Актуальные вопросы обеспечения активного избирательного права военнослужащих-курсантов в период проведения выборов в органы местного самоуправления

(Мишенин В. А.) («За права военнослужащих», 2007)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КУРСАНТОВ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В. А. МИШЕНИН

Мишенин В. А., доцент, помощник начальника Дальневосточного ВВКУ по правовой работе — начальник юридической службы, подполковник юстиции.

Важнейшей основой конституционного строя государства, закрепленной в ст. 3 Конституции Российской Федерации, является народовластие. Свободные выборы наряду с референдумом являются высшим непосредственным выражением власти народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно, прежде всего, через выборы, а также через органы государственной власти и местного самоуправления, полномочия которых производны от власти народа <1>. ——————————— <1> Воробьев Н. И. Конституционность реформы избирательной системы // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 3.

К числу наиболее важных элементов политического статуса личности традиционно относится право граждан избирать и быть избранными в органы власти. В современных демократических государствах выборы являются основополагающим условием легитимности таких органов, реализующих народный суверенитет в течение установленного законодательством срока <2>. ——————————— <2> Вискулова В. В. К вопросу о наделении иностранных граждан избирательными правами // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 8.

Вопросы, связанные с обеспечением реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, продолжают оставаться актуальными и в настоящее время в свете проведения очередного реформирования избирательной системы государства. Обеспечение избирательных прав граждан правовыми гарантиями и правовыми процедурами, адекватными процессуальными способами защиты и восстановления нарушенных прав — одно из основных направлений конституционно-правовой реформы, проводимой в нашей стране <3>. ——————————— <3> Князев С. Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток, 1999.

Основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определяются Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ. Указанные законодательные акты направлены на обеспечение проведения свободных демократических выборов, защиту избирательных прав и свобод человека и гражданина. В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления. Являясь полноправными гражданами государства, военнослужащие пользуются всей полнотой избирательных прав, предоставляемых законодательством гражданам России <4>. ——————————— <4> Корякин В. М. Правовые аспекты проведения предвыборных мероприятий с участием военнослужащих и военных организаций // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 9.

В качестве элементов избирательного права выделяют: 1) активное избирательное право — право избирать — свободное и ответственное волеизъявление на выборах и на референдуме; 2) пассивное избирательное право — право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; 3) право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия <5>. ——————————— <5> Права человека: Учебник / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2000.

Военнослужащие в Российской Федерации не ограничены как в активном, так и в пассивном избирательном праве <6>. ——————————— <6> Кудашкин А. В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб., 2003.

Какие-либо ограничения активного избирательного права военнослужащих по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу, и другим мотивам, недопустимы, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами <7>. ——————————— <7> Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». М., 2005.

Проведение периодических свободных выборов в местных сообществах составляет основу непосредственной демократии в сфере местного самоуправления <8>. Значение муниципальных выборов определяется тем, что посредством их образуются представительные органы и избираются выборные должностные лица местного самоуправления. ——————————— <8> Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Ростов н/Д, 2004.

При проведении выборов в органы местного самоуправления активное избирательное право возникает у гражданина при достижении им возраста 18 лет и в зависимости от постоянного или преимущественного проживания на территории муниципального образования. Согласно положениям п. 1 ст. 16, п. 2 ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума — военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей, участников референдума является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, предоставляемых соответствующей службой воинской части. Закрепляя категории военнослужащих, законодатель в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» выделил 2 группы военнослужащих-курсантов: а) курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта — Закон относит их к категории военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; б) курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, проходящие военную службу по контракту, — данная категория отнесена Законом к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Устанавливая процедуру составления списков избирателей из числа военнослужащих, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в первоначальной редакции п. 5 ст. 17 закреплял следующее положение: «Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме». Как видим, в данной правовой норме речь шла обо всех курсантах, без разграничения их на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и курсантов-контрактников. При реализации данной нормы Закона в период проведения муниципальных выборов возникали неоднократные нарушения активного избирательного права курсантов, и в первую очередь — из числа проходящих военную службу по контракту, связанные с невключением их в списки избирателей. О данных нарушениях свидетельствуют судебные решения по фактам нарушений избирательных прав курсантов военных образовательных учреждений при регистрации (учете) избирателей, несмотря на имеющееся утверждение Е. И. Колюшина о том, что судебных споров из правоотношений по регистрации (учету) избирателей до настоящего времени нет <9>. ——————————— <9> Колюшин Е. И. Судебная защита избирательных прав граждан. М., 2005.

Так, п. 6 приложения к Постановлению избирательной комиссии Ставропольского края «О разъяснениях о порядке включения в список избирателей некоторых категорий граждан» от 21 августа 2003 г. было постановлено, что участие в выборах органов местного самоуправления военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в военных частях, военных организациях и учреждениях, курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования возможно только в том случае, если до призыва этих лиц на военную службу их место жительства находилось на территории города Ставрополя. В этом случае избирательным комиссиям до дня голосования надлежало проверить место жительства военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и курсантов на момент их призыва и исключить из списка избирателей лиц, которые на момент призыва не имели места жительства в этом муниципальном образовании. Решением Ставропольского областного суда от 15 сентября 2003 г. указанный пункт приложения к Постановлению избирательной комиссии был признан незаконным и отменен. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2004 г. (дело N 19-Г03-14) решение Ставропольского краевого суда от 15 сентября 2003 г. оставлено без изменения. В ходе проведения избирательной кампании по выборам мэра города Благовещенска Амурской области в ноябре 2004 г. муниципальная избирательная комиссия (МИК) отказала во включении в списки избирателей курсантов военного училища, проходящих военную службу по контракту, не проживавших на территории муниципального образования до призыва на военную службу. Указанные действия МИК нарушали конституционные права по участию в выборах органов местного самоуправления более 700 курсантов военного училища. Решением Благовещенского городского суда действия МИК, связанные с отказом во включении в списки избирателей военнослужащих — курсантов, проходящих военную службу по контракту, были признаны незаконными. Определением Амурского областного суда от 12 ноября 2004 г. решение Благовещенского городского суда было оставлено без изменения, а кассационная жалоба председателя МИК города Благовещенска — без удовлетворения. Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в п. 5 ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были внесены изменения. Ограничения, связанные с невключением в списки избирателей (участников референдума) при выборах в органы местного самоуправления (на местном референдуме), распространяются теперь только на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Это позволит избежать впредь нарушений активного избирательного права курсантов из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Что касается ограничения указанным Законом активного избирательного права курсантов военных образовательных учреждений до заключения с ними контракта, т. е. отнесенных к категории военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, считаю, что в данном случае нельзя говорить о полной реализации демократических основ, заложенных в Конституции Российской Федерации. Здесь я полностью солидарен с мнением, высказанным по этому вопросу Ю. С. Леншиной <10>. Для ограничения активного избирательного права курсантов в период до заключения ими контракта, по моему мнению, нет оснований. Ведь в данном случае речь идет о военнослужащих, на протяжении 4 — 5 лет проходящих службу в военном образовательном учреждении, расположенном в конкретной местности, т. е. постоянно проживающих на территории данного муниципального образования. Контрактом о прохождении военной службы опосредуется особый вид трудовой деятельности <11>, он является основанием возникновения отношений при прохождении военной службы в добровольном порядке, а также для наделения военнослужащих дополнительными правами, преимущественно предусмотренными Федеральным законом «О статусе военнослужащих». ——————————— <10> Леншина Ю. С. Проблемы реализации избирательных прав военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации // Российский военно-правовой сборник. 2006. N 5. <11> Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» / Под ред. В. Г. Стрекозова. М., 1999.

В какой-либо причинно-следственной связи с заключением контракта военнослужащим его активное избирательное право не находится. Следовательно, курсанты в период до заключения ими контракта о прохождении военной службы также должны быть наделены активным избирательным правом. Для полной реализации активного избирательного права данной категории курсантов необходимо внести изменения в действующее законодательство.

——————————————————————