Воинский правопорядок как основной элемент системы предупреждения преступности в войсках

(Шестак В. А.) («Юридический мир», 2013, N 5) Текст документа

ВОИНСКИЙ ПРАВОПОРЯДОК КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В ВОЙСКАХ

В. А. ШЕСТАК

Шестак Виктор Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент.

Автор статьи анализирует правопорядок как социальную категорию и подчеркивает, что это является механизмом воздействия государства на личность. Воинский правопорядок является правовой оболочкой военной безопасности; в связи с этим должны предприниматься меры для предупреждения преступности среди военнослужащих.

Ключевые слова: воинский правопорядок, предупреждение преступности, антикриминогенность.

Military order as a main element of the system of prevention of crime in military forces V. A. Shestak

The author of the article analyses the legal order as a social category and stresses that it is a mechanism of impact of the state on the personality. The military legal order is a legal cover of military security, in this connection the measures should be taken to prevent crime among military men.

Key words: military legal order, prevention of crime, anticriminogenity.

В теории философии правопорядок понимается как способ бытия права в социальном пространстве, в котором совокупность его объективированных проявлений и субъективных форм обеспечивает доминирование юридических принципов и норм в процессах функционирования и развития социума, способствует его устойчивости и интеграции, позволяет разрешать возникающие социальные конфликты правовыми средствами <1>. ——————————— <1> Артемов В. М. Правопорядок в современном российском обществе: социально-философский анализ: Дис. д. филос. н. М., 1999. С. 22.

Анализ правопорядка как социальной категории позволяет выделить не только юридические аспекты этого понятия, но и определить культурологические, духовно-нравственные, воспитательные свойства, что в итоге позволяет рассматривать его не только в качестве антитезы преступности в войсках, но и в качестве противовеса тенденциям хаотизации культурных комплексов, процесса деградации духовно-нравственной сферы общества. Правопорядок как важнейший институт права и инструмент добровольно-принудительного государственного воздействия на личность с целью исполнения правовых предписаний рассматривается в теории права как элемент и необходимое средство системы предупреждения преступности. От того, насколько устойчив правопорядок, зависит и эффективность механизма реализации последней. А принудительные механизмы, имеющиеся в ее арсенале, в свою очередь, охраняют воинский правопорядок от нарушений и в необходимых случаях защищают его. Несмотря на различие подходов к элементам правопорядка, исследователи отмечают, что в его структуре присутствуют правовые отношения и связи, характеризующиеся реализацией прав и обязанностей, свободы и ответственности. Участники правопорядка — органы власти, негосударственные образования и граждане как его структурные элементы находятся в корреляционной связи между собой. Правопорядок рассматривается и в качестве системы права, элементами которой являются отрасли права и правовые институты. Правопорядок как комплексный институт права регулирует нормами материального и процессуального права различные виды отношений, чем упорядочивает связи во всей системе предупреждения преступности. Поэтому он может рассматриваться как элемент последней. Основное предназначение правопорядка в рассматриваемой системе — обеспечение стабильности, устойчивости борьбы с преступностью при помощи мер государственного принуждения и во взаимодействии с иными элементами такой системы. Взаимодействие института правопорядка с другими элементами системы предупреждения преступности обусловлено в современных условиях его социальной направленностью. Осмысление правопорядка с позиций осуществления и реализации норм права, чем было обусловлено определение уровня его соблюдения, — характерная позиция советского периода развития государственности. Такой подход не позволил выявить его социальные, личностные, культурные и правовые качества, а его карательная составляющая оказалась бесперспективной при обеспечении принципов законности, справедливости, индивидуализации и неотвратимости ответственности и наказания. Поэтому во всех связях элементов системы предупреждения преступности в современных условиях должны преобладать тенденции минимизации, экономии и адресности силовых начал с одновременным расширением правового поощрения как разновидности стимулирования позитивной социальной активности граждан. По справедливому мнению И. А. Тарханова, правовое поощрение как особый метод правового регулирования, прежде всего, должно реализовываться в системе предупреждения преступности в виде личного участия лица в предотвращении либо нейтрализации последствий преступления или наступившего вреда, активного содействия в получении уполномоченными органами достоверной информации о преступлении, социально активной деятельности осужденного в процессе реализации мер уголовно-правового воздействия <2>. ——————————— <2> Тарханов И. А. Поощрение позитивного поведения и его реализация в уголовном праве (вопросы теории, нормотворчества и правоприменения): Автореф. дис. … д. ю.н. Казань, 2002.

Кроме того, по обоснованному замечанию В. М. Артемова, возможности правового конструктивизма и идеологического нормативизма и соответствующих им дисциплинарных начал в современных условиях резко снизились <3>. Поэтому в интересах упрочения правопорядка необходимо организованное взаимодействие со структурами гражданского общества, развитие интеграции органов правопорядка с обществом. ——————————— <3> Артемов В. М. Правопорядок в современном российском обществе… С. 23 — 25, 134 — 136.

Таким образом, в системе предупреждения преступности на первый план выходит позитивное начало, учитывающее психологические качества личности, нормы морали и нравственности, правового воспитания. С помощью него возможно упорядочивание и укрепление структурных отношений между элементом рассматриваемой системы — правопорядком и культурой, духовно-нравственными началами. В свою очередь, воинский правопорядок является составной частью правопорядка, формируется на основе общих принципов права, отражает современные потребности военной организации государства. Словарь военных терминов определяет его как систему общественных отношений, складывающуюся в войсках на основе норм общего и военного законодательства, уставов, приказов командиров и начальников <4>, т. е. как специфическую систему воинских правоотношений. При этом в современных условиях реформирования войск воинский правопорядок служит основой их боевой готовности и боеспособности, выступает гарантом стабильности, реальности осуществления прав и свобод военнослужащих, выполнения общих и специальных обязанностей, борьбы с правонарушениями. Военная доктрина Российской Федерации называет укрепление воинского правопорядка одним из основных направлений развития военной организации Российского государства. Следовательно, обеспечение воинского правопорядка является актуальной проблемой науки и практики военного права, военной криминологии. ——————————— <4> Словарь военных терминов / Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. М.: Воениздат, 1988. С. 158.

Основную проблему, подлежащую разработке в рамках настоящего исследования, автор усматривает в определении роли и места воинского правопорядка в системе предупреждения преступности в войсках как ее составного элемента. Для установления функциональной роли воинского правопорядка в системе предупреждения преступности в войсках появляется необходимость исследовать социальное и правовое содержание этой категории, рассмотреть элементы воинского правопорядка и их взаимосвязь с эффективностью борьбы с преступностью. Так, в военно-правовой науке рассматривались следующие особенности воинского правопорядка: а) формируется на основе норм военного права, которые специально предназначены для регулирования специфических общественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и деятельности вооруженных сил; б) имеет специфическое содержание: включает только те воинские отношения, которые возникают в сфере строительства и жизнедеятельности войск, в процессе их боевой подготовки, при несении военнослужащими военной службы, в ходе выполнения боевых задач в военное время; в) характеризуется усиленным воздействием норм морали на формирование военно-правовых норм и более широким использованием принципов и норм морали в процессе осуществления и обеспечения предписаний военного права <5>. ——————————— <5> Хропанюк В. Н. Социальные нормы и их воздействие на укрепление советского воинского правопорядка: Дис. … к. ю.н. М., 1973. С. 88, 139, 189 — 191.

Другой особенностью воинского правопорядка является многогранная и многосторонняя регламентация всех атрибутивных элементов правопорядка. Специфические военно-служебные отношения детально регламентированы и детализированы, что обусловлено спецификой жизнедеятельности войск. Примером этому служит уставной порядок — составная часть воинского правопорядка, представляющий собой систему взаимоотношений между военнослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов и наставлений <6>. В специфических военно-служебных отношениях преобладают связи административно-правового характера. В связи с этим правовую основу воинского правопорядка образуют военно-административные правовые нормы <7>. ——————————— <6> Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 2001. С. 351. <7> Тер-Акопов А. А. Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве. М.: Юркнига, 2003. С. 148 — 155.

Кроме того, учитывая повышенную опасность воинских правонарушений, законодательство устанавливает повышенную ответственность за их совершение, что, в свою очередь, является правовым средством охраны воинского правопорядка от нарушений <8>. Причем последнее положение нуждается в конкретизации: эффективным средством охраны воинского правопорядка является действующий механизм его, включающий в себя не только нормотворческое обеспечение, но и противопреступную деятельность органов военного управления, командования, правоохранительных органов в войсках. Такая деятельность указанных органов является антикриминогенной — важной составной частью воинского правопорядка. По сути, она выражается в применении к правонарушителям правовых санкций и реализации государственно-принудительных мер. Ее основным содержанием является осуществление полномочий на наказание, взыскание, принудительное исполнение обязанностей в случае совершения военнослужащими правонарушений. ——————————— <8> Хропанюк В. Н. Теория государства и права… С. 45 — 47.

Следует отметить, что воинский правопорядок в дореволюционный и советский периоды развития военно-правовой науки именно так и рассматривался: как правовая категория, непосредственно связанная с понятием объекта воинского преступления. В теории военно-уголовного законодательства сформировался подход к воинскому правопорядку как совокупности военно-служебных отношений, регламентирующих деятельность войск. Причем многие исследователи полностью отождествляли воинский правопорядок с объектом воинского преступления <9>. ——————————— <9> Ахметшин Х. М. Основные вопросы теории советского военно-уголовного законодательства и практики его применения: Дис. … д. ю.н. М., 1974. С. 77 — 79.

В современных исследованиях по военно-уголовной тематике воинский правопорядок рассматривается как правовое средство защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Рассматривая воинский правопорядок как совокупность военно-служебных отношений, некоторые исследователи утверждают, что он не может выступать объектом уголовно-правовой охраны, поскольку представляет собой правовую ценность-средство, а не цель правового регулирования; его нарушение не составляет сущности общественной опасности воинского посягательства <10>. ——————————— <10> Зателепин О. К. Объект преступления против военной службы: Дис. … к. ю.н. М., 1999. С. 37 — 43, 125.

Позволим себе не согласиться с таким мнением представителей научной школы военно-уголовного права. Так, воинский правопорядок включает в себя не только военно-служебные отношения, но и их правовое регулирование в нормах военного права, а также реализацию этих норм в ходе служебной, правоприменительной и правоохранительной деятельности. А также он формируется в результате реализации военно-правовых норм. Соответственно, подлежит охране со стороны органов военного управления, командования, правоохранительных органов в войсках. Воинский правопорядок является системой общественных отношений, уже сложившейся в результате реализации норм права, соблюдения режима законности, поэтому он не может рассматриваться как средство защиты, поскольку сам нуждается в ней <11>. ——————————— <11> Лиховидов К. С. Проблемы законодательного обеспечения и практики реализации юридической ответственности военнослужащих. М.: Военный университет, 2004. С. 57.

Полагаем, что сложно согласиться и с утверждением о том, что воинский правопорядок не входит в содержание общественной опасности воинских преступлений, поскольку общественную опасность составляют не сами по себе нарушения военно-служебных отношений, а вредные последствия, которые могут наступить в результате допущенных нарушений <12>. При этом следует отметить, что общественная опасность свойственна не только преступлениям, совершаемым военнослужащими, но и иным воинским правонарушениям, которые приводят к разным вредным последствиям. Вопрос только в том, являются ли такие последствия значимыми с точки зрения уголовной противоправности <13>. ——————————— <12> Зателепин О. К. Объект преступления против военной службы… С. 42 — 43. <13> Курс уголовного права. Общая часть. Т. I. Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. М., 2002. С. 180 — 181.

Упорядоченность общественных отношений в обществе, военно-служебных отношений и правомерное поведение субъектов последних — объекты, на которые нацелены воинские правонарушения. Поэтому воинский правопорядок и его элементы в существенной степени определяют содержание общественной опасности преступления и иного правонарушения. Это утверждение ни в коей мере не дискредитирует мнение о том, что объектом преступления против военной службы является военная безопасность государств, которая определяется в науке военного права как состояние боевой готовности военной организации государства, гарантирующее вооруженную защиту конституционному строю, независимости, суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации от внешних и внутренних угроз <14>. Понятия «военная безопасность» и «воинский правопорядок» имеют общие элементы. Так, последний является правовой оболочкой военной безопасности, нуждается в соответствующих средствах правовой защиты, как и военная безопасность, поскольку посягательства на военную безопасность государства одновременно направлены и на причинение вреда воинскому правопорядку. ——————————— <14> Тер-Акопов А. А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). М., 1998.

Объективная необходимость исследования проблемы только в такой постановке определяется самой структурой воинского правопорядка, который складывается в результате реализации военно-правовых норм, когда взаимные права, свободы и обязанности участников воинских правоотношений воплощаются в их правомерном поведении и обеспечиваются функционирующим механизмом системы предупреждения преступности в войсках. Таким образом, указанный механизм и система органов, его обеспечивающих, должны развиваться и совершенствоваться исключительно с учетом интересов воинского правопорядка.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *