История регулирования и развития личных неимущественных отношений в семейном праве РФ

(Палькина Т. Н.) («Семейное и жилищное право», 2009, N 5)

ИСТОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ РФ <*>

Т. Н. ПАЛЬКИНА

——————————— <*> Pal’kina T. N. History of regulation and development of personal non-property relations in family law of the RF.

Палькина Т. Н., аспирант Российской правовой академии МЮ РФ, преподаватель Московского экономико-финансового института.

Автор кратко описывает наиболее значимые моменты развития регулирования личных неимущественных отношений в семейном праве, выявляет общие тенденции развития, также дается оценка некоторым нормативно-правовым актам семейного права России. Ключевые слова: семейное право, личные неимущественные отношения, история, брак, церковное регулирование.

The author briefly describes the most important moments of development of regulation of personal non-property relations in family law, reveals general tendencies of development and evaluates certain normative-law acts of family law of Russia. Key words: family law, personal non-property relations, history, marriage, church regulation.

В регулировании личных неимущественных отношений в семейном праве прослеживается определенная эволюция. Россия в отличие от ряда европейских стран имеет сравнительно небольшую историю института личных неимущественных прав, однако каждый этап развития семейного законодательства представляет интерес, так как отражает накопленный веками опыт государственно-правового регулирования семейных отношений, служит примером того, как менялось правовое воздействие на семью и ее членов. История развития личных неимущественных прав в семейном праве имеет одновременное развитие с историей развития семейного права. Начало развития древнерусского семейного права — это разнообразные обычаи, неписаные, но неизменно применявшиеся <1>. ——————————— <1> См.: Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку. С. 13 — 14.

Летописец на данном этапе различал две разновидности семейных обычаев. Первый существовал у полян, у которых брак был невозможен без согласия родителей невесты, кроме того, она получала приданое. Второй существовал у большинства прочих восточнославянских племен — у древлян практиковалось похищение невесты у воды; у радимичей, вятичей и северян — похищение на игрищах и разнообразных религиозных празднествах. Однако указанные действия совершались с согласия девушек. Повсеместно существовало многоженство, некоторые мужчины имели по две и даже по три жены. Обычаи были весьма устойчивыми даже тогда, когда появились новые формы права, и свое значение сохраняли в наибольшей полноте на окраинах государства. Обычаи не были склонны к возвышению роли женщины и фиксировали ее несомненно зависимое положение <2>. ——————————— <2> См.: Семенова О. П. Развитие семейно-брачных отношений в Древнерусском государстве // История государства и права. 2006. N 11.

Принятие Русью христианства, ставшего официальной религией, заменившей язычество, было важнейшим историческим событием, с принятием христианства в России были введены византийские нормы брачно-семейного права. Главным сборником законов стала Кормчая книга. В отличие от личных неимущественных прав в гражданском праве правовое регулирование брачно-семейных дел в России осуществлялось, как и в Византии, церковью. Принятие христианства означало не только подчинение русской церкви византийскому патриарху, но и распространение византийского законодательства, и утверждение в обществе христианских идей: о смысле брака, об отношениях в семье. Учредив в 1589 г. патриаршество, Россия юридически освобождается от подчинения Византии, которое и раньше во многом к тому времени носило номинальный характер, но не освобождается от норм канонического права: издавая в XVII в. печатный вариант Кормчей книги, Русская церковь документально подтверждает приверженность византийскому законодательству. Таким образом, нормы русского семейного права вводились в жизнь церковью. Форма заключения была строго определена — это чин обручения и венчания. В первые века русской церкви христианские проповедники прилагали усилия, чтобы браки заключались церковным благословением, а брак по народным обычаям славянских народов считался «богомерзким делом» <3>, то есть языческим. Но даже в конце XIII в., как отмечал исследователь истории русского права В. И. Сергеевич, церковную форму заключения брака соблюдали князья и бояре, а «простой же народ считал церковное венчание ненужным и продолжал совершать браки по языческим обычаям» <4>. Проповедники христианства на Руси, а именно «высшие церковные иерархи, монашествующие лица и грамотеи» <5> из Византии, привнесли аскетический взгляд на брак, принижая его и возвышая безбрачие как средство спасения. Супругам вменялось в обязанность жить «в целомудрии и страхе Божьем», муж имел власть над женой, отец — над детьми, а жена и дети должны были подчиняться главе семьи. ——————————— <3> Горчаков М. И. О тайне супружества. М.; СПб., 1880. С. 301. <4> Сергеевич В. И. Лекции и исследования по древней истории русского права. СПб., 1910. С. 491. <5> Горчаков М. И. О тайне супружества. М.; СПб., 1880. С. 300.

В процессе развития общества церковь, обладавшая значительной политической и идейно-религиозной властью, теряла свои привилегии и постепенно превращалась в орган государственного аппарата, подчиненный императорской власти. Нравственно-религиозное влияние церкви на православных христиан было велико: религиозные праздники, церковные службы, причастия, крещения, венчания составляли общественную жизнь России. Священник прихода являлся одним из самых доверенных лиц семьи, знал о семейных конфликтах и участвовал в умиротворении страстей. В XVIII столетии государство взяло на себя регулирование части вопросов, которые ранее принадлежали церкви, а также совершенствовало институты семейного права: институт брака, вдовства, опеки, создавало законы, устанавливавшие имущественную самостоятельность супруги. Однако церковь держала под неослабным вниманием семейные процессы. Государство, в чем-то подражая церкви, а в чем-то отдавая должное народным традициям, одобряло патриархальность семьи. Семейные отношения, будучи по природе консервативными, порождали столкновения между правом и традицией, которая формируется десятилетиями и не способна быстро меняться в зависимости от указаний новых норм права: патриархальный уклад семейных отношений складывался веками и передавался из поколения в поколение. Право существовало в некоторой стороне от народных обычаев, оно формировалось и совершенствовалось, исходя из экономических, политических, идеологических направлений государственной деятельности. Если говорить об общих чертах, свойственных семейному законодательству Российской империи, то оно отличается связью с церковными канонами и правилами, сословным характером, когда каждое из существующих сословий имело свои привилегии или, наоборот, ими не располагало. В конце XIX — начале XX в. в объединенных книгах I тома Свода законов Российской империи (Свод законов гражданских) в главе IV Свода законов гражданских подробно говорится о правах и обязанностях, возникающих из супружества. В числе личных прав названы права сословного характера, ибо «муж сообщает жене своей, если она по роду принадлежит к состоянию низшему, все права и преимущества, сопряженные с его состоянием, чином или званием» (ст. 100). По российскому законодательству сословное уравнивание супругов происходит только в случаях, когда жена принадлежит к «низшему состоянию», чем муж. Дворянка, вышедшая замуж за мещанина, свое дворянство сохраняла. Жена не только именуется по званию мужа, но и не теряет этого права, если муж за совершенное им преступление будет лишен прав своего состояния. Личным правом жены также являлось право носить фамилию мужа, которую она сохраняет в случае прекращения брака и даже его расторжения по ее вине <6>. ——————————— <6> См.: Нечаева А. М. Семейное право: Курс лекций. М.: Юрист, 1998. С. 46.

Российское законодательство прошлого провозглашало: «Супруги обязаны жить вместе» (ст. 103). Воспрещались всякие акты, склоняющие к самовольному разлучению супругов, при переселении, поступлении на службу или перемене постоянного места жительства мужа жена должна была следовать за ним <7>. Однако в начале XX в. считалось, что существует лишь обязанность супругов не оставлять супруга против его воли и без основательной на то причины. Это предполагало согласованность поведения, направленного на достижение общих целей, взаимную поддержку, совместное воспитание детей и достижение прочих целей. Института «мужней власти» в сравнительно позднем российском праве уже не существовало. Требование супруга о восстановлении совместной жизни могло быть отклонено другим супругом, если совместная жизнь для него представлялась невыносимой. Так могло быть в случае: жестокого с супругом или с детьми обращения со стороны другого супруга; нанесения тяжких оскорблений супругу и вообще «явного нарушения другим супругом основанных на браке обязанностей»; явного злоупотребления принадлежащими другому супругу правами либо «бесчестного и порочащего его поведения», наличия у одного из супругов тяжкой душевной болезни либо «прилипчивой и отравительной болезни», представляющей опасность для жизни и здоровья другого супруга или их потомства. Продолжение совместной жизни супругов могло быть невыносимым для жены, если она «одержима» такой болезнью, при которой продолжение супружеского «сожития» представляется опасным для ее жизни или здоровья. ——————————— <7> См.: Там же. С. 47.

Из обязанностей личного неимущественного характера супругов являлось: «любить свою жену как собственное свое тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи» (ст. 106). А жена обязана «повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома» (ст. 107) <8>. ——————————— <8> См.: Нечаева А. М. Семейное право: Курс лекций. М.: Юрист, 1998. С. 47.

Глава, посвященная родительским правам и обязанностям супругов как родителей, именовалось «О власти родительской». Закон предоставлял право родителю представлять интересы своих детей. Отцу принадлежало преимущественное право представлять интересы своих детей. Закон давал родителям возможность выбора воспитывать своих детей дома или отдавать их в общественные заведения, учрежденные правительством или частными лицами. Родители могли отдавать детей на обучение без согласия самих детей. По достижении детьми надлежащего возраста родители должны были заботиться об определении сыновей на службу или в промысел соответственно их состоянию и об отдаче дочерей в замужество (ст. 174). Личная родительская власть могла быть прекращена либо смертью родителей, либо лишением их всех прав состояния, «когда в последнем случае дети не последуют в ссылку за своими родителями» (ст. 178). Отречение от мира и вступление в монашество родительской власти не прекращало. С приходом советской власти вопросам семьи и семейного права стало уделяться больше внимания. Об этом говорит то обстоятельство, что в числе первых в 1917 г. были приняты именно Декреты «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака», а самым первым кодексом Советского государства стал Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (сентябрь 1918 г.), который подробно регламентировал вопросы, связанные с регистрацией актов гражданского состояния. Было провозглашено полное равенство мужчины и женщины в области брака и семьи. Внебрачные дети уравнялись в правах с детьми, рожденными в браке. При этом указывалось: только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов. Созданные на местах самостоятельные отделы загса уездных и волостных исполкомов в конце 1919 г. были реорганизованы в подотделы управления НКВД, а в 1923 г. — в столы при милиции. В 1924 г. в связи с районированием уездов местные отделы загса были организованы при райисполкомах и сельсоветах. В это же время были изданы регистрационные книги, необходимые инструкции, наказы, циркуляры. Поле деятельности губзагса было весьма обширно: контроль за правильным исполнением Кодекса об актах гражданского состояния; разъяснение и толкование должностным лицам его статей применительно к местным условиям; выдача различных справок; обеспечение уездных и местных подотделов необходимыми книгами и бланками; выдача разрешений на вступление в брак лицам, не достигшим брачного возраста; контроль за отчетностью местных загсов, в том числе и за движением дел, по которым пропущен срок регистрации актов гражданского состояния… С развитием нового государства совершенствовалось и семейное законодательство. В 1926 г., например, ВЦИК утвердил новый Кодекс законов о браке, семье и опеке в РСФСР, где появилась самостоятельная глава, посвященная записи актов гражданского состояния. После этого государство неоднократно возвращалось к регламентации вопросов, связанных с регистрацией актов гражданского состояния. В 1936 г., например, было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О порядке и сроках регистрации рождений и смертей», в 1940 г. — Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке изменения гражданами СССР фамилий и имен», в 1943 г. — Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении», в 1946 г. — Постановление Совнаркома РСФСР «О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния». Семейный кодекс 1918 г., именуемый Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, регламентировал личные неимущественные права супругов достаточно скупо. К таким правам относилось право выбора брачной фамилии мужа (жениха) или жены (невесты). Если при разводе между супругами не было соглашения относительно будущей фамилии каждого из них, то разведенные супруги сохраняли свою добрачную фамилию. Перемена одним из супругов места жительства не создавала для другого обязанности следовать за ним (ст. 104). Родительские права предоставлялись родителям в отношении детей мужского пола до достижения последними 18 лет, женского пола до 16 лет. Родительские права надлежало осуществлять совместно. Все мероприятия в отношении детей при согласии родителей предпринимались ими обоими, а при отсутствии согласия — местным судом. Если родители совместно не проживали, то от их соглашения зависело, с кем будут проживать несовершеннолетние дети. Семейный кодекс 1918 г. существенно отличался от ранее действовавшего законодательства Российской империи тем, что, отступая от предписаний, связанных с церковью, управомоченной ведать «делами семейными», ушел от ранее господствовавшего принципа сословности, церковь уже не имела прежнего влияния. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1927 г. уточнял и дополнял положения Кодекса 1918 г., как это требовало время. Во главу решения всех семейно-правовых проблем были поставлены интересы ребенка. Усыновление приобрело государственное признание. Семейный Кодекс 1969 г. отличался от прежних более четкими и емкими формулировками. Личные права супругов остались прежними, только формулировки были заменены на более современные: «Каждый из супругов свободен в выборе места жительства». Однако в данном Кодексе большее внимание уделялось обязанностям, а не правам супругов, не учитывались международно-правовые акты, касающиеся брака и семьи. В семейном Кодексе предстояло расширить и укрепить гарантии обеспечения прав и способы их защиты в случае нарушения. Семейный кодекс 1996 г. отражает опыт государственного регулирования семейных отношений, уделяя большое внимание гарантиям материальной помощи нуждающимся в ней гражданам. Современная Россия особое внимание уделяет суверенитету субъектов РФ, предоставляя им возможность решать вопросы семьи в рамках Конституции и СК РФ. Российское семейное законодательство на современном этапе характеризуется не только принятием нового Семейного кодекса, но и правовой регламентацией этой отрасли права на высшем конституционном уровне. В целом ряде статей Конституции Российской Федерации прямо или косвенно говорится об институтах семейного права. Таким образом, каждый этап развития семейного законодательства представляет интерес, так как отражает накопленный веками опыт государственно-правового регулирования семейных отношений, служит примером того, как менялось правовое воздействие на семью и ее членов. В целом прослеживается следующий вывод: семейное законодательство Российской империи отличалось органической связью с церковными канонами и правилами, личные неимущественные отношения в гражданском и семейном праве отличались ярко выраженным сословным характером. Коренные перемены в экономических, идеологических основах государства, последовавшие после октября 1917 г., повлекли за собой принятие новых законов и нормативно-правовых актов, регулирующих семейные отношения и личные неимущественные отношения, складывающиеся в рамках гражданского права. Нормативно-правовые акты, издававшиеся в указанный период, регулирующие личные неимущественные права супругов, придерживались принципа ухода от сословности и регулирования личных неимущественных отношений с помощью церкви. Далее развитие семейного законодательства происходило с учетом требований времени, результатом целенаправленных усилий которого стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышение благосостояния и улучшение их социального самочувствия. М. И. Ковалев подчеркивает, что признание прав человека есть признание его достоинства, которое является абсолютным свойством, воплощающим постоянство человеческой сущности, сохраняемой благодаря передаче по наследству строго определенных и сущностно неизменных физиологических, психологических и душевных качеств человека <9>. Таким образом, наличие и признание государством и закрепление на законодательном уровне личных неимущественных прав и нематериальных благ в семейном праве создает условия для становления и развития правового государства, где верховенствует закон, создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод их носителей, противозаконные действия могут быть пресечены, а причиненный вред возмещен. ——————————— <9> См.: Ковалев М. И. Генетика человека и его права // Государство и право. 1994. N 1. С. 22.

——————————————————————