Качественное исследование детско-родительских отношений в семьях военнослужащих, участвовавших в боевых действиях

(Генгер М. А.) ("Юридическая психология", 2012, N 4) Текст документа

КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УЧАСТВОВАВШИХ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ <*>

М. А. ГЕНГЕР

-------------------------------- <*> Genger M. A. High-quality research of the child parental relations in families of the military personnel participating in operations.

Генгер Мария Андреевна, старший преподаватель кафедры психологии Военного университета Минобороны России.

Проблема психологических последствий участия в боевых действиях является достаточно актуальной в условиях современной политической нестабильности в мире и увеличивающегося числа вооруженных конфликтов. Исследователи выявляют целый ряд психологических последствий участия в боевых действиях, которые выражаются в различного рода симптомах посттравматического стрессового расстройства. Однако последствия пребывания человека в травматических ситуациях не ограничиваются развитием острого стрессового расстройства. По мнению ученых, наличие симптомов посттравматического стрессового расстройства у одного из членов семьи оказывает влияние на все ее функционирование, включая сферу детско-родительских отношений. Данная статья посвящена проблеме детско-родительских отношений в семьях военнослужащих, участвовавших в боевых действиях. В статье обоснована модель общего механизма возникновения детско-родительских проблем в подобных семьях, а также описаны результаты качественного исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях военнослужащих, участвовавших в боевых действиях.

Ключевые слова: боевые действия, психологические последствия участия в боевых действиях, детско-родительские отношения.

The problem of psychological consequences of participation in operations is rather actual in the conditions of modern political instability in the world and increasing number of armed conflicts. Researchers reveal a number of psychological consequences of participation in operations which are expressed in different symptoms of post-traumatic stressful frustration. However consequences of stay of the person in traumatic situations arent limited to development of sharp stressful frustration. According to scientists, existence of symptoms of post-traumatic stressful frustration at one of members of the family influences all it's functioning, including the sphere of the child parental relations. This article is devoted to a problem of the child parental relations in families of the military personnel participating in operations. In article the model of the general mechanism of emergence of child parental problems in similar families is proved, and also results of high-quality research of features of the child parental relations in families of the military personnel participating in operations are described.

Key words: operations, psychological consequences of participation in operations, child parental relations.

В условиях современной политической нестабильности в мире достаточно актуальной является проблема психологических последствий участия в боевых действиях. Посттравматическое стрессовое расстройство - это "непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс (такой как природные и техногенные катастрофы, боевые действия, пытки, изнасилования и др.), способный вызвать психические нарушения практически у любого человека" <1>. -------------------------------- <1> Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса: теория и практика. М.: Институт психологии РАМ, 2009. С. 16.

Исследователи выявляют целый ряд последствий, которые выражаются в различного рода симптомах посттравматического стрессового расстройства, на развитие которых влияет непосредственно переживаемый военнослужащим боевой опыт <2>. В Международном классификаторе болезней МКБ-10 (код. 309.81) выделены определенные диагностические критерии ПТСР. Однако последствия пребывания человека в травматических ситуациях не ограничиваются развитием острого стрессового расстройства (или ПТСР) <3>. Некоторые авторы выделяют так называемые вторичные признаки ПТСР. К ним относят: алкогольную, медикаментозную или наркотическую зависимость; склонность к суицидальным мыслям и попыткам; депрессия; заболевания сердечно-сосудистой системы; боли различной этиологии; сексуальные дисфункции; девиантное поведение и др. <4>. В связи с этим нами было проведено сравнительное исследование психологических последствий участия военнослужащих в боевых действиях. -------------------------------- <2> Военная психология: теория, методология, практика. М.: Военный университет, 1998; Иванов А. Л., Жуматий Н. В., Рубцов В. В., Давлетшина М. В. Психологические последствия участия военнослужащих в боевых действиях в Чеченской республике и их медико-психолого-социальная коррекция // Московский психотерапевтический журнал. 2003. N 4. С. 146 - 163; Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2007. <3> Тарабрина Н. В. Указ. соч. <4> Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Указ. соч.

По мнению ученых, наличие симптомов ПТСР у одного из членов семьи оказывает влияние на ее функционирование. Подобные симптомы могут оказывать пагубное влияние на межличностные взаимосвязи и вести к супружеским конфликтам, разводу или потере работы. Различные авторы, как классические <5>, так и современные <6> указывают на взаимосвязь между особенностями личности родителей, типом детско-родительских отношений и особенностями личности детей. Кроме того, в работах данных авторов среди причин формирования различных типов воспитания в семьях одним из важнейших факторов являются особенности личности родителей. -------------------------------- <5> Варга А. Я. Структура и типы родительского воспитания: Дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 1986; Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. М.: НФ "Класс", 1994. С. 45; Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: ЭКСМО-пресс, 2001. <6> Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002; Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, 1988; Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз; Лениздат, 2000; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. М.: Медицина, 1990.

Таким образом, на основе проведенного нами анализа литературы можно предложить следующую блок-схему общего механизма возникновения детско-родительских проблем в семьях участников боевых действий.

Участие в Негативные Личностные изменения боевых > психологические > военнослужащих действиях последствия участия (ригидность, эмоциональная в боевых действиях неустойчивость, и т. д.)

V

Развитие проблем в детско - Особенности детско-родительских родительских отношениях отношений (ригидность (отношение к ребенку и т. д.) < поведения, неустойчивость эмоционального)

Рисунок 1. Блок-схема общего механизма возникновения детско-родительских проблем в семьях военнослужащих, участвовавших в боевых действиях

Из предложенной схемы следует, что участие в боевых действиях, приводя к серьезным психологическим последствиям для военнослужащих, влечет к их личностным изменениям, включая систему ценностных ориентаций, мировоззрения. Подобные изменения затрагивают и сферу детско-родительских отношений, что может негативно сказаться на психологическом климате в семье и привести к развитию проблем в детско-родительских отношениях. Методологической основой данной схемы является подход, предложенный В. Н. Мясищевым. С точки зрения В. Н. Мясищева, отношения понимались как "сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности" <7>. Таким образом, психологический смысл "отношения" состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. -------------------------------- <7> Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Модэк МПСИ, 2004.

В связи с этим личность - это не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. В. Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - являются прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой, и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми. В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии являются конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни. Взаимоотношение с точки зрения В. Н. Мясищева является внутренней личностной основой взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают, реорганизуют отношения. Эмоция является обязательным компонентом отношения. Без эмоции нет отношения, существует то, что называется безразличием и равнодушием, индифферентностью. Исходя из предложенной В. Н. Мясищевым методологии, детско-родительские отношения мы рассматривали по следующим параметрам: 1) когнитивный: особенности воспитательной установки родителя, принципы воспитания; 2) эмоциональный: характер эмоциональных связей; 3) поведенческий: непосредственное проявление когнитивных воспитательных установок родителя. В. Н. Мясищев <8> отмечал, что в условиях свободного взаимодействия могут проявляться истинные отношения, но в условиях, тормозящих или подавляющих, в условиях несвободы и зависимости одного человека от другого отношения во взаимодействии не проявляются, а скрываются и маскируются. -------------------------------- <8> Там же.

В связи с этим детско-родительские отношения мы рассматриваем с точки зрения их гармоничности. Гармоничные детско-родительские отношения характеризуются тем, что родители чувствительные к реакциям детей, меняют свои методы и формы воспитания в зависимости от конкретной ситуации и от потребностей ребенка, позволяя, таким образом, ребенку быть полноценным участником детско-родительских отношений. При негармоничных детско-родительских отношениях ребенок изначально становится объектом воздействия. Его реакции не учитываются родителями либо подавляются, что приводит к дисгармоничному развитию личности ребенка. Традиционно подход к исследованию различных психологических проблем зависит от психологической школы, к которой принадлежат исследователи. Необходимо отметить, что в разных психологических парадигмах по-разному делается акцент на детско-родительские отношения, однако практически все авторы указывали на взаимосвязь между особенностями личности родителей, типом детско-родительских отношений и особенностями личности детей. Наиболее широко представлена эта тематика в психоаналитическом направлении, а представители гуманистической психологии уделяли существенную роль активности самой личности, а не поиску причин психологического напряжения вовне. Классические представители психоаналитического направления психологии (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, А. Фрейд, К. Хорни и др.) отмечали, что семья является важнейшей средой формирования личности. Исследователи отмечали, что неправильное воспитание может даже приводить к возникновению у ребенка проблем социальной адаптации. З. Фрейд <9> указывает на важную роль родительского воспитания в формировании особенностей личности ребенка, которые, в свою очередь, обусловливают развитие тех или иных проблем в его жизни. -------------------------------- <9> Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М.: Апрель-пресс; Издательство ЭКСМО-пресс, 2001.

З. Фрейд выделяет в структуре личности инстанцию Сверх-Я (Я-идеал), которая закладывается в детстве родителями, и, по словам З. Фрейда, соответствует всем требованиям, предъявляемым высшему началу в человеке. А. Адлер <10> считал, что главным помощником в решении первых жизненных проблем ребенка является мать, которая демонстрирует ребенку чувство общности. -------------------------------- <10> Адлер А. Указ. соч.

К. Юнг <11> в своей работе также указывает на решающую роль семьи и родителей в формировании личности ребенка. По его мнению, ребенок лишь частично имеет собственную психологию, большей же частью она зависит от психологии родителей. -------------------------------- <11> Юнг К. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995.

По мнению К. Хорни <12>, развитие ребенка зависит от характера отношений, установившихся между ним и его родителями или окружающими людьми, включая и других детей. -------------------------------- <12> Хорни К. Самоанализ. М.: Апрель-пресс; Издательство ЭКСМО-пресс, 2001.

В рамках бихевиорального (поведенческого) направления психологии авторами (Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура и др.) также большое внимание уделялось исследованию детско-родительских отношений. Основной задачей родителей с точки зрения бихевиорального подхода являлась социализация детей, подготовка их к жизни в обществе. С точки зрения бихевиорального подхода, люди приобретают новое поведение тремя способами: классическое обусловливание (И. П. Павлов), оперантное научение (Б. Скиннер) и имитация модели (А. Бандура). В связи с этой моделью, научение определяется как изменение частоты проявления поведения, которая может быть регулируема через последствия. Позитивные последствия или выпадение негативных стимулов, либо не наступление ожидаемых негативных последствий повышают вероятность наступления поведения (позитивное и негативное подкрепление). Негативные последствия или выпадение позитивных стимулов, либо не наступление ожидаемых позитивных последствий ведут к подавлению поведения (наказание или фрустрирующее отсутствие поощрения). Согласно принципу сукцессивного построения поведения или поведенческой цепочки комплексные (сложные) образцы поведения могут строиться посредством маленьких шагов. Эти принципы хорошо зарекомендовали себя при коррекции детских нарушений поведения <13>. -------------------------------- <13> Залевский Г. В. Основы современной бихевиорально-когнитивной психотерапии и консультирования: Учебное пособие. Томск: Томский государственный университет, 2006. С. 25 - 110.

Представители гуманистического направления психологии (К. Роджерс, Т. Гордон, Р. Мэй и др.) также признавали роль семьи в развитии личности ребенка, но в то же время исследователи уделяли существенную роль активности личности. Последователи гуманистического направления психологии сфокусировались на идеях развития эмоциональной сферы родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий. Важной характеристикой любого рода отношений является наличие принятия друг друга и эмпатического понимания, диалогического общения <14>. -------------------------------- <14> Хараш А. У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1983.

Важнейшее положение классиков психотерапии об основополагающем влиянии воспитания на развитие личности ребенка продолжает интенсивно разрабатываться и в современных исследованиях. Авторы (В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, С. В. Ковалев, А. Е. Личко и др.) указывают на важнейшую роль особенностей взаимоотношения человека в детстве со своими родителями в формировании его личности. По мнению авторов, именно семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, а неправильное воспитание - решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающие к возникновению у детей проблем социальной адаптации. Однако в отличие от классических представителей психологических школ современные исследователи делают акцент на систематизации детско-родительских отношений, выделении и описании различных их видов. Обобщив проанализированную литературу, классификацию детско-родительских отношений можно представить в виде следующей схемы:

Детско-родительские отношения

V V Тип: Гармоничные Негармоничные

V V V Вид: V Сверхопекающие Авторитарные Либеральные Авторитетные V Противоречивые

V V V Варианты: 1. "В культе 2. По типу Золушки. 1. Неустойчивые. болезни". 2. По типу "кумира". 2. Жестокость. 2. Противоречие 3. Симбиоз. 3. Повышенная отца и матери. моральная ответственность 4. Тотальный контроль.

Схема 1. Классификация детско-родительских отношений

Как видно из предложенной схемы, все разнообразие рассматриваемых исследователями вариантов детско-родительских отношений можно отнести к пяти видам, которые, в свою очередь, являются либо гармоничными ("авторитетные"), либо нет. К гармоничным относится авторитетный вид детско-родительских отношений; к негармоничным - сверхопекающий (воспитание "к культе болезни", воспитание по типу "кумира", симбиоз и др. подвиды); авторитарный (воспитание по типу Золушки, жестокость, повышенная моральная ответственность и др. подвиды); противоречивый (неустойчивый, противоречия в воспитательных установках отца и матери) и попустительский вид детско-родительских отношений. Исследовались семьи с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 12 лет), в которых отец, будучи военнослужащим, являлся участником боевых действий (N = 40) с 2001 по 2008 гг. В группу сравнения входили семьи военнослужащих, члены которой не участвовали в боевых действиях (N = 40). Эти семьи добровольно согласились принять участие в исследовании. С каждой семьей проводилась предварительная беседа, целью которой являлось установление контакта, сбор краткого анамнеза и первичное выявление особенностей детско-родительских отношений. Для проведения качественного анализа была разработана анкета, содержащая вопросы, касающиеся особенностей детско-родительских отношений. В частности, нас интересовали основные принципы и методы воспитания ребенка; наличие проблем в воспитании ребенка; каким бы родители хотели видеть своего ребенка, когда тот вырастет (черты характера, особенности мировоззрения, ценности) и т. д. Качественный анализ полученных данных позволял судить об особенностях личности родителей и детей, основных принципах воспитания, детско-родительских проблемах и конфликтах. Было выявлено, что из группы сравнения, то есть 40 семей военнослужащих, не участвовавших в боевых действиях, "гармоничными" (то есть не испытывающих потребности в помощи психолога) являются 37. В трех семьях мы обнаружили детско-родительские проблемы, подобные тем, с которыми родители обычно обращаются в психологическую консультацию. Из них в двух семьях преобладает гиперопека, а в одной - авторитарный стиль детско-родительских отношений. В семьях, в которых один из родителей являлся военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях, по данным беседы и анкетирования, из 40 семей "условно гармоничными" являются только 25. По особенностям детско-родительских отношений данные семьи занимают пограничное положение между "гармоничными" и "проблемными". Выраженная гиперопека встретилась в 7 случаях, а в оставшихся 8 - наблюдался выраженный неустойчивый тип воспитания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в семьях военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, негармоничные семьи встречаются значительно чаще (37,5%), чем в группе сравнения (15%) соответственно. Также среди детско-родительских отношений в семьях военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, выделялся неустойчивый тип воспитания, не отмеченный нами в группе сравнения. Более того, оставшиеся семьи военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, по особенностям детско-родительских отношений в большинстве своем занимали пограничное положение между "гармоничными" и "проблемными" (то есть были "условно гармоничными"). В "проблемных" семьях участников боевых действий члены семьи характеризовали отцов и их отношение к детям следующим образом. Мама Светы (12 лет): "Отец - требовательный; считает, что всегда прав; злопамятный; обидчивый; быстро выходит из себя. Считает, что ребенок должен быть всегда занят работой, уроками, чтобы не оставалось время на плохие мысли и дела". Мама Саши (9 лет): "Отец - злой, эгоистичный, неуравновешенный, ревнивый, вспыльчивый. Сыну не хватает мужского внимания и общения". В семьях военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, которые можно отнести к категории "условно гармоничных", члены семьи характеризовали отцов как более гармоничных личностей и отмечали следующие особенности их отношения к детям. Мама Антона (10 лет): "Папа у нас - ответственный; вспыльчивый, но отходчивый; добрый. Старается объяснить все, действует беседами, убеждениями, но иногда несдержан". Мама Васи (12 лет): "Отец - целеустремленный, настойчивый, всегда придет на помощь. В отношении с сыном - сдержан, пытается объяснить все на словах. Старается убедить, воспитывать своим примером". Мама Даши (11 лет): "Папа - ответственный, добросовестный, честный, трудолюбивый, замкнутый". Мама Алины (8 лет): "Папа очень любит дочку, постоянно проявляет к ней внимание, но когда приходит после дежурства - устает и ни на кого не обращает внимания, весь вечер смотрит телевизор; если к нему подходит дочка - может накричать на нее, чтобы не мешала смотреть телевизор". Аналогичным образом описывались отцы и их отношение к детям и в "гармоничных" семьях из группы сравнения. Мама Юры (12 лет) и Насти (8 лет): "Папа может быть разным - и резким, и доброжелательным. Если он чего-то требует от детей, то будет идти до конца. Но требования его разумны и справедливы; он готов выслушать мнение детей и те ему доверяют". Мама Алеши (7 лет): "Папа целеустремленный, ответственный, с чувством юмора. Старается идти на компромисс, договориться с сыном". Ниже, в таблице 1 представлены результаты качественного анализа детско-родительских отношений в семьях военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, по сравнению с теми семьями, в которых родители являлись военнослужащими, но не принимали участия в боевых действиях (группа сравнения). Анализ касался выделенных нами трех аспектов детско-родительских отношений: когнитивной составляющей детско-родительских отношений, эмоциональной составляющей детско-родительских отношений, поведенческой составляющей детско-родительских отношений.

Таблица 1. Результаты качественного анализа детско-родительских отношений в семьях участников боевых действий (N = 40) и в группе сравнения (N = 40)

Участники боевых Группа сравнения действий

Когнитивный 1. Неустойчивость 1. Гармоничное сочетание стиля воспитания. противоположностей в стиле 2. Непонимание родительского воспитания. родителями своей 2. Понимание родителями своей причастности к причастности к возникновению возникновению проблем проблем у ребенка у ребенка

Эмоциональный Неустойчивость Устойчивость эмоционального эмоционального отношения к ребенку отношения к ребенку

Поведенческий Ригидность поведения Гибкость поведения по отношению к ребенку, в зависимости от конкретной ситуации.

Как видно из таблицы 1, качественный анализ показал наличие специфических особенностей детско-родительских отношений в семьях участников боевых действий. Неустойчивость стиля воспитания, выявленная в семьях участников боевых действий, проявляется в том, что один и тот же поступок ребенка может то поощряться, то, наоборот, осуждаться со стороны родителей. Кроме того, данным родителям свойственно наличие крайностей в воспитании детей: они либо чрезмерно строги к ним за малейшие проступки, либо чрезмерно "балуют". Причем выраженность подобных реакций зачастую не связана с особенностями конкретной конфликтной ситуации, а зависят от эмоционального состояния родителя, которое также является неустойчивым. Гармоничное сочетание противоположностей в стиле родительского воспитания характеризуется отсутствием крайностей в воспитании детей, поиском "золотой середины" между различными способами поведения по отношению к ребенку. Родителями поддерживается определенный баланс: между требовательностью, строгостью по отношению к ребенку, с одной стороны, и близкими, дружескими, доверительными отношениями с ним - с другой; контролем за поведением ребенка и предоставлением ему свободы, возможности быть самостоятельным; заботой о ребенке и приучением его к самообслуживанию. Требования предъявляются к детям, как правило, в разумных пределах: в соответствии с их реальными возможностями, возрастом, личностными особенностями. В семьях участников боевых действий было выявлено непонимание родителями своей причастности к возникновению проблем у ребенка. В данных семьях отмечается отношение родителей к ребенку как к объекту их воспитания. Это проявляется в стремлении полностью управлять поведением ребенка, чрезмерно вмешиваться в его жизнь, контролировать во всем - вплоть до мелочей, навязывать собственное мнение. Кроме того, родители убеждены, что причина проблем, если они возникают, заключается либо в ребенке, либо в чем-то еще, но не в самом родителе: его характере, поведении, жизненных принципах. В отличие от них, родители из группы сравнения продемонстрировали стремление решать возникающие в воспитании проблемы, а не уходить от них, а также способность самостоятельно понимать причины возникающих проблем и принимать необходимые меры для их преодоления. Неустойчивость эмоционального отношения к ребенку, выявленная в семьях участников боевых действий, выражается в полюсности эмоционального отношения к ребенку, не всегда обусловленной объективными обстоятельствами. В состоянии раздражения родитель может быть эмоционально холоден к ребенку и проявлять жесткость даже в мелочах; в состоянии повышенного настроения - быть чрезмерно мягким и поощрять вседозволенность. Устойчивость эмоционального отношения к ребенку, свойственная родителям из группы сравнения, характеризуется объективным отношением к ребенку вне зависимости от своего эмоционального состояния. Родители в данных семьях склонны объяснять свои требования ребенку, давать советы, а не навязывать собственное мнение; по возможности, такие родители стараются не накладывать категорических запретов на поведение ребенка, а предоставлять ему некоторую свободу мнения, взглядов. Ригидность поведения, выявленная в семьях участников боевых действий, заключается в том, что родителю сложно рассматривать все стороны сложившейся конфликтной ситуации в детско-родительских отношениях, и он прибегает к привычному способу реагирования. Для родителей из данных семей характерна прямолинейность поведения, то есть неспособность изменять свое отношение к ребенку и способ поведения с ним. Гибкость поведения по отношению к ребенку, характерная для родителей группы сравнения, проявляется в стремлении использовать различные методы воспитания и предъявлять ребенку требования в соответствии с его возрастом и характером. Другим примером гибкости служит способность некоторых родителей корректировать свое поведение под влиянием партнера (а не вступать в конфликт, пытаясь доказать правильность своего метода воспитания, как это часто бывает в "проблемных" семьях); это помогает родителям избежать ситуации, когда ребенок подвергается одновременно двум противоречивым методам воспитания. Примером гибкости как основного принципа воспитания является поиск разумного компромисса. Таким образом, выявленные в ходе качественного анализа результатов особенности детско-родительских отношений в семьях участников боевых действий (неустойчивость стиля воспитания и эмоционального отношения к ребенку, ригидность поведения и т. д.), вероятно, связаны со специфическими особенностями личности военнослужащих (импульсивностью, ригидностью, повышенной тревожностью и т. д.).

------------------------------------------------------------------

Название документа