Формы и методы социализации подростков, склонных к девиантному поведению в современном обществе

(Давыдова А. В.)

(«Общество и право», 2011, N 2)

Текст документа

ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ

К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

А. В. ДАВЫДОВА

Давыдова Антонина Викторовна, ведущий специалист отдела по делам несовершеннолетних администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара.

Основой благополучия любого государства было и остается здоровое, интеллектуально развитое общество. В настоящее время все больше внимания уделяется формам и методам развития подрастающего поколения. Развивать подрастающее поколение, необходимо учитывая особенности каждой личности. В настоящее время такая категория подростков, как лица, склонные к девиантному поведению, не в полной мере имеют возможность реализовать себя в обществе и положительно адаптироваться в нем. Методы социально-педагогической реабилитации, используемые на сегодняшний день, не позволяют решить проблему социализации данной категории подростков. Как альтернативу имеющимся в настоящее время формам работы по социализации подростков можно предложить деятельность школ закрытого типа, которые помогут решить проблему школьной неуспешности, приводящей к различным формам социальной дезадаптации.

Ключевые слова: девиантное поведение, социализация несовершеннолетних, методы и формы воздействия, коррекционная работа, семейное неблагополучие.

Basis of well-being of any state was and remains healthy, the society is intellectual advanced. Now more and more attention is given forms and methods of development of rising generation. To develop rising generation, it is necessary taking into account features of each person. Now such category of teenagers as the persons inclined to deviant to behaviour, not to the full have an opportunity to realize in a society and positively to adapt in it(him). The methods of social-pedagogical rehabilitation used for today, do not allow to solve a problem socialization the given category of teenagers. As the alternative, to forms of work available now on socialization teenagers, it is possible to offer activity of close schools which will help to solve a problem school unsuccess, resulting(bringing) to various forms social misadaptation.

Key words: deviant behavior, socialization minor, methods and forms of influence, sorrectional work, family trouble.

Основой благополучия любого государства было и остается здоровое, интеллектуально развитое общество. В настоящее время все больше внимания уделяется формам и методам развития подрастающего поколения. Пересматриваются учебные программы, ежегодно проводятся конкурсы среди учебных заведений, позволяющие получать гранды на развитие материальной базы. Реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей — главная цель развития личности в современном обществе. Достичь этого невозможно без участия всех органов системы профилактики. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельство тому — принятие ФЗ от 24.06.99 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Развивать подрастающее поколение необходимо, учитывая особенности каждой личности. В настоящее время такая категория подростков, как лица, склонные к девиантному поведению, не в полной мере имеет возможность реализовать себя в обществе и положительно адаптироваться в нем. По сравнению с детьми из полных семей у подростков из неполных семей в большей степени выражено пассивное отношение к жизни. Они не имеют ясных целей, стремлений к значимым достижениям. В этом случае можно говорить о некоторой инфантильности по отношению к формированию собственного жизненного пути, профессиональной карьеры. Отсюда и снижение мотивации к обучению, и обедненная сфера личных интересов, считает Балина Т. Н. [1].

Из всех существующих методов адаптации подростки с девиантным поведением выбирают наиболее сложный, отвергаемый большинством социума — самореализацию посредством выхода за существующие социальные требования: коммуникативная девиация (избегание контактов с окружающей средой — аутизация или, наоборот, гиперобщительность, лживость); эстетические отклонения (нелепые украшения, вульгарные наряды); гигиенические отклонения (безразличие к своей внешности и т. п.); деструктивно-дезадаптивные поступки (словесная и физическая агрессия); суицидальное поведение; побеги из дома, бродяжничество.

Опрос, проведенный среди педагогов школ N 19, 31, 5 Западного внутригородского округа г. Краснодара, указывает на психологические особенности детей группы риска, которые необходимо учитывать при работе с ними. Повышенный уровень тревожности и агрессивности отметили 22 или 63% из опрошенных учителей; слабо развито чувство ответственности за свои поступки — 19 из 35 педагогов; отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание и др.) — 18; проекция на себя неудачной жизни собственных родителей — 17; состояние беспомощности, одиночества, низкая самооценка — 15; стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям — 15; искажение направленности интересов (уходы из дома, побеги и др.) — 10.

Социализация подростков данной категории — это прежде всего комплексная, многоуровневая система действий, направленных на возвращение их в общество. Она заключается в обучении тому, как строить взаимоотношения с окружающими людьми и миром, включает профилактику и коррекцию отклонений в его развитии. Совместными усилиями родителей, психологов, социальных педагогов, классных руководителей необходимо принимать меры к ранней коррекции отклоняющегося поведения через ряд направлений: определение способностей и перспективы развития ребенка; демонстрация ребенку общей поддержки; организация досуга во внеурочное время; выделение комплексов, требующих коррекции; подготовка и реализация индивидуальных программ коррекции.

В учебных заведениях социально-педагогическая реабилитация заключается в преодолении школьных и семейных «преследований» в отношении запущенных детей и подростков, разрешении конфликтных ситуаций, преодолении отчужденности по отношению к ним со стороны сверстников, выработке адекватной самооценки. 77% опрошенных педагогов школ Западного округа г. Краснодара в качестве индивидуальных форм и методов работы с подростком, склонным к девиантному поведению, видят активизацию личностных ресурсов: активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапию; активное обучение социально важным навыкам; организация здорового образа жизни. 21 из 35 опрошенных учителей считают, что необходима организацию деятельности, альтернативной девиантному поведению. Организацию соответствующей социальной среды считают важной 15 опрошенных.

Методы социально-педагогической реабилитации, используемые на сегодняшний день, не позволяют решить проблему социализации данной категории подростков. Этому способствует, по мнению Клейберга Ю. А., отсутствие комплексной системы деятельности специалистов, участие которых необходимо для оказания помощи ребенку (подростку) группы риска и его семье как единому целому социальному организму [2].

Как считает Новикова О. С., радикальные социальные перемены привели к тому, что почти все субъекты общественной жизни утратили свою прежнюю идентификацию; социальные институты, занимающиеся социализацией подрастающего поколения, находятся в состоянии социальной дезорганизации; культурные ценности, нормы, социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают либо вообще противоречат друг другу. В таких условиях резко снижается эффективность успешной социализации подростков. И как следствие — устойчивая тенденция к увеличению девиации в их поведении [3].

Основными формами работы с подростками девиантного поведения, согласно проведенному опросу, педагоги видят организацию профилактических бесед с несовершеннолетними и родителями, посещения на дому, составление социального паспорта семьи, тестирование, привлечение к школьным мероприятиям. Причем работа психолога заключается в проведении анкетирования и тестирования, в исключительных случаях педагогами предлагается проведение коррекционно-развивающих занятий. В полном объеме проводить социально-реабилитационную работу с данной категорией детей у педагогов нет возможности из-за большой загруженности и других задач, стоящих перед ними. Большая часть опрошенных считает, что необходимо прямое включение специалиста в семью (работа с семьей, подростком). 4 из 35 считают, что перевод в вечернюю школу поможет ребятам преодолеть отставание в учебе и адаптироваться в коллективе сверстников. В 2009 году на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Западного внутригородского округа г. Краснодара от родителей подростков с девиантным поведением поступило 23 заявления с просьбой разрешить перевод в вечернюю школу, в 2010 году — 15. Большинство данных подростков из-за частых пропусков уроков были оставлены на повторный год обучения. Возрастные различия с одноклассниками создали дополнительный барьер в получении образования. Однако и перевод в вечернюю школу проблему социальной адаптации и получения образования на сегодняшний день не решает. Подростки продолжают пропускать уроки. Появляется больше свободного времени, что ведет к усугублению асоциального поведения. Профилактика отклонений в развитии личности и поведении подростков эффективна лишь в случае, если осуществляется на основе успешности учебной деятельности. Неуспешность детей и подростков в учебной деятельности была и остается в числе существенных предпосылок для развития девиации. Вечерние школы эту задачу на сегодняшний день не решают.

Особое место в развитии теории и практики реабилитационной педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями принадлежит А. С. Макаренко. Педагогическое наследие А. С. Макаренко, по оценке ЮНЕСКО, является неоценимым вкладом в историю мировой педагогики. Макаренко создал свою теорию реабилитационно-воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями. Паатова М. Э. в своей статье «Развитие основ реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в начале XX века» обращает внимание на принятие правительством молодой Советской республики в 1921 году Положения о трудовых домах для несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния. В Положении указывалось: «Цель помещения несовершеннолетних в труддом — обучить их квалифицированным видам труда, привить им нравственные устои, развить в них высшие духовные ценности, расширить их умственный горизонт путем общего и профессионального образования и создать из них самодеятельных и сознающих свои права и обязанности граждан Советской республики, а также дать им физическое воспитание и оздоровление их посредством гимнастики, спорта и гигиены тела». А. С. Макаренко отмечал: «Подростку все равно — воровать яблоки или их охранять. Природа подростка, юноши требует активного действия. Если педагоги не могут организовать учащимся «поле» для проявления своей активности, то они сами начинают искать его, и не всегда это является нравственным, полезным для развития» [4].

Как альтернативу имеющимся в настоящее время формам работы по социализации подростков, можно предложить деятельность школ закрытого типа, которые помогут решить проблему школьной неуспешности, приводящей к различным формам социальной дезадаптации. Для этого необходим пересмотр учебных программ, форм обучения для того, чтобы обеспечить каждому ученику возможность реализовать свои потенциальные возможности и индивидуальные особенности. С другой стороны, для того чтобы найти подход к каждому ребенку, каким бы «проблемным» он ни казался, необходимо изучить причины его дезадаптации. Нельзя не согласиться с мнением Клейберга Ю. А, который считает, что характер проблем определяет направленность мер социально-педагогической и психологической помощи и поддержки: разрешение конфликтной ситуации; оптимизация воспитательных мер со стороны педагогов, родителей; восполнение выявленных пробелов в знаниях и способах их применения; психологическая и педагогическая работа по формированию адекватной самооценки; преодоление отставания в психическом развитии; прояснение искаженных представлений о себе, об окружающих, о собственных жизненных целях [5].

Работа педагогов школы закрытого типа должна в полной мере охватить все возможные способы и методы по социализации подростков, временно обучающихся в ней. По мнению Клейберга Ю. А., эффективность социально-педагогической и психологической помощи и поддержки зависит от эффективности профилактики, диагностики, коррекции и стимуляции, реабилитации [6]. В условиях школы закрытого типа имеется возможность устранить факторы, отрицательно влияющие на психику ребенка (критика одноклассников, влияние улицы, частично отрицательное влияние родителей), и использовать факторы, обладающие положительным действием. Необходимо использовать различные формы профилактической работы для достижения наилучшего результата в каждом отдельном случае, исходя из возможности уделить внимание каждому ученику школы. Во-первых, это организация социальной среды — создание окружения, воспринимающего подростка с положительной стороны. Через социальную рекламу формировать установки на здоровый образ жизни и трезвость, используя специальные программы. Необходима работа с молодежной субкультурой в форме различных движений, таких как, например, «Молодежь против наркотиков». Во-вторых, необходимо информирование в форме лекций, бесед, видео — и телефильмов с целью воздействия на когнитивные процессы личности для повышения ее способности к принятию конструктивных решений. При этом использовать информацию, подтвержденную статистическими данными. В-третьих, активное обучение социально важным навыкам в форме групповых тренингов (тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию, тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения, тренинг формирования жизненных навыков). Четвертая форма работы с подростками — организация деятельности, альтернативной девиантному поведению (походы в горы, спорт, религиозно-духовная, благотворительная деятельность). Пятая форма — организация здорового образа жизни, предполагающего регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Шестая форма — активизация личностных ресурсов, например, арт-терапия. Седьмая форма — сведение к минимуму негативных последствий асоциального поведения.

В совокупности оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий позволит обеспечить равномерное гармоничное развитие личности, с учетом индивидуальных темпов и вариантов личностного развития.

Литература

1. Балина Т. Н. Установки девиантных подростков на соблюдение социальных норм. Феноменология и профилактика девиантного поведения: Материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 28 — 29 октября 2010 г.: В 2 т. Т. 2. Краснодар: Краснодарский университет России 2010, С. 34.

2. Клейберг Ю. А., Ганченко И. О. Основы психологии социальной работы с девиантными подростками. Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2007. С. 103.

3. Новикова О. С. Правовые основы профилактики девиантного поведения подростков: Феноменология и профилактика девиантного поведения: Материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 28 — 29 октября 2010 г.: В 2 т. Т. 1. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2010. С. 106.

4. Паатова М. Э. Развитие основ реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в начале XX века: Феноменология и профилактика девиантного поведения: Материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 28 — 29 октября 2010 г.: В 2 т. Т. 1. Краснодар: Краснодарский университет России, 2010. С. 196.

5. Клейберг Ю. А., Ганченко И. О. Указ. соч. С. 117.

6. Клейберг Ю. А., Ганченко И. О. Указ. соч. С. 111.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *