовать еще более тесное взаимодействие с региональными и территориальными органами власти. Надо вести эффективную разъяснительную работу среди гражданского населения. Следует активнее привлекать к процессам обеспечения этапов уничтожения боеприпасов представителей МВД и МЧС. И, повторюсь, в обязательном порядке добиваться от командования частей, задействованных в утилизации, безусловного исполнения всех определенных нормами и положениями мер безопасности. На эти направления в профессиональной деятельности сегодня уже сориентированы все военные прокуроры Центрального военного округа. В частности, данный вопрос рассмотрен в декабре 2011 г. в ходе координационного совещания, прошедшего в Екатеринбурге.

О важности проблемы свидетельствует тот факт, что по нашей инициативе обсуждение данного вопроса вынесено на рассмотрение совещания при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе в апреле текущего года. В работе совещания, проведенного в режиме видеоконференции, приняли участие губернаторы, главы администраций, руководители правоохранительных органов, МЧС, прокуроры гарнизонного звена Уральского региона, на территории которых расположены полигоны по утилизации боеприпасов.

— Евгений Вячеславович, в Центральном военном округе Вас знают как непримиримого поборника надзорной работы за соблюдением законности и правопорядка в период проведения призывных кампаний. Известны Ваши три «компонента» успешного осуществления процесса призыва граждан на военную службу… Что это за составляющие?

— В «призывном» вопросе я разделил бы деятельность военной прокуратуры на три части, отметив, что состояние боеготовности, воинской дисциплины и правопорядка в частях округа напрямую зависит от того, как в целом справятся с задачей призывные комиссии и насколько качественно ими будет произведен отбор молодых людей по призыву. В этой связи, во-первых, в каждой военной прокуратуре гарнизона в период призыва работают консультационные центры, куда граждане могут обратиться за разъяснениями, консультациями или с жалобами на действия должностных лиц военных комиссариатов. Кроме того, на местах силами военных прокуроров проводятся системные проверки деятельности военных комиссариатов по вопросам организации призыва. Так, в частности, в преддверии и в период весеннего призыва военными прокурорами на территории Уральского федерального округа было проведено свыше 150 проверок. Устранено 450 нарушений закона.

Во-вторых, под жесткий контроль взят вопрос обеспечения гарантированных прав молодых людей в период пребывания на сборных пунктах: речь идет о размещении призывников, организации их питания, соблюдении иных положенных норм довольствия, а также о своевременной отправке сформированных команд в войска.

В-третьих, насущной, к сожалению, остается тема борьбы с коррупционными проявлениями в военных комиссариатах. Увы, но такие факты еще есть. Если в течение 2011 г. в отношении должностных лиц военных комиссариатов было возбуждено 49 уголовных дел о корыстных злоупотреблениях, то только за 6 месяцев 2012 г. — уже 48. Однако хочется отметить, что в нашем деле главное — не наказать, а предостеречь наделенных определенными полномочиями лиц от совершения противозаконных действий. Что мы, собственно, и делаем изо дня в день.

Интервью подготовил начальник

организационно-аналитического отдела военной

прокуратуры Центрального военного округа

полковник юстиции В. Е.Селиванов

——————————————————————