Комплекс мер по предупреждению воинских преступлений

(Нафикова Г. А., Микерин В. А.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 4)

КОМПЛЕКС МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВОИНСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ <*>

Г. А. НАФИКОВА, В. А. МИКЕРИН

——————————— <*> Nafikova G. A., Mikerin V. A. Package of measures according to the prevention of military crimes.

Нафикова Гульнара Айдаровна, ведущий консультант сектора юридической работы Министерства по делам молодежи, спорта и туризма Республики Татарстан, преподаватель Казанского филиала МЭСИ, кандидат юридических наук.

Микерин Виталий Александрович, военнослужащий МО РФ, в/ч 90151, выпускник кафедры уголовного права Казанского (Приволжского) Федерального университета, соискатель ученой степени кандидата юридических наук.

Статья посвящена проблемам военной службы и особенностям ее прохождения. Отсутствие элементарных знаний о порядке прохождения военной службы, о воинских преступлениях приводит призывников, а в последующем и военнослужащих к дисциплинарной или уголовной ответственности. В связи с этим предлагается комплекс мер по предупреждению воинских преступлений через выявление причин воинских преступлений и превентивных мер по их предупреждению.

Ключевые слова: призывник, военнослужащий, преступление, предупреждение, вооруженные силы, дисциплина, воинская обязанность, военная служба, противоправность, уголовная ответственность.

Article is devoted to problems of military service and its passing. Absence ofelementary knowledge of an order of passing of military service, about military crimes bring recruits, and in the subsequent and the military personnel to disciplinary or criminal liability. In this regard, the package of measures according to the prevention of military crimes, through identification of the reasons of military crimes and preventive measures for their prevention is offered.

Key words: recruit, serviceman, crime, prevention, armed forces, discipline, military duties, military service, illegality, criminal liability.

Проблема воинских преступлений сегодня актуальна как никогда. Этот вопрос поднимается уже не первый год. Данные Главной военной прокуратуры (ГВП) свидетельствуют о динамичном росте числа воинских преступлений: в 2010 г. их количество возросло на 16%, а в первые месяцы 2011 г. было совершено свыше 500 насильственных преступлений, в результате которых более 20 военнослужащих получили тяжкие увечья, а двое погибли <1>. ——————————— <1> Преступность забрали в армию // Московский комсомолец. 2011. N 25601.

Главный военный прокурор Военной прокуратуры Российской Федерации С. Н. Фридинский условно делит данные преступления на группы: 1) преступления с целью завладения имуществом; 2) преступления на национальной почве; 3) рукоприкладство командиров. В ГВП заявляют, что знают, отчего так происходит. В росте преступлений на национальной почве винят общество: школа, мама, папа не воспитали ребенка в духе интернационализма. То, что солдаты стали чаще отнимать у своих сослуживцев мобильники и деньги, — тоже следствие их недовоспитания на гражданке. Ну а рукоприкладство участилось из-за того, что воспитательный сегмент в армии сократили, а методы подготовки командиров устарели. Согласно Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации <2> воинской дисциплиной для всех военнослужащих признается строгое и верное соблюдение порядка и исполнение установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил и приказами командиров правил. ——————————— <2> Указ Президента Российской Федерации от 10.11.2007 N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (ред. от 14.01.2013) (вместе с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 47 (ч. I). Ст. 5749.

Воинская дисциплина сегодня по разным причинам хромает, что в итоге приводит к воинским преступлениям. На наш взгляд, воинские преступления можно рассматривать по уровням противоправности между субъектами. Во-первых, между сержантами и солдатами срочной службы (причина — правовой нигилизм и ощущение вседозволенности). Во-вторых, между военнослужащими срочной службы (причина — отсутствие элементарных знаний об уголовной ответственности и толерантности друг к другу). Необходимо отметить, что работа должностных лиц по предупреждению и профилактике преступлений не всегда эффективна. Наряду с обозначенными преступлениями, еще необходимо отметить рост списка военнослужащих, осужденных за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических веществ. Причинами сложившегося положения дел с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков в частях и подразделениях соединения стали: — слабый контроль со стороны командиров, штабов, других должностных лиц над выполнением требований Приказа МО РФ N 105 от 2008 г. <3>, Директивы МО РФ N 32 от 2000 г. <4>, приказов и директив командующих флотом по предупреждению преступлений, связанных с оборотом наркотиков; ——————————— <3> Приказ Министра обороны Российской Федерации от 06.03.2008 N 105 «О совершенствовании работы органов военного управления по противодействию незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Документ опубликован не был. <4> Директива Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2000 г. N Д-32 «О неотложных мерах по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Документ опубликован не был.

— отсутствие анализа преступлений, соответственно, слабая реакция на возросшее количество преступлений; — слабое знание офицерским составом истинного положения дел в подразделениях, слабый контроль за деятельностью военнослужащих со стороны командного состава и лиц дежурной службы; — низкий уровень индивидуально-воспитательной работы с подчиненными, особенно в звене взвод — рота (батарея), слабая методическая подготовка командиров взводов и рот (батарей) в проведении индивидуально-воспитательной работы и, как следствие, неумение проводить целенаправленную работу по предупреждению и профилактике незаконного оборота наркотиков; — слабая организация работы с личным составом, общественно-государственной подготовки и информирования военнослужащих в подразделениях, слабое использование данных мероприятий в предупредительной работе; — эпизодичность в работе должностных лиц управления соединения и подразделений по профилактике преступлений в сфере незаконного оборота наркотических веществ; — ненадлежащее исполнение командирами подразделений обязанностей по поддержанию воинской дисциплины, выполнению требований статей Дисциплинарного устава ВС РФ; — падение авторитета сержантского состава в связи с отсутствием должного подбора и обучения младших командиров в учебных частях; — низкий уровень взаимодействия с сотрудниками федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Анализ практической деятельности командиров штабов по профилактике правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, оказанию конкретной помощи подчиненным подразделениям, имеющим наиболее низкие показатели по состоянию правопорядка и воинской дисциплины, показывает, что не все умеют оперативно оценивать и объективно анализировать обстановку, своевременно применять эффективные предупредительные меры по стабилизации морально-психологического состояния личного состава и осуществлять системный контроль за выполнением отданных распоряжений, в том числе и по обеспечению безопасности военной службы. Среди основных недостатков следует выделить: — формализм в организации и проведении конкретных мероприятий по предупреждению и профилактике преступлений; — неумение, а зачастую просто нежелание командиров, в первую очередь звена рота — взвод, заниматься индивидуально-воспитательной работой с подчиненными; — отсутствие персональной ответственности офицеров управления соединения и частей, начальников служб за состояние дел в подчиненных частях. Рассмотрим более подробно состояние правопорядка и воинской дисциплины личного состава в войсковых частях. Необходимо отметить, что уровень правонарушений соотносится с уровнем преступлений как 1 к 100. Уровень правонарушений на самом низшем пределе, а вот уровень преступлений увеличивается с каждым годом. Классифицируем совершенные преступления: — по видам: нарушение уставных правил взаимоотношений, самовольное оставление части или места службы, неосторожное обращение с оружием, незаконный оборот наркотических веществ, нанесение вреда здоровью; — по категориям участников: солдаты и сержанты по призыву; — по частям (подразделениям). Коэффициент преступлений на 1000 человек составил в 2011 г. — 3,3; в 2012 г. — 2,3. Среди видов преступлений, по которым произошел рост за последний год (в 4 раза), преобладает нарушение уставных правил взаимоотношений. Данные факты свидетельствуют о неустойчивом нервно-психологическом состоянии военнослужащих. В настоящее время 100% военнослужащих, имеющих неудовлетворительную нервно-психологическую устойчивость, прошли дополнительное психологическое обследование у врача-психиатра, находятся на динамическом наблюдении у психологов и медицинского персонала, с ними ежедневно проводятся психико-профилактические мероприятия на базе внештатного пункта соединения, сформированного на основании указаний командиров частей. Все названные факты и данные статистики свидетельствуют об отсутствии логически скоординированных действий и последовательных связей в подготовке молодежи к прохождению военной службы с момента призыва и до первого дня прохождения срочной службы. Для исследования недостатков института подготовки молодежи к прохождению военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и выработки комплекса мер по предупреждению воинских преступлений необходимо обратить внимание на эволюцию данного института. Исторически институт подготовки молодежи к прохождению военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации прошел следующие этапы становления. 1 этап — принятие Закона «О всеобщей воинской обязанности» <5> в августе 1939 г. Данный документ служил постулатом в системе первоначальной подготовки молодежи к защите Родины. ——————————— <5> Закон СССР от 01.09.1939 «О всеобщей воинской обязанности» (утратил силу) // Ведомости ВС СССР. 1939. N 32.

2 этап — принятие Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1972 N 61 «О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО)» <6>. ——————————— <6> Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1972 N 61 «О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО)» (утратило силу) // Свод законов СССР. 1990. Т 3. С. 189.

ГТО был положен в основу воспитания школьников, учеников техникумов и высших учебных заведений. Он создал стройную систему физической закалки молодежи, при которой подростки-школьники к 16 годам могли получить значок «БГТО» («Будь готов к труду и обороне»), а к моменту окончания средней школы (к 17 — 18 годам) — значок «ГТО 1-й ступени». Окончившие вуз или техникум, а также прошедшие действительную военную службу, как правило, должны были иметь значок «ГТО 2-й ступени». Комплекс «ГТО 1-й ступени» являлся программой-минимумом для физической подготовки молодежи допризывного возраста <7>. ——————————— <7> Чигринов П. Г. Военно-патриотическое воспитание трудящихся. Минск, 1981. С. 129.

3 этап — принятие Приказа Минобразования РФ от 30.06.1999 N 56 «Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» <8>. Приказом был закреплен раздел «Основы военной службы» в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». ——————————— <8> Приказ Министерства образования Российской Федерации от 30.06.1999 N 56 «Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» // Вестник образования. 1999. N 9.

4 этап — Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» <9> в ст. 11 закреплена обязательная подготовка гражданина к военной службе, которая предусматривает получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций согласно Положению о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе <10>. ——————————— <9> Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 30.12.2012) // Российская газета. 1998. N 63 — 64. <10> Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» (ред. от 15.06.2009) // Российская газета. 2000. N 8.

Несмотря на длительные исторические связи института военной подготовки, можно отметить, что с учетом современных реалий он сильно устарел и стал достаточно формальным. В правоотношениях, складывающихся между учебным заведением и призывником, отсутствует формально-логическая связь, которая дала бы ему представление о прохождении военной службы в практическом плане, а также не раскрываются юридические особенности ответственности в будущем уже военнослужащих в случае противоправных деяний. Поэтому можно отметить, что определяющую роль в системе правового регулирования играют социальные связи, т. е. те связи, которые порождаются социальными потребностями субъектов общественных отношений. Будучи обусловленными экономическими, политическими, идеологическими и иными отношениями, утвердившимися в обществе на данном этапе его развития, они предопределяют содержание правовых связей в системе общественных отношений. Упорядочивающий характер общественным отношениям правовые связи придают тем, что, образуя юридическую форму социальных связей, активно воздействуют на их содержание и направленность <11>. ——————————— <11> Филимонов В. Д., Филимонов О. В. Правоотношения. Уголовные правоотношения. Уголовно-исполнительные правоотношения. М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2007. С. 74 — 75.

С малых лет человек познает гражданско-правовое отношение и в последующем участвует в них. С 14 лет в связи с ограниченной дееспособностью он имеет право осуществлять мелкие бытовые сделки, на практике изучая теоретические основы математики и т. д. Однако если нарушение норм гражданского права не несет серьезных юридических последствий, то уголовно-правовая норма предписывает гражданам под страхом наказания не совершать те или иные деяния. По общему правилу военная служба может начинаться не ранее достижения лицом 18 лет. Между призывником и военными органами возникает новый для него вид правоотношений. Данные правоотношения перерастают в правовые связи как определенную форму детерминирующей зависимости между нормой права и результатом ее воздействия на сознание участников складывающихся отношений. В результате формирующихся отношений должно меняться сознание призывника и, как результат, достигаться осознание военнослужащим повышенной ответственности за свои поступки в будущем. Попытаемся определить причины воинских преступлений и превентивные меры по их предупреждению. 1. Социальные кризисные процессы, происходящие в обществе, влияют в первую очередь на детей, подростков, а в последующем на молодежь. Жестокость, насилие, которые сопровождают иногда подростков (в СМИ, в семье, в школе и т. д.), в различных вариациях приводят к агрессивному их поведению. Из-за погони родителей за материальным благополучием, а зачастую просто из-за того, что родители вынуждены много работать, чтобы прокормить семью, дети остаются без должного внимания. Неуклонно растет статистика неполных семей. Результаты исследования С. Л. Таланова показали, что наличие судимых близких родственников негативно влияет на формирование личности: у 27% судимых юношей на момент совершения ими преступления были судимы либо мать, либо отец <12>. ——————————— <12> Таланов С. Л. Социологическое измерение проблемы профилактики преступлений несовершеннолетних в Ярославской области // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 1. С. 3 — 6.

Существует определенная взаимосвязь неполных семей с делинквентным поведением. К возрасту полной юридической ответственности у подростка не возникает ощущения полной социализации, он не ощущает себя включенным в процессы общества. Как известно, полная дееспособность наступает в 18 лет. Вместе с ней наступает призывной возраст для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. В Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» <13> и в Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 <14>, закрепляются порядок призыва граждан на военную службу и особенности ее прохождения. ——————————— <13> Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 30.12.2012) // Российская газета. 1998. N 63 — 64. <14> Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (ред. от 13.11.2012) (вместе с Положением о порядке прохождения военной службы) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 38. Ст. 4534.

2. Как результат — уровень морально-психологического состояния призывника не ориентирован на прохождение военной службы. На военную службу мало кто идет с желанием отдать долг Родине. В большинстве случаев это люди, желающие в будущем строить карьеру в органах государственной власти. 3. Отсутствие базовых практических знаний о прохождении военной службы. Данный факт приводит ко множеству проблем: — совершения преступлений в сфере военной службы; — отсутствия дисциплинированности; — воспитания в обстановке вседозволенности, как следствие — невозможности служить в коллективе; — панибратских отношений с руководящим составом; — неумения, а зачастую и нежелания подчиняться и выполнять приказы; — использования ненормативной лексики в процессе общения с сослуживцами и т. д. Все это приводит к дисциплинарной или уголовной ответственности военнослужащих с вынесением в последующем дисциплинарного взыскания или меры уголовной ответственности. На этом служба молодого бойца приходит к логическому завершению со всеми вытекающими из этого последствиями. А именно — с отбыванием наказания в дисциплинарных воинских частях, наличием судимости, отрицательной характеристикой для трудоустройства после отбывания наказания и т. д. К превентивным мерам по предупреждению преступлений в сфере военной службы можно отнести следующие: 1) введение в школьную программу предмета «Обществознание» — детально разработанного курса, посвященного уголовной ответственности за воинские преступления; 2) привлечение молодежи к участию в патриотических организациях. Цель — участие в военно-патриотических играх типа «Зарница» (проводится на базе воинских частей, училищ), которое дает более полное представление о военной службе; 3) принятие комплексного продуманного механизма реализации ст. 17 «Добровольная подготовка граждан к военной службе» Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», который бы отражал не формальный подход к реализации пунктов данной нормы, а реальные возможности претворения их в жизнь. Как следствие — большее распространение занятий военно-прикладными видами спорта, обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и т. д.

Литература

1. Директива Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2000 г. N Д-32 «О неотложных мерах по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Документ опубликован не был. 2. Закон СССР от 01.09.1939 «О всеобщей воинской обязанности» (утратил силу) // Ведомости ВС СССР. 1939. N 32. 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» (ред. от 15.06.2009) // Российская газета. 2000. N 8. 4. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1972 N 61 «О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО)» (утратило силу) // Свод законов СССР. 1990. Т. 3. С. 189. 5. Преступность забрали в армию // Московский комсомолец. 2011. N 25601. 6. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 06.03.2008 N 105 «О совершенствовании работы органов военного управления по противодействию незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Документ опубликован не был. 7. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 30.06.1999 N 56 «Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» // Вестник образования. 1999. N 9. 8. Таланов С. Л. Социологическое измерение проблемы профилактики преступлений несовершеннолетних в Ярославской области // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 1. С. 3 — 6. 9. Указ Президента Российской Федерации от 10.11.2007 N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (ред. от 14.01.2013) (вместе с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 47 (ч. I). Ст. 5749. 10. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (ред. от 13.11.2012) (вместе с Положением о порядке прохождения военной службы) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 38. Ст. 4534. 11. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 30.12.2012) // Российская газета. 1998. N 63 — 64. 12. Филимонов В. Д., Филимонов О. В. Правоотношения. Уголовные правоотношения. Уголовно-исполнительные правоотношения. М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2007. С. 74 — 75. 13. Чигринов П. Г. Военно-патриотическое воспитание трудящихся. Минск, 1981. С. 129.

——————————————————————