О понятии и классификации прав ребенка

(Носова И. Ю.) («Конституционное и муниципальное право», 2010, N 4)

О ПОНЯТИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА <*>

И. Ю. НОСОВА

——————————— <*> Nosova I. Y. On concept and classification of rights of the child.

Носова И. Ю., соискатель Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В статье рассматривается формирование правового и научного понятий прав ребенка. Отмечается неразрывная связь их с правами человека. Предлагается классификация прав ребенка по их конституционно-правовому содержанию на личные, гражданские и социально-экономические права. Одновременно автором высказано мнение о возможности систематизации их на основании положений семейного и гражданского права.

Ключевые слова: международно-правовое понятие прав ребенка, научное определение прав ребенка, классификация прав ребенка, конституционные права ребенка, имущественные и личные неимущественные права ребенка.

The article considers formation of legal and scientific concepts of rights of the child; notes their connection with human rights; proposes classification of rights of the child in accordance with their constitutional-law contents into personal, civil and social-economic rights. Simultaneously the author makes a conclusion regarding the possibility of systematization thereof on the basis of provisions of family and civil laws.

Key words: international-law concept of rights of the child, scientific definition of rights of the child, classification of rights of the child, proprietary and personal rights of the child.

Высшими ценностями современного общества и государства являются человек любого возраста и его права. При этом если о правах человека на государственном уровне заговорили еще в XVIII в., то для выделения среди них прав ребенка потребовалось еще два столетия. На протяжении тысячелетий дети рассматривались как будущие члены общества <1>. И лишь по мере становления представлений о самоценности человеческой личности в них стали видеть не только объект воспитательного воздействия, но и равноправного партнера общественных отношений. ——————————— <1> Желаннова А. Права ребенка: из истории и предыстории // История. 1997. N 21.

В основе такого понимания лежит признание ребенка личностью, обладающей таким же достоинством, как и взрослый. Различие состоит главным образом в том, что совершеннолетние могут защищать свои интересы самостоятельно, а дети вынуждены обращаться за помощью к тем, кто должен обеспечивать их права. Права несовершеннолетних признаны международным правом и законодательством государств, в первую очередь их конституциями. Так, согласно Декларации прав ребенка, принятой 20 ноября 1959 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН <2>, ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия). Отмечено также, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В названном международно-правовом акте содержится призыв к национальным правительствам и местным властям признавать права детей и соблюдать их путем принятия законодательных и иных мер. Особенно важным является положение Декларации о том, что человек имеет права с момента своего рождения. ——————————— <2> Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 — 388.

Конституционные акты закрепляют основные, общие, наиболее важные права, определяющие правоотношения между человеком любого возраста и государством. Поэтому исключительное значение имеет положение Конституции РФ <3> о том, что признание, соблюдение и защита в том числе прав ребенка являются обязанностью государства (ст. 2). ——————————— <3> Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

В юридической науке понятие прав несовершеннолетних включает: — неотъемлемые свойства и возможности детей, обусловливающие меру их свободы; — возможности использования ребенком наиболее существенных благ, защиты его жизненных интересов; — пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов; — формы защиты человека от глобальных угроз его существованию <4>. ——————————— <4> Рудинский Ф. М. Понятие и содержание прав человека: Сборник научных трудов юридического факультета МГПУ. С. 23; Право и права человека / Под ред. Е. Н. Рахмановой. Кн. 3. М.: Логос, 2000. С. 22.

Права ребенка представляют собой социально значимые притязания на некую меру свободы, которые совместимы с принципом формального равенства и могут быть всеобщими требованиями свободы <5>. ——————————— <5> Четвернин В. А. Введение в курс общей теории государства и права. М.: Институт государства и права РАН, 2003.

К концепции прав ребенка относят также следующие положения: — такие правомочия являются понятием из категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребенка как человеческой личности; — права детей — это нечто иное, чем его основные потребности: не существует права на воспитание в счастливой семье или права на любовь, хотя это необыкновенно важные потребности каждого человека; — об этих правах речь должна идти под углом зрения «власть — личность»: если ребенок имеет право, то это значит, что государство должно обеспечить ему возможность пользоваться этим правом; — права ребенка подлежат ограничениям, но только таким, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе для обеспечения интересов государственной безопасности, общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц; не могут быть ограничены права на защиту от пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и защиту от рабства и подневольного состояния; — если несовершеннолетний имеет право, то это значит, что должны существовать процедуры его истребования: иметь право — значит мочь, притязать; в ином случае право становится пустой декларацией <6>. ——————————— <6> Чиж Э. Права ребенка: Хельсинкский фонд по правам человека. Варшава, 2000.

В то же время права ребенка представляют собой субъективные права — гарантированную государством меру возможного поведения личности. Юридическая характеристика всех субъективных прав состоит еще и в том, что они связаны с функционированием правовых норм и не могут существовать вне правовых отношений. Правам ребенка присущи определенные особенности, которые сводятся к следующему: — они имеют естественный характер и возникают в результате самого факта рождения человека, они неотчуждаемы, неотъемлемы — являются непосредственно действующими и признаются высшей социальной ценностью; их содержание детерминируется условиями социально-экономического, политического и культурного развития общества; — права детей опосредуют отношения личности с государством и международным сообществом; — такие правомочия выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания; — они складываются объективно и не зависят от государственного признания; — права ребенка зафиксированы в нормах не только внутригосударственного (конституционного, административного, гражданского и др.), но и международного публичного права; — механизм защиты прав ребенка охватывает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты. Содержание понятия прав ребенка неразрывно связано с развитием категории прав человека. Так, к первому поколению прав личности относятся политические и гражданские права: на жизнь, свободу мысли, совести и религии, равенство перед законом и т. д. Они сформулированы в процессе буржуазных революций в Европе и Америке и получили закрепление в основополагающих политико-правовых документах, например Декларации прав Вирджинии 1776 г., французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Эти права отражают так называемую негативную свободу — обязанность государства воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы: «…для того, чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное» <7>. Права первого поколения характеризуются международными и национальными правовыми актами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению. Причем некоторые специалисты склонны рассматривать эти правомочия в качестве собственно «прав человека», полагая, что иные права являются всего лишь «социальными притязаниями», направленными на «перераспределение национального дохода в пользу социально слабых» <8>. ——————————— <7> Коркунов Н. М. Общественное значение права. СПб., 1892. С. 76. <8> Дмитров А. И. Социальное государство и духовная культура // Официальный сайт общественной организации «Наша Родина». 2004. 6 февраля.

Второе поколение прав человека сформировалось в XIX столетии в ходе борьбы за улучшение экономического положения людей. Его связывают с провозглашением государствами социальных и экономических прав: на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, охрану здоровья и т. д. Теория «негативной свободы» была существенным образом пересмотрена. Социально-экономические права получили отражение в соответствующих документах ООН и отдельно взятых стран. В основе изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми. Обладание свободой предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но и наличие определенных возможностей, в частности материальных ресурсов, в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом <9>. ——————————— <9> Малинова О. Ю. Три поколения прав человека // Пчела. 2003. N 43. С. 15.

После Второй мировой войны формировалось третье поколение прав человека: на мир, здоровую окружающую среду, социальное и экономическое развитие, которое принадлежит каждому человеку, народу и человечеству в целом <10>. ——————————— <10> Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. С. 30.

При этом высказано мнение, что такие права являются коллективными <11>. Потому, к примеру, право на здоровую окружающую среду является правом индивида, а осуществление права народов на развитие и самоопределение зависит от общности <12>. Влияние на подобный подход к правам человека оказали национально-освободительные движения, сформулировавшие право солидарности, включающее правомочия народов на развитие, мир, независимость, самоопределение, достойную жизнь, здоровую окружающую среду. Основные из этих прав закреплены в Уставе ООН <13>, Всеобщей декларации прав человека <14>, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам <15>, Международных пактах о гражданских и политических, об экономических, социальных и культурных правах <16>, в других международно-правовых документах. ——————————— <11> Лукашева Е. А. Права человека: Учебник для вузов. М., 2003. <12> Общая теория прав человека. М.: Норма, 1996. С. 23 — 27; Vasak K. Les problems specifiques de la mise en oeuvre des droits economiques et sociaux de l’homme. In: Louvain. Universite catholique de Centre d’etudes europeennes. Vers une protection efficace des droits economiques et sociaux. Deuxieme colloque de Departement des droits de l’homme. P. 11 — 34. Louvian, Vander, 1973. <13> Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 7 — 33. <14> Российская газета. 1995. 5 апреля. <15> Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на пятнадцатой сессии. Т. 1. 20 сентября — 20 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Пятнадцатая сессия. Дополнение N 16(A/4684). Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1961. С. 74 — 75. <16> Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. N 17. Ст. 292.

Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 90-е годы XX в. Эти правомочия призваны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии <17>. Иногда их называют правами человечества на мир, ядерную безопасность, космос, экологическими, на информацию. Речь в них идет о выживании человечества как биологического вида. Светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества <18>. ——————————— <17> Рудинский Ф. М. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы // Право и жизнь. 2000. N 31; Рудинский Ф. М. Права человека в современном мире // Марксизм и современность. 2000. N 1(15). <18> Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2004.

Приведенные этапы развития прав человека служат основанием классификации и конституционных прав ребенка. Выделение их в значительной мере условно, но оно наглядно показывает эволюцию этого института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области <19>. ——————————— <19> Матузов Н. И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 258 — 259.

В теории российского конституционного права принято различать три основные группы, в том числе прав ребенка. К первой категории относятся личные права и свободы: на жизнь, охрану достоинства, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и др. Соблюдение таких прав несовершеннолетнего имеет большое значение для их государственно-правовой защищенности. Вторую группу образуют политические права и свободы, включающие право на свободу мысли и слова, совести, на объединение с другими, проведение собраний, митингов и демонстраций. Третью группу составляют экономические, социальные и культурные права: право частной собственности, свобода предпринимательства, право на труд, отдых, социальное обеспечение в случаях болезни и инвалидности, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, свободу творчества, участия в культурной жизни и доступ к культурным ценностям <20>. ——————————— <20> Чиркин В. Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2003. С. 140; Бессарабов В. Г. Правозащитная деятельность российской прокуратуры. М., 2003. С. 31; Воеводин Л. Д. Юридический статус в России. М., 1997. С. 184.

В правовой науке предлагается и иная классификация конституционных прав несовершеннолетних <21>. ——————————— <21> Борисова Н. Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребенка // Защита прав ребенка в современной России. М., 2004.

Первый вид их включает положения Конституции РФ, относящиеся к защите прав: провозглашение прав и свобод человека независимо от возраста высшей ценностью и возложение на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты (ст. 2). Одновременно государственная политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие любого человека (ч. 1 ст. 7). Предусмотрен также механизм реализации социальной политики в интересах детей путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7). Вторую группу конституционных норм образуют защита детства государством (ч. 1 ст. 38) и отнесение заботы о детях и их воспитания к обязанностям родителей (ч. 2 ст. 38). И наконец, конституционные права ребенка составляют закрепленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина. Используя формулу «каждый», они в равной степени касаются как взрослых, так и несовершеннолетних, выражают «наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений» <22>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина «Конституционное право России» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <22> Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2002. С. 199.

В гражданском и семейном праве права несовершеннолетних подразделяются на имущественные и личные неимущественные. Причем последние возникают по поводу благ, лишенных экономического содержания, тесно связаны с личностью и имеют особенности оснований возникновения и прекращения <23>. Семейное право включает в число таких прав ребенка: возможность жить и воспитываться в семье, получать воспитание и образование, общаться с родителями и другими родственниками, иметь защиту своих прав и интересов, выражать собственное мнение, право на имя, отчество, фамилию. Кроме того, за ребенком признаются личные права, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка: на сохранение индивидуальности и на определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития и др. ——————————— <23> Гражданское право. Т. 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2002. С. 725 — 726.

В научной литературе предлагаются различные классификации личных неимущественных прав детей. Так, в зависимости от целевой направленности различают личные неимущественные права, направленные: — на индивидуализацию личности (право на имя, отчество, фамилию, право на честь, достоинство, деловую репутацию и т. п.); — на обеспечение физической неприкосновенности личности (жизнь, свобода, выбор места пребывания и места жительства и т. д.); — на неприкосновенность внутреннего мира личности и ее интересов (личная и семейная тайна, невмешательство в чужую жизнь, защита своей чести и доброго имени) <24>. ——————————— <24> Гражданское право. Ч. 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. СПб., 1996. С. 273 — 274.

В то же время личные неимущественные права могут быть разделены на: — индивидуализирующие ребенка (право на имя); — обеспечивающие благополучное развитие ребенка (право на здоровое физическое развитие, право на благополучное нравственное развитие, право на семейное воспитание); — определяющие несовершеннолетнего в качестве самостоятельного субъекта семейных прав (право выражать свое мнение, быть заслушанным в ходе судебного разбирательства, самостоятельно обратиться в орган опеки и попечительства, а также в суд за защитой нарушенного права); — направленные на защиту и представительство ребенка <25>. ——————————— <25> Беспалов Ю. Ф. Семейные права ребенка и их защита. Владимир, 2001. С. 33 — 57.

Ребенок является также носителем имущественных прав, которые предоставляют ему возможность иметь материальные блага, необходимые для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей <26>. Особенностью таких прав несовершеннолетних является регулирование их нормами не только семейного, но и гражданского законодательства. ——————————— <26> Левушкин А. Н. Правовое регулирование имущественных отношений в семье по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2004. С. 22.

Имущественные права детей включают право каждого из них получать содержание от своих родителей и других членов семьи, а также причитающиеся им государственные платежи (пенсии, пособия). Наряду с этим ребенку может принадлежать на праве собственности любое движимое и недвижимое имущество, не ограниченное и не изъятое из гражданского оборота <27>. ——————————— <27> Беспалов Ю. Ф. Теоретические и практические проблемы реализации семейных прав ребенка в РФ: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 99.

Стоит заметить, что практическую значимость имеет классификация гражданских и семейных прав несовершеннолетних на личные и имущественные, поскольку для их осуществления, охраны и защиты требуются различные механизмы. В частности, имущественные права ребенка могут осуществляться, как правило, через его представителя <28>. Исключение составляют имущественные субъективные права в области семейных отношений, которые непередаваемы в силу личных связей их обладателей, и потому здесь отсутствуют отношения правопреемства. ——————————— <28> См.: Белякова А. М., Ворожейкин Е. М. Советское семейное право. М., 1974. С. 41 — 42.

Личные неимущественные права реализуются только непосредственно и не могут передаваться другим лицам. В зависимости от того, какое субъективное право нарушено (имущественное или неимущественное), применяются разные способы защиты. Кроме того, имеющееся различие между имущественными и неимущественными правами отразилось и на правилах о сроках исковой давности. Так, в отличие от имущественных прав, для защиты которых законом установлен срок исковой давности, нарушенные личные неимущественные права могут быть защищены в любое время. В заключение нужно сказать, что проблема соблюдения, охраны и защиты прав детей весьма актуальна для российского общества. К сожалению, отрицательные последствия социально-экономических преобразований, коренной ломки сложившихся устоев общественной жизни объективно привели к падению жизненного уровня большинства россиян, возникновению социальной нестабильности, ломке системы прежних ценностных ориентаций, от чего в наибольшей степени пострадали слабо защищенные слои населения, среди которых оказались и дети <29>. ——————————— <29> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 2003. С. 16.

Между тем в современном мире показателем демократичности государства служит обеспечение прав человека любого возраста, в том числе ребенка. Поэтому совершенствование этого направления деятельности является важной задачей Российского государства.

——————————————————————