Особенности уголовной ответственности военнослужащих

(Борисенко В.)

(«Российская юстиция», N 2, 2000)

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В. БОРИСЕНКО

В. Борисенко, председатель военного суда Балтийского флота.

Военнослужащие как граждане Российской Федерации наделены теми же правами и свободами, которые присущи всем гражданам и изложены в Конституции РФ. В силу особенностей федеральной государственной службы на них действующим законодательством возложены дополнительные обязанности, а в понятие статуса, как это вытекает из ст. 1 Закона РФ «О статусе военнослужащих», входит и их ответственность.

Особое место среди видов ответственности занимает уголовная. Анализ понятия преступления, в том числе посягающего на порядок несения военной службы, позволяет прийти к выводу о существующей тесной взаимосвязи прав, обязанностей и ответственности военнослужащих, характеризующих их конституционно — правовой статус.

Правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления против военной службы является Конституция РФ, ст. 59 которой провозглашает защиту Отечества в качестве долга и обязанности гражданина Российской Федерации. Это требование запрещает гражданам уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, а военнослужащим — нарушать установленный порядок ее прохождения.

Военнослужащие несут уголовную ответственность на одинаковых для всех граждан основаниях независимо от воинского звания и занимаемой должности (ст. ст. 23, 28 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ). Однако с учетом особенностей правового положения они могут привлекаться к ответственности за совершение не только общеуголовных, но и особых, воинских преступлений (по установленным для них нормам военно — уголовного законодательства).

Ключевой нормой, определяющей содержание и пределы ответственности за преступления против военной службы, является ст. 331 УК, формирующая их понятие: «Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов».

Исходя из приведенной дефиниции, можно сделать вывод, что законодательство о воинских преступлениях отражает связь уголовного законодательства с военным строительством, его направленность на обеспечение боевой готовности войск уголовно — правовыми средствами, возможность применения его в условиях военного времени и боевой обстановки, а также особый статус лиц — субъектов преступлений против военной службы с особенностями их ответственности за совершение преступлений.

Понятие преступлений против военной службы создает правовую базу для борьбы с данного рода посягательствами и для развития законодательства в соответствии с изменениями, происходящими в экономической, политической, военной и иных сферах общественной жизни. Воинское преступление — одна из угроз военной безопасности государства, его общественная опасность проявляется в причинении либо создании угрозы причинения вреда интересам военной безопасности страны.

Специфика уголовной противоправности преступлений против военной службы состоит в том, что они нарушают не только соответствующий уголовно — правовой запрет, но и правила несения военной службы, возложенные на военнослужащих обязанности, закрепленные в других законах, воинских уставах, иных нормативно — правовых актах. Содержание каждого воинского преступления можно уяснить только посредством анализа определенных военно — правовых норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность. Например, без обращения к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ нельзя уяснить сущность допущенных виновным нарушений правил караульной службы и наступивших при этом последствий.

Специфика содержания вины применительно к рассматриваемой категории преступлений заключается в том, что оно отражает их воинскую природу. Виновный определенным образом относится не просто к общественно опасному деянию и наступившим последствиям, а к деянию, образующему нарушение порядка прохождения военной службы, и к последствиям, выражающимся в причинении вреда боевой готовности воинского подразделения, военной безопасности государства.

Военно — служебные отношения делятся на общие и специальные. Общие воинские отношения — те, субъектами которых являются все военнослужащие: специальные — устанавливаются в особых сферах военно — служебной деятельности, связанных с решением определенных задач, их субъектами являются не все, а отдельные категории военнослужащих.

Деление воинских отношений на общие и специальные учтено при построении системы составов преступлений против военной службы: одни деяния нарушают общие отношения, другие — специальные. К первым относятся преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. ст. 332 — 336 УК), против порядка пребывания на военной службе (ст. ст. 337 — 339 УК), а также против порядка сбережения военного имущества (ст. ст. 345 — 348 УК). Остальные преступления носят специальный характер — против установленного порядка несения специальных видов военной службы (ст. ст. 340 — 344 УК), а также против установленного порядка безопасного использования отдельных военно-технических средств (ст. ст. 349 — 352 УК).

Специальный характер объекта преступления против военной службы, каковым является порядок ее прохождения, определяет и специфику посягательства на него. Оно выражается в нарушении тех или иных закрепленных воинскими уставами, иными нормативно — правовыми актами правил исполнения служебных обязанностей.

Последствия нарушения порядка прохождения военной службы — это всегда вред, связанный с ослаблением обороноспособности войск, их боевой способности, неисполнением тех задач, которые стоят перед воинским подразделением, созданием угроз для различных объектов, защиту которых воинское подразделение осуществляет.

Следует обратить внимание, что уголовное законодательство, правовое положение и особенности статуса военнослужащих предусматривают некоторые особенности обстоятельств, исключающих преступность деяния в условиях военной службы.

Глава 8 УК РФ к обстоятельствам, исключающим преступность деяния, относит необходимую оборону (ст. 37), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38), крайнюю необходимость (ст. 39), физическое или психическое принуждение (ст. 40), обоснованный риск (ст. 41) и исполнение приказа или распоряжения (ст. 42). Нормы об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, на общих основаниях применяются и к военнослужащим, действовавшим в той или иной ситуации в строгом соответствии с их требованиями.

При применении отдельных норм гл. 8 УК к военнослужащим необходимо учитывать особенности военной службы как особого вида государственной службы, которая связана с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В полном соответствии со ст. 55 Конституции РФ в ч. 2 ст. 1 Закона РФ «О статусе военнослужащих» закреплена возможность некоторых ограничений их общегражданских прав и свобод, обусловленных особенностями военной службы, и необходимость их компенсации льготами.

Особенности военной службы и статуса военнослужащих в определенных ситуациях обусловливают признание необходимой обороны не только правом военнослужащих, но и их правовой обязанностью. При несении боевого дежурства (боевой службы), караульной и других специальных служб, признаваемых выполнением боевой задачи, военнослужащие не вправе, ссылаясь на состояние крайней необходимости, уклониться от выполнения воинских обязанностей, даже если их жизни угрожает опасность.

Воинские уставы обязывают военнослужащего беречь оружие, боевую технику и другое военное имущество, выручать товарищей из опасности, быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну, в случае нарушения отдельными военнослужащими уставных правил взаимоотношений немедленно принять меры к наведению порядка. Таким образом, защита интересов Вооруженных Сил, воинского правопорядка, жизни и здоровья командиров и сослуживцев от общественно опасных посягательств является уставной обязанностью военнослужащих. Выполняя эти обязанности, военнослужащий может оказаться в состоянии необходимой обороны и защищать те или иные интересы путем причинения вреда посягающему (например, защита командира или сослуживца от нападения хулиганов, отражение нападения преступника, попытавшегося завладеть оружием, секретными документами и т. п.). Пределы правомерности таких действий должны определяться в соответствии с требованиями ст. 37 УК, а уклонение от их совершения может быть признано воинским правонарушением.

Состояние необходимой обороны может возникать при выполнении военнослужащими специальных обязанностей: несения караульной, пограничной службы, службы по охране общественного порядка, боевого дежурства, патрулирования в гарнизоне и др. Военнослужащий, входящий в состав караула, пограничного наряда, дежурного подразделения или патрульного наряда, обязан защищать соответствующие объекты от общественно опасных посягательств. Для этого он наделяется необходимыми правами вплоть до применения оружия. Отражая посягательства на охраняемые объекты, военнослужащий действует в состоянии необходимой обороны. В то же время оборонительные действия совершаются в порядке исполнения специальных обязанностей военной службы, регулируемых законами, воинскими уставами и другими военно — правовыми актами. Уклонение от выполнения их требований при определенных условиях образует состав того или иного воинского преступления.

В состоянии необходимой обороны действуют военнослужащие внутренних войск МВД, если, выполняя обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в строгом соответствии с Законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» применяют специальные средства, а в исключительных случаях и оружие для отражения нападения на граждан, личный состав внутренних войск, сотрудников органов внутренних дел, для освобождения заложников, захваченных охраняемых объектов, боевой техники и т. п.

Действия военнослужащих, как и работников милиции или других должностных лиц, превысивших пределы необходимой обороны при отражении общественно опасного посягательства, должны быть квалифицированы по общим правилам о превышении пределов необходимой обороны. Если названные лица, отражая общественно опасные посягательства на охраняемые законом интересы не только по праву, но и в силу обязанностей по службе находятся в состоянии необходимой обороны и правомерность их действий определяется на основании ст. 37 УК, то и за превышение пределов необходимой обороны они должны отвечать по соответствующим статьям УК о преступлениях против жизни и здоровья.

При крайней необходимости (ст. 39 УК) сталкиваются два различных интереса, причем сохранение одного достигается нарушением другого. Действия лица, оказавшегося в состоянии крайней необходимости, направлены на охрану одних, более важных, интересов путем нарушения других, менее важных, но также охраняемых законом.

В условиях военной службы предотвращение грозящей опасности одним интересам путем причинения вреда другим в определенных случаях становится для военнослужащего правовой обязанностью. Например, в военное время оставление воинским начальником противнику укреплений, боевой техники и других средств ведения войны может признаваться преступлением, если оно не вызывалось боевой обстановкой. Если же укреплениям или другим средствам ведения войны грозит непосредственная опасность захвата противником и использованы все возможные меры для их спасения, командир (начальник), действуя в состоянии крайней необходимости, обязан принять меры к их уничтожению.

Военнослужащий не может уклониться от выполнения своего воинского долга, даже если это связано с опасностью для его жизни. Поэтому нет состояния крайней необходимости, например, в условиях боевой обстановки, когда военнослужащий для сохранения своей жизни, которой угрожает опасность в связи с выполнением воинского долга, нарушает требования присяги и уставов.

Согласно Уставу гарнизонной и караульной службы часовой не может оставить свой пост, пока не будет сменен или снят, даже если его жизни угрожает опасность. Ответственность за самовольное оставление поста предусмотрена ст. 342 УК.

Вместе с тем актом крайней необходимости могут быть признаны случаи, когда военнослужащий для устранения опасности, грозящей личности или другим охраняемым законом интересам, допускает нарушение тех или иных требований воинской дисциплины. Если, например, военнослужащий, спасая тонущего в реке ребенка или участвуя в тушении пожара, опаздывает из увольнения, то он действует в состоянии крайней необходимости.

Особое значение в условиях военной службы имеет такое обстоятельство, как исполнение приказа начальника (ст. 42 УК).

Суть принципа единоначалия состоит в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира, исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа не допускается (ст. 30 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ).

В отличие от общеуголовного законодательства, которое не знает специальных норм об ответственности за невыполнение служебного приказа, военно — уголовное признает неисполнение приказа начальника воинским преступлением (ст. 332 УК). Поэтому точное выполнение приказа начальника освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по приказу, и за их последствия.

Устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов командиров, воинские уставы исходят из презумпции их законности и соответствия интересам службы. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника. Закон «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает, что командирам запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры, отдавшие такие приказы и распоряжения, привлекаются к ответственности. За отдачу приказов и распоряжений, выполнение которых привело к общественно опасным последствиям, командиры могут быть привлечены к уголовной ответственности. Подчиненный, выполнивший приказ или распоряжение, не осознавая его незаконный характер, не может нести ответственности за свои действия и их последствия. В соответствии с уставным требованием о беспрекословном и точном выполнении приказов подчиненный не должен обсуждать приказ. Поэтому он не подлежит ответственности и в тех случаях, когда сомневался в законности выполняемого приказа или распоряжения и мог осознавать, что, выполняя его, совершает общественно опасное деяние.

Вместе с тем строгая воинская дисциплина основана не на слепом повиновении и страхе наказания, а на высокой сознательности личного состава, глубоком понимании каждым военнослужащим своего долга и ответственности за защиту Отечества. Принцип беспрекословного повиновения предполагает строгое соблюдение военнослужащими Конституции и других законов Российской Федерации, порядка и правил, установленных для обеспечения боевой готовности войск и сил флота. Это закреплено в тексте военной присяги. Военнослужащий клянется свято соблюдать Конституцию РФ, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Умышленное совершение военнослужащим общественно опасных действий по заведомо для него преступному приказу начальника, как противоречащее самим основам воинской дисциплины и правосознанию воинов, влечет за собой уголовную ответственность.

Особый характер военно — служебной деятельности в сочетании с ее исключительной опасностью и обязательностью обусловливает необходимость уголовно — правовой охраны интересов военной службы, использования уголовного права как средства принуждения к соблюдению установленного порядка прохождения военной службы и решения, по возможности, специальных воинских задач исправления военнослужащих, совершивших преступления, предупреждения с их стороны новых общественно опасных деяний, а также защиты от преступных посягательств граждан.

Изучение и анализ состояния судимости военнослужащих, а также наступивших последствий от совершаемых ими преступлений, позволяет сделать следующие выводы: во-первых, в процессе противоправных действий военнослужащих существенным образом нарушаются конституционные права граждан, в том числе и военнослужащих; во-вторых, грубым образом военнослужащими нарушаются общие, должностные и специальные обязанности; в-третьих, совершение военнослужащими воинских преступлений — одна из угроз военной безопасности государства и ее обороноспособности.

Из числа осужденных военнослужащих более 50% совершили преступления против военной службы. Наиболее распространены корыстные преступления и нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

Анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, свидетельствует о том, что они стали возможными в силу неисполнения или ненадлежащего исполнения военнослужащими, их совершившими, своих общих и специальных обязанностей, а также в связи с грубыми нарушениями командирами (начальниками) должностных обязанностей по обеспечению уставного порядка и контроля за личным составом.

Среди командиров, в том числе офицеров, прапорщиков и мичманов, преобладает озабоченность соблюдением требований Закона «О статусе военнослужащих» в части их статуса, лишь касающейся прав и свобод. При этом о своих обязанностях и ответственности за их ненадлежащее исполнение многие забывают, что свидетельствует о кризисе нравственности и неготовности части военнослужащих, в том числе и офицеров, в основном молодых, к добросовестному исполнению обязанностей военной службы.

С целью обеспечения гармоничного сочетания всех составляющих статуса военнослужащих, представляется необходимым принять законодательные акты, предусматривающие четкие и действенные механизмы его соблюдения в части их прав и свобод, а также компенсаций, связанных с условиями несения военной службы. Необходимо значительно поднять уровень льгот, что позволит повысить престиж военной службы и на этой основе ответственность военнослужащих за исполнение обязанностей военной службы и значительно сократить число военнослужащих, привлеченных к уголовной ответственности, укрепить боевую готовность войск.

——————————————————————