Когда исполняются обязанности военной службы?

(Иванова Л. Е.)

(«Право в Вооруженных Силах», N 1, 2000)

КОГДА ИСПОЛНЯЮТСЯ ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ?

Л. Е. ИВАНОВА

Л. Е. Иванова, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Цель настоящей статьи — провести сравнительную характеристику законодательства в части, определяющей исполнение обязанностей военной службы, а также выяснить, не имеется ли каких противоречий с развитием законодательства в этой области.

Перечень действий, определенный законодательством как исполнение обязанностей военной службы, содержится в ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. и ст. 7 Устава внутренней службы ВС РФ. Чем вызван интерес к проблеме четкого разграничения этих действий? От правильного определения юридического факта об исполнении обязанностей военной службы зависят содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих (например, получение единовременного пособия по обязательному государственному личному страхованию, привлечение к материальной ответственности и др.).

Впервые круг лиц, на которых распространяются перечисленные случаи исполнения обязанностей военной службы, был дан в названном Федеральном законе. К этому кругу относятся военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы. Включение такой категории, как «граждане, проходящие военные сборы», стало вызывать много вопросов у студентов по их правовому статусу в период прохождения ими военных сборов — после обучения на военной кафедре (см. например, «Право в Вооруженных Силах». 1999. N 10. С. 57).

Представляет интерес рассмотрение случаев исполнения обязанностей военной службы по приведенным нами таблицам.

Новый Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» расширил перечень случаев, подпадающих под исполнение обязанностей военной службы.

Таблица 1

Случаи исполнения обязанностей военной службы

N По Федеральному закону «О воинской Содержит — Содержит —

п/п обязанности и военной службе» от 28 ся ли ся ли

марта 1998 г., действующему в настоящее аналогич — аналогич —

время ная норма ная норма

в Уставе в Законе

внутренн — РФ «О

ей службы воинской

от 14 обязанно —

декабря сти и

1993 г. военной

службе»

от 11

февраля

1993 г.

1. Участие в боевых действиях + +

2. Исполнение должностных обязанностей + +

3. Несение боевого дежурства, боевой

службы + +

4. Участие в походах кораблей, учениях + +

5. Нахождение на территории воинской части

в течение установленного распорядком дня

служебного времени или в другое время,

если это вызвано служебной

необходимостью + +

6. Нахождение в служебной командировке + +

7. Нахождение на лечении, следование к

месту лечения и обратно + +

8. Прохождение военных сборов + +

9. Нахождение в плену (за исключением

добровольной сдачи в плен), в положении

заложника или интернированного + +

10. Безвестное отсутствие — до признания

военнослужащего в установленном порядке

безвестно отсутствующим или объявления

его умершим + +

11. Защита жизни, здоровья, чести и

достоинства личности + +

12. Оказание помощи органам внутренних дел + +

по защите прав и свобод человека и

гражданина, охране правопорядка

13. Иные действия, признанные судом

совершенными в интересах личности,

общества и государства + +

14. Выполнение задач в условиях

чрезвычайного положения и военного

положения, а также в условиях

вооруженных конфликтов — —

15. Несение службы в гарнизонном наряде,

исполнение обязанностей в составе

суточного наряда — —

16. Выполнение приказа или распоряжения,

отданных командиром (начальником) — —

17. Обеспечение общественной безопасности — —

18. Участие в предотвращении и ликвидации

последствий стихийных бедствий, аварий и

катастроф — —

Новый Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» в ст. 37 внес такое действие, которое ранее не указывалось в Уставе внутренней службы ВС РФ, но содержалось в не действующем в настоящее время Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе» 1993 года — «выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником)».

Ч. 3 ст. 37 нового Закона содержит запрет командирам (начальникам) отдавать приказы, приказания, распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства РФ, закрепляя ответственность согласно закону. Аналогичные нормы имеются в ст. 384 и ч. 4 ст. 40 Устава ВС РФ, где указано, что командир несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие приказа законодательству, а также за злоупотребление властью и превышение власти и служебных полномочий в отдаваемом приказе, за непринятие мер по его выполнению. Определено и то, что военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона.

Таблица 2

Не является исполнением обязанностей военной службы

обстоятельство, которое явилось следствием:

По новому Федеральному По Уставу По ранее

закону «О воинской внутренней службы действовавшему

обязанности и военной ВС РФ Закону РФ «О

службе» воинской

обязанности и

военной службе

самовольного нахождения нахождения вне нахождения вне

вне расположения воинской расположения расположения

части или установленного воинской части на воинской части на

за пределами воинской отдыхе, в отдыхе, в

части места военной увольнении или увольнении или

службы, за исключением: отпуске, отпуске, за

— нахождения в плену (за самовольного исключением

исключением случаев нахождения вне случаев:

добровольной сдачи в расположения — нахождения в

плен), в положении воинской части или плену (кроме

заложника или установленного за случаев

интернированного; пределами воинской добровольной сдачи

— безвестного отсутствия части места военной в плен), в

— до признания службы, за положении

военнослужащего в исключением случаев заложника или

установленном законом нахождения: интернированного

порядке безвестно — в плену; — безвестного

отсутствующим или — в положении отсутствия — до

объявления его умершим; заложника или признания

— защита здоровья, чести интернированного; военнослужащего

и достоинства личности; а также иных безвестно

— оказание помощи органам действий, пропавшим или

внутренних дел по защите признанных судом объявления умершим

прав и свобод человека и совершенными в в установленном

гражданина, охране интересах общества законом порядке;

правопорядка и и государства — защиты жизни,

обеспечению общественной здоровья, чести и

безопасности; достоинства

— участие в личности;

предотвращении и — оказания помощи

ликвидации последствий правоохранительным

стихийных бедствий, органам в

аварий и катастроф; обеспечении

— совершения иных законности и

действий, признанных правопорядка;

судом совершенными в а также иных

интересах личности, действий

общества и государства военнослужащего,

признанных судом

совершенными в

интересах общества

и государства

При анализе данных таблицы 2 сразу возникает вопрос: «Является ли исполнением обязанностей военной службы нахождение военнослужащего или гражданина, проходящего военные сборы, вне расположения воинской части, на отдыхе, в увольнении или отпуске?» Интерес к этому вопросу не случаен. Несчастный случай в этот период времени может произойти с любым. И на практике вопрос об исполнении обязанностей военной службы в период отдыха становится очень актуальным. Такой вопрос может возникнуть не только в связи с необходимостью выплаты страховых сумм, но и с необходимостью проведения административного расследования, привлечения к дисциплинарной ответственности и т. д.

Ни ранее действовавший Закон «О воинской обязанности и военной службе», ни Устав внутренней службы ВС РФ нахождение вне расположения воинской части на отдыхе, в увольнении или отпуске не включает в исполнение обязанностей военной службы. В новом Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» эти обстоятельства из перечня случаев, не входящих в исполнение служебных обязанностей, исключены. Вряд ли «забывчивость» законодателя можно назвать случайной. Получается, что в соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. такие обстоятельства в исполнение обязанностей военной службы не входят, а в соответствии с ч. 2 ст. 37 того же Закона их отнесение к исполнению обязанностей военной службы не исключается. И возможно это потому, что данная правовая норма содержит исчерпывающий перечень действий, не влекущих за собой льгот при наличии отрицательных последствий.

Между тем жизнь требует четкой регламентации отнесения периода «нахождение военнослужащего или гражданина, проходящего военные сборы, вне расположения воинской части на отдыхе, в увольнении» или к исполнению обязанностей военной службы, или к неисполнению. Ясно одно, что и Закон, и Устав должны однозначно толковать этот вопрос. А Закон должен обязательно содержать такую правовую норму. А пока, представляется, что сложившаяся ситуация в законодательстве по данному вопросу приводит к неопределенной правовой трактовке.

Новый Закон перечислил, что не может быть следствием перечисленных в ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. (см. таблицу 2) действий — для военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы:

признание погибшим (умершим);

получение увечья (ранения, травмы, контузии);

получение заболевания при исполнении обязанностей военной службы.

Таблица 3

Обстоятельствами, исключающими льготы при наличии

вышеперечисленных последствий, являются:

По Федеральному закону По Уставу По ранее

«О воинской обязанности внутренней службы действовавшему

и военной службе» ВС РФ от Закону РФ «О

от 28 марта 1998 г. 14 декабря 1993 г. воинской

обязанности и

военной службе» от

11 февраля 1993 г.

добровольное приведение добровольное добровольное

себя в состояние приведение себя в приведение себя в

наркотического или состояние состояние

токсического опьянения наркотического или наркотического или

токсического токсического

опьянения опьянения

совершение деяния, предусмотренные предусмотренное

признанного в уголовным уголовным

установленном порядке законодательством законодательством

общественно опасным общественно опасные общественно опасное

деяния деяние

самоубийство, если самоубийство или

указанное действие покушение на

не было вызвано самоубийство, если

болезненным указанные действия

состоянием или не были вызваны

доведением до болезненным

самоубийства состоянием или

доведением до

самоубийства

Нельзя не обратить внимание на положение, содержащееся в предпоследнем абзаце ст. 7 Устава внутренней службы ВС РФ: «При необходимости военнослужащий по приказу командира (начальника) обязан приступить к исполнению обязанностей военной службы в любое время». Это положение явно нуждается в дополнении или хотя бы в ссылках на другие правовые нормы, а также в закреплении в федеральном законе. Так, по нашему мнению, в Уставе внутренней службы должно более точно указываться, что подразумевается под «необходимостью». Размытость этой нормы может существенно влиять на соблюдение некоторых прав военнослужащих в мирное время, а также способствует произволу со стороны некоторых недобросовестных начальников.

Например, регламентом служебного времени в воинской части время прибытия на службу для военнослужащих по контракту — 9.00. Руководствуясь предпоследним абзацем ст. 7 Устава внутренней службы ВС РФ, командир части периодически проводит построение личного состава в 5.30, хотя явной служебной необходимости для этого нет. Вряд ли должны быть нормой такие ситуации в мирное время, если правовое основание для принятия такого решения у командира имеется, но отдание такого приказа при отсутствии служебной необходимости в действительности не способствует нормальному отдыху военнослужащего.

В том же Уставе внутренней службы ВС РФ гл. 5 определяет общую продолжительность еженедельного служебного времени, распорядок дня и регламент служебного времени. Приказ МО РФ от 10 ноября 1998 г. N 492 определил Перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих. Все эти нормы взаимосвязаны и содействуют как выполнению воинского долга, являющегося конституционной обязанностью, так и социальной защищенности военнослужащих и лиц, к ним приравненных.

Совершенствование законодательства в части исполнения обязанности военной службы могло бы существенно повлиять на социальную защиту военнослужащих в отдельных жизненных ситуациях.

——————————————————————

Вопрос: Может ли быть привлечено к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 328 УК РФ лицо, отказавшееся от службы в армии, но написавшее заявление с просьбой призвать его на альтернативную службу, если это заявление ничем не мотивировано?

(«Законность», 2000, N 1)

Вопрос: Может ли быть привлечено к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 328 УК РФ лицо, отказавшееся от службы в армии, но написавшее заявление с просьбой призвать его на альтернативную службу, если это заявление ничем не мотивировано?

Ответ: В предмет доказывания по данному составу входят основания для освобождения лица от военной службы. Установить наличие либо отсутствие таких оснований — задача следствия. Если законных оснований для замены военной службы альтернативной гражданской службой не имеется, лицо подлежит уголовной ответственности по ч. 1 ст. 328 УК РФ.

——————————————————————