Проблемы установления и реализации юридической ответственности военнослужащих

(Лиховидов К. С.) («Военно-юридический журнал», 2006, N 6)

ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

К. С. ЛИХОВИДОВ

Лиховидов К. С., кандидат юридических наук, доцент, докторант Военного университета.

В условиях построения правового государства юридическая ответственность за правонарушения является наиболее острой темой правовой науки и правоприменительной практики. Достаточно сказать, что без эффективно действующего механизма юридической ответственности нормы, регулирующие права и обязанности членов общества, носят декларативный характер, что, в свою очередь, влечет за собой, с одной стороны, неспособность правоохранительных органов осуществлять государственное принуждение к исполнению обязанностей и наказание нарушителей правовых запретов и, с другой — произвол со стороны государства, поскольку принуждение применяется произвольно, по усмотрению власть имущих. В условиях Вооруженных Сил острота проблемы юридической ответственности определяется особой исключительностью выполняемых задач по защите Отечества и соответственно особенностями правового статуса военнослужащих и спецификой военно-правовых норм. Малейшее нарушение порядка военно-служебных отношений может отрицательно сказаться на боеспособности воинских частей и соединений и в конечном счете нанести ущерб оборонной мощи России. Юридическая ответственность военнослужащих является необходимым правовым средством надежной охраны воинского правопорядка от нарушений, своего рода гарантией его прочности и незыблемости <*>. Воинский правопорядок складывается в результате реализации норм военного права, в том числе и норм о юридической ответственности военнослужащих. В зависимости от того, насколько полно и точно реализованы требования правовых норм о юридической ответственности военнослужащих (наряду с другими факторами), определяется степень прочности воинского правопорядка. ——————————— <*> См.: Хропанюк В. Н. Социальные нормы и их воздействие на укрепление советского воинского правопорядка. Дис. … канд. юрид. наук. М., 1973. С. 46 — 47.

Особая исключительность выполняемых Вооруженными Силами РФ задач определила детальную регламентацию всех основных вопросов жизни, быта и деятельности, поведения военнослужащих, а также особенности их обязанностей и юридической ответственности. Так, в ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» записано, что особенности статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по подготовке к вооруженной защите и самой вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В этой связи юридическая наука вполне справедливо выделяет специфические особенности юридической ответственности военнослужащих: а) более широкий круг составов правонарушений, за совершение которых наступает юридическая ответственность; б) более высокая степень ответственности за некоторые правонарушения; в) наличие специальных полномочий у командиров (начальников) по привлечению военнослужащих к юридической ответственности; г) наличие специальных условий применения власти командирами и исполнения применяемых мер юридической ответственности; д) специфический характер мер ответственности, применяемых за правонарушения <*>. ——————————— <*> См.: Артамонов Н. В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. М.: ВКИ, 1984. С. 124; Павлов Н. И. Юридическая ответственность военнослужащих по советскому праву. М.: ВПА, 1981. С. 15 — 16.

Особенности правового регулирования юридической ответственности военнослужащих определяются и действием в Вооруженных Силах так называемого института усмотрения органов военного управления и воинских должностных лиц. Исходя из принципа единоначалия, в науке военного права, в военно-правовых нормах и в практической деятельности органов военного управления и военной юстиции важное место при определении объема юридической ответственности отводится командиру (начальнику). Прежде всего речь идет о привлечении военнослужащих к материальной и дисциплинарной ответственности. Как свидетельствует практика, командование воинских частей и подразделений слабо представляет, а порой и не имеет представления о характере мер государственного принуждения, применяемых к военнослужащим. Статистические данные свидетельствуют о том, что из года в год рост количества поступающих в военные суды жалоб военнослужащих на неправомерные действия воинских должностных лиц, касающиеся незаконного привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности, неуклонно растет <*>. ——————————— <*> См.: Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 1999 год. М., 2000. С. 3, 7 — 9.

Очевидно, что юридическая ответственность военнослужащих определяется в первую очередь административно-правовыми чертами. Однако рассмотрение юридической ответственности военнослужащих лишь под одним углом — с позиций административно-правового регулирования отношений в Вооруженных Силах — было бы неполным, поскольку все виды юридической ответственности, как военнослужащих, так и других граждан, имеют общие признаки: основания, условия и стадии ее наступления, состав правонарушения. Именно двум важнейшим стадиям юридической ответственности военнослужащих — установления и реализации — и посвящена данная работа. Юридическая ответственность военнослужащих в своем развитии проходит три стадии: установления, возложения и реализации. Стадии юридической ответственности военнослужащих тесно взаимосвязаны с основаниями ответственности. Так, основание уголовной ответственности в целом образуют совокупность определенных юридических факторов, обусловливающих возникновение соответствующих правоотношений. При этом всякий факт, имеющий юридическое значение, имеет правовую форму, и в процессе производства им юридических последствий участвуют как его материальное содержание, так и его правовая форма. Поэтому при установлении и реализации любого вида юридической ответственности должны учитываться не только сами явления, факты, детерминирующие ответственность, но также виды и содержание правовых норм, действующих совместно, в единстве с данными явлениями и фактами <*>. Причем ответственность всегда должна рассматриваться в динамике, где каждой стадии ее развития соответствует определенная группа оснований. ——————————— <*> См.: Тер-Акопов А. А. Правовые основания уголовной ответственности военнослужащих. М.: ВКИ, 1981. С. 19 — 25.

Юридическая ответственность военнослужащих устанавливается путем провозглашения и введения в действие соответствующих законодательных актов, определяющих характер, пределы и условия реализации ответственности. Эти источники правового регулирования в науке получили название правовых оснований юридической ответственности. Исходя из научных принципов построения системы права, на основании которых все нормативные акты взаимообусловлены, взаимосвязаны и иерархически соподчинены, к правовым основаниям юридической ответственности военнослужащих следует отнести в первую очередь Конституцию РФ, являющуюся фундаментом, базой всего механизма правового регулирования и определяющую основные принципы и общую направленность юридической ответственности военнослужащих. Федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», также являясь источниками регулирования, определяют в первую очередь позитивный характер различных видов юридической ответственности военнослужащих и устанавливают основные условия ее реализации, то есть указывают, как необходимо и можно поступать, способствуют познанию данной необходимости, воздействуют на их волю <*>. ——————————— <*> См.: Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Наука, 1982. С. 46.

Стадия установления юридической ответственности военнослужащих предназначена для информирования военнослужащих посредством правовых норм об основополагающих идеях и принципах ответственности, гарантиях прав, свобод и законных интересов граждан РФ, а также о возможности признания их (военнослужащих) виновными в совершении правонарушений. Смысл «возложения» юридической ответственности военнослужащих — позитивный: определить, какие последствия, предусмотренные законодательством о юридической ответственности, лицо должно предупреждать, вступая в соответствующие отношения; и при каких условиях оно может быть признано виновным в их наступлении. В данном случае материальным основанием ответственности являются фактические военно-служебные отношения, в которых находится военнослужащий, с учетом наличия у него способности и возможности осуществлять необходимые обязанности (общие, должностные, специальные), реализовывать свои права, предупреждать вредные последствия в виде причинения материального ущерба государству и отвечать за их наступление. Из этого определения следует единство материальных (фактических) оснований с правовыми, так как правовые нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих», Устава Внутренней службы Вооруженных Сил РФ и других актов определяют права, обязанности и в целом правовой статус военнослужащих. Правовым основанием на стадии возложения юридической ответственности выступают правовые нормы, регулирующие и охраняющие от посягательств военно-служебные отношения, связанные с сохранностью военного имущества, а также акты органов военного управления, включающие лицо в данную систему отношений. Завершающей стадией развития юридической ответственности военнослужащих является ее реализация. На данной стадии военнослужащий, находясь уже в рамках военно-служебных отношений, совершает противоправное деяние и по установленным нормативно-правовыми актами военного законодательства правилам и процедуре претерпевает меры государственного принуждения различного характера. В этой связи важным является вопрос о моменте возникновения такого правоотношения, в рамках которого и реализуется юридическая ответственность негативным способом. Представляется правильным утверждение, что подобное правоотношение возникает только в момент совершения правонарушения. Если же возникновение правоотношения связывается с моментом применения к нарушителю мер государственного принуждения, то при подобном подходе ответственность и правоотношения лишаются объективности, поскольку их существование связывается с актами деятельности правоохранительных органов <*>. Причем правоотношение в таком случае в первую очередь связывается с сознанием и деятельностью работников правоохранительных органов (дознавателя, следователя, судьи). Это может привести к тому, что главное внимание будет уделяться не действиям человека, а теоретическим конструкциям по описанию «преступного результата», что в конечном счете создаст широкий простор для произвола. ——————————— <*> См.: Артамонов Н. В. Указ. соч. С. 123; Тер-Акопов А. А. Указ. соч. С. 45.

Юридическая ответственность не может быть реализована без правоприменительной деятельности; совершенное деяние и наступившие последствия не могут быть автоматически вменены правонарушителю в вину; только в результате процессуальной деятельности в конечном итоге определяется соответствие правового и фактического основания ответственности, то есть наличие состава правонарушения в конкретном деянии <*>. Неотвратимость ответственности обеспечивается прежде всего, как справедливо отмечал С. Н. Братусь, бесперебойной и ответственной работой государственного аппарата, в частности юрисдикционными органами. Очевидно, что важным средством обеспечения надлежащей работы этих органов должна быть ответственность определенных должностных лиц за допущенное ими бездействие или иное нарушение законности <**>. ——————————— <*> См., например: Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 45; Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву (теоретические проблемы). М., 1981. С. 49. <**> См.: Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность (Очерк теории). М., 1976. С. 80 — 81.

Таким образом, правовой механизм установления и реализации юридической ответственности военнослужащих должен оптимально обеспечивать поддержание Вооруженных Сил Российской Федерации в состоянии постоянной боеготовности. Оптимизация этого механизма, на наш взгляд, обусловлена разрешением следующих основных проблем. 1. В военно-правовой науке до сих пор вопрос о понятии, сущности и основаниях юридической ответственности военнослужащих является неразрешенным. Это обусловлено прежде всего наличием крайне противоположных взглядов на проблему существования военного права как комплексной отрасли права и соответственно делением военного права на специальные отрасли — военно-уголовное, военно-административное и т. д. Юридическая ответственность военнослужащих традиционно рассматривается применительно к отраслям права и не может существовать вне указанной проблематики. Проблема юридической ответственности военнослужащих обусловлена также широким распространением в науке так называемого двухаспектного взгляда на меры ответственности: как материального отношения и, отдельно, процессуального, где последнему придается второстепенный характер (концепция уголовного правоотношения), то есть возникновение ответственности связано с моментом совершения правонарушения. Существующие идеи «уголовно-правового», «административно-деликтного» и других «охранительных» отношений, характеризующиеся обязанностью правонарушителя подвергнуться наказанию, предусмотренному нормами права, радикально противоречат ряду процессуальных норм и принципов, закрепленных в международных пактах, а также действующей Конституции РФ (ст. ст. 47 — 51). Общая теория юридической ответственности (в том числе и военнослужащих) не в полной мере использует и важнейшие общетеоретические выводы отраслевых наук и недостаточно обращается к действующему военному праву. 2. Существует необходимость в разработке понятия и элементов воинского правонарушения как основания юридической ответственности военнослужащих. Его элементы и специфика военно-правовой наукой практически не исследовались. Между тем правонарушения, совершенные военнослужащими, отличаются от иных видов правонарушений своим многообразием, поскольку военное право в целом регулирует комплекс общественных отношений различных видов (различная отраслевая принадлежность), возникающих в области строительства, жизни, быта и деятельности Вооруженных Сил. 3. Требуется разработка механизма разграничения воинского преступления, воинского дисциплинарного проступка и воинского имущественного правонарушения. Наличие данного механизма позволит привести в стройную логическую систему меры правового воздействия, применяемые к военнослужащим в интересах строгого и точного соблюдения воинского правопорядка, а также оценить адекватность применяемых санкций к совершенному воинскому правонарушению. 4. Нуждается в глубоком теоретическом осмыслении проблема криминализации и декриминализации деяний военнослужащих с учетом содержания норм, регулирующих их позитивную юридическую ответственность. В рамках проводимой в России военной реформы, одним из направлений которой является постепенный переход к контрактной системе комплектования Вооруженных Сил РФ, нуждаются в пересмотре некоторые виды воинских преступлений, субъектами которых являются военнослужащие, проходящие службу по контракту. В частности, представляется неоправданным установление в мирное время уголовной ответственности военнослужащих-контрактников за самовольное оставление части или места службы, а равно неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более месяца (ч. 3 ст. 337 УК РФ). Сроки и продолжительность выполнения военнослужащими, проходящими службу по контракту, своих служебных обязанностей определены контрактом, регламентом служебного времени и распорядком дня (ст. 226 Устава Внутренней Службы Вооруженных Сил РФ). Согласно контракту о прохождении военной службы военнослужащий не имеет права самовольно отказаться от исполнения своих служебных обязанностей, изменить место военной службы. В случае уклонения от исполнения данных обязанностей военнослужащий несет дисциплинарную ответственность и ответственность за невыполнение условий контракта вплоть до досрочного увольнения в запас (подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Для разрешения вопросов о целесообразности установления в уголовном законе ответственности военнослужащих-контрактников за самовольное оставление части или места службы необходимо проведение комплексного исследования характера и степени общественной опасности данного правонарушения. Рассмотрение этой проблемы усложняется тем обстоятельством, что до настоящего времени четко не сформулировано понятие общественной опасности, не определены границы этого понятия. 5. Существующие особенности привлечения военнослужащих одновременно к различным видам юридической ответственности («кумуляция» воинских правонарушений) диктуют необходимость разрешения проблемы идеальной и реальной конкуренции норм между различными видами правонарушений, определения понятия и критериев общественной опасности воинского правонарушения. 6. В настоящее время существует необходимость в разработке и законодательном закреплении пределов применения различных видов юридической ответственности военнослужащих. 7. Нуждаются в детальном исследовании проблемы применения к военнослужащим некоторых видов уголовных наказаний. В частности, в УК РФ закреплено положение о том, что обязательные работы (ч. 4 ст. 49) и ограничение свободы (ч. 5 ст. 53) не могут быть назначены военнослужащим, проходящим службу по призыву. В то же время уголовное законодательство не содержит каких-либо указаний о порядке отбывания перечисленных видов наказаний военнослужащими, проходящими службу по контракту. Представляется, что условия и специфика военной службы не позволяют привлекать осужденных военнослужащих к данным видам наказаний в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными Уголовно-исполнительным кодексом РФ (ст. ст. 25 — 32). В противном случае игнорировались бы как специфика задач, выполняемых Вооруженными Силами, так и особенности нормирования занятости военнослужащих по службе, установленные военным законодательством. В этой связи есть необходимость в разработке механизма правового регулирования назначения и отбывания рассматриваемых наказаний осужденными военнослужащими по контракту. 8. Представляется необходимым осуществить формирование единой и внутренне согласованной правовой базы дисциплинарной ответственности военнослужащих, основой которой должен стать Федеральный закон «О дисциплинарной ответственности военнослужащих». Необходимо теоретически обосновать и закрепить в Федеральном законе «О дисциплинарной ответственности военнослужащих» основания дисциплинарной ответственности и процессуальный порядок ее реализации, состав и полномочия органов, осуществляющих расследование, и привлечение военнослужащих к дисциплинарной ответственности. 9. Нуждаются в разрешении вопросы законности и обоснованности применения к военнослужащим ареста с содержанием на гауптвахте как меры дисциплинарной ответственности. Указом Президента РФ от 30 июня 2002 г. N 671 дисциплинарный арест был исключен из Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ как вид дисциплинарного взыскания. Несмотря на это, сама проблема соответствия Конституции РФ, ее ст. 22 (ч. 2), нормам международного права существовавшего внесудебного порядка применения дисциплинарного ареста не утратила своей актуальности. В современных условиях ослабления дисциплины и воинского правопорядка в Вооруженных Силах РФ и других войсках и воинских формированиях наложение моратория на применение дисциплинарного ареста военнослужащих или исключение этого дисциплинарного взыскания из числа мер дисциплинарной ответственности подрывает сущность принципа единоначалия и отрицательно сказывается на боеспособности воинских частей и соединений. 10. Существует необходимость разработки специальных видов юридической ответственности военнослужащих — участников боевых действий в рамках законопроектов «О военном положении», «О мобилизации и чрезвычайном положении» (в соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). 11. Специфика юридической ответственности военнослужащих определяет необходимость разрешения проблем законотворчества и официального толкования правовых норм на стадии установления юридической ответственности военнослужащих, включающих в себя: 11.1. Корректировку и детализацию правового статуса лиц, наделенных правами участия в предзаконодательном процессе (законодательной инициативой). 11.2. Определение порядка согласования идей, научных разработок и предложений по совершенствованию правового механизма реализации юридической ответственности военнослужащих. 11.3. Кардинальное преобразование системы официального толкования правовых норм о юридической ответственности военнослужащих с учетом доктринального и специального компетентного толкования, основанного на научном познании закономерностей военного права. 12. Требуют разрешения проблемы обеспечения реализации законодательных актов на стадии возложения юридической ответственности, а именно: 12.1. Перестройка механизма реализации законодательства о юридической ответственности военнослужащих. Создание всех необходимых условий материального и социально-психологического характера для обеспечения реализации норм, обеспечивающих включение конкретного лица в сферу регулируемых правовым институтом ответственности общественных отношений. 12.2. Научное обоснование и прогнозирование социальных последствий в процессе реализации норм о юридической ответственности военнослужащих. 12.3. Эффективное использование в ходе реализации законодательства о юридической ответственности военнослужащих специальных юридических средств: постзаконодательной нормотворческой деятельности, индивидуальной правовой регуляции и социально-правового контроля, призванных придать общей норме о юридической ответственности военнослужащих характер детализированных установлений применительно к обстановке и времени ее действия. 13. Существует необходимость в теоретическом обосновании и законодательной регламентации военно-административного процесса привлечения военнослужащих к дисциплинарной и материальной ответственности. Законодательное регулирование военно-административного процесса привлечения к юридической ответственности военнослужащих должно являться, с одной стороны, одним из элементов в системе гарантий, обеспечивающих соблюдение прав и свобод военнослужащих, и, с другой — способствовать установлению твердого воинского правопорядка. Разрешение вышеуказанных проблем в теории, военном законодательстве и правоприменительной деятельности позволит разработать на более высоком уровне обобщения теоретическую модель юридической ответственности военнослужащих, снимающей имеющиеся в смежных отраслевых юридических науках и в правоприменительной деятельности органов военного управления и военной юстиции противоречия во взглядах на ее сущность, основания, установление и реализацию.

——————————————————————