О бесплатной приватизации жилых помещений и ее проблемах в Вооруженных Силах Российской Федерации

(Ильменейкин П. В.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2013, N 7)

О БЕСПЛАТНОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ЕЕ ПРОБЛЕМАХ

В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П. В. ИЛЬМЕНЕЙКИН

Ильменейкин П. В., юрист.

В статье анализируются нормы законодательства РФ и правоотношения по бесплатной приватизации занимаемых жилых помещений применительно к Вооруженным Силам РФ.

Ключевые слова: военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, жилые помещения, бесплатная приватизация, законы.

About free privatization of premises and its problems in Armed forces of the Russian Federation

P. V. Ilmeneykin

In article standards of the legislation of the Russian Federation and legal relationship on free privatization of occupied premises in relation to Armed forces of the Russian Federation are analyzed.

Key words: military personnel, the citizens discharged from military service, members of their families, premises, free privatization, laws.

Так как одной из основных форм жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей в Вооруженных Силах Российской Федерации было и по-прежнему остается предоставление им от Министерства обороны Российской Федерации (далее — Минобороны России) ведомственных жилых помещений для постоянного проживания на условиях договора социального найма, особенно актуальна для многих таким образом «обеспеченных жильем» семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, проблема бесплатной приватизации тех ведомственных жилых помещений, находящихся в оперативном управлении организаций, подведомственных Минобороны России, в которых они в настоящее время проживают.

При этом следует учесть, что право на бесплатную приватизацию занимаемых жилых помещений из состава государственного или муниципального жилищного фонда является общим для всех граждан России, в том числе для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, и юридически основано на конституционных гарантиях ст. 35 (о праве частной собственности) и ст. 40 (о праве на жилище) Конституции Российской Федерации, нормах Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и других нормативных правовых актов Российской Федерации, а для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей — еще и на нормах ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В начале статьи прежде всего необходимо выяснить, что собой представляет такое понятие, как «приватизация», так как, несмотря на ее широкую популярность в России, ряд граждан до сих пор довольно смутно представляют, что же это такое и в чем именно заключается смысл приватизации жилых помещений, нередко при этом «смешивая» приватизацию жилья с другими способами его получения от государства в частную собственность граждан Российской Федерации (в частности, с получением жилых помещений сразу в собственность в порядке норм абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512).

Между тем, в ст. 1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон «О приватизации») указано, что приватизация жилых помещений — это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений. А из норм ст. 2 Закона «О приватизации» следует, что право на бесплатную приватизацию жилья имеют лишь те граждане, которые получили и занимают эти жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд. Данное право реализуется на условиях, предусмотренных этим Законом, иными нормативными правовыми актами России и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, во-первых, по закону право на бесплатную приватизацию занимаемых жилых помещений имеют не все граждане, проживающие в них, а только те, которые являются гражданами Российской Федерации. И это справедливо: ведь государство у нас не настолько богатое, чтобы бесплатно передавать жилье из государственной и муниципальной собственности в частную собственность не только своих граждан, но и граждан других стран, т. е., по сути, неизвестно за какие заслуги «дарить» им это жилье.

Все это фактически обусловлено тем, что ранее, в СССР, правопреемником которого является Российская Федерация, вся государственная собственность, в том числе и жилые помещения из федерального (а затем и муниципального) жилищного фонда, юридически являлась общенародной собственностью, т. е. общей собственностью всех граждан нашего государства, а также тем, что государственная и муниципальная собственность, как и федеральный и муниципальные бюджеты, в экономическом плане во многом создаются (например, строятся и покупаются жилые дома и жилые помещения) и формируются за счет личных средств граждан Российской Федерации, поступающих в федеральный и муниципальные бюджеты в виде налогов, сборов, государственных пошлин и других видов поступлений.

Таким образом, даже в СССР предоставление жилых помещений для бессрочного проживания по договорам социального найма для большинства граждан, которым предоставляли это жилье, реально не было бесплатным, а было одной из форм перераспределения их денежных средств и доходов, поступивших в государственный бюджет, т. е., утрированно рассуждая, все граждане, независимо от их возраста, получавшие бесплатно жилье от государства, условно уже участвовали в его «покупке»: либо за счет лично заработанных средств, поступивших в бюджет, либо за счет средств, заработанных их отцами и дедами. В то же время большинство предоставленных в СССР жилых помещений как общенародная собственность фактически и юридически уже находилось в собственности граждан, которым они были предоставлены, в виде их общей с другими гражданами СССР собственности, но что не было документально и юридически оформлено для каждого отдельного гражданина, получившего это жилье от государства (или от ведомства, завода, колхоза).

Начало 90-х гг. XX в. характеризуется не только развалом СССР как государства, но и коренными экономическими преобразованиями и реформами в России, в том числе и в сфере фактического разделения федеральной собственности, муниципальной собственности (которые в настоящее время уже не являются общенародной собственностью) и частной собственности. Часть этих экономических преобразований по переводу государственной, ранее общенародной, собственности в частную собственность отдельных граждан и получило общее название «приватизация».

В рамках экономических реформ с 1991 г. в России как суверенном государстве — правопреемнике СССР и была начата бесплатная приватизация занимаемых жилых помещений, юридическая и экономическая сущность которой фактически состоит в юридическом и документальном переводе занимаемых гражданами Российской Федерации жилых помещений из общей с неопределенным количеством других граждан (общенародной) собственности на эти их жилые помещения в их частную собственность (и конечно же, не для всех граждан, а только для тех, кто желает перевести занимаемые ими помещения в свою частную собственность).

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время Закон «О приватизации» фактически дает всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей общее со всеми другими гражданами Российской Федерации право на бесплатную приватизацию занимаемых ими на условиях бессрочного проживания ведомственных жилых помещений Минобороны России.

Однако начиная с 1991 — 1993 гг. государственная собственность (в том числе и ведомственные жилые помещения Минобороны России) уже не имеет юридического статуса «общенародной собственности», т. е. нет юридических оснований относить ведомственные жилые помещения Минобороны России к условной общей собственности тех граждан, которым они были предоставлены после 1991 г. Таким образом, отмена с 1 марта 2015 г. общего права всех граждан Российской Федерации на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда не только экономически, но и юридически обоснована: ведь реально-то отменяют не саму приватизацию жилья, а ее условия, сделав приватизацию платной. При вышеуказанных обстоятельствах это не будет противоречить гарантиям ст. ст. 54 и 55 Конституции Российской Федерации, так как государство, не нарушая основные права своих граждан, вправе устанавливать сроки льготной реализации этих прав.

В то же время начиная с 1991 — 1993 гг. в России юридически изменились и критерии предоставления гражданам Российской Федерации жилых помещений. В частности, для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей обеспечение их ведомственными жилыми помещениями Минобороны России для постоянного (бессрочного) проживания в нормах ст. ст. 15 и 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», по мнению автора, заявлено как форма их материального вознаграждения за их военную службу, что следует из норм, ставящих возникновение и объем жилищных прав самих военнослужащих (и опосредованно членов их семей) в прямую зависимость от срока их военной службы, т. е. сами военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы (и опосредованно члены их семей), фактически также уже условно «купили» предоставленные им для бессрочного проживания ведомственные жилые помещения Минобороны России, заработав их военной службой государству. К тому же следует учитывать и то, что все ведомственные жилые помещения Минобороны России были построены (или закуплены) на средства федерального бюджета, который в настоящее время формируется и за счет взимаемых с военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей налогов и сборов, чем эти граждане фактически уже участвовали в покупке (строительстве) занимаемых ими жилых помещений.

Именно указанными выше обстоятельствами, на наш взгляд, и обусловлено специальное право военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на получение в собственность бесплатно предоставленных Минобороны России ведомственных жилых помещений, которое они могут реализовать в соответствии с нормами ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

С учетом же того, что это специальное право военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на бесплатную приватизацию занимаемых ими ведомственных жилых помещений Минобороны России основано на совсем других юридических основаниях, чем общее право на бесплатную приватизацию занимаемых жилых помещений, и к тому же, в отличие от общего права, не ограничено сроком на его реализацию, по мнению автора, у всех указанных категорий граждан Российской Федерации есть надежда реализовать это специальное право в отношении ведомственного жилья Минобороны России и после 1 марта 2015 г., когда для всех других граждан Российской Федерации срок бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений закончится.

Во-вторых, как это следует из норм ст. 1 Закона «О приватизации», граждане Российской Федерации могут бесплатно приватизировать только те жилые помещения, которые они уже получили ранее и в которых они проживают на условиях договора социального найма. В связи с этим следует отметить такую особенность жилищных правоотношений в Вооруженных Силах Российской Федерации — ранее жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации нередко вообще не заключали с военнослужащими письменных договоров найма на предоставляемые им по ордерам жилые помещения, что часто является препятствием для бесплатной приватизации этих жилых помещений, а также формальной причиной отказа уполномоченных органов: ведь по нормам Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения гражданам предоставляются не по ордерам, а по выпискам из решений о предоставлении жилых помещений по договору социального найма; и единственным законным основанием для проживания в жилом помещении указан письменный договор социального найма.

Сложная ситуация складывается и с жителями бывших закрытых военных городков.

«Открытие» сотен ранее закрытых военных городков предполагало проведение должностными лицами Минобороны России целого комплекса связанных с этим мероприятий по переводу служебного жилищного фонда этих городков в жилищный фонд для постоянного проживания граждан на условиях договоров социального найма, одним из которых являлась необходимость перезаключения с гражданами, проживающими в жилых помещениях на территориях этих военных городков, договоров найма на занимаемые ими жилые помещения, с изменением условий и юридического статуса как договоров найма, так и нанимателей ведомственного жилья Минобороны России. Но в большинстве случаев эти необходимые мероприятия вообще не были проведены, а договоры найма не были перезаключены, одной из причин чего является то, что КЭЧ по месту службы военнослужащих, в том числе в ранее закрытых военных городках, уже давно расформированы, а вот то, какие конкретно органы и именно какого органа управления Минобороны России (Департамента имущественных отношений либо Департамента жилищного обеспечения) законно уполномочены заключать с проживающими в «открытых» военных городках военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, договоры социального найма на занимаемые ими жилые помещения, нормативно не урегулировано, что создает правовую неопределенность в этом вопросе и ведет к нарушениям прав граждан, проживающих в ведомственных жилых помещениях Минобороны России.

Ведь, как это уже не раз подтвердил Верховный Суд Российской Федерации, субъектом правоприменения норм Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, регулирующих порядок заключения договоров социального найма в Вооруженных Силах Российской Федерации, являются только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и вообще не указаны, а значит, юридически и не являются субъектами их правоприменения члены семей военнослужащих, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей. Таким образом, отсутствуют нормативные правовые акты, обязывающие жилищные органы Минобороны России заключать договоры социального найма на ведомственные жилые помещения, в которых остались проживать после их увольнения граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, в том числе в ранее закрытых, а теперь открытых, военных городках, не говоря уж о членах семей погибших (умерших) военнослужащих.

В-третьих, как следует из норм ст. 1 Закона «О приватизации», реальные суть и содержание проводящейся с 1991 г. бесплатной приватизации жилья — это бесплатная передача в частную собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе ведомственного жилья, т. е. передача им этого жилья в частную собственность без какой-либо оплаты.

Таким образом, по своей юридической сущности институт бесплатной приватизации жилья во многом идентичен гражданско-правовому институту дарения, где «дарителем» являются государственные и муниципальные органы, «передаваемой безвозмездно в собственность вещью» — жилые помещения, предоставленные гражданам Российской Федерации для постоянного проживания в них по договорам социального найма, а «одариваемыми» — граждане Российской Федерации, проживающие в этих жилых помещениях (из государственного и муниципального жилищного фонда) на условиях договора социального найма.

Как указано в преамбуле Закона «О приватизации», вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем, а целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Следует учесть, что срок реализации права на бесплатную приватизацию занимаемых жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, как уже было указано выше, для всех граждан Российской Федерации ограничен датой 1 марта 2015 г., что юридически урегулировано нормами Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции от 25 февраля 2013 г.), в силу которых ст. 1 Закона «О приватизации» утрачивает силу с 1 марта 2015 г.

Таким образом, следует ожидать, что начиная с 1 марта 2015 г. все граждане Российской Федерации, в том числе, очевидно, и большинство военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, будут получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде лишь возмездно, за определенную, установленную государством, плату, т. е., по сути, выкупать у государственных и муниципальных органов занимаемые ими жилые помещения за личные денежные средства. Юридически это будет во многом идентично гражданско-правовым правоотношениям купли-продажи жилых помещений.

По мнению автора, вполне вероятно, что число объектов возмездной приватизации жилых помещений после 1 марта 2015 г. может быть нормативно расширено за счет отдельных служебных жилых помещений, а возможно, и ряда жилых помещений на территориях закрытых военных городков, в которых остались проживать бессрочно семьи уволенных военнослужащих: ведь, по сути, для Минобороны России эти жилые помещения для целей их служебного использования фактически уже безвозвратно потеряны, а потому сохранение за ними статуса служебного жилья будет не только нецелесообразно и социально несправедливо, но и экономически невыгодно для Минобороны России. А нормативному урегулированию этого вопроса, по мнению автора, препятствуют чисто субъективные причины: то, что пока еще для всех возможна приватизация занимаемого жилья не за плату, а безвозмездно.

Как следует из заявлений Президента Российской Федерации и ряда других представителей высшей государственной власти России, срок окончания бесплатной приватизации жилья в России — 28 февраля 2015 г. — конечный и более ни для каких категорий граждан Российской Федерации государством продлеваться не будет. Поэтому тем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, которые сейчас проживают в ведомственных жилых помещениях Минобороны России по договорам социального найма либо получат от Минобороны России такие жилые помещения в ближайшие полтора года, следует решить вопрос о том, воспользоваться ли правом получить занимаемые ими по договорам социального найма ведомственные жилые помещения Минобороны России в собственность бесплатно, пока для этого еще есть такая возможность, либо же, если им это не нужно или невыгодно, отказаться от реализации этого права и остаться проживать в занимаемых ими ведомственных жилых помещениях Минобороны России по договорам социального найма бессрочно, являясь при этом по их юридическому статусу нанимателями, но не собственниками этих жилых помещений.

Как показывает практика, приватизация ведомственного жилья Минобороны России в настоящее время возможна только по решениям суда. И, как правило, процесс бесплатной приватизации ведомственных жилых помещений Минобороны России из-за различных объективных и субъективных факторов и причин может затянуться на срок от двух до шести месяцев. К тому же, как это уже было два раза (в начале 2010 г. и в начале 2013 г.), ряд граждан решают приватизировать жилье только тогда, когда срок бесплатной приватизации уже заканчивается, что ведет к нездоровому ажиотажу на всех этапах приватизации и необоснованно ее затягивает для каждого отдельного гражданина. Поэтому следует заняться приватизацией жилья заранее.

Для тех же военнослужащих, которые не успеют до 1 марта 2015 г. бесплатно приватизировать занимаемое по договору социального найма ведомственное жилое помещение Минобороны России по объективным причинам (например, получит такое жилое помещение незадолго до 1 марта 2015 г. либо уже после этой даты), по мнению автора, на что ранее обращалось внимание, все же существует возможность бесплатно приватизировать это жилое помещение и после 1 марта 2015 г., даже в случае, если для них срок бесплатной приватизации жилья официально не продлят после указанной даты. Но все это, скорее всего, будет возможно только лишь по решениям суда, принятым для конкретной ситуации и в отношении конкретных граждан, и не будет иметь общего характера.

В-четвертых, как следует из норм ст. 1 Закона «О приватизации», бесплатная приватизация занимаемых жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде возможна лишь «на добровольной основе», т. е. только по личному желанию, выраженному в письменной форме, самих граждан, проживающих в этих жилых помещениях по договорам социального найма.

В силу ст. 6 Закона «О приватизации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками этих жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Поэтому для реализации права на бесплатную приватизацию занимаемого по договору социального найма ведомственного жилого помещения Минобороны России военнослужащий, гражданин, уволенный с военной службы, или член их семьи, являющийся по договору социального найма нанимателем (ответственным квартиросъемщиком) такого жилого помещения, должен обратиться с письменным заявлением о приватизации в ту организацию, подведомственную Минобороны России, в оперативном управлении которой находится его жилое помещение.

А исходя из смысла преамбулы и норм ст. ст. 1 и 2 Закона «О приватизации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием в уполномоченные органы. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7 и 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

По Закону «О приватизации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов, а право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с нормами ст. 2 Закона «О приватизации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных этим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Следует учесть, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 Закона «О приватизации» возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче ими согласия на приватизацию жилья другими лицами.

Как следует из норм ст. 4 Закона «О приватизации», на практике не все жилые помещения могут быть приватизированы гражданами, в них проживающими. Так, в общем случае по данному Закону не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Однако указанные ограничения права граждан на приватизацию занимаемых ими жилых помещений не являются бесспорными, т. е. в ряде случаев могут быть оспорены в суде. Так, в частности, к настоящему моменту в судах России уже сложилась судебная практика, позволяющая в отдельных случаях гражданам добиваться передачи им в собственность жилых помещений (комнат) в общежитиях и даже служебных жилых помещений, что дает надежду на приватизацию через суд и отдельных ведомственных жилых помещений Минобороны России, которые хотя формально и имеют статус служебного жилья, в том числе в силу того, что находятся на территориях закрытых военных городков, но служебным жильем уже не могут считаться, так как были переданы в бессрочное пользование уволенным военнослужащим и членам их семей, давно потерявшим всякую связь с Вооруженными Силами Российской Федерации и проживающим в них до сих пор. И перспектив использовать это жилье для обеспечения им в качестве служебного других военнослужащих у Министерства обороны Российской Федерации сейчас практически нет.

Так, применительно к теме настоящей статьи автор обращает внимание на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 9-П, которым ч. 2 ст. 4 Закона «О приватизации» была признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку данное нормативное положение — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — не предполагает издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.

С учетом того что официальное толкование Конституционным Судом Российской Федерации норм и положений федеральных законов является обязательным для всех военных судов и судов общей юрисдикции, военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей при обжаловании в суд отказов должностных лиц Минобороны России в приватизации занимаемых ими ведомственных жилых помещений Минобороны России, в которых они бессрочно проживают, хотя и давно потеряли связь с Вооруженными Силами Российской Федерации, по причине того, что занимаемые ими жилые помещения имеют статус служебного жилья или расположены на территории закрытого военного городка, должны требовать, чтобы суд, рассматривающий их требования, руководствовался вышеуказанной официальной позицией Конституционного Суда Российской Федерации, допускающей возможность, в виде исключения и исходя из конкретных обстоятельств каждого отдельного дела, бесплатную приватизацию отдельных служебных помещений.

——————————————————————