Порядок организации воинского учета

(Тищенко А. Г.) («Право в Вооруженных Силах», N 10, 2000)

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ВОИНСКОГО УЧЕТА

А. Г. ТИЩЕНКО

А. Г. Тищенко, капитан юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

17 лет. По достижении этого возраста гражданин Российской Федерации обязан стать на первоначальный воинский учет в военном комиссариате того района, в котором он проживает <*>. ——————————— <*> Если в населенном пункте, в котором проживает гражданин, нет военкомата, то на воинский учет ему необходимо стать в органах местной администрации.

Воинский учет — это государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных ресурсов (ч. 2 ст. 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о воинском учете» от 25 декабря 1998 г. N 1541; далее — Положение о воинском учете). На воинский учет решением комиссии ставятся все граждане, подлежащие постановке на воинский учет и прошедшие комиссию, независимо от категории их годности к военной службе по состоянию здоровья, в том числе и направленные решением комиссии на медицинское обследование. В отношении граждан, признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, комиссия принимает решение о вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении их в запас, а в отношении признанных не годными к военной службе — об освобождении их от исполнения воинской обязанности. Сведения о гражданах, поставленных на воинский учет, заносятся в учетно — алфавитную книгу призывников в день принятия решения о постановке их на воинский учет (ч. ч. 1 — 3 ст. 17 приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 6 сентября 1999 г. N 400). Не обязаны состоять на воинском учете следующие категории граждан: — освобожденные от исполнения воинской обязанности в установленном Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. порядке; — проходящие военную или альтернативную гражданскую службу; — отбывающие наказание в виде лишения свободы; — постоянно проживающие за пределами РФ (п. 1 ст. 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.). Первоначальная постановка граждан на воинский учет проводится в целях установления их численности, категории годности к военной службе по состоянию здоровья, образовательного уровня и приобретенной специальности, профессиональной пригодности для подготовки по военно — учетным специальностям и должностям, проведения предварительного распределения их по видам Вооруженных Сил, родам войск, другим войскам, воинским формированиям и органам (ст. 6 приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 6 сентября 1999 г. N 400). Необходимо знать, что данная обязанность возникает не со дня достижения гражданином 17-летнего возраста, а в период с 1 января по 31 марта того года, в котором ему исполнится 17 лет. Поэтому не стоит удивляться, если повестка военного комиссариата будет получена гражданином, например, 5 января 2001 г., несмотря на то, что датой его дня рождения является 31 декабря 1984 г. Кроме того, если по каким-либо причинам гражданин не стал на первоначальный воинский учет в установленные сроки, то это не значит, что его поставят на учет в следующем году в период с 1 января по 31 марта. Решением военного комиссара указанный гражданин может быть поставлен на воинский учет в течение всего календарного года после проведения медицинского освидетельствования (ч. 3 ст. 7 приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 6 сентября 1999 г. N 400). О повестке военного комиссариата стоит поговорить подробнее. Это документ установленной формы, который оформляется ответственными за военно — учетную работу должностными лицами военкомата. По сути — это уведомление тому лицу, которому адресована повестка и которое обязывает его прибыть в указанные место и срок для проведения тех или иных мероприятий. В нашем случае это мероприятия, связанные с первоначальной постановкой граждан на воинский учет. Вручение повесток военного комиссариата производится через должностных лиц органов местного самоуправления, на которых возложено ведение первичного учета, руководителей организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, руководителей и должностных лиц организаций, ответственных за военно — учетную работу, в которых гражданин учится или работает, как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки на комиссию по постановке граждан на воинский учет. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане, не обучающиеся в образовательных учреждениях (ст. 11 приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 6 сентября 1999 г. N 400). Повестка военного комиссариата является основанием для того, чтобы уполномоченные на то должностные лица организаций или образовательных учреждений, в которых гражданин работает или учится, предоставили ему возможность своевременной явки в место и срок, указанные в повестке (п. 1 ст. 6 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.). Для этого гражданину необходимо предъявить повестку своему прямому начальнику или руководителю (в том случае если повестка вручалась гражданину не через соответствующих работников организаций или образовательных учреждений), который в этом случае обязан освободить его от учебных или трудовых обязанностей на время, обеспечивающее возможность своевременно выполнить требование, указанное в повестке. При этом: — за гражданином сохраняется место постоянной работы или учебы и выплата среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 10 минимальных размеров оплаты труда; — гражданину возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно. Необходимо заметить, что перечисленные гарантии сохраняются за ним на время исполнения воинской обязанности во всех случаях, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе или призывом (п. 1 ст. 6 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.). Ответ на вопрос, как на практике воспользоваться предоставленными правами по возврату указанных выше расходов, дает Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке сохранения среднего заработка и возмещения командировочных расходов лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности» от 14 февраля 1994 г. N 112. В этом Постановлении сказано, что сохранение за гражданами, участвующими в указанных мероприятиях, среднего заработка и возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья, а также возмещение командировочных расходов производится предприятиями (организациями, учреждениями), на которых они работают, на основании выданных военными комиссариатами справок о фактическом времени пребывания гражданина в военном комиссариате. Компенсация предприятиям (организациям, учреждениям) соответствующих расходов производится военными комиссариатами на основании выставляемых предприятиями (организациями, учреждениями) счетов. Военные комиссариаты должны перечислить денежные средства не позднее месячного срока со дня получения счета предприятия (организации, учреждения). На день подготовки этого материала норма суточных при оплате командировочных расходов составляла 55 рублей, а возмещение расходов по найму (поднайму) жилья при наличии документов, подтверждающих факт найма (поднайма) жилья, не могло превышать 270 рублей за сутки. В случае отсутствия указанных документов расходы по найму (поднайму) жилья возмещаются в размере 7 рублей за сутки (Приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации» от 13 августа 1999 г. N 57н). В отсутствие специального нормативного правового акта (т. е. такого, который прямо устанавливал бы порядок возмещения гражданину указанных расходов) и исходя из смысла ст. 6 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. можно сделать вывод: установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1994 г. N 112 порядок возмещения указанных выше расходов может применяться и по отношению к гражданам, обязанным встать на воинский учет или подлежащим призыву на военную службу. Если гражданин не работает и не учится, то при получении повестки военкомата он, тем не менее, обязан прибыть в военкомат по месту жительства для постановки на первоначальный воинский учет (п. 4 ст. 9 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.). Нелишним будет также знать, какие обязанности по воинскому учету в полном объеме согласно ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. установлены для гражданина, достигшего 17-летнего возраста. Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны: — состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а если его нет, — то в органах местного управления; — явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в орган, осуществляющий воинский учет по месту своего жительства, имея при себе: а) при первоначальной постановке на воинский учет — паспорт гражданина Российской Федерации; б) при последующих вызовах — паспорт гражданина Российской Федерации и удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Если гражданин имеет водительское удостоверение на право управления транспортным средством, то он должен взять его с собой в обоих случаях; — сообщить в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства об изменении своего семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования; — сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства или временного пребывания либо по возвращении в Российскую Федерацию; — бережно хранить удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а впоследствии и военный билет. В случае утраты указанных документов в 2-недельный срок сообщить об этом в военный комиссариат; — выполнять изложенные в повестке военного комиссариата требования; — являться в военный комиссариат лично для постановки на учет или снятия с учета. Причем порядок снятия с воинского учета предусматривает подачу письменного заявления на имя военного комиссара с изложением соответствующей просьбы и указанием причины, по которой необходимо сняться с воинского учета. Невыполнение гражданином указанных обязанностей в добровольном порядке влечет за собой меры принудительного характера на предмет выявления гражданина и постановки его на воинский учет, а также применения к нему соответствующих административных санкций (ст. 191 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. в действующей редакции). О постановке на воинский учет военный комиссариат в паспорте гражданина должен сделать отметку (ст. ст. 11 — 13 Положения о воинском учете). Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется уже упомянутой нами комиссией по постановке на воинский учет, в «объятия» которой и попадет гражданин по прибытии в военный комиссариат для этой цели (п. 6 ст. 9 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.). Состав комиссии, обязанности и порядок ее работы установлены п. п. 5 — 7 ст. 9 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. и ст. 9 Положения о воинском учете. Стоит лишь заметить, что председатель комиссии либо по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданину решение комиссии и разъяснить его обязанности по воинскому учету. Решение комиссии может быть одним из следующих: — признать гражданина годным к военной службе по состоянию здоровья, определить его пригодность к подготовке по тем или иным военно — учетным специальностям и принять решение о постановке на воинский учет; — признать гражданина ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, принять решение о постановке на воинский учет и внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении его в запас; — признать гражданина не годным к военной службе по состоянию здоровья и внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос об освобождении его от исполнения воинской обязанности (п. 6 ст. 9 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.). Необходимо пояснить, что при зачислении в запас гражданин освобождается от призыва на военную службу, но не освобождается от воинской обязанности вообще. За ним сохраняется обязанность состоять на воинском учете и проходить военные сборы. Только признание гражданина не годным к военной службе по состоянию здоровья освобождает его: — от обязанности состоять на воинском учете; — от обязанности подготовиться к военной службе; — от призыва и прохождения военной службы по призыву; — от пребывания в запасе; — от призыва на военные сборы и прохождения военных сборов, т. е. от исполнения воинской обязанности. Как уже было сказано выше, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. предусмотрена ответственность за уклонение от постановки на воинский учет. Однако эта ответственность не возникает, если причины неявки в военный комиссариат были уважительными. Уважительными причинами законодатель назвал нижеследующие обстоятельства: — заболевание или увечье гражданина, связанное с утратой трудоспособности; — тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; — препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина. Под непреодолимой силой понимается препятствие стихийного характера (пожар, наводнение, землетрясение, обвал в горах, авария на транспорте и т. п.). Эти причины являются уважительными только при наличии их документального подтверждения врачом или местной администрацией или органом милиции по месту постоянного жительства. Кроме того, комиссией по постановке на воинский учет или судом уважительными могут быть признаны иные причины неявки в военкомат (ст. 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.). Отдельно следует рассмотреть порядок постановки на учет и снятия с воинского учета граждан, работающих в населенных пунктах, расположенных за Северным полярным кругом, а также в северных районах Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия) и Республики Коми, Хабаровского и Красноярского краев, Иркутской, Читинской, Магаданской, Камчатской и Сахалинской областей. Если гражданин работает в каком-либо из перечисленных регионов, то по решению соответствующего военного комиссара (т. е. военного комиссара, который возглавляет военный комиссариат по месту постоянного жительства гражданина) он может быть освобожден от обязанности лично явиться в орган, осуществляющий воинский учет, для постановки или снятия с воинского учета. При этом необходимые для постановки на воинский учет или снятия с него документы в органы, осуществляющие воинский учет, должны быть доставлены администрацией организации, в которой работает гражданин (ст. 35 Положения о воинском учете). Существуют определенные особенности воинского учета граждан, характер и условия работы которых связаны с выездами с постоянного места жительства. Если гражданин работает на морских и речных судах и проживает постоянно в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда, то он должен состоять на воинском учете по месту своего жительства. Но если гражданин не проживает постоянно в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда, то он должен состоять на воинском учете по месту расположения кадровых органов соответствующих пароходств, управлений и баз флотов и флотилий. В случае перебазирования морских и речных судов на период зимней навигации из портов приписки в другие порты гражданин должен остаться на воинском учете в тех органах, в которых он ранее состоял на воинском учете. Если гражданин убывает на работу в Антарктиду или на острова Северного Ледовитого океана, то он должен сняться с воинского учета по месту жительства и сдать документы воинского учета на хранение в кадровые органы организаций, направивших его на работу в эти районы. По возвращении он должен получить документы воинского учета и справку с указанием места работы и продолжительности пребывания в Антарктиде или на островах Северного Ледовитого океана в кадровых органах соответствующих организаций. После этого гражданин должен прибыть в военный комиссариат по месту постоянного жительства для постановки на воинский учет. Граждане, работающие на гидрометеостанциях, расположенных на островах и в отдаленных населенных пунктах Крайнего Севера и Дальнего Востока, состоят на воинском учете в военных комиссариатах по месту нахождения управлений гидрометеослужбы и арктических радиометеоцентров. При временном убытии из отдаленных местностей (на срок не более 3 месяцев) граждане с воинского учета не снимаются, но сообщают об этом лично или через администрацию организации в органы, где они состоят на воинском учете. Если гражданин работает в полевых геологических и топографо — геодезических организациях, в поисковых, разведочных, съемочных, гидрогеологических, геофизических, лесо — и землеустроительных экспедициях, партиях и отрядах, на линейных строительно — монтажных и специализированных поездах, на путевых и машинных станциях, в передвижных механизированных и специализированных колоннах, в тоннельных, мостостроительных, плавучих отрядах (участках), в строительно — монтажных и пусконаладочных организациях, в управлениях механизации и подводно — технических работ, а также в других приравненных к ним организациях и не проживает постоянно в местах работы, то в этом случае он должен состоять на воинском учете в органах, осуществляющих воинский учет по месту нахождения этих организаций. Постановку на воинский учет граждан, принимаемых на работу в указанные организации, или снятие с воинского учета граждан, увольняемых с работы, осуществляет администрация этих организаций (ст. ст. 33 — 34 и ст. 36 — 38 Положения о воинском учете). В день первоначальной постановки гражданина на воинский учет ему под личную подпись выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в котором проставляется оттиск штампа военного комиссариата о постановке на воинский учет. Гражданину разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, доводится порядок подготовки к призыву на военную службу и срок прохождения призывной комиссии (ст. 18 приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 6 сентября 1999 г. N 400). Первоначальная постановка на воинский учет граждан, обучающихся в суворовских военных училищах, нахимовских военно — морских училищах, военно — музыкальных училищах и кадетских корпусах, производится военным комиссариатом по месту дислокации училища на общих основаниях. Явка в военный комиссариат граждан указанной категории обеспечивается начальником училища в дни, определенные военным комиссаром района (ст. 20 приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 6 сентября 1999 г. N 400).

——————————————————————