Мир танков в Кубинке

(Петров М. И.) («Туризм: право и экономика», 2006, N 3)

МИР ТАНКОВ В КУБИНКЕ

М. И. ПЕТРОВ

Петров М. И., старший научный сотрудник НПО «Спецтехника и связь» МВД России.

В прошлом номере журнала была опубликована статья «День Бородина: 1941 — 2005», рассказывающая о реконструкции сражения октября 1941 г. на легендарном Бородинском поле. В ней было упомянуто, что участвовавшие в реконструкции боевые машины были предоставлены Музеем бронетанковой техники в подмосковном поселке Кубинка. Но сказать, что он предоставляет для представлений военно-исторической реконструкции и для съемок фильмов о войне действующую боевую технику, сохранившуюся с тех времен, это значит НЕ СКАЗАТЬ об этом музее НИЧЕГО! Действительно, участвовавшие в бородинском «сражении» 9 октября 2005 г. три танка и бронетранспортер, — это примерно сотая часть всего того, чем располагает «Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники» в поселке Кубинка на 64-м километре трассы Москва — Минск. Музей организован при НИИ-38 бронетанковой техники Министерства обороны России. Сам НИИ существует еще с 1930-х гг., музей был открыт в сентябре 1972 г. и до конца 1990-х он служил лишь крытой стоянкой техники НИИ, попавшей туда в разные годы. Доступ в него был открыт только для «особо избранных персон», таких, как военнослужащие танковых и противотанковых войск, работники соответствующих оборонных предприятий, студенты вузов профильных специальностей. И то — только с соответствующим командировочным предписанием. Однако начиная с 1998 г. в День танкиста в сентябре, в День Победы 9 мая и в День части в июле в Кубинке начали устраивать «дни открытых дверей» для всех желающих. А в 2003 г. музей открылся «насовсем»: в любой день, кроме понедельника и вторника, с 10 до 17 часов любой желающий, заплатив за вход 100 рублей <*>, может осмотреть его экспозицию. ——————————— <*> Детский билет стоит 50 рублей, детям дошкольного возраста — бесплатно.

Первый экспонат вы увидите прямо… на вышеупомянутом 64-м километре Минского шоссе, на стороне «в Москву» под плакатом с указателем на музей на небольшом постаменте стоит советский тяжелый танк ИС-3. Такие танки начали выпускаться весной 1945 г., но на фронтах Второй мировой повоевать не успели. Прославились же они тем, что приняли участие в Параде Победы союзных войск в Берлине 7 сентября 1945 г. и произвели большое впечатление на наших союзников, которые вскоре стали нашими противниками в начавшейся «холодной войне». Да, танк весом 46,5 тонны действительно зачарует любого человека, даже не интересующегося военной техникой, косыми формами своего корпуса, литой башней и пушкой калибра 122 мм. Около танка сворачиваете с шоссе и по извилистой асфальтовой дороге протяженностью примерно 700 метров добираетесь до самого музея. Войдя в музей, вы увидите мемориал, посвященный подвигу и памяти советских танкистов в Великой Отечественной войне. Справа от центральной аллеи музея — площадь, вокруг которой установлены стенды со схемами главных битв той войны и несколько танков — «участников» войны. Напротив, слева от центральной аллеи — маленькая часовня святого Дмитрия Донского и могила танкистов из экипажа легкого танка Т70 из состава 119-го танкового полка прорыва, погибшего под деревней Гнездилово Спас-Деменского района Калужской области 8 августа 1943 г. во время Смоленской операции. На могиле установлен памятник и танкистам, и самому танку: оригинальная композиция из башни танка, гусеничной ленты, четырех танковых пулеметов, пулеметной ленты и нескольких снарядов к танковым пушкам. Почтив память танкистов, павших в боях за Родину, можно приступать к осмотру экспозиции. Большая ее часть установлена в семи павильонах — боксах ангарного типа. Хотя музей называется военно-историческим, не следует забывать, что это прежде всего стоянка техники НИИ МО, поэтому техника размещена не в хронологическом порядке, а по национальному признаку. В первых четырех павильонах — советская техника, в пятом — США, Англии, Канады, в следующем — техника фашистской Германии, и еще один павильон — с техникой других стран (Франция, Италия, Чехословакия, Венгрия, Япония, Польша, Швеция, Китай). Первые четыре павильона специализированы по типам техники: первый — советские тяжелые танки и самоходки (САУ), второй — средние и основные боевые танки, третий — легкие танки, САУ, боевые машины десанта (БМД), четвертый — бронеавтомобили (БА), бронетранспортеры (БТР), боевые машины пехоты (БМП). В остальных павильонах машины расставлены по странам, а внутри стран — уже по хронологии. Первенцы отечественного танкостроения представлены отдельно. Рядом со зданием Администрации музея на постаментах увидим два неказистых с виду танка. Это «Русский Рено» и Т-18 (МС-1). Первый был создан в 1920 г. Он был разработан по типу французского легкого танка «Рено» FT17. Таких танков было выпущено 15 штук, они также назывались «Танк типа М» (малый) и «КС» (завод «Красное Сормово»). Кроме того, все эти танки, подобно боевым кораблям, имели имена собственные: «Октябрьская Революция», «Парижская Коммуна» и т. д. А первый танк этой серии назывался «Борец за свободу тов. Ленин». Именно под таким названием он часто упоминается в литературе. Танк Т-18, он же МС-1 (малый сопровождения пехоты), — первый советский танк, запущенный в массовое производство, принят на вооружение Красной Армии в 1928 г. Эти танки успели повоевать даже под Москвой в 1941-м. Но прославились они главным образом не этим, и даже не в боях на КВЖД в ноябре 1929 г., в которых приняла участие рота МС-1. Поступление в войска этих танков и новых бронеавтомобилей БА-27 позволило приступить к замене старой техники, оставшейся еще с Гражданской войны, и к формированию новых броневых частей. Его «напарник» — первый советский бронеавтомобиль БА-27 с башней от МС-1 был создан на шасси первого советского грузовика АМО-Ф15. С 1931 г. выпускался трехосный вариант БА-27М, единственный оставшийся образец которого открывает экспозицию советских бронеавтомобилей и бронетранспортеров. Прототип танка «Товарищ Ленин» — танк «Рено» FT17, захваченный у белогвардейцев, — тоже можно увидеть в соответствующем павильоне музея. Этот танк также знаменит тем, что на нем впервые применили общую компоновку основных отделений, ставшую впоследствии для танков классической: впереди — отделение управления, посередине — боевое, увенчанное башней с вооружением, в корме — моторное отделение. Другие танки Первой мировой войны — английские, французские, немецкие — имели другие компоновки. Кстати, экспозицию «англо-американского» павильона открывает английский ромбовидный танк MkV, тоже трофей Гражданской войны. Что касается более поздней техники, то, разумеется, в Кубинке имеются танки Т-26 и БТ, составлявшие в 30-е гг. основу броневых сил Красной Армии, легендарные танки Великой Отечественной Т-34, КВ, ИС, танки и другие бронемашины, состоящие сейчас на вооружении Российской Армии, в том числе знаменитые Т-72 и Т-80, колесный БТР-80 в окраске российского миротворческого контингента в бывшей Югославии, а также разных времен огнеметные танки, плавающие танки, ракетные танки <*>, командно-штабные машины (КШМ), машины управления огнем артиллерии, самоходная прожекторная установка (СПУ), бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ). ——————————— <*> Времен хрущевской «ракетомании», стремления полностью заменить ракетами авиацию и ствольную артиллерию, в том числе и основное вооружение танков.

В павильоне советских средних танков первым стоит Т-34 с надписью на борту «Московский пионер». Танковая колонна с таким названием была построена на средства, заработанные от Всесоюзного воскресника, проводившегося 8 ноября 1942 г., в котором приняли участие свыше 10 тысяч пионеров Москвы и Московской области. Колонна вошла в состав 215-го танкового полка, который 6 декабря 1942 г. был передан 46-й механизированной бригаде Калининского фронта. Рядом с танком установлен плакат, на котором среди прочего помещена сохранившаяся фотография, запечатлевшая, как пионеры передают танки воинам. Музей оправдывает свое название — «военно-исторический». Он занимается не только коллекционированием и показом техники, но и представляет результаты поисковой и историко-архивной работы, проводимой сотрудниками музея и различными поисковыми организациями. Кроме того, многие экспонаты из коллекции музея, а также танки и САУ, установленные в экспозиции мемориала Великой Отечественной войны на Поклонной горе, прежде чем попасть туда, прошли через ремонтные мастерские НИИ-38 в Кубинке. Рядом с Т-34 «Московский пионер» соседствует танк Т-34-85 (по калибру пушки, модификация 1944 г.) и созданная на его базе противотанковая самоходка СУ-100, показанная в фильме «На войне, как на войне» с Михаилом Кононовым в главной роли. Экспозицию советских тяжелых танков открывает танк Т-35 длиной около 10 метров <*>, принятый на вооружение в 1933 г. В его пяти (!) башнях размещены одна 76-мм пушка, 2 пушки 45 мм и 6 пулеметов. Экипаж этого гиганта составлял 11 человек. Но из-за тонкой брони и малой подвижности боевая ценность таких танков была невелика. Их выпустили около 60 штук, большинство было потеряно в первые недели войны, однако одному танку все-таки повезло дожить до наших дней. ——————————— <*> Для сравнения, длины корпусов «обычных» танков: Т-34 — 6,1 м, КВ, ИС — 6,75 м, Т-72, Т-80 — около 7 м.

В музее Кубинки имеются не только исторические боевые машины, многие из которых остались только в одном экземпляре, но и машины, которые были выпущены в разные годы в единственном экземпляре. Ведь, прежде чем на вооружение поступит новая машина или при модернизации существующей техники, приходится выпустить сколько-то опытных и предсерийных образцов, на которых отрабатываются новые технические и тактические решения, испытываются новые узлы и агрегаты. Некоторым из них с сохранностью повезло даже больше, чем серийным образцам. Например, легких бронеавтомобилей БА-20, которые с 1936 г. выпускались на базе «эмки», не сохранилось, зато можно увидеть опытный трехосный вариант БА-21. Есть много опытных образцов танков, САУ, БМП, БТР послевоенного периода. Прибыли они в НИИ-38 для испытаний и так там и остались, не получив «путевку в жизнь». Увидев все это, можно изучать не только историю войн и сражений «в технике», но и развитие конструкторской мысли. А некоторым опытным образцам даже удалось повоевать. Рядом с гигантом Т-35 стоят две гигантские самоходки СУ-14бр2 и СУ-100у (не путать с СУ-100 на базе Т-34, между ними нет ничего общего). Длина их 10 и 10,9 метров соответственно, вооружение: на СУ14бр2 — пушка 152 мм, на СУ-100у — 130 мм. Они были созданы в 1939 г. и отправлены для испытаний в боевых условиях на финскую войну. Вместе с ними на фронт отправились образцы новых танков с противоснарядной броней: двухбашенные Т-100 и СМК (Сергей Миронович Киров) и однобашенный КВ (Клим Ворошилов). Испытания показали, что многобашенные танки свое отжили, малоподвижные самоходки-гиганты тоже остались не у дел. А Постановление советского Правительства о принятии на вооружение танка КВ вышло через два дня после его первого участия бою, 19 декабря 1939 г., и вплоть до 1943 г. он оставался танком с самой толстой броней. Т-34, принятый на вооружение одновременно с КВ, уступал ему в бронировании, но превосходил по подвижности (их максимальные скорости 43 и 55 км/ч соответственно), основное вооружение (пушка 76 мм) у них было одинаковым. Правда, того, первого, КВ в Кубинке, увы, нет — рядом с самоходками-гигантами стоит его поздняя модификация КВ-85 (по калибру пушки, 1943 г.). А следом за ним расположились его преемник танк ИС-2 <*> и созданные на их базе самоходки СУ-152 и ИСУ-152. Уверен, эти машины очаруют вас не меньше, чем танк ИС3, увиденный вами еще на Минском шоссе. Современный кубинковский бард Михаил Калинкин <**> поет: ——————————— <*> ИС — Иосиф Сталин. <**> Его диск «Танковые песни» можно приобрести в музее.

Пусть сто двадцать два миллиметра Доходчиво все разъяснят: Мы башни сдуваем, как ветром, С пятнистых вот этих ребят. (Имеются в виду немецкие танки «Тигр» и «Пантера», появившиеся в 1943 г.). Эта песня о танке ИС-2 со 122-мм пушкой. Так что же тогда говорить о СУ-1 52 и ИСУ-152, вооруженных гаубицами-пушками калибра 152 мм… Недаром фашисты прозвали их «зверобоями». Кстати, заглянем к ним, к «фашистам». Как уже было сказано, их техника собрана в отдельном павильоне музея. Здесь можно увидеть почти все основные танки, которыми Гитлер покорил Европу и собирался уничтожить нашу страну, начиная от его первого танка Pz. I <*> (1934 г.), вооруженного только двумя пулеметами, и кончая 68-тонным «Королевским Тигром» с 88-мм пушкой. Знаменитые «Тигр», «Пантера», самоходка «Фердинанд» (которая на самом деле называлась «Элефант» — слон), «Носорог», «Штурм-Тигр» (с мортирой 380 мм), «Ягд-Тигр» и «Ягд-Пантера» («ягд» — охотник, имеется в виду за танками, истребитель танков), легкий танк Pz. IF «Медведь» для борьбы с партизанами… Весь этот «зоопарк» можно осмотреть и сравнить с нашими танками. И лишний раз убедиться, какой великий подвиг совершили в ту страшную войну наши деды и прадеды. И это заставляет еще раз поклониться нашим бойцам и командирам: танкистам, артиллеристам, пехотинцам, в сапоги, гимнастерки, комбинезоны и шлемы которых одета Великая Победа. ——————————— <*> Pz — сокращенно от «panzer» (танк). В отечественной литературе и музеях немецкие танки часто обозначают «по-русски» — «Т». Этим, кстати, до недавнего времени «страдал» и кубинковский музей.

В фильмах про войну мы часто видим, что немцы передвигаются на бронетранспортерах. И несколько образцов этих бронетранспортеров Sd. Kfz.250 и Sd. Kfz.251 тоже можно увидеть в Кубинке. Правда, в советских фильмах их роль «играют» советские БТР152, принятые на вооружение Советской Армии в 1950 г. Его многочисленные модификации, в том числе опытные, занимают значительную часть экспозиции советских бронетранспортеров <*>. ——————————— <*> Небольшое техническое отступление: конечно, при создании БТР-1 52 учитывался опыт боевого применения немецких БТР, но конструктивно в его основу лег американский БТР М3, поступавший в СССР по ленд-лизу, несколько образцов которого можно увидеть в «англо-американском» павильоне музея. И сравнить все три типа бронетранспортеров: наш, американский, немецкий.

Есть еще один бронетранспортер «Опель», на котором установлен 10-ствольный реактивный миномет «Нобельверфер». Это установка «Панцерверфер-42» (Sd. Kfz.4/1) — уменьшенный аналог нашей «Катюши». Среди собранных в Кубинке трофеев попадаются и совсем необычные образцы, некоторые из них были созданы только в опытных экземплярах и захвачены прямо на полигонах. Например, противоминный катковый трал — трехколесная махина, диаметр ее двух ведущих колес с массивными металлическими башмаками вместо шин — более 2,5 метра, чуть меньше высоты машины. Наземная техника «Звездных войн» чем-то смахивает на него. Или одноместная шаровидная машина наблюдателя <*> «диаметром» около 2 м. ——————————— <*> Наблюдатель — солдат, ведущий наблюдение — визуальную разведку противника, но находящийся при этом на своей стороне линии фронта.

Или полугусеничный мотоцикл-тягач Kettenkrad НK-101 (Sd. Kfz.2), обладавший высокой проходимостью и поэтому пользовавшийся большой популярностью у солдат Восточного фронта. Или немецкие «самоходные мины». Радиоуправляемая подрывная машина Borgward B-IV (Sd. Kfz.301) — легкий гусеничный транспортер, на сильноскошенном лобовом листе которого устанавливался сбрасываемый ящик с зарядом взрывчатки весом 500 кг, срабатывавшим от взрывателя замедленного действия. Вне боя машину вел водитель. А вот самая маленькая в мире танкетка «Голиаф» — управляемая по проводам гусеничная сухопутная торпеда длиной порядка 1,5 м. Выпускалась она в двух модификациях: Sd. Kfz.302 (E-Motor), оснащенная двумя электромоторами, и Sd. Kfz.303 (V-Motor) с мотоциклетным двигателем. От малюток — к гигантам, образцам гитлеровского «чудо-оружия». В «немецком» павильоне их два. Первый — самый тяжелый за всю историю танк «Маус» (мышь) весом 180 тонн. Длина его — более 10 метров, ширина и высота — более 3,5 метра. В неподвижной башне установлены две пушки калибра 128 и 75 мм. Экипаж — шесть человек. Толщина лобовой брони 200 мм, бортовой 105 — 185 мм. Но скорость этого «Мышонка», разумеется, была невелика — всего 20 км/ч. До конца Великой Отечественной войны немцы успели выпустить два образца этого танка, оба они были взорваны при подходе Красной Армии, обломки их вывезли в Советский Союз, в Кубинку, где из них собрали один танк, который сейчас экспонируется в музее. Второй немецкий гигант — самоходная 600-мм мортира «Карл» весом 120 тонн. Его длина и высота примерно на метр больше, чем у «Мауса». Правда, по обычным дорогам он перевозился в разобранном виде на четырех специальных транспортерах. В отличие от «Мауса» таких гигантов в 1940 — 1941 гг. было выпущено семь штук, они участвовали в обстреле Брестской крепости, осажденного Севастополя, восставшей Варшавы. Остались два павильона — Англия, США и прочие страны. Помимо уже упомянутых машин техника здесь собрана самая разная. Снова танки и самоходки, бронеавтомобили и бронетранспортеры. Есть английский танковый мостоукладчик на базе танка «Валентайн», японский самоходный кран, два канадских снегохода, японский бронетранспортер-дрезина «Хоги», польская танкетка TK-S и французский бронированный тягач «Рено»-UE, оба длиной меньше 3 м (для сравнения — длина автомобиля «Ока» 3,2 м), английская огнеметная установка на базе легкого гусеничного бронетранспортера «Брен Универсал» и огнеметный танк «Черчилль-Крокодил» с запасом огнесмеси на специальном колесном прицепе. Очень широко представлена техника наших союзников, поставлявшаяся нам по ленд-лизу, а также машины союзников гитлеровской Германии. Или, например, французские танки, захваченные в 1940 г. немцами, принятые ими на вооружение, а потом захваченные Красной Армией. Есть даже танк L-60 и зенитная самоходка LVKV-40 нейтральной Швеции. Зарубежная послевоенная техника также имеет в Кубинке очень богатое представительство. Начиная от техники второй половины сороковых, до основных танков США и Великобритании 1980-х гг. М60А1 и «Чифтен» MkV. Часть машин — это трофеи корейской, вьетнамской, ближневосточных войн, часть получена в результате военно-технического сотрудничества между странами. Например, очень интересный шведский безбашенный танк Strv-103 с расположением пушки калибра 105 или 120 мм в лобовом листе корпуса. Но возвращаемся к нашей технике. Перед павильоном советских бронеавтомобилей и бронетранспортеров установлено несколько машин мирного силового назначения: спасательные и пожарные, созданные на базе демилитаризованных бронетранспортеров и танков. Они предназначены для проведения спасательных работ и тушения пожаров в труднодоступных местах и в условиях больших разрушений и завалов, где не могут проехать обычные пожарные машины. И наконец, «танк на рельсах», больше похожий на боевой корабль. Это бронеавтомотриса или мотоброневагон МБВ-2. Это не бронепоезд, у бронепоезда есть бронепаровоз и несколько вагонов-бронеплощадок с вооружением. Это именно бронированный и вооруженный пятиосный моторный вагон длиной более 19 м с командой 40 человек. В трех танковых башнях установлены три пушки 76 мм и 8 пулеметов. В корпусе установлены зенитная счетверенная пулеметная установка и еще пять пулеметов в бортах. В движение этот «рельсовый корабль» приводился танковым дизелем. В 1936 — 1937 гг. на танковом Кировском заводе в Ленинграде изготовили два таких мото-броневагона. Они участвовали в финской войне и в Великой Отечественной войне, в боях на Ленинградском и Волховском фронтах. 9 мая 2006 г. экспозицию павильона советских легких танков открыл… плакат, рассказывающий историю первого Героя Советского Союза среди танкистов. Это латыш Поль Матисович Арман (Тылтынь). Родился в 1903 г., активист революционного подполья буржуазной Латвии, спасаясь от преследования, он эмигрировал в Париж. Там, во французском коммунистическом подполье Пауль Тылтынь стал Полем Арманом. Затем эмиграция в Советский Союз и поступление в 1926 г. в Московское пехотное училище. В 1928 г. — его окончание и назначение командиром взвода стрелкового полка. В 1930 г. Поль Арман становится танкистом — командиром разведывательного взвода танкеток первой опытной мехбригады Московского военного округа. С 1931 г. — служба в Закавказском военном округе, Ленинграде, Борисове, и везде — освоение новой танковой техники, поступающей на вооружение моторизующейся Красной Армии. В 1935-м Поль Арман — командир танкового батальона, активно помогает осваивать новый вид оружия командирам, прибывающим из пехотных и кавалерийских частей, которые раньше не имели дела с танками, при этом сам он виртуозно водил танк и метко стрелял из него. В 1936 г. начинается война в Испании, и он направляется туда под именем капитана Грейзе. 29 октября под Сесеньей состоялся первый в истории наших танковых войск бой танков с танками. Рота республиканских танков под командованием Армана (Грейзе) нанесла по противнику внезапный удар, уничтожила много танков, орудий, автомашин, истребила около 800 франкистов. Во время боя в его танк Т-26 попала бутылка с горючей смесью, танк загорелся, пламя проникло внутрь, загорелись резиновые прокладки, одежда танкистов. Но, страдая от ожогов, экипаж не вышел из боя и продолжал боевую работу, танк двигался и стрелял. Вот небольшое укрытие — каменный забор, можно остановиться. На помощь подбежали члены экипажа другого танка, погасили пламя, открыли люки, вытащили находившихся без чувств, Армана и его товарищей, сорвали с них горящую одежду… Придя в сознание и наскоро перевязав раны, экипаж Армана вновь забрался в свою обгоревшую машину и продолжил вести бой! Постановлением ЦИК СССР от 31 декабря 1936 г. командиру танкового батальона капитану Арману Полю Матисовичу было присвоено звание Героя Советского Союза, первому среди танкистов. До него этого высокого звания были удостоены 11 летчиков. Погиб полковник Арман, освобождая от фашистов родную латышскую землю, 7 августа 1943 г. Автор первый раз посетил музей Кубинки в июле 1999 г., когда он только начал «приоткрываться» для всех желающих. С тех пор я бываю в нем один — два раза в год. И буквально на моих глазах он превращается из «казенного» собрания техники в настоящий военно-исторический музей, представляющий интерес не только для профессионалов и любителей бронетанковой техники. Например, плаката, рассказывающего историю Поля Армана, в октябре 2005-го еще не было, как и многих других исторических материалов. Даже таблички рядом с экспонатами за это время поменялись, стали красивее и информативнее. Музей оправдывает лозунг: «Танк — не просто оружие, он часть нашей истории и наша гордость». Действительно, изучение и анализ войн и сражений будет не полным, если не знать, какой техникой располагали воюющие страны. Так что пусть туристские маршруты проходят не только по местам былых боев: Бородино, Дубосеково, Прохоровка, Сталинград и т. д., но и через мир истории оружия, в частности — через коллекцию танков в поселке Кубинка Можайского района Московской области.

Приложение

Список сокращений

БА — бронеавтомобиль. БМД — боевая машина десанта. БМП — боевая машина пехоты. БРЭМ — бронированная ремонтно-эвакуационная машина. БТ — быстроходный танк. БТР — бронетранспортер. ЗСУ — зенитная самоходная установка. ИС — «Иосиф Сталин», марка танка. КВ — «Клим Ворошилов», марка танка. КШМ — командно-штабная машина. МБВ — моторный броневагон. САУ (СУ) — самоходная артиллерийская установка, «самоходка». ИСУ — СУ на базе танка ИС. СМК — «Сергей Миронович Киров», марка танка.

——————————————————————