Социальная природа и основные причины безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия

(Беженцев А. А.) ("Социальное и пенсионное право", 2011, N 1) Текст документа

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА И ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ ЛИЦ, НЕ ДОСТИГШИХ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ <*>

А. А. БЕЖЕНЦЕВ

-------------------------------- <*> Bezhenczev A. A. Social nature and basic causes of neglect and legal violations of minors.

Беженцев Александр Анатольевич, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан милиции, кандидат юридических наук.

Автором рассматриваются социальная природа правонарушений несовершеннолетних, основные деструктивные факторы, оказывающие существенное воздействие на увеличение масштабов безнадзорности, беспризорности, асоциального поведения и административных правонарушений не достигших восемнадцатилетия лиц, даются рекомендации по совершенствованию правовых норм в целях минимизации данных асоциальных явлений и улучшения деятельности субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова: безнадзорность, административное правонарушение, несовершеннолетние, система профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Author considered social nature of juvenile delinquency, main destructive factors, rendered considerable influence on increasing scales child neglect, child homeless, asocial conduction and administrative responsibility of persons not reaching eighteen years, gives recommendations by perfection law in the aims of minimization this asocial appearance and improving activity subjects system of preventive juvenile delinquency.

Key words: child neglect, administrative responsibility, persons not reaching eighteen years, system of preventive juvenile delinquency.

Идея демократического правового государства, провозглашенная в ст. 1 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие стабильной и мощной системы государственных органов, способной в полном объеме решать сложнейшие задачи предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних при одновременном максимальном обеспечении прав и законных интересов личности. Это, в свою очередь, означает необходимость усиления дифференцированного подхода к регулированию общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности с участием лиц, не достигших совершеннолетия. Модернизация общественного устройства в нашей стране привнесла и негативные последствия для отдельных категорий населения; в частности, были разрушены основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшилось положение детей и существенно снизились возможности семьи, государства по их качественному жизнеобеспечению и развитию. Это привело в том числе к отторжению детей из неблагополучных семей, резкому увеличению количества подростков, лишенных возможности получить необходимое материальное содержание, воспитание и образование. Результатом этого стали безнадзорность и девиантное поведение несовершеннолетних. Увеличение отрицательных тенденций в динамике административных правонарушений среди лиц, не достигших восемнадцатилетия, происходит на фоне периодических реорганизаций государственных органов и учреждений, нормативно закрепленные задачи которых затрагивают социальную реабилитацию, профилактическую и воспитательную работу в отношении совершивших правонарушение подростков. Государственные структуры, на которые возложены обязанности по охране прав, обучению и воспитанию не достигших совершеннолетия лиц, с запозданием реагируют на потребности детей, оставшихся без попечения родителей, не принимают прогрессивных мер по устройству детей и подростков, в силу негативных причин и обстоятельств лишившихся семьи, ушедших от отрицательно характеризующихся родителей. Деструктивным фактором, оказывающим значимое влияние на минимизацию эффективности деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является недостаточность достоверной информации о точном количестве беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей, что не позволяет своевременно принимать адекватные меры предупреждения этих отрицательных явлений. Новеллой XXI в. является созданная в нашей стране с момента вступления в силу Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комплексная система профилактики антиобщественного поведения и правонарушений лиц, не достигших восемнадцатилетия. На фоне реабилитации страны после глобального финансово-экономического кризиса и завершающейся в настоящее время административной реформы правовое регулирование деятельности органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних становится одним из приоритетных направлений правовой политики государства. Профилактическая работа ведется как государственными, так и негосударственными органами и учреждениями на различных уровнях. В этих целях применяются разнообразные, преимущественно воспитательные способы, приемы и методы превентивного воздействия в отношении несовершеннолетних как ведущих асоциальный образ жизни, так и правонарушителей. По официальным данным МВД России, несовершеннолетними или при их соучастии сегодня совершается каждое 18-е преступление, что составляет 5,5% от общего количества преступлений. За различные административные правонарушения, в том числе за появление в общественных местах в состоянии опьянения или распитие алкогольных и спиртосодержащих напитков, ежегодно в органы внутренних дел доставляется свыше полумиллиона подростков, на учете в органах внутренних дел состоит около 330 тыс. несовершеннолетних и около 170 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей и не выполняющих прямых обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Каждый год к уголовной ответственности привлекается более 80 тыс. лиц в возрасте от 14 до 17 лет, при этом около четверти из них уже были до этого судимы <1>. -------------------------------- <1> См.: Официальные статистические данные // URL: http://www. mvd. ru/stats.

Несмотря на то что в целом статистические данные органов внутренних дел и суда по итогам последних лет свидетельствуют об определенной стабилизации обстановки в сегменте совершения преступлений в подростковой среде, эталонными они не являются, и (в противовес снижению удельного веса преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними, общему уменьшению числа осужденных) некоторые показатели, а именно крайне высокая доля особо тяжких преступлений, групповых преступлений с участием совершеннолетних в качестве организаторов группы, свидетельствуют о необходимости активизации профилактической работы в сфере как первичной, так и рецидивной преступности не достигших восемнадцатилетия лиц. Детальный анализ девиантного поведения лиц, не достигших совершеннолетия, позволяет сделать вывод, что объектом административного регулирования должны быть не только общественные отношения, на которые посягает правонарушение, совершенное подростком, но также и сами условия жизнедеятельности и социального развития несовершеннолетних, так как нарушение прав детей со стороны взрослых, попытки вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий и правонарушений способствуют их дезадаптации и формированию антисоциальных базовых ценностных ориентаций. Таким несовершеннолетним требуется социально-педагогическая реабилитация, в обеспечении которой должен быть задействован весь механизм системы противодействия их безнадзорности, беспризорности и связанным с ними правонарушениям. Кроме этого, в целях четкого разграничения полномочий, устранения параллелизма и дублирования функций, более четкого формулирования и необходимого уточнения требуют задачи органов системы противодействия безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних. К общим социальным детерминантам правонарушений несовершеннолетних относятся и снижение финансирования, и сокращение числа детских дошкольных и образовательных учреждений, уменьшение бесплатных подростковых организаций, культурно-просветительских учреждений, учреждений социальной защиты, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских объединений. Однако узловой причиной безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, по нашему мнению, является неисполнение родителями своих конституционных обязанностей по заботе о детях и их воспитании. К настоящему моменту за неисполнение указанной обязанности по отношению к не выполняющим ее родителям можно применить только меры административного воздействия в порядке ст. 5.35 КоАП РФ, максимальная санкция по которой составляет всего 500 руб. Уголовное наказание по ст. 156 УК РФ используется только в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Для более качественного выполнения родителями своих прямых родительских обязанностей по заботе о детях мы предлагаем не только при неоднократных случаях неисполнения обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних привлекать родителей к административной ответственности и в последующем в судебном порядке лишать родительских прав, но и привлекать их к уголовной ответственности не только за жестокое обращение с несовершеннолетними, но и при наступлении иных существенных общественно-опасных последствий, к которым можно отнести, к примеру, полное отсутствие у ребенка образования и базовых знаний по русскому языку, арифметике и другим основным предметам. В данном контексте следует дополнить архитектурную конструкцию статьи УК РФ "Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего" дополнительной диспозицией: "Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние сопряжено с наступлением опасных для несовершеннолетнего последствий, не предусмотренных частью второй настоящей статьи", уголовные наказания по которой не должны быть слишком суровыми, чаще следует применять штрафные санкции, исправительные работы и ограничение свободы. Появление данной правовой конструкции в кодифицированном правовом документе должно в большей степени играть превентивную, нежели карательную роль. Следуя за этой мерой, с нашей точки зрения, целесообразно усилить как качественно, так и количественно санкции по ст. 5.35 КоАП РФ за административные правонарушения взрослых в отношении детей. Во-первых, следует повысить штрафные санкции в несколько раз и применять максимальные из них не эпизодично, а постоянно по мере необходимости. Здесь мы можем оттолкнуться от положительного опыта повышения санкций до десяти раз за административные правонарушения в области дорожного движения, что в итоге привело к сильному сокращению как количества административных правонарушений совершаемых водителями, так и травматизма на дорогах. Во-вторых, учитывая повышенную степень общественной опасности данного деяния, следует прибавить к уже имеющимся административным санкциям более карательные, применив самый мощный арсенал, имеющийся на вооружении законодателя, - административный арест. Учитывая, что административные правонарушения, связанные с неисполнением родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, рассматриваются исключительно комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, а наложить административное наказание административный арест может лишь мировой судья, нам кажется, что в КоАП РФ следует сделать оговорку, которая будет являться исключением из общих стандартных правил, и до рассмотрения дел данной категории мировым судьей необходимо будет представить судье ходатайство об этой необходимой мере со стороны комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о нецелесообразности применения к правонарушителю менее суровых санкций. Как нам представляется, указанные меры будут в комплексе играть одну из первостепенных предупредительно-воспитательных ролей по отношению к тем родителям, которых еще можно заставить проявлять необходимую родительскую заботу к детям. Корректировка в положительную сторону правовых норм невозможна без глубокого всестороннего подхода к осмыслению наиболее важных теоретических проблем, сопоставления законодательства и реалий современной жизни. Таким образом, только глубокий, масштабный, разносторонний анализ как социальной природы, так и основных причин безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, изучение состояния законодательства и судебной практики в исследуемом сегменте могут стать эффективным инструментом для разработки действенных рекомендаций по комплексному совершенствованию научных и организационно-правовых основ деятельности системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Административная деятельность в органах внутренних дел. Общая и особенная части / Под ред. В. Я. Кикотя. М.: Закон и право, 2003. 2. Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учебное пособие. М., 2004. 3. Беженцев А. А. Правовое регулирование и организация деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, закрепленных за образовательными учреждениями: Монография. Общество "Знание" Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2009. 4. Кобзарь И. А. К вопросу о профилактике правонарушений несовершеннолетних в России // Межвуз. научная конф. "Модернизация государства и права России в XX - XXI веках: исторический опыт и современные проблемы". Тамбов, 2006. 5. Крюкова Н. И. Преступность несовершеннолетних в России, ее причины и пути преодоления: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. 6. Михайлова Н. И. Социально-педагогическая деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Нормативно-правовые, информационные, методические материалы. СПб., 2001. 7. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка начальников (их заместителей) ПДН: Учебное пособие / Н. А. Гудков, В. Н. Гуляев, Ю. Н. Демидов и др. М.: Домодедово, 2005. 8. Garland David. The Culture of Control: Crime and Social Order in Contemporary Society. Chicago. University of Chicago Press. 2001. 9. Hastings R., Leonard L., Sansfacon D. and Roberts J. (eds.). Crime Prevention: Canadian and International Perspectives. Special issue of the Canadian Journal of Criminology and Criminal Justice. 2005. 47 (2). 10. URL: http://www. diss. rsl. ru. 11. URL: http://www. kodeks. ru. 12. URL: http://www. lawinfo. ru. 13. URL: http://www. urait. ru.

------------------------------------------------------------------

Название документа