К вопросу о запрете международного усыновления и реализации принципа приоритета семейного воспитания детей в современной России

(Шершень Т. В.) («Российский судья», 2010, N 12) Текст документа

К ВОПРОСУ О ЗАПРЕТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРИОРИТЕТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ <*>

Т. В. ШЕРШЕНЬ

——————————— <*> Shershen’ T. V. On the issue of prohibition of international adoption and realization of the principle of priority of family upbringing of children in contemporary Russia.

Шершень Тамара Васильевна, доцент кафедры гражданского права и процесса Пермского государственного университета, кандидат юридических наук.

В процессе исследования института усыновления (удочерения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, автор статьи в целях обеспечения конституционных гарантий на жизнь, здоровье и надлежащее их воспитание предлагает внести в российское законодательство этап «предусыновительной» опеки, помимо этого, обосновывает необходимость временного ограничения (запрета) передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Ключевые слова: международное усыновление, запрет усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства, принцип приоритета семейного воспитания детей, формы воспитания детей.

The article focuses one of the most crucial problems of modern Russia — providing for a real protection of rights and interests of children, left without a parental care. Adoption as a priority form of upbringing of orphans and children, left without a parental care, is examined in the mechanism of system of providing of rights and interests of children and implementation of the principle of priority of family upbringing of children, concern for their welfare and progress. Special attention is paid to examination of the issue of prohibition or temporary limitation of cession of children, the citizens of the Russian Federation, of adoption by foreign citizens and persons without citizenship from the position of taking into account private and public interests.

Key words: international adoption, prohibition of adoption of children by foreign citizens and persons without citizenship, principle of priority of family upbringing, forms of children’s upbringing, left without a parental care.

Одной из самых острых государственных проблем современной России остается проблема обеспечения действительной защиты прав и интересов детей, и в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на преодоление экономического кризиса, в России все еще сохраняется неблагоприятная социальная обстановка <1>. Более 200 тыс. детей живут без родителей <2>, наметилась тенденция увеличения числа детей в статусе сирот: в России 740000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 160000 детей живут и учатся в интернатах <3>. ——————————— <1> Из 28 миллионов детей в социально неблагоприятных условиях живут 6 миллионов, в 2008 г. выявлено более 100 тысяч родителей, которые не осуществляли надлежащим образом родительские права и обязанности, около 33 тысяч родителей лишены родительских прав. Данные были озвучены главой МВД РФ Рашидом Нургалиевым 24 апреля 2009 г. на внеочередном заседании правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. См.: Кириленко А. Детей хотят защитить. Получится? URL: http:// www. promama. ru/ news_91.html. Менее года назад — 28 мая 2008 г. заместитель председателя Государственной Думы Н. Герасимова называла цифру 29 миллионов детей, живущих в России. URL: http:// www. pro-mama. ru/ articles_ 228_ 1582.html. Анализ статистической информации (с фиксируемой разницей минус 1 миллион детей в 2008 г. по сравнению с 2007 г. при наблюдающемся росте рождаемости в преобладающем большинстве субъектов Российской Федерации) приводит к выводу об отсутствии единой статистической информации о количестве детей, проживающих в российских семьях. Несмотря на ряд беспрецедентных мер, предпринимаемых в России в сфере повышения рождаемости, улучшения качества медицинского обслуживания и т. д., налицо динамика убыли детского населения: в 2008 г. было 28 млн. детей, в 2009 г. в России 27 млн. детей, в начале 2010 г. — уже 26 млн. 700 тыс. // Российская газета. 2010. 1 июня. N 117 (5196). С. 12. <2> Это 1500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов для детей-сирот, более 700 социальных приютов и 750 социально-реабилитационных центров для детей и подростков. URL: http:// www. newsru. com/ russia/ 13jan2009/ demograph_ print. html(01/02/2009). Вызывает недоумение отсутствие статистических данных о количестве детей, оставшихся без попечения родителей, в 2007 и 2008 г. на сайте http://www. usynovite. ru (дата обращения: 20 марта, 14 мая 2009 г.). <3> URL: http:// www. pro-mama. ru/ articles_ 228_ 1914.html.

Проблема социального сиротства не решена в России до настоящего времени — дети остаются без родительского попечения при живых родителях вследствие лишения обоих или единственного родителя родительских прав, ограничения родителей в родительских правах, отсутствия родителей и невозможности установления их места нахождения и в других самых разных жизненных ситуациях. О сохранении тревожной тенденции свидетельствуют цифры: в 2000 г. у 42917 родителей было отобрано 53073 ребенка, в 2007 г. 65585 родителей были лишены родительских прав, у них отобрано 77416 детей <4>. В 2008 г. было рассмотрено 74,1 тысячи дел о лишении родительских прав, в 2009 г. — 74 тыс. дел <5>. ——————————— <4> Данные со ссылкой на Федеральную службу государственной статистики были озвучены председателем Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Е. Мизулиной 15 мая 2051 г. в ходе парламентских слушаний на тему «Проблемы законодательства, регулирующего положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». URL: http:// www. pro-mama. ru/ articles_ 228_ 1522.html. <5> Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2009 г. // Российская юстиция. 2010. N 7. С. 66.

Общеизвестно, что именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии закреплен в числе основополагающих принципов семейного права и находит отражение в целом ряде статей Семейного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 54, 55, 63, 121 — 123). Особенно ярко его сущность проявляется при выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. В 2007 г. под опекой и попечительством находились 378 тысяч 100 детей, в семьях усыновителей — 150 тысяч 300 детей, в приемных семьях — 38 тысяч 500 детей <6>. Усыновление (удочерение) занимает особое место среди «семейных» форм устройства детей, выступая в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление как приоритетная форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, играет особую роль в механизме системы обеспечения прав и интересов детей и реализации принципа приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. Приоритет этой формы проистекает из самой сущности усыновления: усыновление — это единственная форма, которая (при отсутствии отмены усыновления) носит пожизненный характер; в силу усыновления усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновляемым детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 137 СК РФ); даже тогда, когда ребенок уже устроен в семью (на условиях опеки (попечительства), в приемную или патронатную семью), при наличии лиц, желающих его усыновить, ребенок может быть передан на усыновление при соблюдении установленных в законе условий (ст. 131 СК РФ). Признавая усыновление приоритетной формой устройства ребенка, закон исходит из принципа приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. ——————————— <6> Данные озвучены А. Левитской, директором Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ в ходе парламентских слушаний 15 мая 2008 г. на тему «Проблемы законодательства, регулирующего положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». URL: http:// www. pro-mama. ru/ articles_ 228_ 1522.html.

Следует отметить, что показатели усыновления в России в последние годы стабильны и вместе с тем явно существенно уступают показателям устройства детей под опеку и попечительство. Для сравнения: в 2005 г. было усыновлено 14430 детей, передано под опеку (попечительство) — 84266 детей, в 2006 г. усыновлено 14431 детей, передано под опеку (попечительство) — 85169 детей, в 2007 г. соответственно 14066 и 89820 детей, в 2008 г. было усыновлено 13173 и передано под опеку (попечительство) 75933 детей <7>. ——————————— <7> Данные сайта: http://usynovite. ru. К сожалению, статистических данных по формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, за 2009 г. до настоящего времени на сайте нет.

Несмотря на тревожные реалии российской действительности, в последние годы неоднократно поднимается вопрос о запрете или временном ограничении передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление иностранным гражданам и лицам без гражданства, так называемого международного усыновления. Сама постановка вопроса о запрете передачи российских детей на усыновление иностранным гражданам и лицам без гражданства представляется неоправданной и неправомерной. Россия, являясь участницей целого ряда международных договоров, в первую очередь Конвенции ООН «О правах ребенка», Декларации прав ребенка, приняла на себя обязательства по исполнению предусмотренных в них положений. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН «О правах ребенка» усыновление в другой стране рассматривается в качестве альтернативного способа ухода за ребенком. Усыновление в другой стране возможно при соблюдении следующих условий: если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным. С позиции обеспечения частных интересов, прежде всего интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учета публичных интересов российского общества и государства государство и общество должны быть естественным образом заинтересованы не только в рождении, но и в надлежащем воспитании и всестороннем развитии детей, являющихся его гражданами. Дети — будущее государства и общества. От того, в каких условиях дети живут и воспитываются сегодня, напрямую зависит, каким будет «светлое завтра» не только каждого из них, но и окружающего их общества и обязавшегося их защищать государства. Ребенок вправе жить и воспитываться в семье — естественной биологической и социальной среде, жизненно необходимой каждому маленькому человеку для интеграции в социум. И если невозможно создать условия для его полноценного всестороннего развития в кровной семье, необходимо создать такие условия в замещающей семье усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей и свести на нет институт «возврата» детей в государственные учреждения и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2006 г. в детские дома и приюты вернули около 2,5 тысячи детей <8>. В 2007 г. российские семьи вернули в сиротские учреждения 6136 сирот <9>. В 2008 г. из интернатов в семьи взяли 12 тысяч детей, 3 тысячи из них вернули обратно. Каждого четвертого малыша. Практически все отказы происходят в первый год после усыновления <10>. Эффективная работа по устройству детей в семьи невозможна без профилактики семейного неблагополучия, как в кровных, так и в замещающих семьях, которая может быть осуществлена профессиональными службами сопровождения семей. Опыт создания таких профессиональных служб в России есть, они создаются на базе детских домов, психолого-медикосоциальных центров, служб социальной защиты и т. д. Например, в Пермском крае действует 27 служб сопровождения, которые работают с 1208 патронатными семьями, 21 центр по сопровождению более 5000 опекунских и приемных семей <11>. Как следствие число возвратов детей в детские дома на территории Пермского края меньше, чем в других субъектах Российской Федерации. Для сравнения: наихудшими по стабильному устройству детей-сирот стали Красноярский край, где было возвращено 379 детей, Иркутская область — 312, Санкт-Петербург — 268, Свердловская область — 257, Московская область — 227, Нижегородская область — 195. Пермский край находится в средней части списка: численность возвращенных детей-сирот в 2007 г. составила 66 человек <12>. ——————————— <8> Попова Н. «Волчата» пришлись не ко двору // Аргументы недели. 2008. 22 мая. N 21 (107). <9> По материалам ИА REGNUM 07.03.2008. URL: http:// www. pro-mama. ru/ articles_ 228_ 1686.html. <10> Сиразиев Т. В Москве начались досудебные слушания по делу об избиении трехлетнего Глеба Агеева. 28.04.2009. URL: http://www. usynovite. ru/massmedia/2009/04/ h01i5493tb. html. <11> Ветров М. От патроната осталось одно название // Первое сентября. 2008. 1 июня. <12> URL: http://www. regnum. ru/news/1022807.html

Между тем деятельность профессиональных служб по сопровождению семей должна получить адекватное законодательное регулирование, предусматривающее закрепление всех функций, которые данные службы де-факто выполняют: отбор и подготовку потенциальных родителей, подготовку детей к помещению в семью, обследование семей, социально-психологическое сопровождение детей в семьях, мониторинг жизнедеятельности семьи и т. п. Необходимо повсеместно наладить работу по социальному сопровождению социально неблагополучных семей с детьми, создав для этого соответствующую правовую базу. Несмотря на непрекращающуюся полемику в СМИ о необходимости ужесточения контроля за усыновлением российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства и (или) введения запрета или временного моратория на территории России на международное усыновление, действующее российское законодательство прямо предусматривает возможность усыновления детей — граждан России иностранными гражданами и лицами без гражданства. Министерство образования и науки РФ <13> ведет статистику по усыновлениям российских детей как гражданами России, так и иностранными гражданами: в 2003 г. впервые за 12 лет ведения статистических наблюдений количество детей, усыновленных иностранными гражданами, превысило количество детей, усыновленных гражданами России (7188 — российское усыновление, 7986 — международное усыновление). В 2004 г. показатель еще больше вырос в сторону международного усыновления (иностранными гражданами было усыновлено 9419 детей, российскими гражданами — 7013 детей). В 2005 г. разница между российскими и международными усыновлениями значительно возросла в сторону национального усыновления (россиянами усыновлено 7526 детей, иностранными гражданами — 6904). В 2006 г. иностранными гражданами усыновлено 6689 детей, в 2007 г. их число заметно сократилось и насчитывало 4536 детей, число усыновлений российскими гражданами, напротив, выросло и насчитывало 9537 детей, в 2008 г. было усыновлено российскими гражданами 9048 детей, иностранными гражданами — 4125 детей. ——————————— <13> URL: http://www. usynovite. ru. К сожалению, статистических данных за 2008 г. по состоянию на 15 мая 2009 г. на сайте не содержится.

Семейный кодекс Российской Федерации отдает приоритет при усыновлении российским гражданам, постоянно проживающим на территории РФ. В этих целях введен учет детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть переданы на воспитание в семьи граждан России. Иностранные граждане и лица без гражданства могут усыновить российских детей при обязательном соблюдении двух условий: во-первых, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственников детей независимо от их гражданства и места жительства; во-вторых, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Этот порядок усыновления распространяется и на российских граждан, постоянно проживающих за границей. Исключение составляют только родственники ребенка, которые вправе усыновить ребенка на общих основаниях, наравне с российскими гражданами, независимо от их гражданства и места жительства. Несмотря на непрекращающиеся дискуссии о необходимости введения запрета либо временного приостановления усыновления российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства <14>, действующее законодательство Российской Федерации такого запрета не содержит. В ряде государств <15>, в их числе можно назвать Таджикистан <16>, законом установлен запрет усыновления детей гражданами иностранных государств. Вопрос о необходимости установления запрета на усыновление детей иностранными гражданами периодически обсуждается в государствах, обеспокоенных отсутствием уверенности в безопасности проживания за пределами их территории ребенка, усыновленного иностранными гражданами, и необходимостью действенного контроля его жизнеобеспечения в семьях усыновителей. В 2007 г. с инициативой введения запрета на усыновление казахстанских детей-сирот иностранными гражданами выступил Верховный суд Казахстана, обосновав необходимость введения запрета демографической проблемой и зрелостью общества в социально-экономическом плане, чтобы самостоятельно решить проблему брошенных детей <17>. Данная инициатива Верховного Суда Республики Казахстан не нашла поддержки. Вопрос о временном приостановлении или запрете международного усыновления поднимается всякий раз, как только обнаруживаются факты гибели российского ребенка, усыновленного иностранным гражданином, в частности гражданином США. Каждый год в США усыновляется порядка 5 тысяч детей из России. И это при том, что в США 72 млн. детей, что почти в три раза больше, чем в России <18>. Как ни парадоксально, до настоящего времени между Россией и США нет договора, определяющего организационно-правовые гарантии и механизмы эффективной защиты прав и законных интересов российских детей, переданных на усыновление. При этом следует заметить, что США также не ратифицирована Конвенция ООН «О правах ребенка». Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей в заключении на обращение о возможности временного приостановления усыновления гражданами США отметил, что, по данным американского Национального комитета по усыновлению, в период с 1996 по 2008 г. в США погибли 15 российских детей, усыновленных американскими гражданами. В 14 случаях усыновители были признаны виновными в гибели детей и привлечены к уголовной ответственности. Исключением стала гибель Димы Яковлева, усыновленного супругами — гражданами США: Чейзом Дмитрием Харрисоном и Кэрол Лиин Эксманн-Харрисон <19>. ——————————— <14> В частности, 18 марта 2009 г. Государственная Дума РФ отклонила обращение к Председателю Правительства РФ о возможности временного приостановления усыновления гражданами США и проживающими на их территории лицами без гражданства // Источник: по материалам «Регнум. ру» / Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. URL: http://www. usynovite. ru. <15> Многие страны резко ужесточили политику по усыновлению детей иностранными гражданами, так, после вступления в Европейский союз ввели запреты Румыния и Литва. Подобный запрет введен также в Грузии, Молдавии, Болгарии и Белоруссии. URL: http:// zadonbass. org/ allnews/ message. html? id= 74514. <16> Нигора Бухари-заде. Власти Таджикистана запретили усыновление сирот иностранцами. URL: http://www. centrasia. ru/ newsA. php? st=1145132760. <17> В Верховном Суде выступают за введение запрета на международное усыновление казахстанских детей. URL: http:// www. zakon. kz/ our/ news/ news. asp? id= 30108465. <18> Данные озвучены Уполномоченным по правам ребенка при Президенте РФ П. Астаховым // Российская газета. 2010. 1 июня. N 117 (5196). С. 12. <19> См.: Брошенные дети: самим не нужны, но и другим не отдадим. За 15 лет в России погибло 1220 усыновленных детей, но об этом предпочитают молчать // Независимая газета. 2008. 23 июля; Минобрнауки закрывает зарубежные организации по усыновлению детей после гибели в США еще одного ребенка из РФ. URL: http://www. newsru. com/russia/11juli2008.

Статистические данные и сами случаи жестокого обращения с приемными детьми и смерти приемных детей в России, как правило, не предаются широкой огласке. По данным проведенного в 2005 г. Минобрнауки России исследования, за период 2000 — 2005 гг. по вине усыновителей, опекунов и приемных родителей в России погибли 10 детей, был причинен тяжкий вред здоровью 23 детей, зарегистрировано 160 случаев отмены семейного устройства в связи с жестоким обращением с детьми. В 2006 г. отменено более 1 тысячи решений о помещении ребенка в семью по причине невыполнения приемными родителями своих обязанностей, более 30 — из-за жестокого обращения с детьми. В 2007 г. из-за жестокого обращения 27 детей в приемных семьях погибли и получили тяжелейшие травмы. По статистике МВД, в 2008 г. социальные работники забрали из приемных семей 323 ребенка по причине ненадлежащего обращения, 58 — из-за жестокого обращения с ребенком <20>. ——————————— <20> Случаи жестокого обращения с приемными детьми в России. Справка. URL: http:// www. pro-mama. ru/ articles_ 228_ 2134.html.

В 2007 г. на учете в органах социальной защиты населения состояли 274,8 тысячи семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывается 489,5 детей <21>. В условиях экономического кризиса полагаем, что количество таких семей только возрастет. ——————————— <21> Семейный госстандарт 28.05.2008. URL: http:// www. pro-mama. ru/ articles_ 228_ 1582.html.

Целью усыновления является обеспечение возможности воспитания и развития ребенка в семье. Усыновление допускается только в интересах детей и требует учета этнического происхождения ребенка, принадлежности его к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможностей обеспечить ребенку (детям) полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Соблюдение интересов ребенка является обязательным условием любого усыновления. Под интересами ребенка при усыновлении понимается прежде всего обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического и духовного развития. При этом интересы ребенка нельзя понимать в узком смысле, только как обеспечение удовлетворительных материальных и жилищных условий. В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» содержится разъяснение: «Под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития» <22>. Показательно дело, рассмотренное Верховным Судом РФ 26 февраля 2008 г. (Определение N 33-Г08-1). Иностранные граждане — супруги Г. и Д. обратились в суд с заявлением об удочерении М., 2005 г. рождения, находящейся в доме ребенка. Они ссылались на то, что их финансовое положение позволяет им иметь детей и заботиться о них, дать им хорошее образование, а также тепло и уют любящего дома; осведомлены о состоянии здоровья ребенка и могут обеспечить ему необходимое лечение. Решением областного суда от 14 ноября 2007 г. отказано в удовлетворении заявления иностранных граждан Г. и Д. об удочерении М. Отказ в удовлетворении заявления Г. и Д. об удочерении М. суд обосновал несоответствием удочерения интересам ребенка. Судом установлено: несовершеннолетняя М. является ребенком, утратившим родительское попечение, находится в детском доме. В свидетельстве о ее рождении в графе «мать» значится Т., сведения об отце отсутствуют. Вступившим в законную силу решением суда от 18 января 2006 г. Т. лишена родительских прав в отношении дочери. Передать ребенка на воспитание родственникам или для усыновления в семьи российских граждан не представилось возможным. Решением иностранного суда от 23 сентября 1982 г. расторгнут брак между истцом Р. и ответчицей Г. по причине жестокого и бесчеловечного обращения ответчицы с истцом. При этом в решении указано, что Г. были даны показания под присягой, доказывающие убедительно для российского суда жестокое и бесчеловечное обращение ответчицы с истцом. ——————————— <22> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 6.

При решении вопроса о допустимости удочерения М. супругами Г. и Д. судом учтены и другие документы, характеризующие личности усыновителей: объяснения заявителей, письмо руководителя усыновительного агентства, заключение этого агентства, письмо племянника Г., характеризующее ее поведение. Суд правомерно указал, что данные документы не отменяют действующее решение иностранного суда, которое должно учитываться в настоящем деле при оценке личности усыновителя Г. Суд, исходя из требований ст. ст. 123, 124 СК РФ, пришел к правильному выводу о несоответствии интересам ребенка удочерения супругами Г. и Д. несовершеннолетней М. и отказал в удовлетворении их заявления. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ решение суда оставила без изменения, кассационную жалобу представителя заявителей Н. — без удовлетворения <23>. ——————————— <23> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 7.

Именно потребностью обеспечения интересов ребенка обусловлен запрет усыновления братьев и сестер разными лицами (п. 2 ст. 124 СК РФ). Исключение возможно в тех случаях, когда дети никогда вместе не проживали, не воспитывались, не осведомлены друг о друге и о своем родстве или один из них по состоянию здоровья не может воспитываться в семье, а также в других случаях, когда усыновление будет отвечать интересам данного конкретного ребенка. Показательно дело, рассмотренное Верховным Судом РФ 28 ноября 2002 г. по заявлению гражданки США об установлении удочерения А. <24> Гражданка США Р., 1945 г. рождения, обратилась в суд с заявлением об установлении удочерения А., 1991 г. рождения, находящейся на воспитании в детском доме г. Глазова, указав, что не замужем, детей не имеет, хочет воспитывать ребенка, о котором она будет заботиться, оказывать содействие в его развитии. В суде заявительница Р. пояснила, что о девочке А. узнала от своих друзей из Нью-Йорка, у которых А. вместе с братом А. И. жила в 1999 г. во время посещения группой одаренных детей Глазовского детского дома Соединенных Штатов. Она знает о том, что у девочки есть брат, но усыновлять его не желает, так как у него есть проблемы со здоровьем и поведением. Кроме этого, заявительница суду пояснила, что если бы ей предложили усыновить А. вместе с братом А. И., то она от усыновления отказалась бы вообще. ——————————— <24> Документ опубликован не был // Раздел судебная практика СПС «КонсультантПлюс».

Брат и сестра А. И. и А. пояснили суду, что они хорошо помнят друг друга, знают себя как брат и сестра, пытались поддерживать отношения друг с другом перепиской. Кроме того, в течение 6 лет, с 1994 г. по 2000 г., дети воспитывались в одном детском доме, совместно готовили концертные номера, вместе пели и танцевали, вместе ездили с концертной программой в США, где жили в семьях, и их планировали усыновить. Суд учел при разрешении данного дела, что двенадцатилетняя А. не знает английского языка, а Р. — заявительница — не знает русского языка, что затрудняет общение между ними не только в условиях детского дома, но и, безусловно, отразится отрицательно при переезде ребенка-подростка в другую страну. Суд пришел к обоснованному выводу, что не представлено достаточных юридически значимых доказательств, свидетельствующих о том, что удочерение девочки в данном случае и раздельное усыновление брата и сестры А. И. и А. отвечает их интересам. Кроме того, по делу не представлено доказательств, что органами опеки и попечительства предпринимались достаточные меры для устройства А. в семьи российских граждан. Оценивая представленные доказательства, суд не признал их убедительными, свидетельствующими о том, что удочерение А. иностранной гражданкой отвечает интересам несовершеннолетней девочки, возможно раздельно с ее братом, что А. не представилось возможным передать для воспитания в семьи граждан Российской Федерации. Усыновление как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, вместе с тем не дает ребенку необходимых гарантий и преимуществ. Ребенку, находящемуся под опекой в России, государство выплачивает пособие, предоставляет гарантии при поступлении в учебное учреждение, в жилищной сфере и т. п. При усыновлении подобных гарантий ребенку не предоставлено. Нередки случаи, когда по инициативе усыновителей ставится вопрос об отмене усыновления ввиду существенного изменения их материального и (или) семейного положения, невозможности установления взаимного доверия, отсутствия психологического контакта с ребенком. Дела об отмене усыновления инициируются органом опеки и попечительства по причине жестокого обращения с ребенком со стороны усыновителей, ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей в отношении ребенка и т. п. Анализ правоприменительной практики приводит к выводу о необходимости введения в российское семейное законодательство института «предусыновительной» опеки, который позволил бы свести на нет случаи возврата усыновленных детей из семьи в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ввиду неприсоединения России до настоящего времени к целому ряду конвенций, регламентирующих отношения в области семейного права, включая Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления <25>, представляется необходимым в первоочередном порядке заключение двусторонних договоров о сотрудничест ве в области усыновления (удочерения) <26>. ——————————— <25> Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления: принята 29 мая 1993 г. на XVII сессии Гаагской конференции по международному частному праву // СПС «КонсультантПлюс». <26> Примером здесь может служить договор между Российской Федерацией и Республикой Италия: Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. Подписан в Москве 6 ноября 2008 г. Ратифицирован Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. N 258-ФЗ. Вступил в силу 27 ноября 2009 г. // СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 462.

P. S. Автор выражает искреннюю благодарность ООО «Консультант-Прикамье» за предоставленную информационную поддержку.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *