Некоторые правовые проблемы, связанные с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу сотрудникам правоохранительных органов, возникающие на практике (по материалам судебной практики)

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2014, N 2)

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ОТСРОЧЕК ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ СОТРУДНИКАМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА ПРАКТИКЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ)

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

В статье рассмотрены правовые проблемы, связанные с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу сотрудникам правоохранительных органов.

Ключевые слова: призывная комиссия, заключение, отсрочка от призыва, освобождение от призыва, возраст, призывник, военный комиссариат, сотрудник, правоохранительная служба.

Some legal problems associated with the granting of postponements of military conscription law enforcement officers arising in practice A. V. Efremov

In the article the legal problems associated with the granting of postponements of military conscription law enforcement officers.

Key words: the draft Board, opinion, postponing of that exemption, age, a conscript military commissariat officer, law enforcement service.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со ст. ст. 23 и 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2008 г., пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований. Согласно положениям подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в редакции от 6 июля 2006 г., действовавшей в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2010 г., отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов, соответственно при наличии у них специальных званий — на время службы в этих органах и учреждениях. В редакции, действовавшей с 1 января 2010 г. по 1 сентября 2013 г., такая отсрочка предоставлялась гражданам при наличии дополнительного условия — при наличии у них высшего профессионального образования. Так, гр. М. состоял на воинском учете в отделе военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району с 17 мая 2004 г. 12 августа 2006 г. гр. М. был зачислен курсантом в ГОУ СПО «Московская специальная средняя школа милиции МВД Российской Федерации». Этим же приказом ему присвоено звание «рядовой милиции» с 1 сентября 2006 г. В дальнейшем с 1 июля 2008 г. обучался в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет МВД России». Приказом начальника ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет МВД России» от 29 июля 2008 г. рядовой милиции М. был откомандирован для дальнейшего прохождения службы в распоряжение МВД по Республике Коми с 30 августа 2008 г. На основании приказа руководителя МВД по Республике Коми от 19 сентября 2008 г. младший лейтенант милиции М., прибывший для дальнейшего прохождения службы, назначен на должность с 30 августа 2008 г. 25 декабря 2008 г. гр. М. было присвоено звание «лейтенант милиции». Как указал суд второй инстанции, «из материалов дела также усматривается, что решением призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» от 16.11.2006 гр. М. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на срок до 30.12.2008. Решением призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» от 10.11.2009 отсрочка призыва на военную службу гр. М. была пересмотрена и принято решение вновь предоставить отсрочку от призыва на военную службу на время службы в органах внутренних дел. В связи с наличием недостатков в части предоставления отсрочки от призыва на военную службу, выявленных в ходе проведения проверки учетно-призывной работы в военном комиссариате Республики Коми, решением призывной комиссии Республики Коми решение призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» от 10.11.2009 было отменено. Решением призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» от 12.12.2012 гр. М. был призван на военную службу и предназначен во внутренние войска МВД России. Согласно справке ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару от 26.12.2012 лейтенант полиции М. проходит службу в органах внутренних дел непрерывно с 01.09.2006 по настоящее время. Разрешая дело и находя обоснованными требования гр. М., который просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» от 12.12.2012 о призыве его на военную службу, указав, что в настоящее время он проходит службу в органах внутренних дел, при этом по указанному основанию ему ранее уже предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу, Сыктывкарский городской суд в решении от 23 января 2013 года исходил из того, что приобретение права на получение отсрочки от призыва на военную службу в определенный период не может ставиться в зависимость от последующих изменений, внесенных в действующее законодательство» <1>. ——————————— <1> Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 8 апреля 2013 г. по гражданскому делу N 33-1994/2013.

Однако, если бы гр. М. своевременно не обратился в призывную комиссию до 1 января 2010 г. за получением отсрочки от призыва, то решение суда, возможно, было бы не в его пользу. Так, например, судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда, рассмотрев 29 марта 2011 г. в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе военного комиссариата Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 26 января 2011 г., решение суда первой инстанции отменила полностью, указав при этом на следующее: К. поступил на службу в органы внутренних дел 1 сентября 2008 г., обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД России закончил в декабре 2008 г. В период действия указанного положения вышеназванного Федерального закона К. о своем праве на отсрочку от призыва в связи с прохождением службы в органах внутренних дел не заявил, не представил необходимых документов, подтверждающих данное право, в связи с чем призывной комиссией в указанный период не принималось решение о предоставлении заявителю отсрочки от призыва на военную службу. При таких обстоятельствах положения ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ применению не подлежат. Срок действия предоставленной по решению призывной комиссии от 15 ноября 2006 г. К. отсрочки от призыва на военную службу на время обучения (службы) в образовательном учреждении органов внутренних дел истек 1 января 2009 г., в период с 1 сентября 2009 г. до 1 января 2010 г. призывной комиссией не принималось решение о предоставлении заявителю отсрочки от призыва на военную службу. Поскольку редакция подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» с 1 января 2010 г. претерпела изменения, К. утратил право на предоставление отсрочки по основаниям, установленным ранее действовавшим законодательством. В связи с тем что он не имеет высшего профессионального образования, оснований для принятия решений о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу у призывной комиссии не имелось <2>. ——————————— <2> См. более подробно: Справочник работника военного комиссариата / Под общ. ред. В. В. Смирнова. М., 2013. С. 176 — 180.

Следовательно, на вопрос о правомерности решений о призыве на военную службу молодых людей в возрасте до 27 лет, являющихся сотрудниками внутренних дел и имеющих среднее профессиональное образование, а также специальное звание, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу только на время обучения (службы) в образовательном учреждении органов внутренних дел, необходимо ответить утвердительно при условии, что данный гражданин о своем праве на отсрочку от призыва в связи с прохождением службы в органах внутренних дел своевременно не заявлял и не представлял необходимых документов, подтверждающих данное право, в связи с чем призывной комиссией в указанный период не принималось решение о предоставлении такому гражданину отсрочки от призыва на военную службу. Отсрочка от призыва на военную службу может быть предоставлена гражданину в возрасте до 27 лет не только на время службы в органах внутренних дел, но и на время прохождения службы в других правоохранительных органах: в Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации. А как быть в том случае, если сотрудник органов внутренних дел, имеющий право на отсрочку от призыва на военную службу, увольняется из органов внутренних дел и поступает вновь на службу в другие вышеперечисленные правоохранительные органы, в частности, например, в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы? Сохраняется ли в этом случае за таким гражданином право на отсрочку от призыва на военную службу? Чтобы ответить на данный вопрос, кратко рассмотрим одно из судебных решений. Так, Бежецкий городской суд Тверской области в своем решении от 22 мая 2012 г. по гражданскому делу N 2-256/2012, рассматривая спор, возникший между гражданином, подлежащим призыву на военную службу, и призывной комиссией, указал на следующее: К. фактически был уволен со службы в ОВД по Бежецкому району Тверской области и принят на службу по контракту в УФСИН России по Тверской области. На основании соответствующего приказа К. считается уволенным из органов МВД России. С момента заключения нового контракта с УФСИН России и издания приказа по УФСИН России К. назначен на должность инспектора УФСИН России по Тверской области. Однако специальное звание присвоено К. другим соответствующим приказом по УФСИН России. Специальные звания ФСИН России и МВД России различны. В соответствии с подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 17 декабря 2009 г., действующей с 1 января 2010 г.), отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий, — на время службы в этих органах и учреждениях. Статьей 2 Федерального закона от 17 декабря 2009 г. N 312-ФЗ установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2008 г., пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований. Судебной коллегией установлено, что отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась К. в связи с обучением в Воронежском институте МВД России. В период службы в органах внутренних дел К. в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации призван не был. Отсрочка на период службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации К. не предоставлялась. Отсрочка предоставляется сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы при наличии у них высшего профессионального образования высших образовательных учреждений именно органов уголовно-исполнительной системы и специального звания этих органов соответственно. Приведенные выше обстоятельства не подлежат повторному доказыванию в данном судебном процессе, так как из Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 марта 2012 г. <3> следует, что заявитель обращался в судебные органы с заявлением об отмене решения призывной комиссии Бежецкого района, данным апелляционным определением в удовлетворении требований К. о признании незаконным решения призывной комиссии о его призыве на военную службу отказано. Судебный акт вступил в законную силу 29 марта 2012 г. и в силу ст. 209 ГПК РФ имеет преюдициальное значение. При рассмотрении вопроса о незаконности решения призывной комиссии Бежецкого района новых оснований заявителем не приведено. ——————————— <3> С данным определением можно подробно ознакомиться на сайте Тверского областного суда.

С учетом изложенного заявление не подлежит удовлетворению ввиду отсутствия законных оснований для получения отсрочки от прохождения военной службы по призыву. Принятые меры в порядке ч. 4 ст. 254 ГПК РФ о приостановлении действия решения призывной комиссии подлежат отмене по вступлении в законную силу настоящего решения в соответствии со ст. 144 ГПК РФ. Руководствуясь ст. ст. 194 — 199, 258 ГПК РФ, суд решил: К. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения призывной комиссии Бежецкого района о призыве его на военную службу отказать. Принятые определением Бежецкого городского суда обеспечительные меры о приостановлении действия решения призывной комиссии отменить по вступлении в законную силу настоящего решения <4>. ——————————— <4> URL: http://actoscope. com/cfo/ tverobl/bezhecky-twr/gr/ 1/o-priznanii-resheniya — prizyvno24092012-4895046/.

Следовательно, увольнение сотрудника (в возрасте до 27 лет) из органов внутренних дел влечет за собой утрату права на отсрочку от призыва на военную службу даже в случае поступления на службу в другой правоохранительный орган. В правоприменительной практике иногда возникают проблемы, связанные с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу и сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Например, закончив юридический институт МВД России, гражданин направлен на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Предоставляется ли в этом случае ему отсрочка от призыва на военную службу? Предлагаем читателям кратко ознакомиться со следующим судебным решением. Так, судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда, рассмотрев 14 марта 2012 г. в открытом судебном заседании гражданское дело N 33-1697 по кассационной жалобе П. на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 20 декабря 2011 г., установила следующее: П. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска в части ограничения срока действия отсрочки о призыве его на военную службу. В обоснование требований указал, что по решению призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска он был призван на военную службу. С данным решением не согласен по следующим основаниям. С ним был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе между ФСИН России в лице начальника УФСИН по Хабаровскому краю и заявителем на предмет обучения П. в Дальневосточном юридическом институте МВД России и дальнейшем прохождении службы после окончания учебного заведения. В соответствующий период времени он прошел обучение в ДВЮИ МВД России по целевому направлению УФСИН России Хабаровского края и заключенному с ним контракту. Решением Призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска П. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до окончания учебы на основании подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на период обучения в ДВЮИ МВД России. После окончания в 2011 г. ДВЮИ МВД России он был принят на службу в федеральное казенное учреждение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю на соответствующую должность по контракту на пять лет. Контракт о службе в уголовно-исполнительной системе заключен, срок действия контракта — 5 (пять) лет. П. просил признать незаконным решение призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска в части ограничения срока действия отсрочки от призыва на военную службу, признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска о его призыве на военную службу и признать за ним право на отсрочку от призыва на военную службу по подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 17 октября 2005 г.) на период службы в УФСИН по Хабаровскому краю. Решением суда от 20 декабря 2011 г. П. отказано в удовлетворении заявленных требований. В кассационной жалобе П. просит отменить решение, ссылаясь на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на неправильное применение норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав участников кассационного процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что решением призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска П. предоставлена отсрочка от призыва на основании подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Решением призывной комиссии по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровска П. был призван на военную службу на основании ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Отказывая П. в удовлетворении заявления, суд не усмотрел нарушений прав заявителя по его призыву на военную службу решением соответствующей призывной комиссии. При этом суд первой инстанции исходил из того, что установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения заявителя в суд с требованиями о признании решения призывной комиссии в части ограничения срока действия отсрочки от призыва на военную службу пропущен П. без уважительных причин. Кроме того, срок действия отсрочки от прохождения военной службы, предоставленной П. на период обучения, истек. С учетом того что П. обучался в учебном заведении высшего профессионального образования — Дальневосточном юридическом институте, относящемся к Министерству внутренних дел России, положения подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на него не распространяются, в связи с чем решение призывной комиссии о призыве его на военную службу является законным. Между тем с данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Материалами дела установлено, что в соответствующий период времени между УФСИН по Хабаровскому краю и П. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, по условиям которого заявитель был направлен на учебу в ДВЮИ МВД России и обязался служить в УФСИН по Хабаровскому краю не менее пяти лет после окончания учебного заведения — ДВЮИ МВД России. По окончании в 2011 г. ДВЮИ МВД России П. получил диплом. Приказом УФСИН по Хабаровскому краю П. назначен на соответствующую должность. В соответствии с подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе (в редакции от 17 декабря 2005 г.) отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах уголовно-исполнительной системы на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, — на время службы в этих органах и учреждениях. Суд первой инстанции не принял во внимание данную норму, которая действовала в период комплектования и отбора кандидатов на обучение в образовательных учреждениях ФСИН России на 2006 г., и пришел к выводу, что отсрочка могла быть предоставлена только на период обучения П. в ДФЮИ МВД России. Из смысла указанной нормы следует, что отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам на время прохождения службы в названных органах, а не на период обучения, как указано в решении призывной комиссии. Материалами дела установлено, что УФСИН по Хабаровскому краю заключило с П. контракт о прохождении службы в УФСИН по Хабаровскому краю, действие которого окончанием учебы не прекращено. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» изложен в новой редакции. Однако в силу ст. 5 Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со ст. ст. 23 и 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2008 г., пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований. Поскольку П. поступил на службу в УФСИН по Хабаровскому краю после окончания учебы, назначен на должность и проходит службу по настоящее время, судебная коллегия приходит к выводу о том, что основания отсрочки, предоставленной по решению призывной комиссии, не отпали. Восстановление нарушенного права заявителя возможно не иначе как путем признания за ним в судебном порядке права на предоставление отсрочки от прохождения военной службы в УФСИН по Хабаровскому краю на основании подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 17 октября 2005 г.). При наличии отсрочки от прохождения военной службы решение призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска, которым П. призван на военную службу, является незаконным. Суд первой инстанции вышеуказанные обстоятельства не учел и постановил решение, основанное на неверном толковании и применении норм материального права, что в силу ст. 362 ГПК РФ является основанием для его отмены. Поскольку юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, отменяя состоявшееся по делу решение, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение — об удовлетворении требований П. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 20 декабря 2011 г. отменить, по делу вынести новое решение, которым требования П. о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска в части ограничения срока действия отсрочки от призыва на военную службу, признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска о призыве П. на военную службу удовлетворить. Признать незаконным решение призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска в части установления ограничения срока действия отсрочки от призыва на военную службу. Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска о призыве П. на военную службу. Признать за П. право на отсрочку от призыва на военную службу по подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 17 октября 2005 г.) на период службы в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю.

——————————————————————