Об административной ответственности родителей и иных лиц за неисполнение (недобросовестное исполнение) обязанности по воспитанию детей

(Ходжакулова С. И.) («Административное право и процесс», 2011, N 3)

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ИНЫХ ЛИЦ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ (НЕДОБРОСОВЕСТНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ) ОБЯЗАННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

С. И. ХОДЖАКУЛОВА

Ходжакулова Светлана Игоревна, слушатель 5-го курса Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России.

В статье сделана попытка анализа соблюдения конституционной обязанности по воспитанию детей, а также ответственности родителей и иных лиц, ответственных за воспитание детей, в случаях неисполнения этой обязанности. В результате проведенного анализа формулируются предложения по внесению изменений в КоАП РФ, в частности, установлению административной ответственности родителей и иных лиц, ответственных за воспитание детей, за неосторожное оставление детей в возрасте до 14 лет в опасности, не повлекшее существенного вреда жизни и здоровью несовершеннолетнего.

Ключевые слова: несовершеннолетний, родители, административная ответственность, воспитание, конституционная обязанность.

On administrative responsibility of parents and other persons for non-execution of duty related to child-rearing S. I. Khodzhakulova

In the article is made an attempt to analyze observance of the constitutional responsibilities for upbringing of children, as well as the responsibility of parents and other persons responsible for the upbringing, in cases of default of this obligation. As a result of the analysis proposals are formulated to amend the Code of Administrative Offences of the Russian Federation, in particular, establishment of administrative responsibilities of parents and other persons responsible for the upbringing of children, for the reckless abandonment of children under the age of 14 at risk, not resulted in significant damage to life and health of the minor.

Key words: under age; parents; administration liability; education; constitutional responsibility.

Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

Антуан де Сент-Экзюпери

В последние годы в России увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители (иные лица, ответственные за воспитание детей) оставляли одних на улице или дома. Нередки случаи, когда в результате такого беспечного отношения родителей дети получали физические увечья и даже погибали. Очень часто родители не соблюдают меры безопасности при перевозке своих детей. В 2009 г. общее количество ДТП с участием детей в Чувашской Республике составило 200 случаев. В этих ДТП погибло 13 и было ранено 207 детей <1>. Статистика неумолимо свидетельствует о том, что более 60% детей, погибающих или получающих в ДТП травмы, находились в автомобилях своих родителей <2>. По мнению специалистов отдела пропаганды УГИБДД МВД по Чувашской Республике, не менее 90% от общего количества погибших в таких ДТП детей могли бы выжить, если бы были пристегнуты ремнями безопасности или находились в специальном кресле. ——————————— <1> Статистические данные предоставлены отделом пропаганды УГИБДД Чувашской Республики в марте 2010 г. <2> По информации, предоставленной отделом пропаганды УГИБДД Чувашской Республики, в 2009 г. из 13 погибших в результате ДТП детей 8 находились в автомобилях своих родителей.

Для нашей страны, как, впрочем, и для любой другой, гибель и увечья детей, безусловно, являются важной проблемой, которую нельзя оставить без внимания. Как нам представляется, основной причиной таких печальных последствий является оставление детей в опасности лицами, ответственными за их воспитание. Следует понимать, что каждый факт смерти или получения ребенком травмы — это не только боль и страдания одной отдельно взятой семьи, это боль и демографическая проблема для всего государства. Согласно ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание — в равной степени право и обязанность родителей. Конституция не устанавливает мер ответственности за нарушение или неисполнение обязанностей по воспитанию детей. Эти нормы содержатся в отраслевом законодательстве. Семейное, уголовное, гражданское, административное, некоторые другие отрасли законодательства конкретизируют эти права и обязанности, устанавливают ответственность различных виновных субъектов, переводя общие конституционные положения в конкретную и практическую юридическую плоскость. Нормы семейного права определяют, что право на воспитание ребенка — неотъемлемое личное право каждого родителя (ст. 63 Семейного кодекса РФ). Право на воспитание заключается в возможности воспитывать своих детей лично, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом, например причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать жестокость, грубость, унижение человеческого достоинства ребенка, оскорбление или злоупотребление родительскими правами <3>. Как мы видим, обязывающих норм Семейный кодекс РФ не содержит. Следовательно, нет в нем и норм, устанавливающих юридическую ответственность родителей за недостатки в воспитании детей в целом. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Семейному кодексу РФ Ю. А. Королева включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2003. —————————————————————— <3> Королев Ю. А. Комментарий к Семейному кодексу (постатейный). М., 2009. С. 112.

Рассмотрим далее, как обстоит дело с административной ответственностью родителей (или лиц, их заменяющих). Следует признать, что административная ответственность родителей и иных законных представителей несовершеннолетних за недостатки в их воспитании предусмотрена, но, на наш взгляд, она прописана достаточно абстрактно. Например, в ст. 5.35 КоАП РФ установлена административная ответственность родителей, но состав правонарушения не обладает специальными квалифицирующими признаками. Считаем, что ответственность должна быть дифференцирована по примеру норм Уголовного кодекса РФ. В частности, полагаем, что по аналогии с уголовным законодательством необходимо ввести административную ответственность за конкретное деяние — оставление родителями (иными лицами, ответственными за воспитание детей) несовершеннолетних детей в опасности, не повлекшее существенного вреда их жизни и здоровью по независящим от них обстоятельствам. Введение такого состава должно восполнить законодательный пробел в правовом регулировании ответственности родителей (иных лиц, ответственных за воспитание детей). Пока же мы имеем ситуацию, когда за заведомое оставление в опасности своих детей субъекты такого деяния несут уголовную ответственность, а во всех остальных случаях они остаются без ответственности вообще либо несут дисциплинарную ответственность (только лица, имеющие служебные обязанности по воспитанию детей, реализуемые в рамках трудовых правоотношений). Например, у всех на слуху трагический случай, произошедший в июле 2010 г. в лагере «Азов» Краснодарского края. ЧП произошло в станице Должанской Краснодарского края. МЧС в СМИ сообщило, что во время купания на Ейской косе погибли двое детей из детского лагеря «Азов», а пятеро ребят и воспитатель пропали. Позднее были найдены тела пяти пропавших детей и воспитателя. Как сообщили СМИ, никакой ответственности, кроме дисциплинарной (ее понес только директор московской школы, от которой были направлены дети на отдых), никто не понес. Хотя в своем заявлении Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов сказал, что «настаиваю на том, что ответственность за эту и похожие трагедии целиком и полностью лежит на взрослых — руководителях, воспитателях, которые не осуществили должный контроль за безопасностью детей, чиновниках, которые разрешили открытие лагеря и не требовавших соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и федеральных стандартов по обеспечению полноценного отдыха для детей, не контролирующих в последующем работу этих детских учреждений» <4>. По его мнению, виновных в гибели детей необходимо привлекать к уголовной ответственности, и с этим трудно не согласиться. Но когда речь заходит о реальной угрозе жизни и здоровью детей, но последствий удалось избежать, полагаем, что за эти деяния ответственные за воспитание несовершеннолетних субъекты должны нести юридическую ответственность, в частности административную. ——————————— <4> Информационный ресурс: URL: http:// rian. ru/ incidents/ 20100707/ 252868026.html.

В ходе анализа действующего уголовного законодательства можно сделать вывод, что в Уголовном кодексе РФ есть несколько статей, которые устанавливают ответственность нерадивых родителей. Например, ст. 156 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка, «если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним». Жестокое обращение может выражаться в непредоставлении питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении достоинства ребенка, издевательствах, нанесении побоев <5>. Законодатель предусмотрел ответственность родителей за указанные деяния только при совершении их с прямым умыслом. ——————————— <5> Наумов Р. Г. Комментарий к Уголовному кодексу (постатейный). М., 2009. С. 144.

Согласно ст. 125 УК РФ («Оставление в опасности»), заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние. Таким образом, российское уголовное законодательство предусматривает ответственность только за умышленные деяния, связанные с оставлением детей в опасности. Правонарушения с неосторожной формой вины либо вообще выпадают из правового регулирования, либо наказываются по нормам трудового и гражданского законодательства. Очевиден пробел, который можно восполнить, конкретизировав ст. 5.35, установив административную ответственность за неосторожное оставление в опасности несовершеннолетнего, в возрасте до 14 лет, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, в случаях если родителями или иными лицами, ответственными за воспитание детей, имелась возможность оказать помощь этому лицу. Таким образом, считаем, что устранение данного пробела урегулирует механизм правового регулирования ответственности родителей, иных законных представителей несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание, за оставление в опасности по неосторожности. Данная проблема, которая рассматривается в настоящей статье, действительно является актуальной. Обсуждением ее занимаются и на законодательном уровне. В частности, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина в ходе Круглого стола, касающегося ответственности родителей за оставление малолетних детей без присмотра, 13 марта 2010 г. поднимала эту тему. Там же зампредседателя комитета Евгений Юрьев сообщил, что в настоящее время «Комитет при поддержке Общественной палаты разрабатывает соответствующий законопроект, который предполагает закрепление нормы, согласно которой родители или лица, их заменяющие, будут нести юридическую ответственность за местонахождение ребенка, не находящегося в данный момент в дошкольном или школьном учреждении» <6>. По словам Мизулиной, в настоящее время в законодательстве «очень пространно и неопределенно прописано, что родители несут ответственность за воспитание своих детей» <7>. С этим мнением трудно не согласиться. ——————————— <6> Электронный ресурс: сайт. URL: http://www. spravedlivo. ru. <7> Там же.

Изучение опыта других стран говорит о том, что к проблеме детской безопасности там относятся гораздо серьезнее. Например, в США действует система обеспечения благополучия ребенка (child welfare system). Чаще всего американские семьи сталкиваются с этой системой после того, как на них подают жалобы о насилии над ребенком или оставлении ребенка без присмотра, о непредоставлении ребенку достойных условий проживания и т. д. В американской правовой системе существует понятие «дурное обращение с ребенком» — это действия родителя (родителей) или опекуна (няни, воспитателя, учителя), которые привели к смерти, физическому или эмоциональному ущербу, возникновению риска для жизни и здоровья ребенка. Непринятие действий, которые могли бы предотвратить ущерб ребенку, также считается «дурным обращением» и не исключает ответственности. В Великобритании оставление детей в возрасте до 14 лет одних без присмотра взрослых считается уголовным преступлением. Создано специальное государственное Агентство защиты детей, которому поручено заботиться о том, чтобы несовершеннолетние британцы не испытывали финансовых трудностей, не голодали и не подвергались насилию ни дома, ни на улице. Большую роль играют также британские социальные службы, которые следят за тем, чтобы маленькие дети не оставались без присмотра взрослых. В Германии предусмотрена уголовная ответственность за оставление ребенка до 14 лет одного (без присмотра родителей или взрослых) даже на 10 — 15 минут <8>. Таким образом, считаем, что России необходимо обратить внимание на опыт зарубежных стран в вопросе, касающемся безопасности детей. ——————————— <8> Электронный ресурс: сайт. URL: http://www. factnews. ru/article/17Nov2009.

Именно заботой о воспитании детей, заботой об их здоровье и жизни продиктованы наши предложения, направленные на установление административной ответственности родителей, а также иных законных представителей. Считаем, что привлечение к юридической ответственности в таких случаях — это в первую очередь не кара, а мера воспитания, а также предупреждения (превенции) недобросовестных родителей и других недобросовестных специальных субъектов. На наш взгляд, необходимо не только законодательно установить конкретные меры юридической ответственности вышеуказанных субъектов, но и прописать действенный механизм их реализации во избежание трагичных последствий, к которым могут привести недостатки в воспитании. Резюмируя все вышесказанное, предлагаем некоторые законодательные и профилактические меры, которые, на наш взгляд, могли бы способствовать снижению последствий, вследствие недостаточного воспитания родителями или иными лицами, ответственными за воспитание детей: 1. Ввести в Кодекс РФ об административных правонарушениях ст. 5.35.2 «Неосторожное оставление в опасности несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, в случаях если родителями или иными лицами, ответственными за воспитание детей, имелась возможность оказать помощь этому лицу», установить административную ответственность за неосторожное оставление без помощи лица в возрасте до 14 лет в опасном для жизни или здоровья состоянии, что не повлекло существенного вреда жизни или здоровью несовершеннолетнего. 2. Предусмотреть составление специальных карточек статистического учета административных проступков родителей (иных лиц, ответственных за воспитание детей) по предлагаемой статье для последующего их анализа и планирования профилактических мероприятий подразделений по делам несовершеннолетних и других заинтересованных органов, отвечающих за охрану и обеспечение прав детей. Координатором этой деятельности должен, на наш взгляд, выступать Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации. Аналогичные должности должны быть введены в каждом из 83 субъектов РФ. Таким образом, создание эффективного механизма правового регулирования рассмотренного нами вопроса позволит, помимо всего прочего, способствовать и решению демографических проблем страны, вследствие продления жизни молодым людям, которые впоследствии по достижении репродуктивного возраста смогут создать здоровое потомство.

——————————————————————