Компетенция Правительства Российской Федерации в области обороны и безопасности государства

(Молчанов И. Н.)

(«За права военнослужащих», 2007)

КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ

ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

И. Н. МОЛЧАНОВ

Молчанов И. Н., лейтенант.

Раскрывая полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации, необходимо отметить, что ст. 20 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает общие полномочия Правительства Российской Федерации по осуществлению необходимых мер по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации. Правовой основой данных полномочий являются конституционные положения (п. «д» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации) о том, что Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности. Конкретные полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности страны определены рядом Федеральных законов: «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О безопасности», «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «О внешней разведке».

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об обороне» под обороной Российской Федерации понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации, а также военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

Правительство Российской Федерации, осуществляя необходимые меры по обеспечению обороны, несет в пределах полномочий ответственность за состояние и обеспечение всем необходимым Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, а также разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете.

Правительство Российской Федерации принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонного промышленного комплекса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций; определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Правительство Российской Федерации организует разработку федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы. Оно организует разработку планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов.

Правительство Российской Федерации ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения. Оно организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1997 г. N 1658 утверждены уставы федеральных государственных унитарных предприятий «Государственная компания «Росвооружение», «Промэкспорт». В них определено, что целью деятельности данных предприятий является осуществление функции государственного посредника во внешнеэкономической деятельности в отношении вооружения, военной и специальной техники, боеприпасов, взрывчатых веществ, работ (услуг) военного назначения, информации и результатов интеллектуальной деятельности в военно-технической области (продукции военного назначения) в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в интересах реализации экспортного потенциала Российской Федерации.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1997 г. N 1844-р, 1846-р, 1847-р определен перечень продукции военного назначения, в отношении которой открытому акционерному обществу «Муромский машиностроительный завод» и государственным предприятиям «Научно-производственное объединение машиностроения», «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» предоставлено право осуществления внешнеторговой деятельности.

Правительство Российской Федерации в пределах компетенции руководит государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации.

Согласно Закону Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Анализ Концепции национальной безопасности Российской Федерации свидетельствует, что такие угрозы могут быть политического, экономического, социального, военного, техногенного, экономического, информационного и иного характера.

Правительство Российской Федерации организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, другими подведомственными ему органами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации государственной безопасности Российской Федерации.

В ч. 2 ст. 20 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации по организации оснащения вооружением и военной техникой, обеспечению материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.

Оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований боевым оружием, боеприпасами, военной техникой, другим военным имуществом, комплектующими изделиями и материалами, выполнение работ и услуг осуществляются в соответствии с государственным оборонным заказом. Государственный оборонный заказ (оборонный заказ) — правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

В оборонный заказ могут включаться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации, утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники; серийное производство и поставки вооружения и военной техники, а также комплектующих изделий и материалов; работы по ремонту и модернизации вооружения и военной техники; работы по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации; производство вещевого и военного имущества, продовольственных и непродовольственных товаров; другие работы по обеспечению обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации определяет порядок разработки проекта оборонного заказа. Оно одновременно с представлением проекта федерального бюджета в Государственную Думу Российской Федерации представляет на утверждение Президенту Российской Федерации основные показатели оборонного заказа на соответствующий год.

Правительство Российской Федерации в двадцатидневный срок после подписания Президентом Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете и утверждения основных показателей оборонного заказа утверждает оборонный заказ в полном объеме в пределах расходов на эти цели, установленных федеральным бюджетом.

Размещение оборонного заказа, за некоторым исключением, производится на основе конкурса, порядок проведения которого регулируется Правительством Российской Федерации. Оно определяет и примерные условия государственного контракта на выполнение оборонного заказа.

Правительство Российской Федерации по важнейшим видам материально-технических ресурсов для выполнения оборонного заказа устанавливает организациям (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющим поставки (производство) этих ресурсов, квоты (перечень, количество, формы поставок) обязательных поставок указанных ресурсов государственному заказчику, головному исполнителю (исполнителю) по складывающимся на товарном рынке ценам.

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок продовольственного, вещевого, денежного, медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, регулирует предоставление и использование для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований земель, лесов, вод и других природных ресурсов, регламентирует порядок передачи, предоставления в аренду, продажи и ликвидации вооружения и военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества.

Правительство Российской Федерации обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям. Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обороне» Правительство Российской Федерации определяет порядок расходования средств, выделяемых на оборону из федерального бюджета, а также источники финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых к выполнению задач, не связанных с их предназначением.

Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, несут ответственность за осуществление военной технической политики, обеспечение выполнения федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники на десятилетний период, других федеральных программ, своевременное обеспечение государственного заказчика финансовыми средствами для авансирования и оплаты продукции (работ, услуг) и выполнение других работ по оборонному заказу.

Правительство Российской Федерации имеет ряд полномочий в сфере комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований личным составом и прохождения военной службы; утверждает перечень военно-учетных специальностей, в том числе сложных технических, владение которыми позволяет гражданам занимать воинские должности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки, федеральных органах государственной безопасности; определяет порядок подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу, проведения военно-врачебной экспертизы и военных сборов; устанавливает порядок финансирования медицинского освидетельствования граждан, связанного с исполнением ими воинской обязанности, и штатную численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований; принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Правительство Российской Федерации утверждает Положение о военных кафедрах при государственных учреждениях высшего профессионального образования, положения о военном обучении студентов по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также Перечень этих военных кафедр, Положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате).

Для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск личным составом важное значение имеет Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке перевода Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск Российской Федерации на добровольную систему комплектования воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях» от 27 июля 1996 г. N 903. В Постановлении не только определяется порядок комплектования воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях, но и содержится предписание федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба по призыву, разработать и утвердить временные положения о прохождении военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, предусматривающие обязательную подготовку (переподготовку) указанных военнослужащих по военно-учетным специальностям в течение 3 — 6 месяцев.

Правительство Российской Федерации имеет широкие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации: организует разработку и выполнение планов перевода (мобилизационных планов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов; руководит мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации; разрабатывает проекты нормативных правовых актов, подлежащих введению в действие в период мобилизации; устанавливает мобилизационные задания федеральным органам исполнительной власти; организует мобилизационную подготовку и осуществляет контроль за ней; устанавливает статистическую отчетность; оценивает состояние мобилизационной готовности Российской Федерации в пределах своих полномочий и ежегодно докладывает об этом Президенту Российской Федерации; осуществляет иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, в том числе и не урегулированные Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Правительство Российской Федерации в пределах полномочий обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации. В частности, Правительство Российской Федерации регулирует порядок переподготовки, трудоустройства и социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; регламентирует порядок возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; организует и обеспечивает координацию и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и негосударственных организаций, общественных объединений в решении вопросов социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; определяет порядок реализации других льгот, установленных для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Правительство Российской Федерации принимает меры по охране государственной границы. Так, Правительство Российской Федерации определяет организационные, финансово-экономические и другие основы установления, открытия, функционирования и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации; регулирует деятельность пограничных представителей Российской Федерации; регламентирует порядок применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации регламентирует порядок привлечения граждан по охране государственной границы Российской Федерации; определяет порядок использования целевого федерального бюджетного фонда развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также принимает другие меры по охране государственной границы Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г., другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны. Оно руководит организацией и ведением гражданской обороны; издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в рассматриваемой сфере; определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а организаций — к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения; устанавливает порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; регламентирует порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; регулирует порядок создания (назначения) структурных подразделений (работников) организаций, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны; определяет полномочия федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.

Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

Таким образом, Правительство Российской Федерации обладает не только обширными полномочиями в области построения и обеспечения обороны страны, но также и достаточно широким перечнем полномочий в области обеспечения жизнедеятельности воинских частей, соединений, подразделений, а также в области подготовки, переподготовки, повышения квалификации личного состава государственных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

В заключение необходимо сделать следующие выводы:

1. Полномочия Правительства Российской Федерации неразрывно связаны с реализацией норм ст. 71 Конституции Российской Федерации, определяющей предметы ведения Российской Федерации. Непосредственное отношение к деятельности Правительства Российской Федерации имеет указание на такие предметы ведения, как федеральная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в конкретных областях развития страны; установление правовых основ единого рынка, федеральный бюджет, федеральные налоги, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность.

2. В сферу полномочий и компетенции Правительства Российской Федерации входит регулирование общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности российского социума: социально-экономической, политической, духовной, культурной, военной и др.

3. Особняком стоят полномочия в сфере обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Среди таких полномочий можно выделить: комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск и воинских формирований, организация призыва на военную службу, предоставление льгот, гарантий и компенсаций лицам, проходящим военную службу по контракту и по призыву, организация привлечения граждан к охране государственной границы Российской Федерации и другие.

В целом же можно говорить о том, что Правительство Российской Федерации обладает реальной и легитимной исполнительной властью в Российской Федерации, одновременно с этим оно обладает и нормотворческими полномочиями, а также полномочиями по управлению государством как единым комплексом, и самое главное — выступает в роли высшего исполнителя государственно-властных предписаний, опираясь на политическую власть и различные государственные структуры, организационно входящие в систему органов исполнительной власти.

——————————————————————