Некоторые изменения правового регулирования проезда на транспорте военнослужащих и их влияние на военное дело

(Овчаров О. А.) («Военно-юридический журнал», 2006, N 6)

НЕКОТОРЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЕЗДА НА ТРАНСПОРТЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОЕННОЕ ДЕЛО

О. А. ОВЧАРОВ

Овчаров О. А., подполковник юстиции, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета.

Произошедшие на рубеже тысячелетий в государстве Российском изменения в государственном устройстве и законодательстве в связи с переходом к рыночным отношениям породили огромное количество трудностей и несообразностей, в т. ч. и в области проезда военнослужащих на транспорте, которые негативно отразились и на социально-правовом, материальном положении военнослужащих, и на обороноспособности войск в целом. Так, например, в соответствии со ст. 20 принятого в разгар перестройки Закона РФ от 22 января 1993 г. N 4338-1 «О статусе военнослужащих» военнослужащие имели право на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси). Такое законодательное закрепление было обусловлено общим резким падением денежного довольствия военнослужащих в начале перестройки (по сравнению с доперестроечным уровнем) и призвано было в определенной степени компенсировать транспортные расходы военнослужащих, которые в большей части связаны с решением различных вопросов военно-служебной деятельности, тем более учитывая, что в тот период стоимость транспортных услуг значительно возросла. В связи с принятием в 1998 г. названного Закона в новой редакции (от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ) в ст. 20 к указанному выше праву прибавилось также и право военнослужащих на проезд на безвозмездной основе на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно. Данное право было призвано, по сути, обеспечить главным образом проезд военнослужащих на транспорте в отдаленных гарнизонах и в населенных пунктах, где транспортная инфраструктура (общественный транспорт, которым военнослужащий мог пользоваться бесплатно) либо вовсе отсутствовала, либо не могла обеспечить нормальное прибытие воина на службу и убытие со службы домой. Однако Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в ст. 20 названного Федерального закона были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми военнослужащие были лишены предоставленного им ранее права бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения. В результате этого для целей прибытия на военную службу и убытия с военной службы домой военнослужащие могут воспользоваться лишь оставшимся в законодательстве нетронутым правом на проезд на безвозмездной основе на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно. Таким образом, если раньше государство в местах с достаточно развитой транспортной инфраструктурой само решало вопросы перевозки военнослужащих на службу и обратно, то после выхода указанного выше Федерального закона N 122-ФЗ эта обязанность была переложена на командиров воинских частей, которые обязаны обеспечить выполнение требований действующего законодательства и выделить для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно необходимое количество грузовых машин и пассажирских автобусов воинской части, водителей, горюче-смазочных материалов (ГСМ) и т. п. Вместе с тем, как известно, с начала перестройки военные организации испытывают недостаток в поставках в войска военной (в т. ч. и автомобильной) техники и ГСМ, который год от года нарастает. Во многих воинских частях боевые учения — основа жизнедеятельности военных организаций, — проводившиеся в советский период регулярно, сокращены до минимума или вовсе не проводятся годами ввиду отсутствия необходимых ресурсов: соответствующей исправной техники, топлива и т. п., что безусловно негативно сказывается на уровне их боеготовности. В такой обстановке резкий всплеск потребности в транспорте и топливе для обеспечения прав военнослужащих на перевозку транспортом воинской части к месту службы и обратно (без соответствующего всплеска финансирования из бюджета этих потребностей) ставит командира части в крайне тяжелое положение, когда он обязан при достаточно скромных ресурсах вверенной ему части обеспечить и высокую боеготовность этой воинской части, и защиту предусмотренных законом правовых гарантий на безвозмездный проезд транспортом воинской части к месту военной службы и обратно. Следовательно, командиру части придется либо ущемлять права военнослужащих, либо реализовывать эти права в ущерб боевой учебы и другим хозяйственным мероприятиям воинской части, поскольку такая реализация потребует большой отрыв техники и расход ГСМ, а значит, в ущерб боеготовности войск, обороноспособности государства. Если командир с целью поддержания боеготовности части пойдет по пути ущемления рассматриваемых прав военнослужащих этой части, то это также может обернуться серьезными для воинской части неприятностями и негативно отразиться на боеготовности войск и обороноспособности государства, поскольку нарушения прав зачастую сопровождаются обращением в судебные и иные инстанции, нагнетанием социальной напряженности в воинских коллективах, а значит, и снижением морально-психологического состояния войск, одного из важнейших показателей уровня боеготовности военных организаций. Кроме того, это может привести и к оттоку специалистов, мастеров военного дела, вынужденных тратить существенную часть своего и без того скудного денежного довольствия на транспорт, что также нанесет сильный удар по боеготовности воинской части. Как известно, к 2008 г. планируется в Вооруженных Силах количество военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, довести до 60 — 70%, до этой плановой цифры не хватает 133 тысячи солдат и сержантов, которых за три года должны перевести на контракт по федеральной целевой программе, а при изыскании средств и вовсе отказаться от нее. По мнению министра обороны РФ С. Иванова, оценившего примерные расходы на эти цели: «…сотни миллиардов рублей — это полный переход на контракт» <*>. А это значит, что увеличатся в ближайшее время и транспортные издержки воинской части на проезд военнослужащих к месту службы и обратно (ведь военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, не требуется возить к месту службы и обратно, поскольку они, как правило, находятся на казарменном положении). Следовательно, уменьшатся расходы на боевую учебу, хозяйственные нужды, снизится боеготовность воинских частей (если, конечно, не будет выделено специально для реализации рассматриваемого права военнослужащих соответствующих бюджетных средств дополнительно, что само по себе маловероятно). ——————————— <*> См. об этом подробнее: Калашникова Н. Мирное бремя // Итоги. 2005. N 15. С. 30 — 34.

Таким образом, командир оказывается между двух зол, из которых вынужден выбирать наименьшее, при этом несомненно одно, какой бы вариант действий командир ни выбрал, боеготовность от действия рассматриваемых норм будет в той или иной степени подрываться. Следовательно, необходимо либо вернуть все в первоначальное положение и отменить изменения в законодательстве, лишившие военнослужащих права бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), либо выработать правовой механизм реализации воинскими частями права военнослужащих на проезд на безвозмездной основе на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части к месту военной службы и обратно, — путем выделения из бюджета воинским частям или самим военнослужащим (поскольку в воинской части может не оказаться достаточного количества исправных транспортных средств для обеспечения реализации указанного права) дополнительных денежных средств на эти цели. Определенную опасность вызывают и изменения, внесенные Федеральными законами от 20 июля 2004 г. N 71-ФЗ и от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в результате которых служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах. Как видно, данная законодательная норма не содержит крайнего предела границы, в радиусе (от воинской части) которой населенные пункты считаются близлежащими. Данное несовершенство может причинить серьезный вред обороне страны. Особенно больно бьет эта норма по воинским частям, дислоцирующимся в крупных городах, поскольку, как известно, чем дальше от такого города располагается жилье, тем стоимость его дешевле, в связи с чем это обстоятельство будет толкать довольствующие органы закупать жилплощадь для воинских частей по самым низким ценам (поскольку в этом случае на одну и ту же сумму можно будет приобрести больше квадратных метров жилья и обеспечить большее количество личного состава жилплощадью), а значит, достаточно далеко от дислокации таких воинских частей. Это будет бить как по боеготовности этих воинских частей (поскольку по тревоге собрать в кратчайший срок личный состав, разбросанный в большом радиусе проживания, будет практически невозможно), так и по карману самих военнослужащих, лишенных бесплатного проезда на общественном транспорте, поставит их перед необходимостью отнимать существенную часть денежного довольствия, семейного бюджета на транспортные расходы. В случае же если обязанность по перевозке военнослужащих к месту службы и обратно примет на себя воинская часть, то в таком случае (при большом удалении проживания военнослужащего от места службы) большие расходы будет нести уже сама воинская часть. Учитывая, что в крупных городах и населенных пунктах, как правило, дислоцируются штабы и управления соединений, объединений, округов, главкоматов и т. п., то удар указанными законодательными изменениями по их боеготовности и боеготовности подчиненных им частей наносится достаточно ощутимый. При наступлении войны (которая, на примере Великой Отечественной войны, скорее всего, начнется в ночное время накануне выходных дней) оповестить и собрать штабы, командования и органы управления в кратчайший срок будет практически невозможно. Данная норма может, кроме того, вызвать на этой почве напряженность как в отношениях командования воинских частей и вышестоящих квартирно-эксплуатационных органов, так и в отношениях между командирами и подчиненными, вынужденными проживать далеко от воинской части, тратить на дорогу и транспорт много времени и средств, что также негативно скажется на морально-психологическом состоянии личного состава, боеготовности войск. В связи с изложенным данную норму представляется необходимым исключить либо в крайнем случае установить предельно допустимое расстояние до близлежащего населенного пункта с учетом потребностей обеспечения высокого состояния боеготовности войск и транспортных возможностей.

——————————————————————