Обусловленность уголовно-правовой защиты интересов несовершеннолетних от сексуальных посягательств

(Тронева А. М.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2010, N 4) Текст документа

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ СЕКСУАЛЬНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ

А. М. ТРОНЕВА

Тронева А. М., старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Белгородского университета потребительской кооперации.

Международная конвенция ООН по правам ребенка ребенком определяет лицо в возрасте до 18 лет. Именно до 18 лет происходит формирование организма ребенка, его нравственных устоев, нормальное половое развитие. В 1910 г. по предложению президента Гражданского трибунала в Бразилии Швейцарский союз защиты женщин и детей занялся организацией Ассоциации защиты детей. Попыткой защиты прав детей было принятие в Бельгии 15 мая 1912 г. Закона о защите детства. Этот Закон создал основы организации опеки над ребенком в семье и общественной опеки. Родители, которые не выполняли своих обязанностей в отношении своих детей, лишались родительских прав. 2 августа 1922 г. был подписан Договор о создании Международной ассоциации опеки над детьми <1>. Этот Договор также подписали представители Бельгии, Египта, Франции, Греции, Италии, Марокко, Польши. ——————————— <1> См.: Machowski J. Prawa czlowieka. Zagadnienia wspolpracy miedzynarodowei. Warszawa, 1968. S. 119.

Женевская декларация 1923 г. была первым международным документом, в котором поставлена проблема прав малолетних. Впервые в истории человечества было установлено право ребенка на помощь, воспитание, защиту, т. е. в тех областях жизни, в которых прежде речь велась только о филантропии. Основной тезис этой Декларации: «Человечество должно дать детям все, что у него есть лучшего». Когда в 1924 г. проблемой международной защиты прав детей занялась Лига Наций, Декларация стала первым в истории человечества сводом потребностей ребенка с момента рождения до совершеннолетия. В 1937 г. проведена очередная реорганизация и создана Комиссия общественных дел Лиги Наций. 20 ноября 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, которая в общей форме регулировала при помощи ряда принципов проблемы положения ребенка в современном мире. Главная идея этого акта — «Доброе — детям, которых человечество должно обеспечивать всем самым лучшим, что у него имеется». 20 ноября 1989 г. Общее собрание ООН единогласно приняло Конвенцию прав ребенка. Произошло это в тридцатую годовщину принятия общим собранием ООН Декларации прав детей. Естественно, что ребенок как человек становится субъектом всех прав человека, которые содержат международные документы. Но Конвенция формулирует эти права более четко, собственно приспосабливает закон к потребностям детей, обеспечивает ребенку право на охрану в той степени, в какой не обеспечивает взрослых. Кроме того, она содержит новые предложения — установить своего рода мировую конституцию прав ребенка, новый международный договор в области прав человека. На основании этой Конвенции возможно заключение региональных договоров, а также других договоров, которые будут регулировать только определенные аспекты прав детей. Как было сказано выше, Конвенция — это не просто декларация, а международный договор, признавая который каждая страна должна соблюдать и выполнять основные его требования, в том числе путем внесения изменений и дополнений в уголовное законодательство в целях защиты детей от всякого рода насильственных посягательств, особенно со стороны взрослых граждан. Международные стандарты охраны законных прав и интересов детей нашли отражение и в современном праве Российской Федерации. Общая цель государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации состоит в преодолении нарастания негативных тенденций и стабилизации положения детей, создании реальных предпосылок положительной дальнейшей динамики процессов жизнеобеспечения детей, необходимости реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствами. Нормальное половое развитие малолетних в контексте международных и российских нормативных актов и правовых стандартов мы рассматриваем как один из аспектов общего правового и социального статуса детей в современном государстве. Следует отметить, что половое развитие, включающее в себя как физиологический, так и нравственный, психологический, социальный аспекты, заканчивается в 14 лет. Это более чем сомнительно. Семейный кодекс устанавливает возраст вступления в брак с 18 лет. Законодатель не зря установил именно этот возрастной рубеж. Как правило, к 18 годам молодые люди достигают половой зрелости, но социальной, психологической — не всегда. Содержание половых отношений (в узком смысле слова) составляет человеческое поведение, характеризующееся потребностью продолжения рода или получения полового удовлетворения. Следовательно, понятие половых отношений охватывает лишь те связи, контакты лиц разного пола, в которых проявляются не любые свойства личности как совокупности общественных отношений, а прежде всего свойство личности как существа полового. Об этом уже упоминалось ранее. Сюда же можно отнести и связи между лицами одного пола. Таким образом, определенная часть нравственных отношений, будучи непосредственно связанной с половыми отношениями, не может не являться элементом существующего уклада половых отношений общества. Уклад каких-либо общественных явлений, в данном случае отношений между людьми одного пола, складывается на основе половой морали. Государство же руководствуется социальным интересом, санкционирует сложившийся уклад, порицая одни и защищая другие формы ролевого общения людей в обществе. Уклад половых отношений зависит от многих общественных явлений, но обусловлен в конечном счете стандартами общества в области половой морали и этики, общепринятыми стандартами человеческих взаимоотношений. Действительно, половое общение людей не выступает в виде сугубо физического контакта. Законодатель устанавливает защиту несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста, так как предполагает, что они еще не способны правильно воспринимать жизненные ситуации и разумно, без вреда для себя реагировать на совершаемые в отношении их действия. Это не противоречит и мнению психологов, утверждающих, что самооценка подростка (особенно младшего возраста — до 16 лет) во многом несовершенна <2>. Но ребенок нуждается в уголовной охране до возраста половой, социальной и психологической зрелости, которая наступает к 18 годам. А. Г. Ковалев отмечает: «Подросток еще прямолинеен, наивен и открыт, самостоятельность еще уживается с легкой внушаемостью, особенно со стороны авторитетного для подростка человека» <3>. ——————————— <2> См.: Крутейкин В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Педагогика, 1999. С. 33. <3> Ковалев А. Г. Психология личности. М.: Мир, 2002. С. 246.

Нормальное половое развитие ребенка является конструктивным элементом его общего нормального развития. По своему содержанию нормальное половое развитие личности в обществе, как справедливо полагает Ю. К. Сущенко, включает в себя: — правильное физиологическое и физическое развитие его половой системы; — формирование его нравственных мировоззрений в области половых отношений; — условия, созданные обществом, в которых это развитие и формирование протекает <4>. ——————————— <4> См.: Сущенко Ю. Х. Ответственность за половые преступления против несовершеннолетних по советскому уголовному праву: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1967. С. 12.

Нормальное половое развитие малолетнего не может быть искусственно выделено в самостоятельную категорию, оно находится в отношениях соподчинения с его физическим, моральным, нравственным и умственным развитием. Последние же объекты как интегративная группа общественных отношений подчинены такому объекту, как общественные отношения в области законных интересов развивающейся личности. Процесс развития ребенка является чрезвычайно сложным, многогранным, зависящим от многих факторов, и невозможно управлять этим процессом знания психологии детей без возрастных и индивидуальных особенностей их восприятия и мышления, их чувств, потребностей и интересов. С детства ребенок усваивает общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями, обучается определенным знаниям и умениям, овладевает эстетическими и нравственными нормами. Под влиянием взрослых у ребенка начинает складываться система представлений о явлениях природы, в мыслительной деятельности формируются познавательные интересы. Происходят изменения в эмоциональной сфере, появляются простейшие виды нравственных, эстетических, моральных переживаний. Интенсивно развивается воля. Вырабатывается умение подчинять свои действия определенным инструкциям, а также собственным замыслам и планам. Данные, полученные сотрудниками психофизиологической лаборатории Института дошкольного воспитания, показывают, что такая последовательность в формировании психических процессов имеет место всегда, но в тех случаях, когда ребенок стихийно, без надлежащего руководства усваивает известный опыт, процесс идет медленнее и оказывается малоэффективным. При специально организованном целеустремленном обучении это формирование достигается значительно раньше и в более совершенной форме. В целом к концу дошкольного возраста у ребенка формируется психологическая готовность к школьному возрасту. В школьном возрасте происходит процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Школьник овладевает обобщенными способами действия, осознает себя как субъект действия, у него развивается самооценка как механизм саморегуляции, уровень притязаний. В этом возрасте большое значение имеют социальные мотивы поступков и действий — долг, ответственность и др. Самостоятельное и критическое мышление подростка начинается с отказа от авторитетов. С началом переходного возраста подросток старается на все иметь свой собственный взгляд. Он критически относится к соображениям родителей и учителей, развитой в литературе мысли, распространенному в обществе мнению и т. д. В результате возникает определенное несоответствие между стремлением к самостоятельному критическому мышлению, с одной стороны, и необходимыми для этого возможностями — с другой. Подросток пытается защитить свои собственные взгляды во что бы то ни стало, даже если они неправильны. Степень вредоносности, а значит, и опасности преступления зависит от важности и ценности того блага, тех интересов, на которые посягают преступные деяния лиц в отношении несовершеннолетних. Особая опасность преступных деяний, совершаемых преступниками против развивающегося и формирующегося организма ребенка, заключена уже в том, что они направлены против детей, нравственное, половое и общее физическое развитие которых еще далеко не закончено. При сексуальных посягательствах на малолетних и несовершеннолетних причинение физического вреда влечет за собой наступление вреда морального. Большую опасность представляют собой сексуальные контакты с лицами, не достигшими половой, социальной и психологической зрелости. М. К. Свиридич отметил, что «половые преступления, приобщающие малолетних к преждевременному вступлению в половую жизнь, несут в себе возможность социального оскудения личности ребенка» <5>. Утрата социально полезных интересов, отсутствие нравственных принципов и стремление к познанию ценностей альтернативной культуры, замыкание в узком кругу своих сексуальных переживаний способны из молодой формирующейся личности сделать асоциальную личность, которая утратит не только желание, но и возможность создать семью, продолжить род. Дети, совращенные, приученные к сексуальным контактам, по достижении возраста обратной реакции сами начинают совращать и вовлекать детей младше себя в сексуальные отношения. Все это приводит к трагедии не только индивида, но и к трагедии общества. Социальные последствия вовлечения детей в сексуальные отношения лицами, достигшими возраста совершеннолетия, крайне опасны. Дети не только психологически и социально дезадаптированы, но и лишены способности вести в дальнейшем нормальную половую жизнь. По данным А. Е. Волковой, «примерно 20% из них испытывают сложности в создании семьи, а 10% проявляют склонность к проституции» <6>. Степень травмирования ребенка обусловлена отсутствием у него сексуального опыта, его незащищенностью, отсутствием доверия к семье и тем, что мир для ребенка оказывается не таким, каким казался до этого. Жертвы чувствуют себя изолированными от других детей, которые не получили негативного аналогичного опыта (особенно в младшем детском возрасте). ——————————— <5> Свиридич М. К. Развитие ребенка в обществе. Киев: Учгиз, 1938. С. 96. <6> Волкова А. Е. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми: Дис. … канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД РФ, 1996. С. 64.

Нарушения, которые развиваются у детей как реакция на сексуальные посягательства, могут быть самыми разнообразными: страхи, посттравматический стресс, а также выраженные диссоциативные расстройства типа раздвоения личности. С одной стороны, ребенок, подвергшийся ненасильственным действиям со стороны преступника, старается вернуться к нормальной жизни, но это ему не удается, так как он имеет свою тайну, он не такой, как все, нередко такие отношения затягивают, к ним привыкают. Таким образом, нормальное сексуальное развитие несовершеннолетнего, особенно ребенка, является важным конструктивным элементом его общего развития и требует повышенной защиты от криминальных посягательств на общее физическое, нравственное и половое развитие.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *