Ответственность за уклонение от альтернативной гражданской службы

(Зателепин О.) («Законность», N 3, 2004)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

О. ЗАТЕЛЕПИН

О. Зателепин, начальник кафедры уголовного права Военного университета, кандидат юридических наук.

Статья 59 Конституции Российской Федерации предоставляет возможность гражданам заменить военную службу на альтернативную гражданскую, если их убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях.

При вступлении в Совет Европы Россия взяла на себя обязательства принять закон об альтернативной гражданской службе и привести национальное законодательство в соответствие с европейскими стандартами. Выполняя взятые Россией обязательства, Государственная Дума 25 июля 2002 г. приняла ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», который вступил в силу с 1 января 2004 г. Повышенный интерес гражданского общества к альтернативной гражданской службе, новизна этого института для России, а также проблема подготовки к реализации законодательства об альтернативной гражданской службе обусловили проведение Комитетом Государственной Думы по обороне 20 февраля 2003 г. парламентских слушаний на тему «На пути реализации Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе». В рекомендациях парламентских слушаний в числе проблем, могущих стать препятствием для реализации Закона, указывается на несовершенство ч. 2 ст. 328 УК РФ. Это связано главным образом с тем, что в этой норме законодатель не предусматривает конкретных способов и сроков уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы. Отмеченный недостаток вызовет серьезные затруднения при ее применении. В ч. 2 ст. 328 УК речь идет об уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы. Подобная конструкция объективной стороны преступления обусловливает необходимость установить прежде всего способы совершения данного преступления. В юридической литературе по этому вопросу можно встретить различные мнения. Одни авторы полагают, что объективная сторона деяния характеризуется неявкой к месту прохождения альтернативной гражданской службы или представлением подложных документов для освобождения от службы. Другие считают, что способами уклонения могут быть неявка к месту службы лица, направленного для ее прохождения, либо самовольное оставление этого места с целью не проходить службу вообще. Третьи — что объективная сторона уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы совпадает с деянием, предусмотренным в ч. 1 ст. 328 УК (уклонение от призыва на военную службу), и заключается в бездействии. С этимологической точки зрения «прохождение» представляет собой выполнение (исполнение) каких-либо обязанностей, заданий, а «уклонение» — прекращение, избежание чего-нибудь, устранение, отказ от чего-нибудь. В связи с этим уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы означает в самом общем виде прекращение исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы. Прав А. Горелик, который пишет, что в ч. 2 ст. 328 имеется в виду уклонение не от направления на альтернативную гражданскую службу, а от прохождения альтернативной гражданской службы, т. е. от выполнения налагаемых ею обязанностей <*>. Следовательно, «уклониться» можно только в период между началом и окончанием альтернативной гражданской службы. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» ее началом считается день убытия лица к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата. Окончанием службы считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы (ч. 4 ст. 5 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»). ——————————— <*> См.: Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для вузов. С. 761.

При установлении конкретных способов уклонения необходимо учитывать специфику данной службы. В п. 1 ст. 1 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» определено, что она представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом ряда особенностей, предусмотренных законодательством. Способами (формами) уклонения от нее, на наш взгляд, могут быть: а) неявка без уважительных причин к месту прохождения службы в указанные в предписании сроки; б) самовольное оставление места работы или места службы; в) неявка в срок без уважительных причин на работу; в) обман; г) отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы. Каждый из этих способов имеет свои отличительные признаки. Неявка без уважительных причин к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки заключается в том, что гражданин, направленный для ее прохождения, без уважительных причин не прибывает в указанные в предписании сроки в организацию, с которой он должен заключить срочный трудовой договор. Уважительными причинами являются обстоятельства, не зависящие от воли граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и лишающие их возможности явиться в срок (примерный перечень таких обстоятельств дается в п. 5 ст. 12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»). Самовольное оставление места работы или места службы, а также неявка в срок без уважительных причин на работу возможны только после того, как гражданин заключит с организацией (работодателем) срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы. Обман при уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы представляет собой способ, непосредственно связанный с умышленным введением в заблуждение соответствующих должностных лиц относительно действительного наличия правовых оснований для освобождения от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы. Достижение цели незаконного освобождения от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы осуществляется, как правило, с разрешения соответствующих должностных лиц. Оно происходит как бы официально, т. е. на легальном основании, а по существу является фиктивным, основанным на обмане. Обманными формами уклонения могут быть: симуляция болезни; причинение вреда своему здоровью (членовредительство); подлог документов и т. д. Отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы заключается, во-первых, в открытом заявлении гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, о своем нежелании проходить ее либо выполнять отдельные обязанности. Во-вторых, в фактическом прекращении с этой целью исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы. Например, гражданин, прибыв к месту альтернативной службы, отказывается заключить срочный трудовой договор, потому что недоволен будущей работой. Отказом от исполнения обязанностей будут также случаи демонстративного прекращения их выполнения без заявления об этом ни устно, ни письменно. В ч. 2 ст. 328 УК законодатель установил ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы без указания на его продолжительность. Но уклонение по разным причинам может продолжаться как несколько часов, так и несколько дней, недель и даже месяцев. В связи с этим возникает вопрос разграничения по срокам уголовно наказуемых случаев уклонения и дисциплинарных проступков. Особенность конструкции объективной стороны данного преступления позволяет утверждать, что уголовная ответственность устанавливается не за конкретные способы его совершения (самовольное оставление места работы, симуляцию болезни, членовредительство, подлог документов и т. д.), а за сам факт прекращения исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы. Следовательно, моментом окончания рассматриваемого состава преступления следует считать время прекращения исполнения всех или некоторых обязанностей. В тех случаях, когда гражданин уклоняется тем или иным способом вовсе (полностью) от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, т. е. на весь период ее прохождения, временем совершения преступления будет момент прекращения исполнения обязанностей. Продолжительность фактического неисполнения обязанностей в данном случае (день, неделя, месяц и т. д.) значения для квалификации не имеет. Гораздо сложнее обстоит дело, когда лицо уклоняется от исполнения соответствующих обязанностей на определенный срок. Например, без разрешения уезжает домой и в течение семи дней не выходит на работу. С момента неявки на работу без уважительных причин гражданин прекращает исполнять обязанности альтернативной гражданской службы, и формально состав рассматриваемого преступления налицо. Получается, что в данном случае есть основания для привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 328 УК. Однако для окончательного решения вопроса необходимо учитывать следующее. В ч. 2 ст. 14 УК РФ говорится о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. В связи с рассматриваемым вопросом необходимо определить признаки «малозначительности» уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы в зависимости от его продолжительности. Иначе говоря, установить критерии отграничения преступного от непреступного по времени уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы. К сожалению, нынешняя редакция ч. 2 ст. 328 не позволяет однозначно установить какие-либо сроки временного уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы, превышение которых влекло бы уголовную ответственность. Отсутствуют необходимые «ориентиры» в решении данного вопроса и в законодательстве об альтернативной гражданской службе. Попытки на правоприменительном уровне решить этот вопрос могут привести к ситуации, когда судебная практика в различных регионах будет складываться по-разному в отношении продолжительности уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы. В сложившейся ситуации, думается, единственно верной следует признать позицию ученых, которые предлагают квалифицировать по ч. 2 ст. 328 УК только такие деяния, которые совершаются с целью не проходить альтернативную гражданскую службу вообще. Временное же уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы не образует признаков данного состава (независимо от сроков) и может влечь другие виды ответственности. С учетом изложенного представляется, что законодателю следует четко определить грань между преступным и непреступным уклонением от прохождения альтернативной гражданской службы, что обеспечит правильное и единообразное применение закона.

——————————————————————