Девиантное поведение среди воспитанников и бывших воспитанников детских домов: опыт социологического анализа

(Таланов С. Л., Грибова Е. Н., Данилова О. В.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2011, N 5) Текст документа

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СРЕДИ ВОСПИТАННИКОВ И БЫВШИХ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

С. Л. ТАЛАНОВ, Е. Н. ГРИБОВА, О. В. ДАНИЛОВА

Таланов С. Л., доцент кафедры политологии и социологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, кандидат социологических наук.

Грибова Е. Н., доцент кафедры математики Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, филиал в г. Рыбинске, кандидат технических наук.

Данилова О. В., доцент кафедры математики Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, филиал в г. Рыбинске, кандидат физико-математических наук.

В настоящее время все большее число исследователей склоняются к мысли, что детские дома и школы-интернаты не справляются со своими основными функциями. Их бывшие воспитанники, как правило, не социализированы, значительная часть из них привлекаются к уголовной и административной ответственности. Кроме того, около 9 — 10 бывших воспитанников детских домов заканчивают свою жизнь самоубийством <1>. ——————————— <1> См.: Таланов С. Л. Делинквентное поведение среди бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов // Ярославский педагогический вестник. 2011. N 1. Т. I (Гуманитарные науки). С. 122 — 125.

Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что ситуация за последние годы принципиально не меняется (табл. 1), необходимо продолжать выработку предложений и рекомендаций для детских домов, направленных на создание условий для успешной адаптации и социализации воспитанников. Для решения данной задачи мы провели ряд социологических исследований на территориях Ярославской, Костромской, Ивановской областей. В ЦФО 18 субъектов Федерации, Ярославская область по основным социально-экономическим показателям занимает третье место после таких субъектов, как г. Москва и Московская область. Костромскую и Ивановскую области выбрали для исследования, так как данные регионы являются типичными в ЦФО и значительно уступают по ряду социально-экономических показателей Ярославской области.

Таблица 1. Бывшие воспитанники детских домов, совершившие преступления, административные правонарушения и покончившие жизнь самоубийством в течение пяти лет после окончания детского дома (%, данные по Ярославской, Костромской, Ивановской областям)

Вид девиантного поведения Год

2007 2008 2009 2010

Привлечены к административной 71 70 71 76 ответственности, %

Осуждены за преступления, % 46 49 54 47

Покончили жизнь самоубийством, % 11 15 11 10

Эмпирическая база исследования

Разностороннему исследованию подлежали следующие объекты: — воспитанники детских домов Ярославской, Костромской, Ивановской областей, судимые за кражи в 2005 — 2010 гг. (анкетирование, n = 837); — несудимые воспитанники детских домов (глубинное интервью, n = 23); — позиционные эксперты, в качестве которых выступили сотрудники правоохранительных органов (n = 46); — воспитатели детских домов (n = 24). Кроме того, эмпирическую базу составили результаты вторичного анализа исследований общественного мнения (Фонд «Общественное мнение», «Левада-Центр» и т. д.). Основные гипотезы исследования: 1. Девиантное поведение среди воспитанников детских домов возникает вследствие доминирующей гиперпротекции. 2. За последние годы в силу разных причин и факторов (экономический кризис, девальвация образования и т. д.) в детских домах на должностях воспитателей оказалось много случайных людей, в результате чего детские дома не способны выполнять основную свою функцию — социализации. Что приводит к росту преступлений и самоубийств среди воспитанников детских домов. 3. Одной из причин девиантного поведения является неумение воспитанников правильно организовать свое свободное время.

Основные результаты

Агентами первичной социализации, как правило, являются родители и друзья, но это, так сказать, в классическом виде. Для определенной части подрастающего поколения, к сожалению, семья — это достаточно абстрактное явление. Воспитанники в детских домах усваивают ценности, нормы, образцы поведения через воспитателей. Данные агенты первичной социализации конечно же не являются единственным источником информации (есть еще СМИ и т. д.), но, безусловно, имеют решающее значение в процессе первичной социализации воспитанников детских домов. Значительная часть воспитанников детских домов знают своих родителей, так как попали в детский дом в возрасте от 6 до 12 лет. Наше исследование показывает, что в основном данная категория воспитанников чаще всего стремится сбежать из детского дома. Причем с возрастом количество побегов увеличивается. Те подростки, которые никогда не видели своих родителей, меньше склонны к побегам и меньше имеют нареканий со стороны администрации детских домов. Не случайно позиционные эксперты предлагают лишать родителей родительских прав как можно раньше, пока ребенку не исполнилось год или два года. В ходе опроса выяснилось, что девиантные дети объединяются в группы, в которых выделяется сильный лидер — старший подросток с отрицательными чертами характера. Эксперты отмечают, что у воспитанников не сформированы навыки общения, они жестоки и грубы по отношению к сверстникам, происходит подавление и унижение более слабых. Наблюдается конфликтность и неустойчивость взаимоотношений и симпатий. Воспитанники «часто ругаются между собой, дерутся, но держатся вместе». К взрослым испытывают недоверие, характеризуются чрезмерной потребностью в руководстве. На вопрос о досуге воспитанников все эксперты ответили, что в свободное время дети под руководством воспитателей посещают секции и кружки, но многие отказываются от любых мероприятий. Без постоянного контроля воспитанники не умеют организовать свое свободное время, уходят из детского дома, бесцельно гуляют по улицам, распивают спиртные напитки, нарушают общественный порядок, воруют. Таким образом, подтверждена гипотеза о том, что неумение сирот организовать досуг является одной из причин отклоняющегося поведения. Среди социально-педагогических работ, которые проводятся с девиантными детьми и подростками, эксперты назвали следующие: — изучение личных дел воспитанников, ведение карт учета; — вовлечение детей в общественную деятельность, проведение занятий в кружках и секциях, трудоустройство; — организация бесед и консультаций с психологами, наркологами, инспекторами по делам несовершеннолетних. С целью профилактики девиантного поведения экспертами предпринимаются следующие меры: — сбор сведений о каждом ребенке, проведение диагностики; — проведение занятий по семейному, эстетическому и патриотическому воспитанию; — организация досуга и отдыха детей: проведение праздников, туристических слетов, экскурсий; — развитие коммуникативных навыков: проведение тренингов для развития межличностных отношений, мероприятий для сплочения детского коллектива; — организация внеклассных занятий, различного рода кружков и секций; — работа с семьей: социальная диагностика, выявление потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений, проведение родительских собраний. Говоря о дальнейшей судьбе девиантов, все без исключения эксперты отмечают высокую вероятность того, что без должной профилактики и контроля воспитанники детского дома окажутся в местах лишения свободы. Многие выпускники детского дома остаются социально дезадаптированными и не могут создать полноценные семьи, так как они не приспособлены к быту и не могут самостоятельно принимать решения. Прослеживается совершенно четкая зависимость между количеством привлеченных к уголовной ответственности и уровнем образования: доля осужденных среди бывших воспитанников детских домов уменьшается неуклонно с ростом их уровня образования. Такая же тенденция прослеживается при анализе самоубийств и административных правонарушений. Такое положение вещей вполне объяснимо более широким кругом духовных потребностей, интересов у людей образованных, с высшей квалификацией. Высшее образование бывшим воспитанникам детских домов обеспечивает им более высокий социальный статус и большие возможности в жизни. По результатам интервью с воспитанниками детского дома, выяснилось, что в целом им нравится в детдоме, но, говоря об отношениях с воспитателями, 33% детей указывают на то, что те навязывают им свое мнение и многое запрещают. Также отмечено, что сироты не испытывают доверия к воспитателям, а возникающие проблемы чаще всего решают самостоятельно или советуются с друзьями. Это свидетельствует о недостаточной психолого-педагогической подготовленности специалистов, работающих с детьми. На вопрос: «Хотели бы вы жить в патронатной семье?» — ответы респондентов распределились так (n = 837, в % от общего числа опрошенных): — нет, у меня есть родители (лишены родительских прав), хочу вернуться к ним — 47%; — хочу, чтобы меня усыновили (удочерили), — 13%; — мне нравится в детском доме — 23%; — не знаю — 9%. Как видно из данных, проблему только за счет патронатных семей не решить. Да и не найдется столько желающих, чтобы усыновить и удочерить всех воспитанников детских домов, которые хотят этого.

Основные направления решения задачи

Мы разработали социально-адаптационную систему (САС). С помощью разработанной нами САС можно построить конкретные прогнозы развития (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный) для любого детского дома в РФ. При этом отдаем себе отчет в том, что для строго научного прогноза необходимы кроме экстраполяции данных, опросов экспертов и иные прогностические методы и модели. Тем не менее предпринятая попытка экстраполяции полученных данных может быть основой для построения некоторых элементов исходной прогностической модели. При разработке модели мы учитывали основные каналы социализации и факторы, оказывающие влияние на формирование личности <2>. Импульсная модель социально-адаптационной системы для детских домов включает 13 основных параметров: ——————————— <2> См.: Таланов С. Л. Факторы формирования девиантной личности преступника // Человек и вселенная. 2003. N 8(29). С. 105 — 111.

1) A. — Коллектив, друзья, воспитанники, с которыми непосредственно происходит постоянное общение. 2) B. — Социальный статус. Ступень социальной иерархии, на которой оказывается воспитанник детского дома после выпуска. 3) C. — Материальное состояние. Квартира после окончания детского дома и т. д. 4) D. — Психическое здоровье. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. 5) E. — Физическое здоровье. Понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний. 6) F. — Усвоение программы обучения. 7) G. — Программа обучения в детском доме. 8) H. — Коррупция. То есть использование должностным лицом своих полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. 9) I. — Профессионализм педагогов, т. е. особое свойство людей системно, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. 10) J. — СМИ. Печатные издания (газеты, журналы), электронные СМИ (телевидение, радио, Интернет). 11) K. — Содержание в детских домах (питание, обеспечение одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия и др.). 12) L. — Ответственность педагогов, т. е. субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. 13) M. — Ущемление личности (ограничение свободы и возможности выбора и т. д.).

Схема 1. Импульсная модель социально-адаптационной системы для детских домов

Социальный статус < Материальное < Физическое здоровье < воспитанника после состояние у бывшего воспитанника выхода из детского дома воспитанника

/\ Психическое здоровье воспитанника Друзья \/ \/ \/ \/ \/ /\ /\ Коррупция в СМИ > Детский < детском доме дом \/ \/

Ущемление > < Программа обучения личности /\ /\ /\ /\ в детском доме

/\ \/

Ответственность Содержание в педагогов детских домах

/\ Усвоение программы Профессионализм обучения воспитанником < педагогов <

Проблема состояла в математической обработке данных. Необходимо было задать определенное число для всех основных 13 параметров. Если, например, с содержанием воспитанников в детских домах все в принципе ясно, так как все прописано в нормативно-правовых актах <3>. И эти данные всем известны. То как оценить в цифрах усвоение программы обучения воспитанниками или ущемление личности? Было решено ранжировать все параметры, которые не имеют числового выражения. Так, коррупция: 10 — это высокий уровень коррупции, 1 — соответственно низкий. Ранги брались из экспертного опроса и анализа уголовных дел в данном регионе (по детским домам). ——————————— <3> См.: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Санитарные правила. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. СП 2.4.990-00. Минздрав России. М., 2001.

Апробацию социально-адаптационной системы осуществили в 72-м детском доме в г. Рыбинске Ярославской области. Данный детский дом был выбран не случайно. Он по основным показателям (количество воспитанников, материальной базе и т. д.) является наиболее типичным детским домом в регионе. Всего в области 25 детских домов и школ-интернатов. Как видно из наших расчетов, прогнозы для детских домов Ярославской области неутешительны. И основная проблема связана прежде всего с кадрами. Причем данные показывают, что только увеличением зарплат ситуацию с кадрами не улучшить. В последние годы многие исследователи (социологи, криминологи и т. д.), занимающиеся правонарушениями воспитанников из детских домов, вынуждены констатировать все ослабляющуюся роль педагогов в формировании убеждений и правил поведения учащихся. Рассмотрим взаимоотношения между педагогами и несовершеннолетними делинквентами, полагая, что эти взаимоотношения могут и должны быть институтом неформального социального контроля. На адресованный несовершеннолетним правонарушителям вопрос: «На кого из своих педагогов Вы хотели бы быть похожими»? — получены следующие ответы (табл. 2), считая, что этот вопрос вместо традиционного для исследования вопроса об отношениях будет более информативным.

Таблица 2. Установка несовершеннолетних делинквентов на педагогов как на объект подражания (в % от числа ответивших)

Желали бы быть Судимые n = 837 похожими Мальчики Девочки n = 423 n = 414

На педагога-мужчину 32 39

На педагога-женщину 14 24

Не хотели бы быть 46 26 похожими на своих педагогов

Нет ответа 8 11

Как видно из таблицы 2, в настоящее время авторитет педагогов в некоторых детских домах достаточно низок. Целесообразно ввести при трудоустройстве в детские дома и школы-интернаты проверку не только в нарко — и психдиспансере, но и проверку на полиграфе (детекторе лжи). Это необходимо закрепить на законодательном уровне. В связи с чем предлагаем внести в Трудовой кодекс РФ соответствующие поправки. Работникам отделов кадров в школах, детских домах, школах-интернатах в обязательном порядке делать запросы в управления внутренних дел на вновь поступающих на работу. Целесообразно было бы проверить и всех работающих в этих учреждениях.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *