Соотношение международного права и внутригосударственного законодательства в сфере прав несовершеннолетних

(Казакова Л. С.) («Международное публичное и частное право», 2011, N 2)

СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ <*>

Л. С. КАЗАКОВА

——————————— <*> Kazakova L. S. Correlation of international law and national law in the sphere of rights of minors.

Казакова Людмила Сергеевна, адъюнкт кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан милиции.

В статье рассматривается вопрос о соотношении международного права и внутригосударственного законодательства в сфере прав несовершеннолетних, рассмотрен ряд основных документов по правам детей, проведено их сравнение с российскими законами. Дан авторский анализ имеющихся недостатков в исследуемой проблеме.

Ключевые слова: права несовершеннолетних, права детей, международное право.

In article the question on a parity of international law and the interstate legislation in sphere of the rights of minors is considered, a number of the basic documents by the rights of children is considered, their comparison with the Russian laws is spent. The author’s analysis of available lacks of an investigated problem is given.

Key words: the rights of minors, the rights of children, international law.

Свое юридическое оформление основы статуса несовершеннолетних находят прежде всего в общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах, в Конституции РФ, в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Сопоставление международно-правовых, конституционно-правовых и иных источников показало существование значительного числа терминов, применяемых по отношению к несовершеннолетним (ребенок, подросток и т. д.). Среди них «несовершеннолетний» представляется наиболее устоявшимся и удачным в российском праве. Согласно предписанию ч. 4 ст. 15 Конституции РФ законодатель вводит в российскую правовую систему две категории международно-правовых норм. Во-первых, это общепризнанные принципы и нормы международного права, имеющие универсальный характер, установленные и признанные всеми или почти всеми членами международного сообщества государств и обязательные для всех или почти всех государств. Источниками их выражения являются такие нормативные акты, как Декларация о защите прав детей 1924 г., Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др. Во-вторых, это нормы, содержащиеся в международных договорах и соглашениях <1>. Специальные принципы конституционно-правового статуса несовершеннолетних детализируются в Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г. <2>. ——————————— <1> Шемахова Н. С. Конституционно-правовой статус несовершеннолетних в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. 12.00.02. МВД РФ СПбУ. СПб., 2006. С. 30. <2> Декларация прав ребенка 1959 г. // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сб. международных документов. М., 1989. С. 279.

Некоторые нормы, закрепленные в данной Декларации в качестве принципов, следует отнести скорее к правам <3>. Следует отметить, что деятельность международных правовых организаций в области регламентации конституционно-правового статуса несовершеннолетних началась довольно давно. ——————————— <3> Декларация прав ребенка 1959 г. // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сб. международных документов. М., 1989. С. 279.

Так, еще в 1924 г. Лига Наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития <4>. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Одна из норм Декларации гласит: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» <5>. ——————————— <4> Декларация о защите прав детей. Лига Наций. 1924. <5> Декларация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г. // Правозащитник. 1998. N 4. С. 46 — 50.

В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены основные принципы, касающиеся защиты и благополучия детей <6>. При всей своей краткости эта Декларация заложила основополагающие начала, имеющие принципиальный характер. ——————————— <6> Декларация прав ребенка 1959 г. // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сб. международных документов. М., 1989. С. 256.

Следующим документом, регламентирующим правовое положение несовершеннолетних, является Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях <7>. Частным документом, касающимся определенных аспектов проблем несовершеннолетних, являются «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» <8>. В период с 1979 по 1989 г. Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 15 сентября 1990 г. В Российской Федерации она ступила в силу 15 сентября 1990 г. <9>. Таковы в самых общих чертах международные положения, так или иначе касающиеся прав ребенка. Все они объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина, члена семьи и гражданского общества, улучшении его положения в обществе и семейном коллективе. ——————————— <7> Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, принята Резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеей от 3 декабря 1986 г. // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сб. международных документов. М., 1989. С. 275. <8> Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) от 14 декабря 1990 г. // Защита прав ребенка в Российской Федерации: Сб. нормативных документов. М., 2003. С. 62. <9> Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2003. С. 306 — 323.

В общем массиве документов, имеющих международное значение и закрепляющих статус несовершеннолетних детей, Конвенция «О правах ребенка» занимает особое место. Идеи этой Конвенции непосредственно касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей», «Мировой Конституцией прав ребенка» <10>. ——————————— <10> Борисова Н. Е., Дмитриев Ю. А., Захаров С. В. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации. М., 1998. С. 19.

Российское законодательство, регламентирующее конституционно-правовой статус несовершеннолетних, представляет собой систему нормативных актов различных по юридической силе. Согласно действующему российскому законодательству конституционно-правовые нормы являются основной базой для формирования такого института, как конституционно-правовой статус несовершеннолетних. При этом нельзя не согласиться с мнением авторского коллектива Н. Е. Борисовой, Ю. А. Дмитриева, С. В. Захарова, что содержание ныне действующей Конституции не в полной мере отвечает поставленной выше задаче в части регламентации статуса несовершеннолетнего <11>. ——————————— <11> Там же. С. 10.

Выполнение Конвенции о правах ребенка является одним из приоритетов в ходе осуществляющегося пересмотра национального законодательства. Так, гарантии по защите прав детей, в частности от экономической эксплуатации, в соответствии с общепризнанными нормами международного права содержатся в новом Трудовом кодексе Российской Федерации. В Налоговый кодекс Российской Федерации включена норма социальных налоговых вычетов (выведение из-под налогообложения части доходов родителей в связи с воспитанием, лечением и обучением детей). Права детей на социальное обеспечение учтены при реформировании пенсионного законодательства. При принятии части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации сохранены нормы, гарантирующие права наследования детей, в том числе и внебрачных. Продолжается развитие международного сотрудничества России, направленное на содействие осуществлению целей Конвенции. Укрепляется в большинстве случаев на программной основе взаимодействие с ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Советом Европы и другими международными организациями. Процесс интеграции России в мировое сообщество, прежде всего вступление в Совет Европы, оказал позитивное воздействие на совершенствование политики по имплантации международных норм в российское законодательство и практику, и учет европейского законодательства, в том числе Европейской социальной хартии <12>. ——————————— <12> Изложение проблем ратификации Европейской социальной хартии приводится в отдельном материале Вестника.

Рассмотрим общие принципы правовой политики в отношении основных прав детей, провозглашенные преамбулой Конвенции о правах ребенка, и Конституции России. Общим аспектом является то, что, так же как и Конституция РФ, преамбула вышеуказанного международного акта не называет возраст среди признаков, запрещающих дискриминацию людей. Между тем в абзаце 3 преамбулы Конвенции, где идет об этом речь, последним из перечисленных признаков назван такой признак, как «рождение», смысл которого достаточно размыт, но близок к представлению о возрасте человека <13>. Что касается соотношения российской правовой действительности в плане соответствия требуемым международным стандартам, то можно констатировать гарантированность правовой защиты и реальной обеспеченности права на жизнь и здоровье ребенка в России только после появления его на свет. ——————————— <13> Подробнее см.: Козубова И. И. Права ребенка в национальном и международном праве // Всеобщая декларация прав человека: правовое регулирование и правоприменение: Материалы научно-практической конференции (6 декабря 2002 г., г. Ставрополь). Ставрополь, 2003. С. 39 — 40.

И. И. Козубова справедливо считает что необходима разработка доступного механизма обеспечения права ребенка на самостоятельную защиту своей жизни, здоровья, иных основных прав <14>. ——————————— <14> Козубова И. И. Указ. соч. С. 44 — 46.

Современное российское законодательство, используя положительный международный опыт по регламентации и обеспечению прав несовершеннолетних, приводит свое законодательство в соответствие с международными нормами права. Однако большинство правозащитных норм нуждается в специальном механизме, обеспечивающем их реализацию в процессе правоприменительной деятельности <15>. ——————————— <15> Солдатов А. П., Середа Л. М. Обеспечение прав несовершеннолетних органами местного самоуправления: Монография / Под ред. д-ра юрид. наук А. П. Солдатова. Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2007. С. 50.

За годы, прошедшие с момента ратификации Россией Конвенции, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией. В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38) гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» фактически дублирует все положения Конвенции о правах ребенка ООН <16>. ——————————— <16> Кравчук Н. В. Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России // Государство и право. 2006. N 4. С. 49.

Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства — законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних целую главу (гл. 11 СК РФ). Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе отражают требования Конвенции. Неизбежность «неясности» в терминологии международных договоров, в частности Конвенции ООН о правах ребенка, может быть объяснена двойственностью обязательств государства — ведь оно несет ответственность не только за соблюдение и защиту прав и интересов ребенка, но и за соблюдение прав и интересов родителей. Разрешить этот вопрос на международном уровне сложно, и именно поэтому государству предоставляется возможность искать оптимальные решения. Во избежание негативных последствий чрезмерно широкой трактовки Конвенции и для осуществления контроля над государствами в рамках ст. ст. 44, 45 Конвенции была установлена система отчетности, обеспечиваемая Комитетом по правам ребенка ООН, членами которого являются эксперты с опытом работы в области прав детей. Контроль за соблюдением обязательств в области защиты прав ребенка осуществляется в виде международного и внутригосударственного контроля. Подводя итог сравнению законодательной базы, регламентирующей конституционно-правовой статус несовершеннолетних в России, исходящей из конституционных положений и международно-правовых стандартов, можно сделать следующие выводы: во-первых, законодательство, регламентирующее конституционно-правовой статус несовершеннолетних в России, представлено на трех уровнях: международном, федеральном и региональном; во-вторых, следует отметить, что законодательство Российской Федерации как полноправного члена международного сообщества в определенной степени соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным обязательствам, взятым нашей страной в области прав человека, однако вместе с этим имеет определенные пробелы и в некоторых вопросах требует серьезных доработок.

——————————————————————