К вопросу об оплате дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения

(Трофимов Е. Н.) ("Право в Вооруженных Силах", 2014, N 2) Текст документа

К ВОПРОСУ ОБ ОПЛАТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ПРЕВЫШАЮЩЕЙ УСТАНОВЛЕННУЮ НОРМУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Е. Н. ТРОФИМОВ

Трофимов Е. Н., юрист, подполковник юстиции в запасе.

В статье приводится краткий анализ Постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 942, его принципиальное отличие от ранее существовавшего порядка реализации права военнослужащего на получение жилого помещения общей площадью, превышающей нормы предоставления жилья. В статье также обозначены некоторые проблемы реализации указанного права, связанные со снятием ограничений площади жилого помещения, предоставляемого военнослужащему сверх установленных норм.

Ключевые слова: Постановление Правительства, приказ Министра обороны, компенсация затрат федерального бюджета, судебное решение, апелляционное определение, неосновательное обогащение, коррупционная составляющая.

On the guestion of payment for additional total area of premises exceeding the establishend norm of providing area of the premises E. N. Trofimov

The article provides a brief analysis of the Government of Russian Federation dated October 24, 2013 N 942, its fundamental difference from the pre-existing order of realization of the right to receive a serviceman premises with a total area exceeding the norm of providing housing. The article also highlights some of the problems of implementation of the rights associated with the removal of restrictions area of the premises provided by the soldier over the established norms.

Key words: Resolution of the Government, Minister of Defence, the compensation cost of the federal budget, judgment, appeal determination, unjust enrichment, corruption component.

В соответствии с п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ) при предоставлении гражданам, указанным в абз. 3 и 12 п. 1, п. 13 и абз. 1 п. 14 названной статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с данным Федеральным законом, указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 названного Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан. Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 вышеназванного Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации. Впервые законодательно возможность оплаты военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, была установлена Федеральным законом от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ, дополнившим ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" п. 16, который и в редакции, действовавшей до 1 января 2014 г., предусматривал, что порядок такой оплаты определяется Правительством Российской Федерации. Почти через два года, 24 октября 2013 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 942 были наконец утверждены Правила оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Указанное Постановление вступило в силу с 6 ноября 2013 г. и подлежит применению, несмотря на изменение с 1 января 2014 г. редакции п. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Ранее, вопреки требованиям федерального законодательства, порядок оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, был установлен Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 г. N 1450дсп "Об утверждении Порядка взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения". Следует отметить, что приведенный Приказ был подписан Министром обороны Российской Федерации еще до установления федеральным законодателем возможности оплаты военнослужащими дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения. Соответствующие изменения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" были внесены лишь Федеральным законом от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ, тогда как соответствующий Приказ Министра обороны Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации N 1450дсп) был подписан еще 22 августа 2011 г. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 г. имел гриф "дсп" и не проходил регистрацию в Минюсте России, поэтому многими юристами высказывалось обоснованное предположение о его возможном несоответствии действующему законодательству <1>. -------------------------------- <1> См. более подробно: Трофимов Е. Н. О реализации жилищных прав военнослужащих и членов их семей при несоответствии площади распределенного жилья нормам предоставления жилых помещений, установленным действующим законодательством. История вопроса и первые шаги практической реализации // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 12.

В последующем Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 апреля 2012 г. N 1154 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 г. N 1450дсп был признан утратившим силу. За период действия Приказа Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 г. N 1450дсп и после признания его утратившим силу тысячи военнослужащих вносили свои собственные денежные средства в счет компенсации затрат федерального бюджета за превышение общей площади жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления жилого помещения, на основании средней рыночной стоимости одного квадратного метра. Это сотни миллионов рублей. При этом в извещениях о распределении жилого помещения и в платежных документах в обоснование компенсации затрат федерального бюджета дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, указывался Приказ Министра обороны Российской Федерации 2012 г. N 031, который, как следует из его номера, является секретным, а его соответствие законодательству также вызывает большие сомнения. Таким образом, вплоть до момента введения в действие Правил оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 942 (до 6 ноября 2013 г.), отсутствовали бесспорно легитимные нормативные правовые акты, регламентирующие условия и порядок осуществления военнослужащими платежей за дополнительную общую площадь жилого помещения, превышающую норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Указанные обстоятельства породили множество судебных исков, результаты рассмотрения которых в различных судах нередко являлись диаметрально противоположными. Для примера приведем два судебных решения, вступивших в законную силу после апелляционного обжалования. Так, Ейский городской суд, рассмотрев исковое заявление Л. к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" о защите прав потребителя, взыскании неосновательного обогащения в натуре и процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неосновательного получения (дело N 2-2638/2012), решением от 11 декабря 2012 г. удовлетворил требования истца в полном объеме: - признал решение начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении жилого помещения по договору социального найма от 15 ноября 2011 г. N 1802 в части взимания с Л. компенсации затрат федерального бюджета незаконным; - постановил взыскать с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" в пользу Л. неосновательное обогащение, проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неосновательного получения <2>. -------------------------------- <2> URL: http://www. nachfin. info/ SMF/?topic=17679.0.

В обоснование вынесенного решения суд первой инстанции указал, что по общему правилу, приведенному в ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 г. N 1450дсп утвержден Порядок взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения. Вместе с тем ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни иной федеральный закон или нормативный правовой акт Президента или Правительства Российской Федерации не наделяют Министра обороны Российской Федерации правами по взиманию денежных средств с военнослужащих за предоставление им жилых помещений по договорам социального найма. Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан при увольнении с военной службы осуществляется за счет федерального бюджета, т. е. без какой-либо доплаты с их стороны. В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма является безвозмездным. Приказ Министра обороны Российской Федерации N 1450дсп не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликован для всеобщего ознакомления и в соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" не может влечь правовых последствий и служить основанием для регулирования соответствующих жилищных правоотношений. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 28 апреля 2012 г. N 1154 Приказ Министра обороны Российской Федерации N 1450дсп признан утратившим силу. Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). На основании вышеизложенной позиции суд первой инстанции посчитал, что денежные средства, внесенные Л. на соответствующий счет ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" в счет возмещения затрат федерального бюджета за дополнительную общую площадь жилого помещения, превышающую норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", являются для ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" неосновательным обогащением. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2013 г. (дело N 33-6396/13) решение Ейского городского суда от 11 декабря 2012 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения. Суд апелляционной инстанции в полном объеме поддержал позицию суда первой инстанции и указал, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставление ответчиками по договору социального найма жилого помещения за дополнительную плату является незаконным, а денежные средства, полученные ответчиками, подлежат возврату истцу как неосновательное обогащение. Также суд апелляционной инстанции признал правомерным взыскание с ответчиков в пользу истца процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неосновательного получения исходя из учетной ставки банковского процента на день вынесения судебного решения <3>. -------------------------------- <3> URL: http://base. consultant. ru/ cons/cgi/ online. cgi? req=doc; base=SOJ;n=573046.

Сведениями об отмене указанного Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2013 г. автор не располагает. Совершенно противоположное решение по аналогичному судебному спору было вынесено Октябрьским районным судом г. Екатеринбурга по исковому заявлению А. Так, Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга, рассмотрев исковое заявление А. к ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области", Министерству обороны Российской Федерации о взыскании неосновательного обогащения, своим решением от 5 декабря 2012 г. отказал в удовлетворении исковых требований А. (дело N 7323/2012) <4>. -------------------------------- <4> URL: http://oktiabrsky. svd. sudrf. ru/ modules. php? name= sud_delo&srv;_num= 1&name;_op=sf&delo;_id=1540005.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 2 апреля 2013 г. (дело N 33-4139/2013) решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 5 декабря 2012 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба А. - без удовлетворения <5>. -------------------------------- <5> URL: http://oblsud. svd. sudrf. ru/ modules. php? name=sud_delo&name;_op= doc&vnkod;=66OS0000&srv;_num= 1&number;=4764368&delo;_id= 5&text;_number=1.

Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции и пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции полностью соответствует обстоятельствам дела и спор по существу разрешен верно. В обоснование своей позиции суд апелляционной инстанции указал, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне (ч. 2 ст. 58 данного Кодекса). На основании указанного суд апелляционной инстанции констатировал, что действующий Жилищный кодекс Российской Федерации содержит ряд условий, соблюдение которых необходимо в случаях предоставления жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления. В ином случае предоставление жилого помещения невозможно. Также суд указал, что при применении жилищного законодательства в отношении военнослужащих следует учитывать, что основания и порядок обеспечения их жильем регулируются также Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и иными специальными нормативными правовыми актами, обусловленными их особым статусом. В частности, Федеральным законом "О статусе военнослужащих" государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 15 указанного Закона). Статьей 15.1 названного Закона установлено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с данным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (п. 1). Указанная норма с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома может превышать норму предоставления на семью не более чем на 9 квадратных метров (п. 3). На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции сделал вывод, что федеральным законом установлен предельный размер превышения нормы предоставления жилого помещения. Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами по делу, что предоставленное жилое помещение общей площадью превышает установленный федеральным законом предельный размер. При этом основания предоставления данного жилого помещения истцом не были оспорены. Напротив, как следует из материалов дела, истец, достоверно зная о превышении предельной общей площади жилого помещения, дала согласие на его предоставление. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции указал, что суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что компенсация затрат федерального бюджета не может быть признана неосновательным обогащением, поскольку обусловлена встречным исполнением в виде предоставления жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления, соответственно неосновательного обогащения в том смысле, который заложен в это понятие гражданским законодательством, в данном случае не наступило (выделено мной. - Е. Т.). Аналогичная позиция содержится и в ряде других судебных актов. Так, решением Самарского гарнизонного военного суда от 6 мая 2013 г. отказано в удовлетворении иска Л. о взыскании с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" в ее пользу денежных средств, уплаченных ею в счет компенсации затрат федерального бюджета за превышение общей площади распределенного жилого помещения. Апелляционным определением коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 9 июля 2013 г. решение Самарского гарнизонного военного суда от 6 мая 2013 г. оставлено без изменений, а апелляционная жалоба Л. - без удовлетворения <6>. При этом в обоснование вынесенного определения Приволжский окружной военный суд привел доводы, аналогичные тем, которые были указаны в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 2 апреля 2013 г. (дело N 33-4139/2013). -------------------------------- <6> URL: https://rospravosudie. com/ court-privolzhskij-okruzhnoj - voennyj-sud-samarskaya - oblast-s/ act-431000736/.

На основании анализа приведенных выше судебных актов видится, что судебные акты Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга, позиции Свердловского областного суда, Приволжского окружного военного суда в большей степени соответствуют действующему законодательству и основаны на верном толковании понятия неосновательного обогащения в соответствии с гражданским законодательством. Отличие утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 942 Правил от Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 г. N 1450дсп, не только в бесспорной их легитимности, но и в некоторых основных положениях. Так, п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" изначально предполагал и предполагает, что жилое помещение на предусмотренных этим пунктом условиях должно оказаться у военнослужащего в собственности в результате приобретения или получения в собственность. Однако передать предоставляемое в порядке п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилое помещение в собственность на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" было возможно лишь военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями. Поэтому п. 2 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 г. N 1450дсп, предусматривалось заключение договоров социального найма и на жилые помещения, предоставляемые военнослужащим на условиях компенсации затрат федерального бюджета за общую площадь жилого помещения, предоставляемую сверх установленной нормы, что по своему смыслу противоречило положениям п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В рассмотренной части следует отметить, что возможность передачи предоставляемых жилых помещений в собственность военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. или признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 г., стало возможным лишь на основании Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 298-ФЗ, которым были внесены соответствующие изменения в ст. ст. 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" <7>. -------------------------------- <7> Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www. pravo. gov. ru 3 ноября 2013 г.

Еще одним положением, существенно отличающим Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 942, от Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 г. N 1450дсп, является то, что Правила не содержат ограничений в возможности предоставления общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, тогда как ранее действовавший Порядок предусматривал возможность предоставления военнослужащему жилого помещения сверх нормы предоставления не более 18 квадратных метров. Снятие ограничений в возможности предоставления общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, по всей видимости, позволит предоставлять военнослужащим, согласным оплатить общую площадь жилого помещения, превышающую норму предоставления, в установленном порядке жилые помещения, общая площадь которых значительно превышает установленные нормы предоставления жилья военнослужащим, определенные ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Однако в таком решении, наряду с положительными моментами, имеется и некоторая коррупционная составляющая. В соответствии с п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 942, жилое помещение общей площадью, превышающей норму предоставления, предлагается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, путем извещения военнослужащего о возможности предоставить ему такое жилое помещение. С учетом отсутствия ограничений предоставления общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, даже одиноко проживающему военнослужащему возможно предложить жилое помещение общей площадью 80 - 90 и более квадратных метров с условием оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения. Такое предложение не будет противоречить действующему законодательству. При указанных условиях такой военнослужащий, даже в случае заимствования денежных средств у кредитных организаций или физических лиц, оказывается в более экономически выгодных условиях, нежели военнослужащие, получающие жилое помещение по установленным нормам. Так, при определении размера оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения определяется исходя из государственного контракта на приобретение (строительство) жилого помещения, а в случае, если невозможно установить стоимость приобретения (строительства) жилого помещения, - исходя из остаточной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения (при этом неясно, кто и на каком основании будет определять остаточную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения). Ни для кого не секрет, что как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенная исходя из государственного контракта, так и остаточная стоимость (по всей видимости, здесь имеется в виду инвентаризационная стоимость) существенно отличаются от сложившейся рыночной стоимости на жилье нередко более чем в два раза. Таким образом, ввиду того, что в каждом конкретном случае предложение варианта предоставления жилья военнослужащему на условиях оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", зависит от наличия такого жилья и решения органа, уполномоченного выносить соответствующие решения, все будет зависеть лишь от действий (решений) соответствующих должностных лиц. Все это указывает на наличие в существующих Правилах коррупционной составляющей. В связи с изложенным видится все же более предпочтительным установление ограничения максимальной общей площади жилого помещения, предоставляемого военнослужащему на приведенных выше условиях.

------------------------------------------------------------------

Название документа