Правовые основы прохождения военной службы

(Полевец И. М.) («Административное право и процесс», 2013, N 4) Текст документа

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

И. М. ПОЛЕВЕЦ

Полевец Игорь Михайлович, соискатель кафедры административного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина.

Раскрываются правовые основы прохождения военной службы в Российской Федерации на современном этапе развития государства и общества.

Ключевые слова: защита Отечества, правовые основы, прохождение военной службы.

The legal basis of going to military service I. M. Polevets

The legal basis of going to military service in the Russian Federation according to the contemporary level of the government and the society are presented in the article.

Key words: protection of the Motherland, the legal basis, going to military service.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется комплекс мероприятий по модернизации экономической, политической и социально-культурной сфер общественной жизни, направленных на совершенствование государственного механизма, в том числе той его части, в которой российскими гражданами исполняется военная служба. Вооруженным Силам Российской Федерации принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства и тем самым в обеспечении возможности модернизации российского общества на основе принципов демократии и главенства закона. Государственная политика Российской Федерации в области национальной обороны и военного строительства, в том числе в рамках Союзного государства, на долгосрочную перспективу нацелена на совершенствование Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства. Для этого совершенствуется система комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, включая подготовку личного состава и развитие необходимой инфраструктуры, отрабатываются оптимальные механизмы нахождения в резерве, поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, а также обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления <1>. ——————————— <1> Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Среди обязанностей гражданина важное значение имеет воинская обязанность, которая связана со службой в составе вооруженных сил в качестве военнослужащего. Эта обязанность частично существовала и в рабовладельческом, и в феодальном государстве. Но ее подробная регламентация в законах о воинской повинности появилась лишь в буржуазных государствах <2>. ——————————— <2> См.: Лунев А. Е. Военная служба и гражданство // Труды ВЮА. М., 1948. T. VII. С. 38.

После Октябрьской революции 1917 г. первоначально Красная Армия комплектовалась на добровольных началах. Однако с началом Гражданской войны был осуществлен переход от добровольчества к обязательной военной службе. В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. в целях защиты Отечества была установлена всеобщая воинская повинность. С принятием 18 сентября 1925 г. Закона СССР «Об обязательной военной службе» была установлена смешанная система устройства и комплектования Вооруженных Сил (постоянная кадровая армия и территориально-милицейские части и соединения), а в соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 г. осуществлен переход к кадровой системе устройства Вооруженных Сил. Советский этап эволюции военной службы как специфической деятельности с оружием в руках в интересах государства характеризуется нормативным закреплением ее как государственной службы особого вида. Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 г. военная служба была определена как особый вид государственной службы, состоящей в непосредственном выполнении гражданами конституционной воинской обязанности в составе Вооруженных Сил СССР. Конституция РФ 1993 г. в ст. 59 установила, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеется право на замену ее альтернативной гражданской службой. Институт защиты Отечества реализуется различными правовыми средствами, в том числе учреждением военной службы как особого вида государственной службы. Прохождение военной службы представляет собой специфические общественные отношения, регулируемые совокупностью правовых норм конституционного, административного, гражданского, уголовного, военного права. Предпосылкой возникновения государственно-служебных или военно-служебных отношений является совокупность необходимых и обязательных условий, закрепленных в законодательстве. Современная юридическая наука отмечает специфические особенности как самих военно-служебных правоотношений, так и причин, их порождающих. Наличие предусмотренных законом оснований возникновения военно-служебных отношений является важной юридической гарантией реализации права конкретного лица, с одной стороны, на труд при поступлении на военную службу в добровольном порядке, а с другой — юридической обязанности граждан по прохождению военной службы по призыву. Следовательно, возникновение военно-служебного отношения правомерно лишь в том случае, если одновременно имеются следующие обстоятельства его возникновения: наличие указанных в законе оснований; соблюдение нормативно установленного порядка; наличие юридического акта, с которым связывается возникновение военно-служебного правоотношения (решение о призыве, заключение контракта). Анализируя условия возникновения военно-служебных отношений, А. В. Кудашкин считает, что под ними следует понимать «юридические требования, предъявляемые к личности привлекаемого или поступающего на военную службу. А именно: гражданство; достижение определенного возраста; годность по состоянию здоровья; профессионально-психологические качества; уровень образования, профессиональной и физической подготовки и т. д.» <3>. ——————————— <3> См.: Кудашкин А. В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М.: Военный университет, 2001. С. 72.

А. Т. Вахидов под условиями поступления граждан на военную службу по контракту предлагает понимать «предусмотренные действующим законодательством обстоятельства, при которых такое поступление становится возможным» <4>. ——————————— <4> См.: Вахидов А. Т. Организационно-правовые основы поступления граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации: Дис. … к. ю.н. М., 1996. С. 60.

По нашему мнению, условиями поступления на военную службу по контракту являются критерии, установленные исключительно федеральным законодательством, при соответствии которым гражданин может поступить на военную службу. Военная служба создана для защиты Отечества, что подразумевает оборону страны, охрану ее суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории. Термины «долг» и «обязанность» являются близкими по значению. Первый из них обозначает, что требования Конституции Российской Федерации носят не только юридический, но и глубоко нравственный характер, т. е. подчеркивается моральная обязанность перед Родиной, перед народом, перед своими близкими. В термин «обязанность» вкладывается юридический смысл: обязанность подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности за ее неисполнение или ненадлежащее исполнение <5>. ——————————— <5> См.: Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Проспект, 2010.

Законодательство Российской Федерации вместо термина «защита» использует термин «оборона», понимая под ней систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории <6>. ——————————— <6> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 52. Ст. 5598; 2006. N 29. Ст. 3123.

Федеральный закон «Об обороне» устанавливает, что для нужд обороны граждане Российской Федерации: исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом; принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне; могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны; предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» <7> является базовым законом, определяющим исходные начала для правового регулирования воинской обязанности и военной службы. ——————————— <7> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

Указанный Закон, в отличие от ранее действовавших Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» и Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. N 4455-1, четко разграничил исполнение гражданами воинской обязанности в строго определенных формах и добровольное исполнение гражданами долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу и добровольной подготовки к военной службе <8>. ——————————— <8> Кудашкин А. В. Военная служба Российской Федерации: теория и практика правового регулирования // Система ГАРАНТ, 2009.

Помимо непосредственно военной службы Закон включает в содержание воинской обязанности: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Военная или аналогичная ей служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы. Закон «Об обороне» определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. В России установлена обязательная военная служба по призыву мужчин — граждан Российской Федерации. При этом военная служба по призыву является основным способом комплектования Вооруженных Сил РФ. При этом граждане Российской Федерации (включая женщин) и иностранные граждане вправе добровольно проходить военную службу по контракту. Хотя военная служба по призыву является основным способом комплектования Вооруженных Сил РФ, в последнее время предпринимаются меры по увеличению числа военнослужащих по контракту и сокращению продолжительности военной службы по призыву, на что указывается в Военной доктрине РФ. Обязанность несения военной службы возложена исключительно на граждан России. Гражданство как обязательное условие для прохождения военной службы существовало не всегда и не во всех странах. В Римской империи армия наряду с римскими гражданами комплектовалась и иностранцами. Во Франции в XI в. существовали наемные дружины, укомплектованные иностранными гражданами и подданными. Наем иностранцев в армию был развит в Средние века в Италии <9>. ——————————— <9> См.: Лунев А. Е. Военная служба и гражданство // Труды ВЮА. М., 1948. T. VII. С. 39.

Для иностранных граждан военная служба является субъективным правом. Обращает на себя внимание тот факт, что права проходить военную службу и по призыву, и по контракту лишены лица без гражданства. Этот факт представляется пробелом Закона, поскольку лишение лиц без гражданства такого права не имеет никакого логического объяснения. Часть 3 ст. 59 Конституции РФ устанавливает исключения из круга лиц, на которых может быть возложена обязанность несения военной службы. Перечень таких возможных исключений оставлен Конституцией РФ открытым. Прямо упомянуты только граждане Российской Федерации, для которых несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию. Иные случаи могут предусматриваться в федеральных законах. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» закрепляет, что право на замену военной службы альтернативной предоставляется также, если гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами <10>. Норма, установленная ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, имеет смысл только в случае обязанности несения военной службы по призыву. Если поступление на военную службу будет осуществляться только по контракту, необходимость в альтернативной гражданской службе отпадет. ——————————— <10> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 22.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Конституция РФ не устанавливает никаких требований к условиям прохождения альтернативной гражданской службы. В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ закреплены крайне непривлекательные условия прохождения такой службы. В частности, срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву и составляет от 21 до 42 месяцев в зависимости от даты направления гражданина Российской Федерации для ее прохождения. При этом меньший срок — от 18 до 36 месяцев установлен для лиц, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Кроме того, лица, проходящие альтернативную службу, чаще всего направляются на низкооплачиваемые и не требующие высокой квалификации работы. В силу этого привлекательность альтернативной службы крайне низка. Указанные нормы Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ связаны со стремлением законодателя увеличить количество лиц, призывающихся на военную службу, и фактически нивелируют конституционное право на замену военной службы альтернативной. Таким образом, отсутствие в Конституции РФ гарантий для лиц, стремящихся реализовать указанное право, позволяет законодателю фактически упразднить его <11>. ——————————— <11> Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. Ю. А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2007.

Правовой статус военнослужащих установлен Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» <12>. ——————————— <12> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

Военнослужащие, как и лица, проходящие альтернативную гражданскую службу, ограничены в субъективных гражданских правах, например в праве на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. В связи с этим более отвечающим целям защиты прав и свобод человека и гражданина является военная служба по контракту. Долг и обязанность граждан Российской Федерации по защите Отечества реализуется не только на основании федеральных законов, но и подзаконных актов, в том числе Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 <13>, Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 <14>, Положения об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. N 222 <15>, Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям, для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 852, Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 903 «О порядке перевода Вооруженных Сил РФ и других войск РФ на добровольную систему комплектования воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях» <16>. ——————————— <13> СЗ РФ. 2006. N 49 (ч. 2). Ст. 5220. <14> Российская газета. 17.11.2006. <15> Российская газета. 05.03.1999. <16> СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3938.

Кроме Вооруженных Сил РФ, военную службу граждане проходят и в других войсках, воинских формированиях и органах, перечисленных в ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Основу правового регулирования, учитывающего специфику исполнения в них военной службы, составляют иные Федеральные законы: от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ»; от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ «О внешней разведке»; от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»; от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране»; от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне»; от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Указы Президента РФ от 15 марта 1999 г. N 350 «Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации»; от 16 августа 2004 г. N 1084 «Вопросы Федерального агентства специального строительства» (вместе с Положением об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства). Президент РФ, являясь Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в пределах своей компетенции издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву. Президент РФ своим указом утверждает положение о порядке прохождения военной службы, издает иные указы, связанные с воинской обязанностью граждан, организацией прохождения военной службы. Так, Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 утверждены общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ (Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав и Устав гарнизонной и караульных служб), которые имеют межведомственное значение и регулируют военно-служебные отношения не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба. Указом Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 г. N 1237 утверждено Положение о порядке прохождения военной службы, которым определены порядок заключения контракта о прохождении военной службы, назначения и освобождения от воинских должностей, присвоения воинских званий, предоставления отпусков, увольнения с военной службы и ряд других вопросов. В пределах своих полномочий Министр обороны РФ, руководители других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, принимают нормативные правовые акты по вопросам воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих. На протяжении последних нескольких лет активно обсуждается необходимость переработки действующего законодательства, регулирующего правовой статус военнослужащего, а также воинской обязанности и военной службы. Так, Минобороны России подготовлены проекты Федеральных законов «О военной службе Российской Федерации» и «О воинской обязанности граждан Российской Федерации», основные положения которых уже содержат действующие Федеральные законы «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе». Правовое регулирование военно-служебных отношений реализуется в законодательных актах о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, которые практически не содержат диспозитивных норм и состоят из императивных норм, что говорит о централизованном регулировании военно-служебных отношений <17>. ——————————— <17> Кудашкин А. В. Военная служба Российской Федерации: теория и практика правового регулирования // Система ГАРАНТ, 2009.

Таким образом, система источников военной службы характеризуется определенной обособленностью от источников иных видов федеральной государственной службы (гражданской и правоохранительной), в совокупности они образуют единое законодательство о воинской обязанности и военной службе.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *