О праве членов семьи умершего лица, проходившего военную службу, на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом районного коэффициента (по материалам судебной практики)

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 12) Текст документа

О ПРАВЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ УМЕРШЕГО ЛИЦА, ПРОХОДИВШЕГО ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, НА ПОЛУЧЕНИЕ ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА С УЧЕТОМ РАЙОННОГО КОЭФФИЦИЕНТА (ПО МАТЕРИАЛАМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ)

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

В статье рассмотрено право на исчисление пенсии по случаю потери кормильца с учетом районного коэффициента членов семей умерших пенсионеров из числа военнослужащих.

Ключевые слова: пенсии по случаю потери кормильца, права членов семьи, повышенный коэффициент.

On the right of the family of the deceased, those in military service to receive the survivor’s pension in view of regional factor A. V. Yefremov

The paper considers the calculation of pension rights to the death benefit, taking into account regional factor family members of deceased retired from the military.

Key words: pension for the survivor rights of family members, the increased ratio.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу) независимо от нахождения на иждивении гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют, в частности, следующие категории граждан: а) нетрудоспособные дети (согласно ч. 2 ст. 29 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу), а также учащиеся дети граждан, проходивших военную службу, умерших вследствие лучевой болезни, иного вызванного воздействием радиации заболевания или увечья (травмы), которые связаны с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения, с участием в испытаниях ядерного оружия и учениях с его применением, работах с ядерными установками и радиоактивными веществами, а также учащиеся дети умерших пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, являвшихся инвалидами вследствие указанных причин (независимо от причины смерти пенсионера), до окончания среднего или высшего образовательного учреждения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста; б) нетрудоспособные родители и супруг в случае утраты ими после смерти кормильца источника средств к существованию (ч. 2 ст. 29 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу). При этом к числу утративших источник средств к существованию относятся родители или супруг, у которых все имеющиеся доходы в их совокупности либо доля доходов, приходящаяся на каждого из них, ниже минимального размера пенсии, предусмотренного п. «б» ст. 37 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, на одного трудоспособного члена семьи. Факт утраты источника средств к существованию нетрудоспособными родителями и супругом, не состоявшими на иждивении гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, определяется на день их обращения за пенсией в каждом конкретном случае исходя из их фактического материального положения. Нетрудоспособные родители или супруг, дети которых решением суда освобождены от обязанности оказывать им материальную помощь, считаются утратившими источник средств к существованию, если имеющиеся у них доходы или доля доходов ниже минимального размера пенсии. Факт утраты средств к существованию нетрудоспособными родителями и супругом погибшего (умершего) гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, не состоявшими на его иждивении, определяется путем ознакомления с материальным положением семьи умершего кормильца представителями военного комиссариата района и жилищной эксплуатационной организации либо администрации района или города, результаты которого оформляются заключением. Независимо от размера имеющихся доходов не считаются утратившими источник средств к существованию родители или супруг, имеющие совершеннолетних трудоспособных детей, в том числе проживающих отдельно. При этом дети, проходящие военную службу по призыву, исключаются из числа совершеннолетних трудоспособных детей, обязанных содержать своих нетрудоспособных родителей; в) нетрудоспособные родители и супруги граждан, проходивших военную службу, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (ч. 2 ст. 29 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу); г) супруг или один из родителей либо дедушка, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает (п. «в» ч. 3 ст. 29, ст. 57 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу), при этом при определении права на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с п. «в» ч. 3 ст. 29 названного Закона лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, к числу неработающих не относятся. Для супругов умерших граждан, проходивших военную службу, и пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, занятых уходом за детьми умерших, не достигшими 14 лет, а также для жен (мужей) граждан, проходивших военную службу, умерших вследствие военной травмы, которые заняты уходом за детьми умерших, не достигшими 8-летнего возраста, предусмотрено исключение. Перечисленные лица имеют право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет. Перечень лиц, имеющих право на пенсию на льготных условиях, установлен ст. 30 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. К числу таких лиц отнесены: 1) супруги военнослужащих, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей): — по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно, мужчины и женщины); — те из них, кто занят уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, — независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или нет; 2) родители военнослужащих, умерших (погибших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), — по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно, мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. Размеры пенсии по случаю потери кормильца дифференцируются в зависимости от причины гибели военнослужащего: если смерть кормильца связана с исполнением им служебных обязанностей, то размер пенсии, назначенной членам его семьи, будет несколько выше, чем размер пенсии, назначенной семьям военнослужащих, смерть которых не связана с исполнением ими служебных обязанностей. В соответствии со ст. 36 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах: а) семьям военнослужащих, умерших вследствие военной травмы, пенсия устанавливается в размере 40% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, а также на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери; б) семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, пенсия устанавливается в размере 30% сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. В соответствии со ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, а также подп. «а» п. 9 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий военнослужащим, уволенным с военной службы (за исключением категорий военнослужащих, о которых речь пойдет ниже), включаются: 1) оклад по последней штатной воинской должности; 2) оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения; 3) процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов. Указанные выше оклады учитываются без их повышения за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях. Таким образом, основу определения размера пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих составляет денежное содержание, получаемое военнослужащими на день смерти. Статьей 45 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, определены основания установления повышений пенсий по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан (Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, участникам Великой Отечественной войны, необоснованно репрессированным лицам, чемпионам Олимпийских игр и другим категориям граждан). Указанные повышения применяются без учета районных коэффициентов. Заметим, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст. 45 указанного Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии <1>. ——————————— <1> Корякин В. М., Скулакова О. В. Социальные гарантии, предоставляемые семьям военнослужащих. М., 2010.

Членам семей военных пенсионеров, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсия по случаю потери кормильца, надбавки к этой пенсии, предусмотренные ст. 38 указанного Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей (ч. 1 ст. 48 Закона). Таким образом, право на исчисление пенсии по случаю потери кормильца с учетом районного коэффициента члены семей умерших пенсионеров из числа военнослужащих имеют только в том случае, если они проживают в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих установлены соответствующие районные коэффициенты. Однако некоторые судебные инстанции считают, что если пенсия по случаю потери кормильца члену семьи умершего военного пенсионера была пересчитана с учетом районного коэффициента и выплачивалась ему на момент смерти с применением этого коэффициента, то и получаемая членами семьи пенсия по случаю потери кормильца также должна исчисляться из размера пенсии, которую он получал с учетом районного коэффициента. В качестве наглядного примера можно привести следующую судебную правоприменительную практику. Так, гр. Галкина Л. П. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Калужской области о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца. В обоснование своих требований истица указала на то, что с 1 сентября 2008 г. получает пенсию по случаю потери кормильца после смерти своего мужа, Галкина И. И., являвшегося пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, которому как ветерану подразделения особого риска выплачивалась пенсия за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,5. Истица полагала, что выплата ей пенсии по случаю потери кормильца без учета районного коэффициента является незаконной, в связи с чем просила суд признать за ней право на исчисление пенсии по случаю потери кормильца с 1 августа 2008 г. из денежного довольствия с учетом районного коэффициента 1,5 и выплачивать с 1 сентября 2009 г. пенсию в размере … руб. … коп., индексируя ее в соответствии с действующим законодательством, обязать ответчика выплатить образовавшуюся задолженность. Ответчик исковые требования не признал. Решением Калужского районного суда Калужской области от 15 декабря 2009 г. исковые требования удовлетворены. На военный комиссариат Калужской области возложена обязанность пересчитать и выплатить Галкиной Л. П. задолженность по выплате пенсии по случаю потери кормильца за период с 1 сентября 2008 г. по 31 августа 2009 г. с учетом районного коэффициента 1,5 и с применением индексации в сумме … руб. … коп. На ответчика также возложена обязанность выплачивать истице пенсию по случаю потери кормильца с 1 сентября 2009 г. с учетом районного коэффициента 1,5. Определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 4 февраля 2010 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В надзорной жалобе военного комиссариата Калужской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как вынесенных с нарушением норм материального права. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив надзорную жалобу комиссариата Калужской области, установила следующее. В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. При рассмотрении дела судами были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем. Пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц осуществляется в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. Как следует из материалов дела и установлено судом, Галкина Л. П. является вдовой пенсионера Министерства обороны Российской Федерации, которому как ветерану подразделения особого риска при жизни выплачивалась пенсия по выслуге лет с учетом районного коэффициента 1,5. С 1 сентября 2008 г. истице военным комиссариатом Калужской области выплачивается пенсия по случаю потери кормильца, исчисленная из суммы денежного довольствия (оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет), исходя из которого была исчислена (пересчитана) пенсия кормильца, без учета районного коэффициента. Суд, основываясь на положениях ст. ст. 44, 48 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, исходил из того, что пенсия по случаю потери кормильца должна исчисляться Галкиной Л. П. из денежного довольствия кормильца с применением районного коэффициента. Учитывая то, что пенсия Галкину И. И. была пересчитана с учетом районного коэффициента 1,5 и выплачивалась ему на момент смерти с применением этого коэффициента, суд пришел к выводу о том, что пенсия Галкиной Л. П. по случаю потери кормильца также должна исчисляться из размера пенсии, которую получал Галкин И. И. с учетом районного коэффициента. С данной позицией согласился и суд кассационной инстанции. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает вывод суда о наличии у Галкиной Л. П. права на перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с применением районного коэффициента основанным на неправильном применении и толковании норм материального права. Статьей 44 вышеуказанного Закона предусмотрено, что семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия. В силу ст. 43 названного Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия (в редакции Федеральных законов от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ, от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ, от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ). Пунктом 12 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» установлено, что семьям умерших пенсионеров из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы пенсии исчисляются из суммы денежного довольствия, исходя из которого была исчислена (пересчитана) пенсия кормильцу (п. п. 8 — 10 названного Постановления), с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета семье пенсии (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 132, от 8 августа 2003 г. N 475, от 1 декабря 2007 г. N 837). При этом ч. 1 ст. 48 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, предусмотрено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с названным Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные ст. ст. 17, 24 и 38 данного Закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 названного Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Таким образом, право на исчисление пенсии с учетом районного коэффициента члены семей умерших пенсионеров из числа военнослужащих имеют только в том случае, если они проживают в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих установлены соответствующие районные коэффициенты. Между тем Калужская область, в которой проживает Галкина Л. П., не относится к местностям Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в ней районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в определенном законом порядке не устанавливались. При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требования истца о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца с применением районного коэффициента. Вместе с тем достаточных оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений не имеется. Как усматривается из материалов дела, на основании вступившего в законную силу решения Калужского районного суда Калужской области от 15 декабря 2009 г. Галкиной Л. П. с 1 сентября 2008 г. произведен перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом районного коэффициента. Решение Калужского районного суда Калужской области от 15 декабря 2009 г. вступило в законную силу 4 февраля 2010 г. и с указанной даты подлежало исполнению, поворот исполнения этого решения в силу п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 445 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации невозможен. Одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, о необходимости соблюдения которого неоднократно указывал Европейский суд по правам человека в своих постановлениях, который, в частности, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло бы быть оспорено. Правовая определенность подразумевает, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового постановления. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступления от этого принципа оправданны, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу таких обстоятельств не имеется. Отмена состоявшихся судебных постановлений приведет к нарушению принципа правовой определенности и вмешательству в право истца на получение пенсии в увеличенном размере как источника к его существованию. Руководствуясь ст. ст. 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила: решение Калужского районного суда Калужской области от 15 декабря 2009 г. и Определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 4 февраля 2010 г. оставить без изменения, надзорную жалобу военного комиссариата Калужской области — без удовлетворения <2>. ——————————— <2> Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 85-В10-8.

Практика применения вышеуказанных норм, рассмотренных в настоящей статье, свидетельствует об их неоднозначном толковании судами первой и кассационной инстанций (в настоящее время — апелляционной инстанции), которые считают, что все предусмотренные надбавки к военной пенсии, в частности районный коэффициент, применяемый к увеличению размеров военных пенсий гражданам, уволенным с военной службы, имеющим право на такое соответствующее увеличение размера военной пенсии, применимы и к членам семьи умершего военного пенсионера, имеющим право на получение пенсии по случаю потери кормильца, в том случае, если военный пенсионер при жизни пользовался таким увеличенным размером пенсии с учетом районного коэффициента, который сохранялся у него за военную службу в определенных местностях. Однако необходимо помнить о том, что ст. 44 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, вполне четко регламентирован порядок исчисления пенсии по случаю потери кормильца семьям пенсионеров из числа военнослужащих и иных лиц, указанных в ст. 1 названного Закона. Речь в данном случае идет о назначении данного вида пенсионного обеспечения семьям пенсионеров из числа этих лиц, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. Никакого особого правила для исчисления пенсии по случаю потери кормильца в данном случае не предусмотрено. Пенсия исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого была исчислена пенсия самому умершему кормильцу, т. е. из денежного довольствия кормильца по состоянию на день, в который ему была назначена пенсия или производился ее перерасчет <3>. ——————————— <3> Белянинова Ю. В. Комментарий к Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» / Под ред. Т. С. Гусевой // СПС «Гарант».

Ведь даже предусмотренное ст. 45 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, увеличение пенсии по случаю потери кормильца выплачивается членам семьи умершего военнослужащего без учета районных коэффициентов.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *