Генезис истории института лишения родительских прав

(Левушкин А. Н.) («История государства и права», 2011, N 14)

ГЕНЕЗИС ИСТОРИИ ИНСТИТУТА ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ <*>

А. Н. ЛЕВУШКИН

——————————— <*> Levushkin A. N. Genesis of history of the institute of deprivation of parental rights.

Левушкин Анатолий Николаевич, доцент кафедры гражданского права и процесса ГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются отдельные вопросы истории развития института лишения родительских прав. Изучение генезиса развития института лишения родительских прав позволяет выявить особенности развития законодательного регулирования института лишения родительских прав в нашей стране. Изучение исторических документов и нормативно-правовых актов приводит к выводу, что необходимо разработать единообразную практику при лишении родителей родительских прав и выработать единый теоретический подход к основным положениям института лишения родительских прав. Проведенный анализ генезиса истории института лишения родительских прав показывает, что законодательство шло по пути расширения свобод детей и сдерживания родительской власти.

Ключевые слова: дети, родители, генезис истории, лишение родительских прав, обязанности родителей, нарушение прав детей.

In the article is told about some problems of developing history of parental rights deprivation Institution. The study of genesis developing of parental rights deprivation Institution let us reveal the legal regulations developing features of parental rights deprivation Institution in our country. The study of historical documents and normative legal instruments result the necessity to make up an uniform practice in relation to parental rights deprivation so as to work out common conception of functioning of the Institution. The analyses of history genesis of parental rights deprivation Institution has been shown the legislation liked the way of freedom expansion for children but control under parental authority.

Key words: children, parents, history genesis, parental rights deprivation, parental duties, violation of children’s rights.

В последнее время законодатели и авторы различных правовых реформ в странах СНГ и Балтии активно обращаются к опыту зарубежных стран и заимствуют многие новые для них правовые институты. Однако их применение в отечественных условиях не всегда дает положительный результат. Попытки принятия подобных нововведений были и в семейном праве стран СНГ и Балтии, поэтому в данной статье автор хочет сконцентрировать внимание на истории становления и развития некоторых норм семейно-правового регулирования в нашей стране, которые позволяют проследить генезис развития института лишения родительских прав, создавать эффективные меры защиты и гарантии прав и законных интересов личности, а также меры ответственности за их нарушение. В частности, хочется обратиться к институту лишения родительских прав как мере ответственности и способу защиты прав и законных интересов ребенка в семейном праве. Многовековой опыт указывает на необходимость формирования механизма целенаправленной и приоритетной защиты прав ребенка, причем как каждого конкретного ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Действующие меры защиты и ответственности за нарушение прав и законных интересов детей активно изменяются с каждым новым этапом развития общественных отношений, правовой системы, что, в свою очередь, требует их переосмысления. Пристальное внимание правоприменителей к мерам ответственности в семейном праве, а также необходимость обновления семейного законодательства вновь придали серьезное значение изучению института лишения родительских прав, повысили степень актуальности обращения к данной теме. До XVIII в. права родителей понимались как абсолютная власть над детьми. Отношения между родителями и детьми строились на многовековом обычае, по которому родительская власть обладала безоговорочным приоритетом по отношению к интересам детей. Патриархальные традиции поддерживались церковью и одобрялись государством. Так, Соборное уложение предусматривало за убийство детьми родителей смертную казнь, а в противоположном случае тюремное заключение сроком на один год, «но смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити». Детям же строго запрещалось жаловаться на родителей. В «Домострое» есть совет о том, как воспитывать детей, который по жестокости превзошел все законоположения: «Казни сына своего от юности его и покоится тя на старость твою, а дает красоту души твоей. И не ослабляй бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет…». Права родителей охранялись в нравственном смысле и защищались в церковном суде. В компетенцию патриаршего суда входили дела о неповиновении детей родителям. Таким образом, можно сказать, что церковь и государство не только не ограничивали родительскую власть, но и поощряли родительский произвол. Сфера правового регулирования отношений родителей и детей эволюционировала постепенно. Постепенно и последовательно право признавало за детьми правосубъектность, ограничивало абсолютную власть отца, предписывало ему известные обязанности (воспитания, содержания и т. д.), т. е. отношения приобретали юридически двусторонний характер <1>. ——————————— <1> Цатурова М. К. Русское семейное право XVI — XVIII вв. М.: Юрид. лит., 1991. С. 273.

Следует отметить, что государство время от времени предпринимало попытки ограничить родительскую власть. Так, в Судебнике 1550 г. ограничивалось право продажи детей; Петр I уменьшил до 5 лет срок, на который родители могли отдавать детей в наем, запретил родителям без согласия детей отдавать последних в монастырь, потребовал от родителей расписку в том, что дети вступают в брак по собственной воле; Екатерина II в 1775 г. учредила смирительные дома для заключения детей за неповиновение родителям. Но все вышеперечисленные меры часто не выполнялись. Мало изменились отношения между детьми и родителями в XIX — начале XX в. По-прежнему не допускалось рассмотрение жалоб детей на произвол родителей. Так, в ст. 168 главы «О власти родительской» Свода законов Российской империи указывалось, что в личных обидах или оскорблениях от детей на родителей «не приемлется никакого иска, ни гражданским, ни уголовным порядком» <2>. Родителям предоставлялась возможность для исправления детей «строптивых и неповинующихся» употреблять домашние исправительные меры, а при их недостаточности обращаться за помощью к государству и помещать детей в смирительные дома, причем закон не ограничивал родительские права достижением ребенком совершеннолетия. В ст. 167 указанного Свода законов говорилось: «Власть родительская простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различиями и в пределах законов, для сего постановленных» <3>. ——————————— <2> История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю. П. Титова. М.: ТК Велби, 2004. С. 178. <3> Лысова А. З. Гражданско-процессуальные особенности рассмотрения дел о лишении родительских прав. Тверь, 2002. С. 67 — 68.

Прекращалась родительская власть после замужества дочери либо в случае поступления сына на службу или в обучение. Отдельным основанием для прекращения родительских прав было осуждение родителей, когда в качестве наказания применялось лишение всех прав состояния. В данном случае дети не следовали за родителями в ссылку, а родители не лишались родительских прав в современном понимании, так как это обременение не связывалось с противоправным поведением родителей по отношению к своим детям <4>. Родительский произвол ограничивался прямым указанием в законе на то, что «родители не имеют права на жизнь детей и за убийство их судятся и наказываются по уголовным законам». Однако наказание за убийство детей было мягче, чем за убийство родителей <5>. ——————————— <4> Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Издание бр. Башмаковых, 1911. С. 54. <5> Лысова А. З. История развития института лишения родительских прав в России // Ученые записки МГПИ. Вып. 3. Мурманск: МГПИ, 2002. С. 21.

Исходя из такого правового регулирования отношений между родителями и детьми, можно сказать, что правовая наука в то время хотя и не отрицала необходимость существования этих норм, но указывала на приоритет морали над правом. Д. И. Мейер, в частности, писал: «Законы физиологии и законы нравственности определяют отношения между родителями и детьми… но так как отношения между родителями и детьми представляют и внешнюю сторону, а все внешние отношения поддаются юридическим определениям, то законодательство считает своей обязанностью регламентировать их, тем более что хотя и редко, но встречаются случаи, когда законы физиологии и законы нравственности не обеспечивают достаточно надлежащие отношения между родителями и детьми». Задачей правового регулирования отношений между родителями и детьми Д. И. Мейер считал установление права родительской власти не как господства, аналогичного господству над вещами, а как господства, направленного на благо подвластных. Анализ законодательства XIX — начала XX в. позволяет говорить о том, что родительские права более походили на права собственника в отношении вещи. Государство, отказывая в защите интересов детей, заботилось об укреплении родительской власти и не считало возможным разрешать конфликты с помощью суда. Так, А. Боровиковский отмечал, что заниматься разрешением споров о детях так же бессмысленно, как решать «…например, спорные вопросы этики при помощи аршина». В то же время уже в XIX в. в литературе поднимался вопрос о крайне неравноправном положении детей и родителей и о необходимости ограничения родительской власти. Тем не менее до 1917 г. существенных изменений в российское законодательство внесено не было, хотя в Европе законы о защите детей, подвергавшихся дурному обращению, стали появляться начиная с 1889 г.: во Франции — в 1889 г., Англии — в 1891 — 1908 гг., Германии — в 1896 г., в Швейцарии — в 1907 г. <6>. ——————————— <6> Спирина Т. П. Становление и развитие института лишения родительских прав в российском законодательстве // Интернет-журнал «Студиум». N 2 (7) 2007. URL: http://www. sarki. ru/studium/publ2/spirina. pdf.

Ликвидация института абсолютной родительской власти произошла только после революции 1917 г. В этот период государство поставило перед собой задачу нормативного разрешения вопросов, связанных с воспитанием детей. Согласно ст. 153 Кодекса законов об актах гражданского состояния, браке, семье и опеке 1918 г., «родительские права осуществляются исключительно в интересах детей, и при неправомерном их осуществлении суду предоставляется право лишить родителей этих прав» <7>. В данном Кодексе была установлена судебная процедура лишения родительских прав. Впервые в законе появилась ссылка на интересы ребенка, хотя законодатель не указывал на конкретные основания для применения такой меры. Не было указания и на круг лиц, имевших право подавать в суд подобный иск, — по смыслу закона с подобным иском в суд могло обратиться любое лицо. ——————————— <7> Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (принят ВЦИК 16.09.1918) // СУ РСФСР. 1918. N 76 — 77. Ст. 818.

В Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. лишение родительских прав также связывалось с нарушением родителями интересов детей (ст. 33) <8>, однако здесь впервые упоминается об отобрании детей. По всей видимости, в тот период законодатель не проводил разграничения между лишением родительских прав и отобранием детей; последнее рассматривалось как последствие лишения родительских прав. Статья 46 данного Кодекса в качестве оснований для отобрания детей устанавливала невыполнение родителями своих обязанностей, неправомерное осуществление ими своих прав, жестокое обращение с детьми. О круге лиц, имевших право возбуждать в суде дела о лишении родительских прав, не говорилось ничего. Позднее в 1935 г. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» такое право было предоставлено органам Наркомпроса. ——————————— <8> Постановление ВЦИК от 19.11.1926 «О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке» (вместе с Кодексом) // СУ РСФСР. 1926. N 82. Ст. 612.

В тот период лишение родительских прав было возможно и в порядке уголовного судопроизводства. В соответствии с Уголовным кодексом РСФСР 1926 г. эта мера применялась в качестве дополнительного наказания и носила срочный характер. Если суд устанавливал, что осужденный злоупотреблял родительскими правами, то в случае осуждения к лишению свободы лишение родительских прав распространялось на все время отбывания наказания и на срок, назначенный судом, который не мог быть выше 5 лет (ст. 32) <9>. ——————————— <9> Постановление ВЦИК от 22.11.1926 «О введении в действие Уголовного кодекса Р. С.Ф. С.Р. редакции 1926 г. (вместе с Уголовным кодексом Р. С.Ф. С.Р.)» // СУ РСФСР. 1926. N 80. Ст. 600.

В 20-е годы XX в. впервые был принят международный документ о правах детей. На 5-й сессии Лиги наций 26 сентября 1924 г. была принята Женевская декларация прав ребенка. Ее принятием ознаменовалось начало международного правового регулирования прав ребенка, хотя этот акт и не имел существенного влияния на положения советского законодательства. Следующим таким актом стала принятая Генеральной Ассамблеей ООН Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г., которая закрепила основополагающие права ребенка на защиту, благоприятные условия для развития, право на имя и гражданство, возможность пользоваться благами социального обеспечения, получать образование, право расти и воспитываться в семье и некоторые другие. Данная Декларация также не нашла отражения в законодательных актах СССР и союзных республик. Новый этап развития в СССР института лишения родительских прав связан с принятием Основ законодательства СССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. и созданного на их основе Кодекса законов о браке и семье РСФСР 1969 г. Последний впервые выделял права и обязанности родителей в отдельную главу. К названным в Кодексе 1926 г. основаниям лишения родительских прав добавились вредное влияние на детей аморального, антиобщественного поведения родителей, заболевание хроническим алкоголизмом или наркоманией (ст. 59 Кодекса законов о браке и семье РСФСР 1969 г.), а также определен круг лиц, имеющих право подавать заявление о лишении родительских прав: прокурор, один из родителей или опекун ребенка, государственные и общественные организации (ст. 59) <10>. ——————————— <10> Закон РСФСР от 30.07.1969 «Об утверждении Кодекса о браке и семье РСФСР» (вместе с Кодексом о браке и семье РСФСР) // Ведомости ВС РСФСР. 1969. N 32. Ст. 1086.

В связи с определением законодателем в качестве лиц, имевших право подать в суд заявление о лишении родительских прав, государственных и общественных организаций в науке семейного права обсуждался вопрос о круге данных организаций. Часть исследователей выступала за сужение круга заявителей, ограничив его организациями и органами, в компетенцию которых входит охрана прав и интересов несовершеннолетних <11>, часть — за предоставление права обращения с иском домовым комитетам, товарищеским судам, профсоюзным органам и т. п. <12>. В судебной практике возобладала первая точка зрения, что подтверждалось разъяснениями Пленума Верховного Суда СССР. (В дальнейшем эта позиция нашла отражение в ст. 70 Семейного кодекса РФ 1995 г.) Кодекс 1969 г. ввел обязательное участие прокурора при рассмотрении данной категории дел. Кроме этого, впервые была предусмотрена возможность выселения родителя, лишенного родительских прав, из жилого помещения, в котором он проживал вместе с ребенком. На момент принятия Кодекса 1969 г. жилищное законодательство не содержало соответствующей нормы. Этот пробел был устранен с принятием Основ жилищного законодательства СССР и союзных республик и Жилищного кодекса РСФСР. ——————————— <11> Кострова Н. М. Участники процесса в судопроизводстве по семейным делам // Советская юстиция. 1980. N 19. С. 37. <12> Андреева И. Процессуальные вопросы рассмотрения дела воспитания детей // Советская юстиция. 1977. N 24. С. 25.

Итак, в исследуемый период лишение родительских прав в РСФСР применялось только в порядке гражданского судопроизводства, в Уголовном кодексе такой вид наказания не предусматривался, хотя в ряде союзных республик лишение родительских прав продолжало применяться и в качестве дополнительного наказания в уголовном судопроизводстве. С принятием Кодекса законов о браке и семье РСФСР 1969 г. вопросы правоотношений между детьми и родителями приобрели определенную ясность, но права ребенка вплоть до 90-х годов XX в. регулировались в основном через призму обязанностей родителей. Хотя СССР ратифицировал ряд конвенций и одобрил несколько деклараций, затрагивавших права ребенка, реально данные международно-правовые акты стали применяться только в постсоветской России. Российская Федерация как часть мирового сообщества признает и гарантирует права и свободы, свойственные цивилизованному обществу, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. <13>, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах <14> 1966 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1976 г., Конвенцией о правах ребенка 1989 г. <15>, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. На основе этих документов в новом Семейном кодексе РФ <16> появилась отдельная глава, посвященная правам ребенка. ——————————— <13> Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. 05.04.1995. <14> Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. N 17. Ст. 291. <15> Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 7 ноября 1990 г. N 45. Ст. 955. <16> Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (с изм. и доп. на 01.09.2008) // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. N 1. Ст. 16.

С изменением законодательства институт лишения родительских прав приобрел несколько иную форму. Таким образом, законодательство шло по пути расширения свобод детей и сдерживания родительской власти. Современное семейное законодательство существенно расширило систему «сдержек и противовесов» реализации фактической родительской власти, уточнив статус родителей и введя новеллу «Права несовершеннолетних детей».

——————————————————————