О некоторых вопросах, связанных с предоставлением гражданину, являющемуся опекуном или занятому постоянным уходом (помощью, надзором), отсрочки от призыва на военную службу

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 8)

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ГРАЖДАНИНУ, ЯВЛЯЮЩЕМУСЯ ОПЕКУНОМ ИЛИ ЗАНЯТОМУ ПОСТОЯННЫМ УХОДОМ (ПОМОЩЬЮ, НАДЗОРОМ), ОТСРОЧКИ ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Анализируются вопросы предоставления отсрочки от призыва на военную службу гражданам, являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата (сестры) при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.

Ключевые слова: призыв на военную службу, отсрочки, опекун, несовершеннолетние.

On some issues related to the provision of a citizen who is a permanent guardian or busy care (care, surveillance), the deferment of military service A. V. Efremov

The issues of deferment from military service to citizens being a guardian or trustee of a minor brother (sister) in the absence of other persons required by law to keep these citizens.

Key words: military recruitment, delays, guardian, minors.

Конституционная обязанность по защите Отечества возлагается на всех российских граждан, в то же время способы и формы ее реализации дифференцированы для различных социальных групп и детерминированы в зависимости от пола, возраста, социального положения и других факторов. Правовую необходимость возложения воинской обязанности на различные категории граждан определяет государство посредством издания соответствующего закона, исходя из конкретных исторических, социально-экономических и политических условий общественной жизни. По действующему российскому законодательству воинская обязанность не является всеобщей. Возлагая воинскую обязанность как одну из форм конституционной обязанности по защите Отечества на российских граждан, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает конкретные категории граждан, на которых она распространяется <1>. Данным Законом определены категории граждан, освобождаемых от призыва на военную службу, а также граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. Так, например, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подп. «б.1» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» гражданам, являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата (сестры) при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан. ——————————— <1> Кудашкин А. В. О сущности и соотношении обязанностей по защите Отечества, несению военной службы и воинской обязанности // Рос. военно-правовой сб. 2007. N 10. С. 97.

В приложении N 32 к п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663», определен Перечень документов, необходимых для представления в призывную комиссию для принятия соответствующего решения о предоставлении права на отсрочку от призыва на военную службу по данному основанию. Для того чтобы претендовать на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданину, являющемуся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан, необходимо представить подлинники следующих документов: — документа, устанавливающего опеку; — свидетельства о рождении гражданина, подлежащего призыву на военную службу; — справки о составе семьи; — свидетельства о рождении брата или сестры. Гражданам, получившим отсрочку от призыва по данному основанию, необходимо также ежегодно в сентябре — октябре представлять в военный комиссариат справку о составе семьи. Работники отдела военного комиссариата муниципального образования по месту жительства призывника проверяют представленные документы от кандидата, претендующего на отсрочку от призыва на военную службу, являющегося опекуном или попечителем, и принимают все меры по истребованию других документов, подтверждающих отсутствие других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан, независимо от места их проживания. Вопросы у работников военных комиссариатов или у призывной комиссии возникнут в случае наличия у подопечного иных лиц, кроме самого призывника, обязанных его содержать, в этом случае право на отсрочку от призыва на военную службу у призывника не возникает. Поэтому не каждому опекуну или попечителю может быть предоставлена такая отсрочка. Отсрочка от призыва на военную службу предусмотрена также для граждан, занятых постоянным уходом за близкими родственниками. Законодатель однозначно определил круг лиц, нуждаемость которых в постоянном уходе повлечет для призывника получение возможности отсрочки: отец, мать, жена, родной брат, родная сестра, дедушка, бабушка и усыновитель. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Нуждаемость в постоянном уходе (помощи, надзоре) и признание инвалидом должны подтверждаться заключением органа государственной медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу. Право на отсрочку от призыва на военную службу по данному основанию возникает у призывника только при соблюдении целого ряда условий (подп. «б» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»): 1) лицо, за которым осуществляется уход, должно приходиться призывнику отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем; 2) предоставление отсрочки возможно, если отсутствуют другие (кроме гражданина, подлежащего призыву) лица, обязанные по закону его содержать, и родственник призывника не находится на полном государственном обеспечении; 3) право на отсрочку возникает, если родственник призывника нуждается по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства гражданина, призываемого на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). В соответствии с приложением N 32 к п. 39 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2007 г. N 400, при рассмотрении вопроса о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу по указанному основанию призывной комиссии представляются подлинники следующих документов: — свидетельства о рождении гражданина, подлежащего призыву на военную службу; — справки о составе семьи; — на дедушек, бабушек — свидетельств о рождении родителей гражданина, подлежащего призыву на военную службу; — на усыновителей — соответствующего решения федерального суда; — заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства гражданина, призываемого на военную службу, о нуждаемости указанных родственников в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре); — паспортов родителей, родственников (усыновителей), которые нуждаются в постоянном уходе. Кроме того, военный комиссариат обязан принять меры по истребованию других документов, подтверждающих отсутствие других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан, независимо от места их проживания. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в подп. «б» п. 1 ст. 24 вышеназванного Закона не указано, что родные брат или сестра, которым требуется уход, должны быть совершеннолетними. В то же время из приведенного перечня документов следует, что им как минимум должно исполниться 14 лет (возраст получения паспорта). Поэтому представляется упущением неуказание в перечне документов свидетельства о рождении родных брата, сестры, нуждающихся в постоянном уходе. Если сравнивать два рассмотренных основания предоставления отсрочки в отношении необходимости ухода за несовершеннолетним родным братом или несовершеннолетней родной сестрой, следует отметить, что для предоставления отсрочки в соответствии с подп. «б» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» требуется нуждаемость брата (сестры) по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). Для предоставления отсрочки по подп. «б.1» п. 1 ст. 24 названного Закона такой нуждаемости не требуется <2>. Опека может быть установлена в двух случаях. ——————————— <2> Ефремов А. В. Некоторые актуальные правовые вопросы, возникающие у призывных комиссий при предоставлении ими отсрочек от призыва на военную службу гражданам, осуществляющим содержание (уход) несовершеннолетних родных братьев (сестер), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 5.

Во-первых, над гражданами, которые являются малолетними. Юридическим термином «малолетние» называют детей от момента рождения и до достижения 14 лет (ст. 32 ГК РФ). Во-вторых, над недееспособными гражданами, признанными таковыми в судебном порядке вследствие психического расстройства (ст. ст. 32, 29 ГК РФ). Любое лицо, над которым установлена опека, именуется подопечным. Установление опеки означает, что все без исключения юридические действия, такие как выдача доверенностей, подписание договоров, направление претензий, совершение сделок в отношении движимого и недвижимого имущества, внесение вкладов в банки и иные кредитные учреждения и т. п., производятся от имени подопечного его опекуном. Такие действия возможны только в интересах подопечного. Опека устанавливается на основании акта уполномоченного органа <3>. ——————————— <3> Кузнецова О. В., Пивоварова Т. Г. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (постатейный) // СПС «Гарант».

При наличии у гражданина, подлежащего призыву на военную службу, статуса опекуна над следующими категориями родных, признанных судом недееспособными: отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем (при соблюдении при этом очень важного условия: при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан), отсрочка по подп. «б» п. 1 ст. 24 названного Закона может быть предоставлена без истребования работниками военных комиссариатов заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости вышеуказанных недееспособных родных в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). Данный вывод подтверждается и судебной практикой. Так, например, 9 февраля 2012 г. судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица военного комиссариата Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 22 декабря 2011 г., которым постановлено: «Удовлетворить заявление Н. К.И. о признании решения призывной комиссии отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Липецку незаконным. Решение о его призыве на военную службу отменить. Обязать призывную комиссию отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Липецку предоставить Н. отсрочку от призыва на военную службу до 01.06.2012», установила следующее: Н. К.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Липецку о призыве его на военную службу, указывая, что он является опекуном матери Н. А.А., которая признана недееспособной в связи с психическим заболеванием, является инвалидом 2-й группы и нуждается в постоянной посторонней помощи. Поэтому он, являясь единственным родственником Н. А.А., имеет право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу, но ему было отказано в этом. Просил обязать призывную комиссию г. Липецка предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу. Представитель заинтересованного лица — военного комиссариата Липецкой области возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на отсутствие заключения МСЭ, подтверждающего факт нуждаемости Н. А.А. в постоянном постороннем уходе. Суд удовлетворил заявление. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Судом установлено, что решением призывной комиссии военного комиссариата г. Липецка Н. К.И., 1991 года рождения, признан годным к военной службе, ему установлена категория годности — А1 гр. I. В соответствии с подп. «б» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). Как установлено судом и подтверждается материалами дела, мать заявителя Н. А.А. является инвалидом 2-й группы, инвалидность установлена на срок до 1 июня 2012 г. Решением Правобережного районного суда г. Липецка Н. А.А. признана недееспособной, поскольку страдает хроническим психическим заболеванием, которое выражено столь значительно, что лишает ее возможности понимать значение своих действий и руководить ими. Согласно справке МСЭ Липецкой области Н. А.А. частичная коррекция функций ее организма возможна при регулярной помощи других лиц. Распоряжением первого заместителя главы администрации г. Липецка Н. К.И. назначен опекуном над недееспособной Н. А.А. и, соответственно, ему выдано удостоверение опекуна на срок один год, между Департаментом социальной защиты населения администрации г. Липецка и Н. К.И. заключен договор об осуществлении опеки в отношении недееспособной Н. А.А., по условиям которого в обязанности Н. К.И. входит забота о содержании, обеспечении ухода и лечения подопечной Н. А.А. Судом первой инстанции также установлено, что других родственников, кроме заявителя, обязанных по закону содержать Н. А.А., не имеется. Гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным ст. 29 ГК РФ, вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Над ним устанавливается опека. В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» под опекой над совершеннолетними недееспособными понимается форма устройства признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. В силу п. 3 ст. 36 ГК РФ опекуны обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Поскольку мать заявителя Н. А.А. признана недееспособной и по состоянию здоровья нуждается в опеке, т. е. не может самостоятельно осуществлять уход за собой, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Н. А.А. нуждается в постоянном постороннем уходе и помощи, в связи с чем заявитель имеет право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу. При таких обстоятельствах отсутствие заключения МСЭ о нуждаемости матери заявителя в постоянном постороннем уходе, на что ссылается военный комиссариат Липецкой области, не свидетельствует об отсутствии у Н. К.И. права на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с подп. «б» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», поэтому суд правомерно удовлетворил заявление. Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Принимая во внимание, что опекунское удостоверение выдано Н. К.И. на срок до 24 августа 2012 г., судебная коллегия считает необходимым предоставить Н. К.И. отсрочку от призыва на военную службу на время исполнения им обязанностей опекуна Н. А.А., т. е. на срок до 24 августа 2012 г. Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Правобережного районного суда г. Липецка от 22 декабря 2011 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу отдела военного комиссариата Липецкой области — без удовлетворения. Абзац второй резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции: «Обязать призывную комиссию отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Липецку предоставить Н. К.И. отсрочку от призыва на военную службу до 24 августа 2012 г.».

——————————————————————