Некоторые актуальные проблемы удержания алиментов на содержание несовершеннолетних детей

(Сафонова Ю. Б.) («Адвокат», 2010, N 7)

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УДЕРЖАНИЯ АЛИМЕНТОВ НА СОДЕРЖАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Ю. Б. САФОНОВА

В статье доцента кафедры гражданского права и процесса Саратовского юридического института МВД России, кандидата юридических наук Ю. Б. Сафоновой проанализированы вопросы легитимности удержания алиментов на содержание несовершеннолетних детей с некоторых видов доходов военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и приравненных к ним категорий лиц, предлагаются рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в этой сфере.

Ключевые слова: несовершеннолетние, алименты, выходное пособие, федеральная государственная служба.

Some actual problems of deduction of the alimony on the contents of minor children Y. B. Safonova

In the present article the questions of legitimacy of deduction of the alimony on the contents of minor children from some kinds of incomes of military men, employees of law-enforcement bodies and the categories of persons equal to them are analyzed. The author — Ph. D. in Law Y. B. Safonova gives recommendations on perfection of the legislation and practice in this sphere.

Key words: minors, the alimony, the severance pay federal public service.

Несовершеннолетние дети являются наиболее незащищенной категорией граждан в нашей стране. Президент РФ Д. А. Медведев неоднократно обращал внимание Правительства РФ, а также должностных лиц к проблемам их правовой и социальной защиты. На законодательном уровне закреплено право несовершеннолетних детей на получение алиментного обеспечения со всех видов заработка, дохода обязанных к уплате лиц <1>. Перечень видов зарплаты и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей». ——————————— <1> Согласно статье 82 Семейного кодекса РФ виды заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, определяются Правительством РФ.

В Перечне (приложение к названному Постановлению) указано, что удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, работников таможенной системы, а именно с оклада по штатной должности, оклада по воинскому (специальному) званию, процентных надбавок (доплат) за выслугу лет, ученую степень и ученое звание и других денежных выплат, имеющих постоянный характер (подп. «б» п. 3 Перечня). При увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц выплачиваются единовременное пособие и ежемесячные социальные пособия. Согласно подпункту «в» п. 3 названного Перечня удержание производится в том числе с единовременного, ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в органах внутренних дел, с Государственной противопожарной службы (подп. «в» п. 3 Перечня). Полагаем, что удержание алиментов с единовременного пособия при увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц являются неправомерными, поскольку основываются на нормативных правовых актах, применяемых с нарушением законодательства. Поясним свою позицию <2>. ——————————— <2> Отметим, что в ранее действующем Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» в норме статьи 69 среди видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, было и выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника. Пришедший на смену данному Закону Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» аналогичное правило не содержит, допуская, таким образом, обращение взыскания на данную выплату.

В законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие «выходное пособие». Общепринято, что выходное пособие при увольнении — это единовременная выплата работнику, увольняемому по невиновному основанию, предназначенная для обеспечения материальной поддержки при увольнении. Отметим, что данное единовременное пособие при увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц по своему правовому статусу является разновидностью выходного пособия при увольнении, поскольку полностью отвечает требованиям, предъявляемым к данной выплате. В соответствии с частью 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное государство. Нормативно-правовая база государственных пособий и гарантий социальной защиты претерпевает изменения. Так, с 2003 г. Правительство РФ обозначило перечень видов доходов населения, имеющих целевой компенсационный характер, связанных с социальными льготами. Выходное пособие при расторжении трудового договора и единовременное пособие при увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц — это компенсационная выплата, связанная с увольнением, т. е. для дальнейшего устройства в жизни безработного гражданина <3>, именно поэтому, следуя указаниям законов, взыскание с данной выплаты алиментного содержания несовершеннолетним гражданам недопустимо. ——————————— <3> По этому пути идет и судебная практика. См., в частности: Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 76-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Хямяляйнен Марины Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации».

Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и другие приравненные к ним категории лиц, уволенные со службы — лица, имеющее персональное право на получение государственной социальной помощи в соответствии с законодательством в связи с прекращением действия контракта о прохождении службы. Иными словами, гражданин, относящийся к данной категории лиц, по окончании службы получает социальную льготу на себя, т. е. государственную благотворительность, которая носит целевой характер. Следует также отметить, что в положенных случаях военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и другим приравненным к ним категориям лиц производится выплата ежемесячного социального пособия (в случае отсутствия права на пенсию) — это ежемесячная гарантированная выплата, аналогичная заработной плате. Обе выплаты являются видом социального обеспечения, однако если вторая может быть причислена к виду дохода, имеющего постоянный характер, с которого могут удерживаться алименты, то первая — это единовременная социальная льгота, идентичная выходному пособию, а значит, с нее не могут удерживаться алименты. В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 ноября 1991 г. N 1897-1 «О единой системе оплаты труда работников правоохранительных органов в РСФСР» судьям, выбывшим из состава суда по достижении предельного возраста пребывания в должности или в результате неспособности по состоянию здоровья длительное время исполнять свои обязанности, выплачивается выходное пособие в размере годового жалования. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям» прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры выплачивается выходное пособие. Вместе с тем в целях материальной поддержки согласно Постановлению Совета Министров — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы при увольнении со службы единовременно выплачивается пособие. Аналогичная выплата производится военнослужащим федеральных органов государственной охраны при увольнении с военной службы (Приказ Федеральной службы охраны от 1 ноября 2005 г. N 427 «Об утверждении Инструкции о выплате военнослужащим федеральных органов государственной охраны единовременного пособия при увольнении с военной службы, а также ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию после увольнения с военной службы»), сотрудникам, увольняемым со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Приказ Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 10 декабря 2004 г. N 370 «Об утверждении Инструкции о выплате единовременного пособия сотрудникам, увольняемым со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»), военнослужащим органов федеральной службы безопасности и пограничных войск при увольнении с военной службы (Приказ ФСБ России от 29 октября 2003 г. N 687 «О порядке выплаты денежного довольствия и единовременного пособия военнослужащим органов Федеральной службы безопасности при увольнении с военной службы»). Вызывает сомнение возможность применения различных требований к удержанию алиментов с выходного пособия и единовременного пособия при увольнении федеральных государственных служащих, соответствующая Основному Закону страны, так как юридическое равенство всех перед законом должно устанавливаться независимо от должностного положения (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Обращаясь к анализу сущности и целевого назначения денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, отметим, что это специфическая форма заработной платы. Вместе с тем единовременное пособие при увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц не может входить в состав заработка, поскольку не обусловлено системой оплаты труда, что следует из норм раздела 6 Трудового кодекса РФ. Следовательно, в соответствии с нормами трудового законодательства единовременное пособие при увольнении, выплачиваемое сотрудникам органов внутренних дел, не может являться видом денежного довольствия. Норма части 2 ст. 7 Конституции РФ устанавливает охрану труда и здоровья людей, определяет государственные пособия и иные гарантии социальной защиты. По аналогии с требованиями статей 1 и 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» единовременное пособие при увольнении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц и выходное пособие прочим категориям работников в Российской Федерации — это оказание государственной социальной помощи в виде денежной выплаты (социального пособия). В соответствии с частью 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. При этом Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» произведено совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти, согласно которой утверждена Федеральная служба государственной статистики, руководство которой осуществляет Правительство РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 420 «О Федеральной службе государственной статистики» основной функцией данной службы является разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы. Исполнительная власть утвердила, что единовременное пособие при увольнении со службы военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц — это социальная льгота, и уравняла статус выходного пособия при расторжении трудового договора обычного работника и единовременных пособий при увольнении военнослужащих и сотрудников. Правительство РФ через свои федеральные органы исполнительной органы власти — Минфин России и Росстат реализовало статью 38 БК РФ «Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств», обеспечив выполнение части 2 ст. 7 Конституции РФ. С 1 января 2003 г. установлено, что единовременное пособие при увольнении со службы военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц является отдельной статьей расходов федерального бюджета и не входит в статью расходов, выделенных на денежное довольствие федеральных государственных служащих. Обращает на себя внимание тот факт, что выходное пособие и единовременное пособие при увольнении — гарантированные выплаты, производимые конкретному человеку в ходе реализации его личных социальных прав, и не могут быть делимыми. Таким образом, можно сделать вывод, что в нарушение статей 17 (ч. ч. 1 и 3), 18, 19 (ч. 2), 45 (ч. 1) и 55 (ч. 2) Конституции РФ военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и приравненные к ним ограничены в предоставлении им законных прав и свобод гражданина и их достойной реализации. Подпункт «в» п. 3 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841, устанавливающий, что удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц, в том числе с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, в части, касающейся единовременного пособия при увольнении: — в соответствии с частью 1 ст. 17 и частью 2 ст. 55 Конституции РФ нарушает право военнослужащего и сотрудника органов внутренних дел на получение социальных льгот, обусловленных спецификой службы, в полном объеме; — в соответствии с частью 3 ст. 17 и статьей 18 Конституции РФ искажает смысл применения других законов исполнительной власти по предоставлению прав другим гражданам; — в нарушение части 2 ст. 19 Конституции РФ предоставляет права военнослужащему и сотруднику органов внутренних дел в меньшей мере по отношению к приравненной к ним категории должностных лиц; — не обеспечена гарантированная государственная защита социальных прав военнослужащих и сотрудников внутренних дел в нарушение части 1 ст. 45 Конституции РФ, поскольку единовременное пособие при увольнении со службы военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других приравненных к ним категорий лиц не является видом денежного довольствия. Помимо этого, подпункт «в» п. 3 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, указывает, что Правительством РФ в нарушение требований пункта «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ не обеспечена единая финансовая политика в области регулирования прав и свобод человека и гражданина, также в нарушение пункта «е» ч. 1 ст. 114 Основного Закона не осуществлены меры по обеспечению законности, равных прав и свобод граждан. Вследствие этого считаем целесообразным признать подпункт «в» п. 3 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, устанавливающий, что удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц, в том числе с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в части, касающейся единовременного пособия при увольнении, нарушающим конституционные права граждан и подлежащим исключению из названного Перечня. Резюмируя сказанное, полагаем необходимым обратить внимание законодателя на существующие противоречия и неточности в ряде нормативных правовых актов, трудности правоприменения, что в конечном счете ставит граждан в неравное положение по отношению друг к другу, затрудняет правореализацию, создает «правовые вакуумы», устранить которые можно путем приведения названных законов и подзаконных актов в соответствие друг другу и Основному Закону нашей страны — Конституции РФ.

Библиография

Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ г. «О государственной социальной помощи». Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям». Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей». Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 420 «О Федеральной службе государственной статистики». Приказ ФСБ России от 29 октября 2003 г. N 687 «О порядке выплаты денежного довольствия и единовременного пособия военнослужащим органов Федеральной службы безопасности при увольнении с военной службы». Приказ ФСКН России от 10 декабря 2004 г. N 370 «Об утверждении Инструкции о выплате единовременного пособия сотрудникам, увольняемым со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Приказ ФСО России от 1 ноября 2005 г. N 427 «Об утверждении Инструкции о выплате военнослужащим федеральных органов государственной охраны единовременного пособия при увольнении с военной службы, а также ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию после увольнения с военной службы». Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 18 ноября 1991 г. N 1897-1 «О единой системе оплаты труда работников правоохранительных органов в РСФСР».

——————————————————————