Социально-экономические меры профилактики антисоциального поведения несовершеннолетних

(Ханова З. Р.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2013, N 5) Текст документа

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ АНТИСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

З. Р. ХАНОВА

Ханова Заира Реймановна, доцент кафедры «Уголовное право», ДГИНХ, кандидат юридических наук.

Данная статья посвящена преступности несовершеннолетних и некоторым социально-экономическим мерам ее предупреждения.

Ключевые слова: преступление, несовершеннолетний, право, семья, общество.

Social-economics measures of prophylactics of antisocial behavior of minors Z. R. Khanova

Khanova Zarina Rejmanovna, candidate of jurisprudence, assistant professor of the Chair «Criminal Law» at the Dagestan State Institute of People’s Economy.

This article is devoted to crime of minors and some social and economic measures of its prevention.

Key words: crime, minor, law, family, society.

Наиболее важной обязанностью государства является социальная защита подрастающего поколения. Данная деятельность должна иметь соответствующую правовую базу. И поэтому в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних существенное значение имеет федеральная социальная политика государства. Специфика социально-экономической ситуации в России и ее неблагоприятные последствия для положения подрастающего поколения предопределили основную направленность законодательной деятельности государства по защите и укреплению прав несовершеннолетних, в том числе на социальное обеспечение, медицинское обслуживание и отдых, образование, защиту прав и интересов детей в гражданском, уголовном, трудовом и административном законодательстве. В профилактике преступлений против несовершеннолетних существенное значение имеет федеральная социальная политика государства и система защиты детства. Это «основанная на законе совокупность социальных, правовых, воспитательных, организационных, технических средств и мер наилучшего обеспечения прав и законных интересов ребенка, охраны его от посягательств со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов, а также его собственной семьи, включая и охрану ребенка от вовлечения в преступную или иную деятельность» <1>. ——————————— <1> См.: Антюфеева О. С. Защита прав ребенка в системе мер профилактики преступности несовершеннолетних (криминологический и правовой аспекты): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 13.

Социальной политике государства в отношении несовершеннолетних нужна эффективная правовая база. В последние годы принят ряд нормативных актов по защите детства, при использовании и внедрении в жизнь которых можно обеспечить нормальные условия развития, образования и воспитания подрастающего поколения. Законодательные акты по защите детства следуют мировым международным документам. Реформа образования в Российской Федерации, начавшаяся сравнительно недавно, еще не дала ощутимых результатов. В связи с этим жизнь «среднего» российского ребенка характеризуется относительно большим количеством свободного времени. Однако во время существования СССР ребенку можно было потратить его на участие в бесплатных детских и юношеских секциях, кружках и т. п. В последнее время идет возрождение сети досуговых учреждений для молодежи, но престижные и интересные занятия являются платными и не для всех доступными (например, танцы, аэробика, компьютерные игры). В связи с этим подросток соглашается на любую помощь взрослому (отнести сверток неизвестного содержимого, помочь открыть квартиру «знакомого» через балкон или форточку и т. д.) ради часа интересной игры, общения с помощью сети Интернет или получения материального вознаграждения. Необходимо особо контролировать влияние родителей на несовершеннолетнего, ведь именно в семье подросток получает основное воспитание. Должен осуществляться учет взрослых лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и морально разлагающих ребенка. Нужно отказаться от системы вынесения устных предупреждений, вести разъяснительную и профилактическую работу в семьях группы риска, однажды попавших в поле зрения милиции, а также ее отдельных структурных подразделений. Некоторые ученые <2> считают необходимым создание специальных судов для несовершеннолетних (ювенальной юстиции) в целях рассмотрения дел с участием несовершеннолетних с тщательным выяснением мотивов совершенного правонарушения и индивидуальным назначением наказания для достижения воспитательной и исправительной целей ответственности. Необходимо увеличение числа специальных воспитательных учреждений для подростков, в том числе и тех, где они отбывают наказание, повышение эффективности обеспечения прав несовершеннолетних, потерпевших со стороны правоохранительных органов. ——————————— <2> См.: Мельникова Э. Б. Правосудие по делам несовершеннолетних. Истоки и современность. М., 1990; Ведерникова О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы // Российская юстиция. 2000. N 7. С. 51 — 52; Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Российская юстиция. 2000. N 10. С. 22 — 23.

Особого внимания требуют несовершеннолетние, отбывающие наказание за совершение преступлений в воспитательной колонии. В последние годы колонии для несовершеннолетних переданы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. В каждой воспитательной колонии работает школа, все дети соответствующего возраста имеют доступ к образованию того или иного уровня. В целом на практике гуманизирован порядок отбывания наказаний, расширен контроль за деятельностью воспитательных колоний со стороны органов местного самоуправления и управомоченных ими лиц, депутатов и общественности. Представители организаций и общественности могут встречаться с осужденными, принимать участие в рассмотрении жалоб, знакомиться с необходимой документацией. К воспитательной работе привлекаются родители. В 1997 г. Правительством Российской Федерации утверждено Примерное положение о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы. Так, при Кизилюртовской воспитательной колонии <3> с 1991 г. действует попечительский совет, куда входят на спонсорских началах предприятия, организации, учреждения культуры, науки, духовенство. Кизилюртовская воспитательная колония практикует привлечение родственников осужденных к проведению воспитательной работы. Созданы родительские комитеты. Особо значимой является проблема участия общественности в работе пенитенциарной системы по ресоциализации осужденных к лишению свободы несовершеннолетних. ——————————— <3> См.: Для оказания помощи администрации Кизилюртовской воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, их трудового и бытового устройства решением Правительства РД образован попечительский совет, а также разработан и утвержден план его работы.

Известно, что российское законодательство, в отличие от зарубежных стран, не поощряет благотворительность. Поэтому следует согласиться с мнением Е. Примакова о необходимости внести определенные коррективы в нормативные акты и разрешить предприятиям относить хотя бы часть доходов, потраченных на благотворительные цели, к затратам, не облагаемым налогами. В России еще 100 лет назад было нормой и моральное поощрение участников благотворительных акций. Введение специальных государственных наград за благотворительную деятельность весьма актуально и социально значимо для России и сегодня <4>. ——————————— <4> См.: Примаков Е. Власть и бизнес: ответственность друг перед другом // Российская газета. N 260. 2003. 26 декабря. С. 3.

В последние 15 лет в деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа произошли серьезные изменения, позволившие обеспечить гуманизацию учебно-воспитательного процесса. Реабилитационная работа с воспитанниками в учреждениях закрытого типа строится с учетом современных требований, содержащихся в основных международных документах по вопросам предупреждения преступности несовершеннолетних и защиты прав несовершеннолетних в закрытых учреждениях и предусматривающих переход от административно-карательных мер к всесторонней психолого-медико-педагогической реабилитации и социально-правовой поддержке детей и подростков. Учебно-воспитательные учреждения обеспечивают условия для реализации права на образование несовершеннолетних, которые не хотят или не могут обучаться в «традиционных» образовательных учреждениях, дают возможность «трудным» подросткам адаптироваться в жизни. Особая роль в преодолении школьной и социальной дезадаптации несовершеннолетних и предупреждении подростковой преступности отводится специальным и учебно-воспитательным учреждениям открытого типа. В их работе используются разноуровневые образовательные программы, позволяющие обеспечить общеобразовательную подготовку, профессиональную ориентацию и социально-трудовую адаптацию несовершеннолетних, их подготовку к самостоятельной жизни в обществе. Значительное место в организации воспитательной и реабилитационной работы с несовершеннолетними занимает внеурочная деятельность, обеспечивающая условия для содержательного досуга и отдыха, в том числе в летний период. Указанная деятельность включает занятия в кружках, клубах по интересам, спортивных секциях, организацию и проведение конкурсов, экскурсий, туристических походов, других массовых мероприятий различной направленности. Большое внимание уделяется гражданскому и военно-патриотическому воспитанию, подготовке юношей к службе в армии <5>. ——————————— <5> См.: приложение к Федеральному закону от 10.04.2000. Федеральная программа развития образования // Официальные документы в образовании. 2000. N 8. С. 34.

Одним из важнейших направлений борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних является обеспечение социальной адаптации подростков, которые вернулись из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательных колоний. Справиться с этой проблемой не удается многие годы прежде всего в силу того, что среди покидающих эти учреждения почти половина — сироты и несовершеннолетние, лишившиеся родительского попечения, которых никто не ждет, многим негде жить, не на что существовать. Важно на муниципальном уровне изыскать все необходимые возможности для создания специальных центров социальной адаптации для выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательных колоний, утративших родственные и семейные связи. Таким образом, в борьбе с преступностью несовершеннолетних особый акцент делается на ее предупреждение, а в нем — на оказание социальной помощи несовершеннолетним.

Литература

1. Антюфеева О. С. Защита прав ребенка в системе мер профилактики преступности несовершеннолетних (криминологический и правовой аспекты): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 2. Мельникова Э. Б. Правосудие по делам несовершеннолетних. Истоки и современность. М., 1990; Ведерникова О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы // Российская юстиция. 2000. N 7. С. 51 — 52; Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Российская юстиция. 2000. N 10. 3. Примаков Е. Власть и бизнес: ответственность друг перед другом // Российская газета. N 260. 2003. 26 декабря. С. 3. 4. Приложение к Федеральному закону от 10.04.2000. Федеральная программа развития образования // Официальные документы в образовании. 2000. N 8. С. 34.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *