Исторический анализ характеристики состава преступлений, связанных с нарушением правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности

(Кочешев С. П.) («Закон и армия», 2005, N 9) («История государства и права», 2005, N 8)

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ПРИ ОТСУТСТВИИ МЕЖДУ НИМИ ОТНОШЕНИЙ ПОДЧИНЕННОСТИ

С. П. КОЧЕШЕВ

Кочешев С. П., помощник главнокомандующего Сухопутными войсками — начальник юридической службы, кандидат юридических наук.

Правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления против военной службы является Конституция РФ, ст. 59 которой провозглашает защиту Отечества в качестве долга и обязанности гражданина Российской Федерации. Это требование запрещает гражданам уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, а военнослужащим — нарушать установленный порядок ее прохождения. Ключевой нормой, определяющей содержание и пределы ответственности за преступления против военной службы, является статья 331 УК РФ, формулирующая понятие этого преступления: «Преступлениями против военной службы признаются преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов». Военнослужащие несут уголовную ответственность за совершенное преступление на одинаковых для всех граждан основаниях независимо от воинского звания и занимаемой должности (ст. 23, 28 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ <*>). Однако с учетом особенностей правового положения они могут привлекаться к уголовной ответственности за совершение не только общеуголовных, но и особых, воинских преступлений по отдельным, установленным для них нормам военно-уголовного законодательства. ——————————— <*> Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ // СЗ РФ. 1977. 9 июня. N 23. Ст. 2697.

Определение понятия преступления против военной службы указывает на его особые видовые признаки: объект, субъект. Законодательство о воинских преступлениях включено в действующий УК РФ как составная часть, с сохранением своей автономности, которая отражает связь уголовного законодательства с военным строительством. Понятие преступлений против военной службы создает правовую базу для борьбы с данного рода посягательствами и для развития законодательства в соответствии с изменениями, происходящими в экономической, политической, военной и иных сферах общественной жизни. С момента возникновения советской власти и создания военно-уголовного законодательства борьбе с указанными преступлениями уделялось особое внимание. Как известно, в период 1918 — 1921 гг. не было единого законодательного акта о воинских преступлениях. Ответственность за конкретные деликты предусматривалась в отдельных декретах, положениях о военных трибуналах. В них, в частности, содержались нормы об оскорблении на словах либо действием начальника или равного по званию и должности военнослужащего. В Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. была закреплена норма об ответственности за оскорбление подчиненным начальника или начальником подчиненного (ст. 201) и впервые предусматривалась ответственность за превышение начальником власти (ст. 209). Военная Коллегия Верховного Суда в циркуляре N 2 1924 г. отмечала опасность и необходимость искоренения пережитков старой царской армии — денщичества и «солдатских присяг». Учитывая опасность пережитков, связанных, как правило, с противоправными действиями в отношении подчиненных и молодых солдат, в первом общесоюзном военно-уголовном законе — Положении о воинских преступлениях 1924 г. — наряду с оскорблением военнослужащего (ст. 4) были установлены и такие составы преступлений, как превышение власти (ст. 12), противозаконное использование начальником подчиненного (ст. 19). Положение о воинских преступлениях 1927 г. было дополнено нормами, предусматривающими ответственность за оказание сопротивления лицу, исполняющему обязанности по военной службе, и принуждение лица к нарушению этих обязанностей. Были внесены и другие изменения. Если прежнее законодательство устанавливало ответственность только за оскорбление подчиненным начальника или начальником подчиненного, то новое Положение уравняло основание их ответственности за оскорбление (ст. ст. 5, 6). Для военнослужащих всех категорий была предусмотрена ответственность за оскорбление не только насильственным действием, но и на словах или ненасильственным действием. Таким образом, в Положении 1927 г. содержалось уже шесть статей о преступных неуставных действиях: сохранены две нормы о незаконных действиях начальников над подчиненными, а также введены четыре статьи о воинском оскорблении, устанавливающие ответственность различных категорий военнослужащих за разные виды оскорблений. С принятием в 1958 г. Закона об уголовной ответственности за воинские преступления система деликтов против уставного порядка воинских взаимоотношений стала более совершенной. Была усилена правовая охрана порядка воинской подчиненности: в этом Законе содержалось два новых состава преступления: насильственные действия в отношении начальника (ст. 6) и угроза начальнику (ст. 5). В то же время была исключена ответственность военнослужащих за оскорбление на словах или ненасильственные действия при отсутствии между виновным и потерпевшим отношений подчиненности. Преступления подчиненных в отношении начальников на почве неуставных взаимоотношений включили в себя, помимо вышеназванных преступлений, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей (статьи 4 — 7 Закона). Неуставные насильственные действия начальников в отношении подчиненных могли квалифицироваться: как превышение власти, сопряженное с насилием (статьи 4 — 7 Закона); как оскорбление подчиненного (ст. 7); как сопротивление иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности по военной службе, или принуждение его к нарушению этих обязанностей (ст. 4). Такие нарушения уставного порядка взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, как сопротивление или принуждение, охватывались ст. 4 Закона, а оскорбления насильственным действием квалифицировались по ст. 8. Закон не предусматривал ответственность за насильственные действия в отношении военнослужащих, не состоящих с виновными в отношениях подчиненности. Поэтому на практике неуставные действия квалифицировались по нормам общеуголовного законодательства как хулиганство либо как преступления против личности <*>. ——————————— <*> Ахметшин Х. М. Квалификация воинских преступлений. М.: Изд-во Воен. ин-та, 1977. С. 62 — 65.

В литературе обоснованно отмечалось, что такая квалификация не отражает того обстоятельства, что указанные преступления причиняют ущерб порядку несения воинской службы и должны предусматриваться в Законе об уголовной ответственности за воинские преступления <*>. Кроме того, не был решен вопрос о квалификации оскорбления насильственным действием, совершенного в связи, но не при непосредственном исполнении обязанностей по военной службе <**>. ——————————— <*> Белявский В. Г. Правовые основы укрепления воинской дисциплины и предупреждения правонарушений в ВС СССР. М., 1983. С. 72 — 84. <**> Ахметшин Х. М. Квалификация воинских преступлений. М.: Изд-во Воен. ин-та, 1977. С. 79 — 81.

Указ Президиума Верховного Совета от 15 декабря 1983 г. внес существенные изменения и дополнения в нормы военно-уголовного законодательства. Это дало возможность более четко определить круг преступлений против уставного порядка воинских взаимоотношений, их место в общей системе воинских преступлений, полнее раскрыть и их специфические признаки и классифицировать. В Законе об уголовной ответственности за воинские преступления появилась неизвестная ранее ст. 8 в новой редакции, названная «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности». Диспозиция статьи 7 Закона в новой редакции стала существенно отличаться от прежней. Из нее исключено и перестало признаваться воинским преступлением оскорбление одного военнослужащего другим на словах и ненасильственным действием. Из круга субъектов оскорбления насильственным действием исключены старшие и младшие по воинскому званию. Эта норма не содержала в действующей редакции и указания на то, что необходимым признаком оскорбления как воинского преступления является его нанесение при исполнении потерпевшим либо виновным обязанностей по военной службе. Исключение данного признака позволяло квалифицировать как воинские те отдельные преступные неуставные действия, которые ранее признавались в качестве общеуголовных. Из ст. 24 Закона исключен пункт, предусматривавший применение правил Дисциплинарного устава за совершение деяния при наличии смягчающих обстоятельств. Пункт «б» этой статьи в новой редакции устанавливает ответственность за превышение власти или служебных полномочий наряду со злоупотреблением властью и бездействием власти при отягчающих обстоятельствах. Таким образом, дополнение Закона новой ст. 8 и существенное изменение редакций статей 7 и 24 позволяют квалифицировать в качестве воинских преступлений различные насильственные действия подчиненных в отношении командиров, начальников над подчиненными, а также над военнослужащими, с которыми виновные не состоят в отношениях подчиненности. В результате же образовалась более или менее стройная система уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за нарушение уставного порядка взаимоотношений между всеми категориями военнослужащих. Основным нарушением уставного порядка воинских взаимоотношений выступает насилие над личностью потерпевшего, выполняющего важную социальную функцию и свой конституционный долг по защите Родины. Специфика уголовной противоправности преступлений против военной службы состоит также и в том, что все эти преступления, будучи бланкетными, нарушают не только соответствующий уголовно-правовой запрет, но и правила военной службы, закрепленные в воинских уставах, других законах и иных нормативных правовых актах. Содержание каждого воинского преступления можно уяснить только посредством анализа определенных военно-правовых норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность. Например, без обращения к Уставу внутренней службы Вооруженных Сил РФ нельзя уяснить сущность допущенных виновным нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и наступивших при этом последствий. Признавая военнослужащего виновным в том или ином преступлении против военной службы, следует всякий раз уточнять, какие конкретно правила военной службы были при этом нарушены с указанием соответствующего источника. Если такую связь установить не удается, то воинский характер совершенного правонарушения может оказаться под сомнением. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные главой 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими. Среди них выделяются преступления, связанные с нарушением уставных взаимоотношений, в частности нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК РФ). Сравнительный анализ диспозиций статей 244 УК РСФСР и 335 УК РФ показывает, что в результате прокурорско-следственной и судебной практики в действующую норму уголовного права были внесены следующие изменения и дополнения:

Сравнительная таблица диспозиций ст. 244 УК РСФСР и ст. 335 УК РФ

УК РСФСР УК РФ Комментарий

Статья 244. Нару — Статья 335. Нару — Сохранено прежнее шение уставных пра — шение уставных правил название статьи вил взаимоотношений взаимоотношений между между военнослужащи — военнослужащими при ми при отсутствии отсутствии между ними между ними отношений отношений подчинен — подчиненности (в ред. ности Указа Президиума Вер — ховного Совета РСФСР от 30.01.84)

а) Нарушение ус — 1. Нарушение ус — Расширен состав: тавных правил взаимо — тавных правил взаимо — признается уголовно отношений между воен — отношений военнослу — наказуемым нарушение, нослужащими при от — жащими при отсутствии связанное с унижением сутствии между ними между ними отношений чести и достоинства отношений подчинен — подчиненности, свя — потерпевшего, или из — ности, выразившееся в занное с унижением девательство над по — нанесении побоев или чести и достоинства терпевшим ином насилии, — или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с наси — лием, —

наказывается ли — наказывается со — Увеличено наказа — шением свободы на держанием в дисцип — ние в виде лишения срок до двух лет линарной воинской свободы на один год части на срок до двух (до трех лет). Введен лет или лишением сво — новый вид наказания: боды на срок до трех содержание в дисцип — лет линарной воинской части на срок до двух лет

б) То же деяние, 2. То же деяние, Из квалифицирую — совершенное в отно — совершенное: щих признаков исклю — шении нескольких лиц а) неоднократно; чен легкий вред здо — либо повлекшее при — б) в отношении ровью. Пунктами «а» чинение потерпевшему двух или более лиц; и «в» введены новые менее тяжкого или в) группой лиц по квалифицирующие приз — легкого телесного предварительному сго — наки: неоднократ — повреждения, — вору; или организо — ность, группой лиц по ванной группой; предварительному сго — г) с применением вору или организован — оружия; ной группой. Квалифи — д) с причинением цирующие признаки: средней тяжести вреда совершение группой здоровью, — лиц и с применением оружия перенесены из третьей части во вто — рую (п. «в», «г») и предусматривают уменьшение санкции с двенадцати до пяти лет

наказывается ли — наказывается ли — шением свободы до пя — шением свободы на ти лет срок до пяти лет

в) Деяния, пре — 3. Деяния, пре — Квалифицирующие дусмотренные п. «а» дусмотренные частями признаки: совершение и «б» настоящей первой или второй группой лиц и с при — статьи, совершенные настоящей статьи, менением оружия пере — группой лиц, или с повлекшие тяжкие несены из третьей применением оружия, последствия, — части во вторую а равно повлекшие (п. «в», «г») и пре — тяжкие последствия, — дусматривают уменьше — ние санкции с двенад — цати до пяти лет

наказывается ли — наказывается ли — Уменьшение срока шением свободы до шением свободы на наказания на два года двенадцати лет срок до десяти лет

Непосредственным объектом данного посягательства является закрепленный в общевоинских уставах порядок взаимоотношений военнослужащих, не состоящих в отношениях подчиненности друг к другу, а также жизнь, здоровье, честь и достоинство военнослужащих. Исполнение обязанностей военной службы осуществляется с соблюдением определенных правил, установленных воинскими уставами и иными нормативными актами, приказами. Несоблюдение установленного порядка прохождения военной службы ведет к ее дезорганизации, срыву поставленных задач, причинению физического, материального и иного ущерба. Деяния, не нарушающие порядка прохождения военной службы, относятся к иным преступлениям. Общий порядок воинских отношений урегулирован Общевойсковыми Уставами Вооруженных Сил РФ и специальными нормативно-правовыми актами, отдельными приказами. По объективной стороне УК РФ признает уголовно наказуемыми такие нарушения, которые связаны с унижением чести и достоинства потерпевшего или издевательством над ним, а также нарушения, сопряженные с насилием. Действующий Уголовный кодекс РФ расширил объективную сторону рассматриваемого преступления. Если по прежнему Закону преступными признавались подобные нарушения, лишь выражающиеся в побоях или ином насилии над потерпевшим, то УК РФ признает уголовно наказуемыми и нарушения, связанные с унижением чести и достоинства потерпевшего или издевательством над ним, а также нарушения, связанные с насилием. Унижение чести и достоинства по сути своей является не чем иным, как оскорблением, которое заключается в отрицательной оценке личности потерпевшего, подрывающей его престиж в глазах окружающих, и наносит ущерб уважению к самому себе <*>. Обязательным признаком нарушения является способ оскорбления потерпевшего. ——————————— <*> Репецкая А. Л. Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике. Иркутск, 1994. С. 69.

Избирается неприличная, откровенно циничная форма, резко противоречащая принятой в обществе манере обращения между людьми. Она может быть выражена в различных действиях (как правило, насильственных), в том числе устно, письменно, в действиях или жестах (срывание одежды, плевки в лицо). Нарушение уставных взаимоотношений между военнослужащими (ч. 1 ст. 335 УК РФ) путем унижения чести и достоинства потерпевшего в отличие от общеуголовного оскорбления (ст. 130 УК РФ) совершается во время исполнения потерпевшим обязанности военной службы или в связи с его служебной деятельностью. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с издевательством над потерпевшим либо сопряженное с физическим или психическим насилием, включает в себя угрозы физической расправы. Причинение потерпевшему физической боли, легкого вреда здоровью, нанесение побоев, связывание, насильственное лишение свободы, совершение сексуальных извращений, а также насильственное изъятие у потерпевшего обмундирования, продуктов питания и т. д. может влечь за собой квалификацию по совокупности деяний. С субъективной стороны рассматриваемое деяние может быть совершено только с прямым умыслом. Виновный сознает, что своими действиями унижает честь и личное достоинство военнослужащего, и желает этого. Мотивы преступления на квалификацию деяния не влияют. Виновность — один из основных признаков преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ), установление вины является принципом уголовной ответственности за совершенное общественно опасное деяние и наступившие последствия (ст. 5 УК РФ). Умысел и неосторожность, в которых проявляется вина, характеристика преступлений с двумя формами вины, признаки невиновного причинения вреда определены в ст. 24 — 28 УК РФ, которые без каких-либо изъятий применяются и к преступлениям против военной службы. Специфику образует лишь содержание вины — оно отражает воинскую природу совершаемого преступления. Виновный определенным образом (в зависимости от формы вины) относится не просто к общественно опасному деянию и наступившим последствиям, а к деянию, образующему нарушение порядка прохождения военной службы, и к последствиям, выражающимся в причинении вреда боевой способности воинского подразделения, военной безопасности государства <*>. Он осознает эти обстоятельства (при прямом и косвенном умысле) либо не осознает при условии, что должен был и имел возможность сознавать их (при преступной небрежности и преступном легкомыслии). ——————————— <*> Иншаков С. М. Криминологический опыт военнослужащих в мотивации преступного поведения. М.: ВКА, 1987. С. 84.

Если в статье никаких оговорок о вине применительно к деянию не содержится, ее следует считать умышленной. Вина же по отношению к последствиям возможна либо в форме умысла, либо в форме неосторожности. Наказуемость преступлений против военной службы характеризуется установлением за все эти преступления тех или иных уголовных наказаний; норм, которые бы предусматривали за совершение отдельных преступлений применение Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ и, таким образом, переводили деяние в разряд проступков, как это было в УК РСФСР, в действующем УК не содержится. Нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими совершаются умышленно. В отличие от преступления, предусмотренного ст. 336 УК РФ, виновный преследует иную цель (самоутверждение, доминирование, подчинение своей воле сослуживцев, изменение их отношения к службе, а также обеспечение себе особых условий службы, получение личных льгот, привилегированного положения в группе или хулиганские побуждения). Субъектами нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими могут быть военнослужащие различных званий и служебного положения (солдаты, матросы, военные строители, сержанты, мичманы, прапорщики, офицеры), не состоящие между собой в отношениях подчиненности с потерпевшим. К числу обязательных специфических признаков преступления против военной службы относятся признаки субъекта преступления. Субъект этого преступления специальный — военнослужащий, гражданин, пребывающий в запасе, во время прохождения им военных сборов, а также военный строитель военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ. Является равным с потерпевшим по своему служебному положению и воинскому званию либо не находится с потерпевшим в отношениях подчиненности при различии в служебном положении или воинском звании <*>. ——————————— <*> Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов / Под ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова. М., 1997. С. 167 — 169.

Они могут признаваться субъектами и иных, общеуголовных преступлений, но субъектом, исполнителем преступления против военной службы никто кроме них быть не может. Субъект преступления против военной службы должен обладать всеми признаками общего субъекта преступления: он должен быть вменяем и иметь возраст не ниже 16 лет (ст. 20). Вместе с тем он обладает и иными дополнительными признаками, указанными в законе. Определяющий признак субъекта преступления против военной службы — пребывание лица в момент совершения преступления на военной службе. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет статус, устанавливаемый Федеральным законом. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Федеральный закон от 05.08.1995 N 126-ФЗ «О Железнодорожных войсках Российской Федерации» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления». —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Закон РФ от 19.02.1993 N 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления». —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Указ Президента РФ от 02.03.1995 N 232 «Об утверждении Положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации» утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 19.11.2003 N 1365 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области безопасности Российской Федерации». —————————————————————— Военная служба организуется не только в Вооруженных Силах РФ, но и в других воинских формированиях, определяемых наряду с указанным Законом также в Законах «Об обороне», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О федеральной службе безопасности», «О Железнодорожных войсках Российской Федерации», «О пожарной безопасности», «О внешней разведке», «О Федеральных органах правительственной связи и информации», а также отдельными Положениями: о Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Временным положением о Войсках гражданской обороны Российской Федерации, Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, и иными актами. Категории военнослужащих определены ст. 5 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Поскольку действие Устава распространяется и на иные перечисленные выше военные органы и формирования, эти категории считаются едиными для всех военнослужащих. К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта. Каждому военнослужащему присваивается соответствующее воинское звание. Начало и окончание военной службы определены Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии со ст. 38 началом военной службы для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы. Представляется, что речь должна идти о дне фактического отправления к месту службы. До этого дня совершаемое призывником деяние не может признаваться преступлением против военной службы. Для военнослужащих, проходящих службу по контракту, военная служба начинается со дня вступления контракта в силу, что должно быть специально оговорено в контракте. Существуют некоторые категории военнослужащих, для которых установлен особый порядок исчисления срока военной службы (п. 10 ст. 38). Окончанием военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Этот момент единый для всех категорий военнослужащих. Пункт 11 ст. 38 указанного Закона требует, чтобы военнослужащий был исключен из списков части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, прямо предусмотренных в этой статье. Если срок службы истек и отсутствуют исключительные обстоятельства, то он не может признаваться субъектом преступления против военной службы, даже если он не исключен из списков части. К числу особых обстоятельств, позволяющих отложить исключение военнослужащих из списков воинской части, относятся: нахождение военнослужащего на стационарном лечении, участие в походах кораблей, безвестное его отсутствие, пребывание в плену или в качестве заложника, нахождение под следствием и некоторые иные, которые определены Законом. Следует также иметь в виду, что Закон (п. 12 ст. 38) требует не засчитывать в срок военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части и отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста, а также время самовольного оставления части или места службы свыше 10 суток. Общий срок службы должен увеличиваться на это время, что должно быть учтено при издании приказа об исключении военнослужащего из списков части, однако если в приказе это обстоятельство не учтено, то военнослужащий должен быть уволен в соответствии с ним. Лицо может быть привлечено к ответственности за воинское преступление и после окончания военной службы, если деяние совершено им в период военной службы. Для лиц, проходящих военные сборы, начало, окончание службы определяются первым и последним днями сборов. Порядок прохождения военных сборов должен быть определен Положением о проведении военных сборов. Согласно ст. 2 Закона РФ «О статусе военнослужащих» на граждан России, проходящих военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ. Это значит, что уголовную ответственность за совершение преступлений против военной службы они должны нести с ограничением, вытекающим из конкретных статей гл. 33 УК РФ. Существенное значение в характеристике субъекта преступления против военной службы имеет возраст. По общему правилу военная служба может начинаться не ранее достижения лицом 18-летнего возраста; призыв на военную службу возможен лишь до достижения 27-летнего возраста (ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»). Для граждан, поступающих в военно-учебные заведения, этот возраст может быть и меньшим, т. е. 16 лет (п. 1 ст. 35 указанного Закона). Совершение преступления, предусмотренного гл. 33 УК РФ, лицом, не достигшим установленного возраста, оказавшимся на военной службе на незаконном основании, например вследствие ошибки или сознательного подлога документов, допущенных при призыве, исключает ответственность за преступление против военной службы. Существуют особенности и в психической характеристике субъекта воинского преступления. Невменяемость лица — безусловное основание для исключения состава преступления <*>. Однако ст. 22 УК РФ предусматривает возможность уголовной ответственности лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Между тем отдельные виды такого расстройства служат основанием для признания гражданина негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и освобождения от военной службы (ст. 23, 50, 51 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»). При наличии психического расстройства лицо не может признаваться субъектом преступления против военной службы, его ответственность за воинское преступление исключается. Оно может отвечать за иное преступление, если состав такового содержится в фактически совершенном им деянии; вопросы ответственности в этом случае решаются в порядке ст. 22 УК РФ. ——————————— <*> Ковалев А. Г. Психологические основы исправления правонарушителя. М., 1968. С. 136; Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии (о структуре индивидуального преступного поведения). М., 1968. С. 176.

——————————————————————