Жизнь и здоровье военнослужащих — под охрану закона

(Калинин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», N 4, 2001)

ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ — ПОД ОХРАНУ ЗАКОНА

В. М. КАЛИНИН

Ежели кому по долговременных трудах воинских за чем служить в поле было невозможно, то каждый будет снабден Его Величества милостью, а без надлежащего призрения <*> никто оставлен не будет. Також чтоб все взирая и будучи в надежде на сию Его Царского Величества милость, ревнивее к службе относились. Петр I <**>

——————————— <*> «Призрение» — забота, внимание, обеспечение. <**> Цит. по: Военное законодательство Российской империи. Кодекс Русского Военного Права. М.: Военный университет, 1996. С. 214.

В. М. Калинин, майор юстиции, адъюнкт кафедры гражданского права Военного университета.

Издревне российский солдат представлялся народным защитником. Человек в погонах олицетворял дух народа, был символом национальной безопасности, так как фактор военной силы традиционно признавался определяющим в ее обеспечении. Жизнь и здоровье военнослужащего, а точнее, возмещение вреда, причиненного указанным нематериальным благам, в последнее время стало объектом внимания не только средств массовой информации, но и государства. Отсутствие должной заботы со стороны государства о гражданах, получивших травмы и увечья в ходе десятилетней войны в Афганистане, участия в «горячих точках» на Ближнем Востоке, ведения боевых действий на территории бывшего СССР и Чеченской Республики, да и «небоевые» потери <*> и увечья личного состава Вооруженных Сил РФ на фоне снижения материального обеспечения военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, заставляют поднять в очередной раз вопрос о государственном обеспечении защитников Отечества, ставших нетрудоспособными вследствие военных травм и увечий, а также семей, потерявших кормильцев. ——————————— <*> «Небоевые потери» составили: 1997 г. — 1103 чел., 1998 г. — 1060 чел., 1999 г. (январь — сентябрь) — 625 чел., в 2000 г. только катастрофа АПЛ «Курск» унесла жизни 118 членов экипажа.

Военная служба является общественно полезным и государственно необходимым видом деятельности. Военнослужащие выполняют задачи в составе Вооруженных Сил, представляющих собой систему, основанную на принципах централизации, единоначалия и воинской дисциплины. Военная служба — форма реализации права гражданина на труд. Исполнение обязанностей военной службы связано с преодолением больших трудностей, чем при выполнении трудовых и иных обязанностей. Воинский труд — труд коллективный, где достигается слаженность посредством тренировок, учений, стрельб, походов и т. п. Интенсивность воинской деятельности в совокупности с повышенным профессиональным риском создает условия, отличные от условий других видов деятельности, и требует высоких психологических и физических качеств. Еще в 1909 г. видный российский ученый А. М. Добровольский отмечал значение правовых гарантий материального обеспечения военнослужащих: «…жизнь человека не имеет цены, и военнослужащий, жертвующий своей жизнью для блага Родины, никогда не сможет получить от государства соответственного материального вознаграждения, следовательно, здесь взаимного и соответственного оказания услуг со стороны государства быть не может. Юридическая природа денежного содержания состоит в том, что его размеры определяются… не соответственно количеству и качеству производимой работы, а назначаются соответственно тому положению, которое занимает на государственной службе служащий. Ввиду публичного характера содержания, размер его не может быть предметом частного соглашения между служащим и государством; размер содержания всегда определяется объективными нормами сообразно чину и классу должности; эти нормы издаются в законодательном порядке в виде специальных законов…». Только законодательно установленные гарантии материального обеспечения на случай причинения вреда жизни или здоровью военнослужащего могут реально обеспечить права военнослужащих и членов их семей. В настоящее время право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, нельзя признать гарантированным. Об этом свидетельствуют как судебная практика, так и сравнительно — правовые исследования. В средствах массовой информации неоднократно поднимался вопрос о затянувшихся на годы судебных процессах в Пресненском суде г. Москвы по искам отцов и матерей, чьи сыновья погибли, исполняя воинский долг на территории Чеченской Республики. Министерство обороны и представители воинских частей считают иски о возмещении морального вреда и возмещении утраченного заработка необоснованными, ссылаясь на особый порядок возмещения военнослужащим вреда в порядке обязательного страхования и единовременных выплат (120 окладов на случай смерти или 60 — при утрате трудоспособности), на «повышенное» денежное довольствие в период пребывания в зоне вооруженного конфликта либо на отсутствие вины со стороны МО РФ или воинской части, а также на общепризнанный риск причинения вреда жизни или здоровью в процессе воинской деятельности. Какие же выплаты предусмотрены законодательством в случаях причинения вреда здоровью военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы <*>? ——————————— <*> Возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, будет рассмотрено в ближайших номерах журнала.

Остановимся на двух случаях причинения вреда здоровью: 1) вред причинен военнослужащему в условиях «мирного» времени при повседневной воинской деятельности; 2) вред причинен в условиях повышенного профессионального риска, в том числе при выполнении боевых задач. 1. Право военнослужащего на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью при исполнении обязанностей военной службы, тесно связано с проблемами разграничения норм различных отраслей права, направленных на восстановление имущественных прав потерпевших. Это не только гражданско — правовой институт возмещения вреда, но и другие правовые институты: страхования, уголовно — правовой ответственности, государственного социального обеспечения, льготы и выплаты в соответствии с военно — административными нормами и др. Таким образом, в широком смысле слова субъективное право военнослужащего на возмещение вреда основано на нормах различных отраслей права, и его можно условно разделить на следующие составляющие: а) право на страховое возмещение; б) право на пенсионное обеспечение; в) права, основанные на нормах гражданского законодательства: — на возмещение утраченного заработка и дополнительно понесенных расходов (гл. 59 ГК РФ); — на компенсацию морального вреда (ст. 151 ГК РФ); г) право на льготы и дополнительные выплаты, установленные военным законодательством. В узком смысле слова под возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, следует понимать возмещение вреда в порядке гражданско — правовой ответственности воинской части (т. е. права военнослужащего, указанные в п. «в»). В практике реализации прав военнослужащих возникает вопрос о соотношении норм о гражданско — правовой ответственности воинской части и норм о страховании, пенсионном обеспечении, норм военного законодательства. Страхование жизни и здоровья военнослужащих следует считать дополнительной гарантией восстановления имущественных прав военнослужащих и членов их семей. В отличие от возмещения вреда в порядке гражданско — правовой ответственности страхование не может и не должно учитывать индивидуальные особенности военнослужащего, в том числе и его заработок (доход). Оно призвано гарантировать определенную сумму выплаты при наступлении страхового случая. Суммы, выплаченные в порядке обязательного государственного страхования, не должны засчитываться в возмещение вреда в порядке гражданско — правовой ответственности. Ст. 1084 ГК РФ прямо на это не указывает, но по существу выплат, не принимаемых во внимание при расчете среднемесячного заработка (пенсии, пособия, иные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда), страховые выплаты подпадают под определение «иных выплат».

Статья 1084. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных либо иных обязательств

Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Несмотря на особый правовой статус военнослужащих, реализующих конституционное право на труд посредством прохождения военной службы, законодательство о страховании их жизни и здоровья несколько «отстает» от основ социального страхования работников. Так, в соответствии со ст. ст. 8 — 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» застрахованному лицу должны быть выплачены следующие виды обеспечения по страхованию: 1) пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем и выплачиваемое за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 2) страховые выплаты: единовременная страховая выплата застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ежемесячные страховые выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти; 3) оплата дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на: дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств; посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; санаторно — курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания; протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному для трудовой деятельности и в быту; обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и оплату расходов на горюче — смазочные материалы; профессиональное обучение (переобучение). Сложностью (невозможностью) заранее предусмотреть размер компенсации морального вреда обусловлено наличие в указанном Законе положения о том, что моральный вред, причиненный в связи с несчастным случаем на производстве, возмещается причинителем вреда (причем только в судебном порядке — ст. ст. 151, 1099 — 1100 ГК РФ). При причинении вреда гражданину при исполнении им трудовых обязанностей работодатель, выплативший страховое возмещение, возмещает вред в части, превышающей суммы страхового возмещения, т. е. страхование от несчастных случаев на производстве следует признать страхованием гражданско — правовой ответственности (ст. 1072 ГК РФ). Законодатель позволяет (ст. 1084 ГК РФ) отношения по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего, регулировать специальными законами или договором (для работников), при условии, что объем возмещения в этом случае больше, нежели установлен гражданским законодательством, либо вред может возмещаться в части, превышающей выплаты в порядке страхования ответственности за причиненный вред (ст. 1072 ГК РФ). Обязательное государственное страхование жизни или здоровья военнослужащих не является страхованием ответственности, поэтому при причинении вреда военнослужащему страховые суммы, выплаченные в порядке, установленном Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…» от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, не должны приниматься во внимание при исчислении утраченного заработка. Государственное пенсионное обеспечение, как прямо предусмотренное ст. 1084 ГК РФ, также не учитывается при расчете утраченного заработка и не является повышенным возмещением вреда. Единовременное пособие, выплачиваемое в порядке, установленном ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», действительно, считается специальной выплатой, но признавать его «повышенным возмещением вреда», допустимым нормой ст. 1084 ГК РФ и исключающим при этом возмещение в объеме гражданского законодательства, нет оснований. Единовременное пособие, являясь одним из видов выплат в возмещение вреда, имеет место в отечественном законодательстве о причинении вреда работнику при исполнении им трудовых обязанностей. Гражданское законодательство (ст. 1084 ГК РФ) допускает установление дополнительных единовременных выплат в индивидуальном порядке — в соответствии с договором, заключаемым между работником и администрацией. Для военнослужащих единовременные пособия могут быть установлены только специальными нормативными актами, так как материальное обеспечение государственных служащих осуществляется на основе соответствующих нормативных актов в пределах бюджетных средств. Единовременное пособие, выплачиваемое военнослужащему, значительно больше по размеру, нежели пособие работника, исполняющего трудовые обязанности на предприятии, и его размер правомерно считать «повышенным».

——————————————————————