Актуальные вопросы правового регулирования прохождения военной службы женщинами

(Терешина Е. В.) («За права военнослужащих», 2007)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ЖЕНЩИНАМИ

Е. В. ТЕРЕШИНА

Терешина Е. В., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административного и международного права Московского пограничного института ФСБ России, капитан.

В настоящее время численность военнослужащих-женщин в Вооруженных Силах Российской Федерации составляет около 8,5% от общей численности личного состава <1>. В пограничных органах федеральной службы безопасности относительная численность военнослужащих-женщин еще выше, в первую очередь это касается органов пограничного контроля <2>. Увеличение численности военнослужащих-женщин не является российским феноменом, тенденция масштабного привлечения женщин на военную службу характерна для многих зарубежных стран <3>. С одной стороны, это позволяет восполнить нехватку личного состава, а с другой — порождает целый ряд проблем. Остановимся лишь на некоторых из них. ——————————— <1> См.: Цуциев С. А., Терентьев Л. П., Скорняков В. В. Проблемы военной службы женщин в условиях реформы Вооруженных Сил России // Вестник Академии военных наук. 2003. N 3. С. 99. <2> Например, 85% личного состава Отдельного отряда пограничного контроля «Москва» — это военнослужащие-женщины (см. Крысанов В. Четыре смены ООПК «Москва» // Вестник границы России. 2001. N 2. С. 19). <3> Nielsen V. Women in uniform // NATO Review. Brussels, 2001. Vol. 49. P. 30 — 33.

В соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие-женщины пользуются социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством об охране семьи, материнства и детства. В связи с этим приведем высказывание начальника одного из управлений Генерального штаба: «Современное законодательство… наделяет женщин-военнослужащих всеми правами по воспитанию ребенка. Вроде бы правильно, а на деле доходит и до курьеза. Даже у нас в Генштабе есть дама в погонах, которую мало кто видел. Она сначала родила одного ребенка, потом… — второго. Все это время она числится на службе, получает очередные воинские звания. Выйдет из отпуска по уходу за ребенком, а там и до пенсии недалеко. Пока такое положение будет сохраняться, женщины в армии будут на вторых ролях в силу объективных причин» <4>. ——————————— <4> Жирнова И. Наши «амазонки» // Красная звезда. 2004. 6 марта. С. 1, 3.

Возраст приема на военную службу (от 18 до 40 лет) совпадает с тем периодом в жизни женщины, когда наиболее вероятно рождение детей. Поэтому вполне естественно, что большинство военнослужащих-женщин используют отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком. Во время нахождения в этом отпуске за военнослужащим сохраняется место военной службы и воинская должность (ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы), т. е. получается, что формально подразделение укомплектовано полностью, вакантных должностей нет, но количество военнослужащих, которые фактически могут быть привлечены к исполнению обязанностей военной службы, меньше, чем предусмотрено штатом. Служебная нагрузка при этом меньше не становится. Конечно, решать данную проблему необходимо, но идти следует не по пути отмены отпусков по уходу за ребенком или установления запрета на рождение детей в период прохождения военной службы <5>, а по пути пересмотра порядка предоставления данных отпусков. ——————————— <5> См.: Струговец Д. Обет безбрачия в мечтах Минобороны // Независимое военное обозрение. 2003. N 35. С. 4.

Оптимальным вариантом решения данной проблемы видится порядок, принятый во Франции. В военном законодательстве Франции существует положение, по которому военнослужащие могут прерывать военную службу (считаться «временно уволенными»). В частности, «временно уволенными» считаются военнослужащие-женщины при использовании послеродового отпуска. По окончании отпуска военнослужащая-женщина может продолжить прохождение военной службы в части, расположенной недалеко от места жительства, для чего необходимо подать соответствующий рапорт. Отпуск может предоставляться и отцу ребенка, если мать отказывается от отпуска или не может его использовать по тем или иным причинам <6>. ——————————— <6> См.: Симаков М. Система отпусков военнослужащих Франции // Зарубежное военное обозрение. 1993. N 5. С. 21.

Институт, напоминающий предусмотренное французским военным правом «временное увольнение», существует и в российском военном праве. Речь идет о приостановлении военной службы (ст. 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Приостановление военной службы влечет существенные изменения в служебно-правовом положении военнослужащего. К таким изменениям можно отнести освобождение от занимаемой воинской должности (п. 2 ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы) и прекращение действия контракта о прохождении военной службы (подп. «г» п. 9 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы), при этом военнослужащий из списков воинской части не исключается. Срок приостановления военной службы засчитывается военнослужащим в выслугу лет и в срок службы в присвоенном воинском звании (п. 2 ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, при прекращении оснований для приостановления военной службы имеют право продолжить военную службу или уволиться с нее (ч. 2 ст. 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным использование института приостановления военной службы при нахождении военнослужащего в отпуске по уходу за ребенком с учетом большой продолжительности этого отпуска (до трех лет). Однако в таком случае потребуется детально регламентировать в военном праве статус военнослужащего в период приостановления военной службы. Безусловно, только изменив систему предоставления отпусков, невозможно полностью снять противоречия между необходимостью, с одной стороны, учитывать интересы военной службы, а с другой — обеспечить соблюдение нормативных правовых актов об охране семьи, материнства и детства. Нужен целый комплекс мер, направленных на преодоление этих противоречий. Необходимо стимулировать возвращение военнослужащих-женщин к исполнению служебных обязанностей после рождения ребенка. В качестве таких мер стимулирования может выступать премирование за досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком на службу, установление, где возможно, гибкого регламента служебного времени, неполного рабочего дня. Все эти мероприятия в конечном итоге должны быть направлены на поддержку семей военнослужащих. Подобные предложения уже высказывались М. В. Щелкуновой. По ее мнению, такие меры помогут предотвратить увольнения сотрудников органов внутренних дел <7>. ——————————— <7> См.: Щелкунова М. В. Организационно-правовые основы службы женщин в полициях зарубежных стран: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. С. 200.

Одним из наиболее важных путей снятия противоречий между служебной сферой и семьей является обустройство быта военнослужащих и развитие семейно-бытовой инфраструктуры. Вместе с тем в последние годы встала проблема устройства детей военнослужащих в детские дошкольные учреждения. Ранее в п. 6 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» было предусмотрено, что детям военнослужащих по месту жительства их семей в первоочередном порядке предоставляются места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности. Незначительно изменив формулировку о первоочередном порядке предоставления мест для детей военнослужащих в общеобразовательных и образовательных дошкольных учреждениях, заменив слово «предоставляются» на словосочетание «могут предоставляться», законодатель, по сути, лишил данную социальную гарантию какого-либо смысла. На наш взгляд, в условиях постоянной переполненности детских учреждений отмена первоочередного порядка предоставления мест в них детям военнослужащих существенно ухудшает положение семей военнослужащих, особенно той их части, где оба супруга состоят на военной службе, а также одиноких родителей. Существует ряд проблем, связанных с медицинским обеспечением военнослужащих-женщин. В первую очередь это отсутствие военно-акушерской службы, недостаточное количество или вообще отсутствие врачей-гинекологов в военно-медицинских учреждениях. Все это приводит к тому, что право на получение бесплатной медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях существует, а возможности реализации данного права для военнослужащих-женщин существенно ограничены <8>. На наличие проблем в сфере охраны здоровья военнослужащих-женщин было обращено внимание при проведении Всеармейской научной конференции в 1999 г. ——————————— <8> См.: Иванова Л. Е. Особенности медицинского обеспечения военнослужащих-женщин // Военно-правовое обозрение. 2001. N 1. С. 10 — 15.

Создание оптимальных условий военной службы для военнослужащих-женщин также является в настоящее время актуальным. Ведь изначально вся система обеспечения военной службы складывалась в расчете именно на военнослужащих мужского пола. В связи с этим не вызывает сомнения необходимость гигиенического нормирования условий и характера труда военнослужащих-женщин. В настоящий момент действуют Гигиенические нормы условий труда женщин. Однако проведенное специалистами Военно-медицинской академии (г. Санкт-Петербург) комплексное исследование условий и характера труда военнослужащих-женщин в современных Вооруженных Силах позволяет говорить об отсутствии в местах прохождения военной службы женщинами надлежащих социально-бытовых условий <9>. В ст. 161 УВС ВС РФ определено, что для военнослужащих-женщин оборудуются отдельные общежития (спальные помещения), комнаты для подготовки к занятиям, совещаний и досуга, душ и туалеты, а также комнаты бытового обслуживания и комнаты для умывания. В соответствии с требованием ст. 164 УВС ВС РФ военнослужащие-женщины размещаются в спальных помещениях с расположением кроватей в один ярус. Безусловно, закрепление в Уставе особых требований к размещению военнослужащих-женщин имеет значение для создания благоприятных бытовых условий для данной категории военнослужащих. Однако этого недостаточно. Ведь чаще всего военнослужащие-женщины проживают вне расположения воинских частей, и поэтому особую важность приобретает создание необходимых бытовых условий на рабочем месте. Причем в данном случае имеется в виду соблюдение хотя бы элементарных санитарно-гигиенических норм. В первую очередь это касается оборудования достаточного количества туалетных комнат и комнат (кабин) личной гигиены, необходимых для женщин в силу физиологических особенностей женского организма. В большинстве воинских частей комнаты личной гигиены отсутствуют не только в непосредственной близости от рабочих мест, но и в медицинских пунктах. О какой охране здоровья может идти речь в данном случае? ——————————— <9> См.: Цуциев С. А., Терентьев Л. П., Скорняков В. В. Указ. соч. С. 98 — 106.

К сожалению, в нормах военного права не предусмотрены даже минимальные требования к оборудованию рабочих мест военнослужащих-женщин, решение данного вопроса полностью зависит от усмотрения командования воинских частей и финансовых возможностей, что, по нашему мнению, недопустимо. Назрела необходимость разработки документа, который бы установил требования к оборудованию помещений, где исполняют служебные обязанности военнослужащие-женщины. Более того, речь может идти даже о создании паспорта рабочего места военнослужащей-женщины, где нашли бы отражение такие показатели, как режим работы, условия труда, оснащение необходимыми техническими средствами и т. д. Еще одной из проблем, которая связана с прохождением женщинами военной службы, является сексуальное насилие в отношении военнослужащих-женщин. Сексуальные посягательства являются одним из источников опасности в условиях военной службы <10>. Традиционно объектом насилия становится женщина, однако пострадавшим может оказаться и мужчина. С. Л. Рыков считает, что для решения данной проблемы необходимо в первую очередь внести изменения в нормативные правовые акты <11>. Но данный вопрос уже урегулирован нормами права: Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности (гл. 18 УК РФ), а также преступления против свободы, чести и достоинства личности (гл. 17 УК РФ). Однако подобные правонарушения зачастую остаются скрытыми, так как жертвы насилия по различным причинам не хотят предавать их огласке. Полагаем, что требуется не изменять действующее законодательство, а повышать уровень культуры военнослужащих и поддерживать здоровый морально-психологический климат в подразделениях. Это задача военных воспитателей, психологов, а не юристов, т. е. в данном случае следует обратить особое внимание на профилактику подобных правонарушений. ——————————— <10> См.: Тер-Акопов А. А. Безопасность военной службы // Права человека и армия: документы и рекомендации. СПб., 1999. С. 150. <11> См.: Баранец В. За должность, званье иль квартиру сдались девчата командиру // Комсомольская правда. 2005. N 35. С. 17.

Таким образом, с привлечением женщин на военную службу встает вопрос о приспособлении всей системы военной службы, построенной в расчете на мужчин, к потребностям женщин без ущерба служебным интересам. Существует целый комплекс проблем, связанных с реализацией военнослужащими-женщинами права на отпуск по уходу за ребенком, а также права на охрану здоровья и службу в здоровых и безопасных условиях. Решение этих, а также и ряда других вопросов, возникающих в связи с привлечением женщин на военную службу, — одна из задач военного права в XXI в.

——————————————————————