Рекомендации для государственных органов власти

(Поплаухин В. Е.)

(«Государственная власть и местное самоуправление», 2009, N 5)

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

В. Е. ПОПЛАУХИН

Современная реальность такова: призывы решать демографические проблемы есть, есть также вяло-растущее финансирование «детских» программ, есть даже некоторый подъем рождаемости, а вот внятной государственной демографической политики нет. Названные Президентом в Послании (2006 г.) материальные стимулы и принятые федеральные законодательные акты, направленные на повышение рождаемости, лишь часть демографической политики в широком смысле этого слова. Чтобы быть уверенным в завтрашнем дне, необходимы не только пособия, но и реальные доходы. И в первую очередь мужчинам. Но об этом в Послании речь не шла. Отечественный опыт убеждает, что финансовые меры по стимулированию рождаемости дают кратковременный эффект и, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне.

Для того чтобы в нашей стране произошли серьезные позитивные сдвиги, прежде всего демографическая политика России должна строиться на следующих базовых принципах и целях:

1) реформирование системы здравоохранения, образования, науки, культуры (недопустимо финансирование данных областей по остаточному принципу);

2) создание государственной семейной политики, направленной на укрепление института семьи, формирование в обществе семейно-брачных отношений, престижности многодетности;

3) разработка новой социальной политики, направленной на действенную защиту семьи, детей, ветеранов, инвалидов.

В качестве неотложных мер целесообразно на данном этапе осуществить следующее:

1) создание Совета по демографической безопасности при Президенте РФ, при полномочном представителе Президента в округах, при губернаторе в регионах;

2) создание комиссии по выходу из демографического кризиса, в функции которой будет входить оценка всех федеральных и региональных законов с точки зрения их влияния на демографию страны;

3) создание в областных правительствах органа исполнительной государственной власти по вопросам социально-демографической и семейной политики;

4) принятие Закона «О государственной демографической и семейной политике в РФ», направленного на государственную поддержку семей с социально-положительным потенциалом, на защиту работающей женщины и стимулирующего повышение рождаемости в стране;

5) принятие Закона «О защите прав ребенка», предусматривающего механизмы реализации на территории РФ международной Конвенции о правах ребенка (ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.);

6) разработка и совершенствование целевых программ, направленных на решение демографических проблем (например, «Дошкольное воспитание и образование», «Доступное жилье — семье»), полное финансирование за счет федерального бюджета;

7) организация в СМИ целенаправленной пропаганды в поддержку традиционных ценностей семьи и брака, морали и нравственности.

Приоритеты демографической политики в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни:

— укрепление состояния здоровья детей и подростков в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях, прежде всего за счет введения государством на всей территории страны бесплатных высококалорийных обедов и завтраков для всех учащихся;

— совершенствование профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений детей и подростков, жесткая борьба против курения и алкоголя, введение уголовной ответственности за распространение наркомании (большие сроки тюремного заключения для производителей и наркокурьеров, при повторном задержании — пожизненное заключение, а для особо опасных — смертная казнь);

— повсеместное развитие спорта, отдыха и оздоровления населения;

— создание репродуктивного здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему выявлению болезней систем кровообращения и инфекционных заболеваний;

— сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее важно обеспечение бесплатными доступными медикаментами и профилактика сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний;

— резкое усиление роли первичной медико-санитарной помощи, структурно-экономические преобразования амбулаторно-поликлинического звена, рациональное использование и увеличение коечного фонда больниц, оснащение их новейшей аппаратурой, существенное улучшение питания больных, создание специализированных медицинских центров в каждом субъекте РФ;

— существенное улучшение качества и доступности медицинской помощи сельскому населению, строительство новых и укрепление материально-технической базы существующих лечебно-диагностических комплексов, работающих в сельской местности, оснащение их машинами скорой помощи.

Приоритеты демографической политики в области рождаемости и укрепления семьи:

— ориентация системы общественных и личных ценностей на среднедетную семью при формировании и реализации социальной политики;

— создание условий для жизнедеятельности семьи, дающих возможность рождения, содержания и воспитания нескольких детей;

— моральное и материальное стимулирование (бесплатное жилье, резкое увеличение пособий, снижение пенсионного возраста матери, улучшение качества и уровня жизни и т. д.), переход от малодетной (1 — 2 ребенка) к среднедетной (3 — 4 ребенка);

— обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

— повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации путем формирования у детей и подростков, молодежи ориентации на полную семью и рождение двух или более детей;

— всесторонняя забота общества о детях-инвалидах, детях-сиротах, развитие форм их семейного обустройства;

— дальнейшее развитие центров и клубов молодой семьи, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб и учреждений социального обслуживания семьи и детей;

— усиление информационного обеспечения по активизации начатой работы по созданию телесюжетов социальной рекламы, направленной на пропаганду здорового образа жизни и крепкой семьи, обеспечения безопасности жизни.

Выделенные приоритеты следует реализовывать через систему федеральных, региональных, отраслевых и других программ, рассчитанных на 2 — 3 года и финансируемых в полном объеме.

Необходимо повышение роли регионов в решении демографической проблемы на основе разработки и реализации антикризисных программ.

Для выхода из демографического кризиса необходима прежде всего реальная государственная поддержка, а именно финансирование из федерального бюджета региональных целевых программ, направленных на снижение смертности, увеличение продолжительности жизни, повышение рождаемости.

Выполнение вышеобозначенных требований, целей и задач — залог нормального демографического развития страны.

Воспроизводство численности населения является одним из важнейших условий успешного развития государства. Анализ основных тенденций демографического развития России (1897 — 2006 гг.) позволяет сделать вывод о том, что эффективное воздействие государства на демографические процессы может способствовать преодолению демографических кризисов. Свидетельством данного утверждения служит тот факт, что в советский период руководству страны посредством демографической политики, являющейся составной частью социально-экономической политики, удалось в кратчайшие сроки ликвидировать последствия трех разрушительных социально-демографических кризисов. Несмотря на исторически обусловленные тенденции сокращения рождаемости и смертности, население России до развала СССР увеличивалось.

Исследования в области современной демографической ситуации показали, что причинами российской депопуляции служат не общемировые тенденции демографического развития, а «демократические» преобразования в постсоветской России. Анализ демографических процессов (2001 — 2006 гг.) свидетельствует о существовании стабильной депопуляции, носящей характер общенациональной катастрофы.

В 2001 г. Правительство РФ открыто заявило о необходимости создания эффективной демографической политики и законодательно утвердило в качестве основы последней долгосрочную Концепцию демографического развития, в которой обоснованы главные задачи: 1) создание четкой законодательной базы, регулирующей процессы воспроизводства населения; 2) разработка действенных механизмов реализации мероприятий, способствующих решению наиболее острых социально-демографических проблем.

Анализ основных направлений Концепции показал, что основа демографической политики разработана не в строгом соответствии с научными рекомендациями. Концепция лишь в общих чертах декларирует приоритеты демографической политики, но не конкретизирует механизмы воздействия на социально-демографические процессы. Необходимо, на наш взгляд, сформулировать цель демографической политики как создание предпосылок для возрождения демографического потенциала на основе формирования социально ориентированной экономики. В качестве первоочередного законодательного документа, регулирующего воспроизводственные процессы, необходимо было разработать и реализовать национальную программу вывода страны из демографического кризиса.

Нами установлено, что в период с 2001 по 2006 г. в рамках Концепции была разработана обширная нормативно-правовая база, регулирующая демографическую политику, а на среднесрочную перспективу поставлена задача экономического роста и в зависимости от него улучшение демографической ситуации. Особенностью социально-демографического законодательства является возложение обязательств по реализации мероприятий демографической политики на субъекты РФ, а отечественный опыт свидетельствует, что эффективным механизмом воздействия на демографические процессы является единая государственная социально-демографическая политика. Именно государство обязано стать гарантом обеспечения демографической безопасности.

Безусловно, региональные органы должны целенаправленно использовать комплекс мер для преодоления демографического кризиса и своевременно совершенствовать нормативную базу, направленную на улучшение демографической ситуации, с учетом местных условий.

Проводимая государством, по сути, региональная демографическая политика не способствовала улучшению количественного и качественного состояния народонаселения России. Во всех сферах жизнедеятельности: экономике, социальной, духовной жизни, культуре, наблюдается не улучшение, а кризис. Это подтверждается данными официальной статистики.

Проведенное нами социологическое исследование причин демографического кризиса показало, что одним из важных факторов демографического роста являются решение материальных проблем граждан России, создание условий для социального оптимизма и уверенности в будущем. Таким образом, способы преодоления современного демографического кризиса должны быть разработаны специальным социально-демографическим законодательством, адекватным современным рыночным условиям.

Основной вывод, к которому приводят результаты исследований, заключается в том, что целенаправленная научно обоснованная социально-демографическая политика — единственный путь, который делает осмысленными все осуществляемые в России реформы. Но на государственном уровне не были найдены принципиально новые механизмы и институты осуществления демографической политики и не был использован положительный отечественный опыт по решению демографических проблем.

Таким образом, современная демографическая политика, состоящая из обширной социально-демографической законодательной базы, имеет декларативный характер. Все это не политика, а набор мер, практически не реализованных.

На наш взгляд, главный путь решения демографических проблем состоит не в корректировании правительственного курса, а в изменении социально-экономических условий жизни и политической ситуации в стране.

——————————————————————