К вопросу о стратегии и видах государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних

(Николаева Ю. В.) («Адвокат», 2011, N 5) Текст документа

К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИИ И ВИДАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ю. В. НИКОЛАЕВА

Кандидат юридических наук, заведующая кафедрой уголовно-правовых дисциплин МИЭМП Ю. В. Николаева обращается к весьма актуальной теме. Государственная политика в сфере защиты прав несовершеннолетних в России в последние годы развивается недостаточно активно. Декларируемые цели и задачи не выполняются, мероприятия по их реализации «буксуют», поскольку не созданы адекватные условия для достижения поставленных целей. И что? А где отражение проблематики статьи?

Ключевые слова: несовершеннолетние, государственная политика, безопасность, уголовное право, детство, воспитание, преступление, демография, культура.

To a question of strategy and kinds of state policy in sphere of defence of rights of minors Y. V. Nikolaeva

Doctor of Law, chief of the chair of criminally-legal disciplines of Moscow institute of economics, management and law Y. V. Nikolaeva addresses to rather actual theme. The state policy in sphere of defence of rights of minors last years develops in Russia insufficiently actively. The declared purposes and problems aren’t carried out, actions for their realization «slip», so long as adequate conditions for achievement of purposes aren’t created.

Key words: minors, a state policy, safety, criminal law, the childhood, education, a crime, a demography, culture.

Введение на законодательном уровне запретов и ограничений на распространение деструктивной информации долгое время оставалось декларативным, не сопровождалось должной правовой регламентацией обязанностей по их соблюдению юридическими и физическими лицами, установлением мер юридической ответственности за их нарушение. И только с принятием Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» ситуация начала исправляться <1>. ——————————— <1> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

В продолжение реализации государственной политики принимались и принимаются целевые программы как на федеральном, так и на региональном уровнях. Прежде всего следует отметить Федеральную целевую программу «Дети России» на 2007 — 2010 г. В целях осуществления государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних с 2006 по 2009 гг. реализовывался приоритетный национальный проект «Здоровье», основным достижением которого стал приток кадров в первичное педиатрическое звено. Но у данного проекта выявилось много побочных эффектов. Прежде всего отток кадров из звена узких детских специалистов. Дальше отмечается введение квот на оказание высокотехнологичной медпомощи детям. Главный педиатр России А. Баранов так отозвался об этой мере: «Что если квота в регионе на 50 детей, а нуждаются в дорогостоящей помощи 100? Это антиконституционная и антидетская мера!» <2>. Многие положения данного проекта нуждаются в корректировке и доработке. При этом необходимо учитывать мнение ведущих врачей в соответствующих областях <3>. Кроме того, в национальном проекте не отражены потребности медицинской науки и промышленности. На сегодняшний день здравоохранение в структуре приоритетов государства пока еще не вышло на тот уровень, который нам необходим <4>. ——————————— <2> Цит. по: Пичугина Е. Детские врачи жалуются на «Здоровье» // Московский комсомолец. 2007. 9 февр. <3> Так, известный детский врач Л. Рошаль отмечает: «Была идея вообще ликвидировать педиатров, детские поликлиники и женские консультации и ввести врачей общей практики. Мы этого не допустили. Но теперь Минздравсоцразвития действует не в открытую». См.: Пичугина Е. Указ. соч. <4> См.: Борисова Т. Национальный проект «Здоровье»: стратегия и перспективы // Фармацевтический вестник. 2006. 2 мая.

Помимо указанных целевой программы и национального проекта и на федеральном, и на региональном уровнях существует еще ряд иных. Это Федеральные целевые программы (ФЦП) «Жилище» и «Русский язык». Министерство внутренних дел РФ совместно с другими заинтересованными министерствами, службами и агентствами регулярно осуществляет межведомственные мероприятия — операции «Подросток», «Подросток — игла», «Внимание, дети!», «Мак» и др. Сейчас МВД России проводит Всероссийское благотворительное мероприятие «Время добрых дел», целью которого является оказание адресной помощи детским домам и иным учреждениям для детей и сирот, оставшихся без попечения родителей. На уровне регионов также проводится соответствующая работа. Например, в Новгородской области проводятся благотворительные акции «Рождественский подарок», «Права ребенка — права человека», «Кленовый лист» и многие другие. Как уже отмечалось, не все целевые программы отличаются проработанностью. Многие не достигают поставленных целей. Отрицательными моментами при реализации программ прошлых лет являлись следующие: — нескоординированность усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, снижение их ответственности; — нерациональное использование средств бюджетов всех уровней; — прогрессирующее ухудшение здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста; — рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе за счет усиления вторичной волны социального сиротства, вызванной неадекватной социализацией, социальной незащищенностью выпускников учреждений интернатного типа. Несмотря на лучшую проработанность в действующих программах, проблемы все равно продолжают существовать. Недостатки целевых программ в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних могут быть компенсированы деятельностью общественных объединений и иных некоммерческих организаций, партий, лидеров, которые привлекают внимание общественности и государства к проблемным острым социальным вопросам. Особенностью государственной политики, призванной обеспечивать всемерную защиту детства, с начала XXI в. является ее непоследовательность и ущербность в законодательном регулировании основных, базовых прав и законных интересов несовершеннолетних и гарантий их реализации. С 2002 г. политика в сфере защиты прав ребенка постоянно менялась, особенно тяжелым периодом стал 2004 г., когда был принят Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Внесенными поправками серьезно ухудшено правовое положение несовершеннолетних практически во всех сферах их жизнедеятельности (образования, здравоохранения, трудоустройства, культуры, отдыха, досуга, обеспечения жильем и проч.). Тем самым нарушены конституционные и общепризнанные международные принципы и нормы о защите детей, содержащиеся в правовых и рекомендательных актах ООН, Совета Европы и СНГ <5>. ——————————— <5> См.: Пристанская О. В. Защита детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию. Выступление на секции XIII Международных Рождественских образовательных чтений «Воспитательная роль телевидения в обществе» // Сайт Александра Николаевича Крутова — депутата Государственной Думы России, http:// www. kroutov. ru/ content/ rgs/ rgs12.shtml.

Конституционная обязанность государства, связанная с «защитой детства» (ст. 38 Конституции РФ), т. е. всеобъемлющим и обязательным обеспечением государством прав и законных интересов детей, подменена юридически неопределенными и не имеющими четких критериев оценки обязанностями государственной «поддержки» детства (включающими не только «полную» и «материальную», но также «частичную» и «моральную» поддержку) <6>. На федеральном уровне отменена такая важнейшая правовая гарантия охраны детства, как «установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей» <7>, что противоречит принципам единства законности и равенства всех детей перед законом, создает предпосылки дискриминации детей, проживающих в разных регионах России <8>. ——————————— <6> См.: Пристанская О. В. Указ. соч. <7> См. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 8) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802. <8> См.: Пристанская О. В. Указ. соч.

Также существенно сужен объем ранее провозглашенных на федеральном законодательном уровне прав детей: значительно сокращен объем прав на образование, труд, медико-социальную помощь, реабилитацию, доступ к учреждениям культуры; дети лишены права бесплатного пользования отдельными видами социальных и правовых услуг <9>. ——————————— <9> Там же.

Сегодняшняя система социальной поддержки устроена таким образом, что помощь может быть получена только теми, кто смог преодолеть многочисленные бюрократические барьеры. «Это приводит к тому, что поддержку не получают как раз самые нуждающиеся. Государственная машина отгораживает себя от тех, кому она должна служить в первую очередь» <10>. Положение несовершеннолетних в различных сферах жизни достаточно плачевно. ——————————— <10> Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» (изложение) // Парламентская газета. 2006. 2 июня.

После проведения Всероссийской диспансеризации абсолютно здоровыми оказались только 27,1% детей, а 16,2% имеют хронические заболевания <11>. Серьезной проблемой является распространение среди молодежи ВИЧ-инфекции, а также рождение детей ВИЧ-инфицированными матерями. В России на данный момент около 12000 детей, зараженных ВИЧ-инфекцией. Растет детская смертность. Увеличился процесс инвалидизации. Основную часть детей-инвалидов составляют дети с расстройствами психики и нервной системы и дети с иными множественными нарушениями здоровья. ——————————— <11> Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» (изложение).

Не соблюдаются права несовершеннолетних и в сфере образования. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» декларирует бесплатное дошкольное, начальное, среднее образование, а также среднее профессиональное и высшее на конкурсной основе <12>. Однако количество бюджетных мест в учреждениях высшего образования с каждым годом уменьшается. А в учреждениях дошкольного, начального и среднего образования взимают плату за «содержание детей в учреждении», что вполне узаконено соответствующей статьей. ——————————— <12> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.

Происходит коррумпирование образовательных учреждений. Образование становится бесплатным только на бумаге, школы занимаются «самофинансированием» на основе систематических поборов с родителей. Так, в 2010 г. объем взяток в российской системе образования составил 32,5 млрд. руб. Из этой суммы только в сфере, связанной с обучением дошкольников, объем взяток и «подарков» составил 2 млрд. руб. За прием в школы родители неофициально «прозаплатили» 1,7 млрд. руб., за обучение в школах и ПТУ — 1,5 млрд. руб., за поступление и обучение в среднеспециальных учебных заведениях (ССУЗ) — 0,8 млрд. руб., за поступление и обучение в вузах — 21,4 млрд. руб. <13>. ——————————— <13> См.: Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» (изложение).

Серьезной проблемой в России остаются нарушения жилищных прав несовершеннолетних, нередко обусловленные ненадлежащим исполнением своих обязанностей опекунами и попечителями. Крайне болезненной остается проблема обеспечения жильем выпускников детских интернатных учреждений. Достигнув 18-летия, они покидают учреждения, где воспитывались. По закону им должно быть предоставлено жилье <14>. Однако с момента постановки на учет для получения жилья до фактического его предоставления проходит время, нередко исчисляемое годами. Субъекты Российской Федерации не всегда имеют возможность строить социальное жилье в требуемых объемах, да и очередников других категорий, тоже годами ожидающих получения жилья, везде хватает. Но дети-сироты — совершенно особая категория. Они не могут ждать по несколько лет <15>. ——————————— <14> Жилищный кодекс РФ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 14. <15> См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год // Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации: http:// www. duma. gov. ru/ gosstroi/ doclad. htm.

После вступления в силу Жилищного кодекса РФ произошел бум выселения несовершеннолетних, поскольку Закон разрешил это, причем как с предоставлением другого жилого помещения, так и без предоставления, что тоже нарушает права несовершеннолетних. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в случае приема детей в возрасте от 15 лет гарантирует вознаграждение за труд, охрану труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации <16>. А органы исполнительной власти субъектов Федерации обеспечивают профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку детей от 14 лет. Но в современной жизни картина безрадостная. Преимущественно большая часть работодателей требует опыт работы, и устроиться в связи с этим обстоятельством очень сложно. ——————————— <16> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

Системное нарушение прав ребенка обусловлено и обострившимся в последние годы кризисом института семьи. Очень заметно снизился ее воспитательный уровень, ослабли нравственные устои, растет число детей, пострадавших от жестокости родителей. Государственная система защиты прав ребенка в семье работает, как правило, по наступившим последствиям (сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания) <17>. ——————————— <17> См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год.

Проблема детского сиротства остается одной из острейших в России. С каждым годом статистические данные меняются в сторону увеличения детей-сирот. Так, согласно статистическим данным, за 2010 г. были выявлены и учтены 156725 детей <18>, оставшихся без попечения родителей, а по предполагаемым данным 2011 г. их число составило более 7500 тысяч <19>. Проблема детей-сирот является свидетельством бессилия государства, если в решение проблем детства не вовлекается гражданское общество с его многообразными инициативами, «не скованными» ведомственными рамками и интересами. На данный момент отсутствует какая-либо система профилактики социального сиротства, как и система постинтернатной адаптации воспитанников сиротских учреждений <20>. ——————————— <18> См.: Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» (изложение). <19> См.: Совместное обращение Министра внутренних дел России Рашида Нургалиева и председателя Общественного совета при МВД России, поэта Ильи Резника по поддержке принятия Федерального закона по защите прав несовершеннолетних «О приоритетной защите прав ребенка» // Официальный сайт МВД России: http:// www. mvdinform. ru/ news/ 11675/, 14 июня 2007 г. <20> См. Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» (изложение).

Серьезную обеспокоенность вызывают проблемы, связанные с усыновлением российских детей иностранными гражданами. С 1992 по 2010 гг. более 75 тысяч российских детей покинули Родину. За последние два года (2009 и 2010 гг.) число усыновленных российских детей-сирот иностранными гражданами превысило число детей, усыновленных российскими гражданами <21>. ——————————— <21> Там же.

Вывоз детей за границу в большинстве случаев связан с их усыновлением, однако в последние годы получили распространение криминальные аспекты сделок, совершаемых в отношении младенцев и детей в возрасте до трех лет. С принятием законодательства об уголовной ответственности за торговлю детьми и незаконные действия по усыновлению стали вскрываться многочисленные факты коммерциализации и криминализации этой сферы. В связи со сложившимся тяжелым положением в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних требуется модернизация политики в интересах детей. Наряду с решением задач улучшения здоровья детей, снижения их смертности, обеспечения базовых социальных гарантий, необходимы выработка и осуществление стратегии противодействия новым рискам, угрожающим детям, — беспризорности, социальному сиротству, распространению наркомании, токсикомании, алкоголизма, насилия по отношению к детям, роста социально обусловленных заболеваний, прежде всего туберкулеза и ВИЧ/СПИДа. Приоритетом должны стать профилактика всех форм неблагополучия ребенка и курс на развитие его потенциала независимо от места жительства, уровня доходов и типа семьи. В 2006 — 2009 гг. реализовывались национальные проекты в области образования, здравоохранения, жилищной сфере. Были приняты важные решения о материнском (семейном) капитале, об увеличении размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет и стоимости родовых сертификатов, о компенсации семьям затрат на детское дошкольное воспитание. Но уже в 2011 г. очевидно, что национальные проекты носили фрагментарный, дискретный характер и по большому счету не имели своей целью создание системы обеспечения и защиты прав детей. О слабой эффективности государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних свидетельствуют следующие обстоятельства. 1. Несмотря на неоднократные обращения органов государственной власти субъектов Федерации, специалистов, экспертного сообщества к Президенту РФ и Правительству РФ, так и не был образован федеральный орган исполнительной власти, призванный разрабатывать и осуществлять демографическую политику и политику в интересах детей, семей с детьми, содействовать реализации прав детей, обеспечивать эффективное межведомственное взаимодействие и координацию работы в отношении детей, обеспечивать контрольные функции и правовое регулирование в сфере своей деятельности, методическую и координационную работу с аналогичными органами исполнительной власти регионов, органами опеки и попечительства, сотрудничество с общественными организациями, мониторинг и оценку ситуации <22>. ——————————— <22> См.: Бубон К. В. Темная сторона закона о материнском капитале // Адвокат. 2007. N 5.

Необходима межведомственная федеральная служба, осуществляющая функции разработки и реализации государственной политики в области развития человеческого потенциала, поддержке семьи и детства, выполняющая функции государственного заказчика, формирующего на основе утвержденных целевых программ пакеты государственных социальных заказов, а также фиксирующего неисполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими субъектами, осуществляющими политику в области развития человеческого потенциала и защиты прав детей, соответствующих обязательных стандартов и нормативов, в том числе в законодательном обеспечении деятельности региональных систем профилактики, в обеспечении органов местного самоуправления профессиональными уполномоченными службами, выполняющими необходимую работу по опеке и попечительству, в сфере образования и здравоохранения, отдыха и досуга детей и т. п. <23>. ——————————— <23> См.: Комплекс первоочередных мер по формированию и реализации эффективной политики в области развития человеческого потенциала и защите прав детей в Российской Федерации // Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека: http:// www. sovetpamfilova. ru/ text/ 2362/, 30.03.06.

2. Требуется формирование системы ювенальной юстиции. В связи с этим следует отметить и то немаловажное обстоятельство, что в настоящее время в ряде субъектов Федерации уже предпринимаются первые самостоятельные шаги в части дополнения системы общей юстиции такими специализированными элементами, которые позволили бы защитить права несовершеннолетних, а также максимально учесть при расследовании, определении и исполнении наказания особенности личности подростка, условия и причины совершенного им противоправного действия <24>. ——————————— <24> См.: Краткое изложение концепции введения ювенальной юстиции в Российской Федерации, 2011 год // Официальный сайт: http://www. sovetpamfilova. ru.

Поэтому так актуально и целесообразно учреждение ювенальной юстиции, специализированного правосудия для несовершеннолетних, которое может обеспечить накопление соответствующей судебной практики, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшей эволюции законодательства в данной области. Содержание ювенальной политики образует деятельность ее субъектов по изучению положения несовершеннолетних в отдельных сферах общественных отношений; осуществлению контроля за их благосостоянием; анализу на этой основе соответствующего законодательства, оценке его эффективности; проведению коррекции правового статуса несовершеннолетних в случае возникновения такой необходимости; разработке и принятии нового, соответствующего современным социальным, политическим и экономическим условиям, законодательства в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет <25>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник для вузов «Ювенальное право» (под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова) включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2005. —————————————————————— <25> См.: Заряев А. В., Малкова В. Д. Ювенальное право. Воронеж: ВИ МВД России, 2003. С. 8.

Ювенальная юстиция как бы завершает, «достраивает» пирамиду юридической защиты прав ребенка <26>. В основании же ее должны лежать законодательно закрепленные права и свободы. Рассматривая любую интересующую сферу общественных отношений с точки зрения ее правового регулирования, следует начинать не с уголовно-правового аспекта защиты или ответственности за правонарушения в этой области, которую также определяют правовые нормы, а с исследования совокупности нормативно-правовых актов и отдельных норм права, т. е. с его законодательного массива, регулирующего конкретные общественные отношения. Если речь идет о субъекте права, то сущность и содержание его правового состояния определяются правовым статусом, характеризующим его положение по отношению к государству, его органам, другим лицам <27>. ——————————— <26> Уместно будет напомнить, что ювенальная юстиция, в определенной степени выступая в качестве социально-правовой гарантии прав ребенка, как судебная защита несовершеннолетних исторически возникла в гражданском, а не в уголовном праве. См.: Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. М.: Дело, 2000. С. 28. <27> См.: Борисова Н. Е. Конституционные основы защиты прав и интересов несовершеннолетних (теория, практика, проблемы совершенствования законодательства): Дис. … докт. юрид. наук. М., 2004. С. 352.

Россия относится к немногим странам современного мира, где защита прав несовершеннолетних, как отрасль социальной политики и социального права, развита крайне слабо, а правосудие по делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция) как самостоятельная подсистема общего правосудия отсутствует. В то же время более чем столетний период функционирования в мире различных моделей ювенальной юстиции, в том числе в дореволюционной России, доказал их эффективность в деле защиты прав и законных интересов детей и молодежи <28>. Опыт регионов России, в частности Ростовской, Саратовской, Волгоградской и Пермской областей, Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярского края, Ханты-Мансийского округа и ряда других регионов, в которых отрабатывались элементы ювенальной юстиции, показал, что к числу перспективных и эффективных ювенальных технологий могут быть отнесены: ——————————— <28> Ювенальная юстиция в России: векторы развития. Интервью с судьей Верховного Суда РФ, заслуженным юристом РФ Т. Г. Линской // http://www. supcourt. ru/.

— ювенальное судопроизводство и введение специализированного института ювенальных судей в рамках системы судов общей юрисдикции; — ювенальная прокуратура и ювенальная адвокатура; — институт социальных работников ювенальной юстиции; — система уполномоченных по правам ребенка на федеральном и региональном уровнях; — мобильная и комплексная социальная работа с детьми и молодежью, оказавшимися в социально опасном положении <29>. ——————————— <29> См.: Резолюция Всероссийской конференции «Ювенальная юстиция. Правовой и образовательный аспект» 14 — 15 января 2005 г., г. Ростов-на-Дону // Всероссийский информационный портал «Ювенальная юстиция в России»: http:// www. juvenilejustice. ru, http:// www. juvenilejustice. ru/ files/ actions/ 53_report. doc.

Системная разобщенность ныне действующих государственных институтов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, не позволяет достичь положительных результатов как в области снижения количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, так и в сфере защиты ребенка от криминальной среды <30>. Только соединение усилий различных государственных органов и структур, а также негосударственных организаций в единое социально-правовое пространство в виде целостной системы ювенальной юстиции позволит решить названные вопросы. ——————————— <30> См.: Борисова Н. К вопросу о концепции российского ювенального права // Право и жизнь. 1999. N 19.

Библиография

Борисова Н. К вопросу о концепции российского ювенального права // Право и жизнь. 1999. N 19. Борисова Н. Е. Конституционные основы защиты прав и интересов несовершеннолетних (теория, практика, проблемы совершенствования законодательства): Дис. … докт. юрид. наук. М., 2004. Борисова Т. Национальный проект «Здоровье»: стратегия и перспективы // Фармацевтический вестник. 2006. 2 мая. Бубон К. В. Темная сторона закона о материнском капитале // Адвокат. 2007. N 5. Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» (изложение) // Парламентская газета. 2006. 2 июня. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник для вузов «Ювенальное право» (под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова) включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2005. —————————————————————— Заряев А. В., Малкова В. Д. Ювенальное право. Воронеж: ВИ МВД России, 2003. Комплекс первоочередных мер по формированию и реализации эффективной политики в области развития человеческого потенциала и защите прав детей в Российской Федерации // Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека: http:// www. sovetpamfilova. ru/ text/ 2362/, 30.03.06. Концепция Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 — 2010 годы // Российская газета. 2007. 2 февр. Пичугина Е. Детские врачи жалуются на «Здоровье» // Московский комсомолец. 2007. 9 февр. Пристанская О. В. Защита детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию. Выступление на секции XIII Международных Рождественских образовательных чтений «Воспитательная роль телевидения в обществе» // Сайт Александра Николаевича Крутова — депутата Государственной Думы России, http:// www. kroutov. ru/ content/ rgs/ rgs12.shtml. Совместное обращение Министра внутренних дел России Рашида Нургалиева и председателя Общественного совета при МВД России, поэта Ильи Резника по поддержке принятия Федерального закона по защите прав несовершеннолетних «О приоритетной защите прав ребенка» // Официальный сайт МВД России: http:// www. mvdinform. ru/ news/ 11675/, 14 июня 2007 г.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *