Проблемы формирования понятия договора о воспитании детей

(Звенигородская Н. Ф.) ("Семейное и жилищное право", 2012, N 1) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ДОГОВОРА О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ <*>

Н. Ф. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ

-------------------------------- <*> Zvenigorodskaya N. F. Problems of formation of concept of contract on childrearing.

Звенигородская Наталья Федоровна, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Крестьянского государственного университета им. Кирилла и Мефодия, кандидат юридических наук, доцент.

В статье автор рассматривает договор о воспитании детей как семейно-правовую сделку, как договорное обязательство, как относительное семейное правоотношение. Комплексный подход к исследованию семейно-правового договора позволил сформулировать определение понятия договора о воспитании детей и выявить его общие и особенные черты.

Ключевые слова: договоры о детях, родительские договоры, договор о воспитании детей, сделка в семейном праве.

The author considers the agreement on child rearing as a family and legal transaction as a contractual obligation, as the relative marital relations. An integrated approach to the study of family-law contract allowed to formulate a definition of a treaty on child rearing and to reveal its general and special features.

Key words: contracts on children, parenting contracts, parenting contract, a deal in family law.

Определив место каждого договора в системе семейно-правовых обязательств, мы установили, что договоры о месте жительства детей и об осуществлении родительских прав входят в одну группу личных неимущественных обязательств в семье, относятся к одному виду договорных семейных обязательств - родительским, объединяются и являются их подвидом - родительскими договорными обязательствами по осуществлению родительских прав. Они называются договорами о детях, являются его разновидностью - договорами о воспитании детей. Общими признаками этих договоров о воспитании детей являются: опосредование личных неимущественных отношений в семье, общее основание возникновения и общий субъектный состав семейных правоотношений, которые они регулируют. Понятия "договоры о детях" и "договоры о воспитании детей" соотносятся как общее и частное. Это означает, что понятие "договоры о детях" более широкое, чем понятие "договоры о воспитании детей". Договор о месте жительства ребенка и договор об осуществлении родительских прав всегда есть договоры о воспитании детей, но не каждый договор о детях есть договор о воспитании детей, примером чему является алиментное соглашение. Соглашением между родителями определяется порядок осуществления родительских прав (права на общение с ребенком, на воспитание ребенка, на защиту его прав и интересов) родителем, проживающим отдельно от ребенка. В договоре стороны решают вопросы, касающиеся форм, места встреч (это может быть нейтральная территория, место жительства отдельно проживающего родителя или бабушки с дедушкой), их частоты, времени встреч (будни, выходные, праздники, каникулы), продолжительности общения ребенка с родителем, проживающим отдельно от него, а также другие вопросы его участия в воспитании ребенка. "Государство в ряде случаев декларирует общие положения относительно организации семейной жизни и одновременно признает правовые последствия за волеизъявлениями самих членов семьи. Принятие на основе свободного усмотрения, но в рамках действующих правовых норм волевых решений участников конкретных семейных правоотношений, исполнение которых гарантируется принудительной силой государства, и составляет сущность семейно-правовой саморегуляции как одной из форм индивидуального правового регулирования" <1>. Актом саморегуляции является семейно-правовой договор о воспитании детей. Высказано мнение, что это соглашение родителей представляет собой организационно-правовое средство, используемое родителями в целях упорядочения своих отношений по совместному воспитанию ребенка, в результате его заключения у родителей не появляется новых прав и обязанностей по отношению друг к другу, а возникающее организационно-правовое отношение является одним из элементов существующих семейных отношений родитель - ребенок и родитель - родитель <2>. Но такое понятие договора не отражает отличий от порядка осуществления родительских прав, установленных судом по требованию родителей (одного из них) или результата разрешения органом опеки разногласий между родителями по поводу воспитания и образования детей. И если в первом случае родители обязаны подчиниться решению суда, то решение органа опеки для них носит лишь рекомендательный характер и механизма принуждения не влечет. -------------------------------- <1> Толстой Р. В. Правовое саморегулирование в области семейных отношений // Семейное и жилищное право. 2009. N 4; СПС "КонсультантПлюс". <2> Темникова Н. А. Защита личных прав ребенка по семейному праву России: Учеб. пособие. Омск: Изд-во АНО ВПО "Омский экономический институт", 2010. С. 120.

Действительно, семейный закон предписывает права и обязанности родителей содержать, воспитывать, защищать права и интересы своих детей, обязанность не препятствовать общению ребенка с другим родителем. Однако, за исключением обязанности алиментирования, они носят общий, неопределенный характер, и конкретного юридического содержания они не имеют. Да и в законе конкретизировать обязанность по воспитанию в связи с его многогранностью и многообразием ситуаций его осуществления объективно невозможно. Глагол "воспитать" в русском языке означает вырастить ребенка, воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения <3>. "Воспитание - понятие такое общее, что юридическое содержание его теряется: нередко одно пребывание дитяти при родителях выдается за воспитание, и юридически против этого нечего возразить, потому что, пожалуй, и это также воспитание" <4>. Таким образом, договор о воспитании детей, являясь актом саморегуляции, средством упорядочения, организации семейных отношений, наполняет юридическим содержанием установленные законом личные обязанности родителей в отношении своих детей и взаимные права и обязанности родителей в отношении друг друга. При этом родители по своему усмотрению конкретизируют свои законные родительские права и обязанности и устанавливают производные от них договорные с учетом императивных ограничений для их осуществления. Степень свободного усмотрения сторон договора в сравнении с гражданско-правовой свободой значительно сужена, поскольку требуется при договорном регулировании отношений соблюсти принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних. По принципу цепной реакции могут моделироваться договорные взаимные права и обязанности родителей, поскольку они добровольно принимают на себя права и обязанности в отношении ребенка, направленные на обеспечение интересов ребенка. Например, закон устанавливает право отдельно проживающего родителя на получение информации о своем ребенке из воспитательного и других учреждений, реализуемое во внешних правоотношениях с этим учреждением, а договор может устанавливать право другого родителя на получение этой информации от него, или вообще взаимные права и обязанности родителей, обеспечивающие получение информации о ребенке друг от друга, которые реализуются во внутреннем правоотношении между родителями, где они взаимно становятся обязанными и управомоченным лицами. Это не следует смешивать с обязанностями родителей заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, которые реализуются в правоотношении между ребенком и каждым из родителей. -------------------------------- <3> Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 95. <4> Мейер Д. И. Русское гражданское право. Т. 2. М., 1997. С. 351 (публ. по изд. 1902 г.). Цит. по: Тарусина Н. Н. Очерки из классики и модерна: Монография. Ярославль: ЯрГУ, 2009. С. 295.

Право родителей на воспитание ребенка относится к личным правам родителя, которое он реализует в родительском правоотношении, в том числе договорном, возникающем из сложного юридического состава, элементом которого будет договор как семейно-правовая сделка. Личными они являются потому, что могут принадлежать лишь конкретным субъектам родительского правоотношения и не могут кому-либо передаваться по воле родителей или по воле детей. Личные права не имеют и не могут иметь денежной оценки. Поэтому договор не может предусматривать денежную компенсацию взамен отказа от осуществления родительских прав, такой отказ недопустим и является ничтожным. Согласно п. 1 ст. 63 СК родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Следовательно, воспитание своих детей со стороны родителей - это право и обязанность. Некоторые ученые считают, что в правоотношении по воспитанию ребенка родители являются одновременно и управомоченной, и обязанной стороной <5>. Но следует согласиться с Г. В. Богдановой, что в одном и том же правоотношении такого просто не может быть. "Обязанное лицо не может в отношении одного и того же объекта быть одновременно и обязанной, и управомоченной стороной. Совпадение должника с кредитором в одном лице прекращает действие всякой обязанности. Такой вывод будет справедлив не только для гражданского, но и для семейного права" <6>. Автора поддержал В. Н. Леженин: "В объективной юридической действительности не существуют единые "правообязанности" <7>. Данная правовая позиция подтверждает, что права и обязанности у родителей существуют в плоскости различных правоотношений: между родителями и детьми; между родителями; между родителями и третьими лицами; между родителями и государством и др. Интересную особенность отмечает А. П. Сергеев, указывая, что правомочия по воспитанию, образованию и защите прав и интересов детей предстают, с одной стороны, как родительские права, а с другой - эти же правомочия рассматриваются уже как обязанности родителей. "Семейное право является, пожалуй, одной из немногих отраслей, где встречается столь необычная правовая конструкция, когда один и тот же правовой феномен выступает в одних случаях как субъективное гражданское право, а в других - как субъективная обязанность" <8>. -------------------------------- <5> Советское семейное право / Под ред. В. Ф. Маслова и А. А. Пушкина. Киев: Вища школа, 1982. С. 129. <6> Богданова Г. В. Права и обязанности родителей и детей. М., 2003. С. 34. <7> Леженин В. Н. Проблемы семейно-правового регулирования имущественных и личных отношений. В кн.: Проблемы развития гражданского законодательства и методология преподавания гражданско-правовых дисциплин. Харьков, 1993. С. 139. <8> Гражданское право. Том 3: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2001. С. 409.

Родители, являющиеся сторонами договора об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, определяют свои права и обязанности по воспитанию ребенка в различных видах родительского правоотношения. Так, в правоотношениях друг с другом они в договоре конкретизируют, как родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем. Эта обязанность, носящая общий, неопределенный характер, наполняется юридическим содержанием и может порождать дополнительные, но взаимосвязанные с воспитанием детей права и обязанности родителей. Проживающий отдельно от ребенка родитель имеет право, например, проводить время с ребенком вне места жительства ребенка во время его летних каникул (выезд с целью оздоровления к морю). Определенные договором права и обязанности родителей в правоотношении по воспитанию ребенка принадлежат конкретным лицам - либо родителю, с которым проживает ребенок, либо отдельно проживающему родителю, либо тому и другому, а следовательно, они являются субъектами прав и обязанностей. Под субъективным правом в правовой науке принято понимать право субъекта на определенную меру поведения, в соответствии с которой субъект может требовать от другого лица или лиц совершения каких-либо действий или, наоборот, воздержания от совершения определенных действий. При этом данное право обеспечивается возможностью защиты своего права на случай, если третье лицо или лица не выполнят лежащей на них обязанности <9>. Г. Ф. Шершеневич отмечает: "Право, принадлежащее субъекту, потому и называется его правом, что от его воли зависит приложение данной ему власти" <10>. Содержание субъективного права ребенка на воспитание составляет его право требования от обязанных лиц совершения разнообразных воспитательных действий <11>. Субъективное право родителей на воспитание своих детей адресовано не к детям, а к третьим лицам, к другому супругу (родителю). Поэтому в действующем Семейном кодексе, правильно считает Г. В. Богданова, нет нормы, предписывающей детям обязанность послушания, уважения, подчинения и т. д. (естественно, речь идет о юридической обязанности) <12>. -------------------------------- <9> Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1972. С. 91 - 146. <10> Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Т. 1. Вып. 3. М., 1912. С. 606. <11> Казанцева А. Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1987. С. 20. <12> Богданова Г. В. Указ. соч. С. 38.

Воспитание ребенка - это длительный процесс воздействия на детей. Он выражается в совершении родителями целенаправленных действий, предполагающих достижение определенного результата, и бессознательном воздействии на ребенка, которое происходит постоянно в процессе общения родителей и ребенка, и влияния, которое оказывают на ребенка поведение и пример родителей. М. В. Антокольская считает, что воспитание - это процесс, который предполагает не только совершение определенных действий родителями, но и определенную реакцию со стороны детей, поэтому, считает автор, "праву родителей на воспитание противостоит обязанность детей "претерпевать воспитание" <13>. Поскольку воспитание ребенка практически невозможно без личного общения ребенка с обоими родителями, договор о воспитании детей должен предусматривать права и обязанности каждого на общение с ребенком. Отказ родителю в личном контакте с ребенком или, наоборот, отказ родителя от личного контакта с ребенком, предусмотренные договором о воспитании детей, квалифицируются как нарушение обязанности по воспитанию или лишение законного права и являются неправомерными, что влечет установленные законом последствия. Если таким соглашением нарушаются интересы детей или одного из супругов (п. 2 ст. 24 СК), наступает судебная процедура решения данного вопроса. -------------------------------- <13> Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 206.

В право родителя на воспитание ребенка, которое реализуется посредством договора, включается также правомочие по религиозному воспитанию ребенка. В дореволюционной России в случае заключения брака с лицом иного вероисповедания мог быть заключен договор о вероисповедании детей, но выбор делался в пользу христианства <14>. В настоящее время родители также могут в договоре по осуществлению родительских прав предусмотреть условие о выборе религии ребенка. Если они не могут достичь соглашения по данному вопросу, они вправе обратиться за разрешением спора в орган опеки и попечительства. Но орган опеки и попечительства не вправе избрать религию для ребенка. Согласно ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Орган опеки и попечительства вправе предложить родителям, исповедующим разные религии, предоставлять ребенку о них максимум информации, с тем чтобы по достижении ребенком возраста, когда он будет способен сформировать собственное мнение по данному вопросу, он смог самостоятельно избрать свою религиозную принадлежность. -------------------------------- <14> Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф, 2001. С. 574.

Несмотря на то, что договор называется договором о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, вовсе не исключается, что этим договором не могут определяться права и обязанности родителя, с которым проживает ребенок. Думаем, что такой вариант договора более предпочтительный, так как способствует устранению противоречий между родителями ребенка, более детально регулирует их правоотношения. Так называемый нами договор о разграничении компетенции (разумеется, родительской) позволит создать более благоприятные условия для развития и воспитания их ребенка. Хотя все понимают, что благоприятные условия, здоровая обстановка бывают, как правило, в полной семье, где ребенок не стоит перед вопросом, с кем он хочет жить, потому что в 9 из 10 случаев несовершеннолетний ребенок отвечает на вопрос суда: "И с папой, и с мамой". Если родители так и не смогли достичь соглашения о воспитании детей, то их спор разрешает суд. В решении суда должно быть указано время общения родителя с ребенком, его продолжительность и т. п. Иначе оно становится трудновыполнимым. В интересах ребенка суды, как правило, в своих решениях определяют место общения родителя с ребенком, его продолжительность, наличие контроля и т. д. Например, при рассмотрении дела об определении порядка участия в воспитании ребенка суд установил, что ребенок желает общаться с отцом. Воспитатели детского сада пояснили суду, что в целом общение полезно для ребенка. Однако отец злоупотреблял спиртными напитками, в его квартире нередко собираются граждане для совместного распития спиртных напитков и т. д. В этом случае суд не отказал отцу в его праве на общение с ребенком, однако в решении было указано, что общение возможно лишь по месту жительства матери и ребенка и в присутствии матери ребенка <15>. Когда родители готовы сотрудничать друг с другом, они могут решить все эти вопросы в своих договорах (соглашениях) таким образом, что и ребенок, и отдельно проживающий родитель из-за распада семьи страдать будут в наименьшей степени. Эти договоры не могут быть жесткими, они постоянно требуют различных изменений, связанных с возникшими обстоятельствами. Так, ребенок уехал на спортивные соревнования в то время, когда отдельно проживающий от него родитель должен был по договору проводить с ним время. Или, наоборот, сам родитель в это время заболел и не смог встретиться с ребенком. При сохранении между родителями цивилизованных отношений эти вопросы возможно решить. И такие решения родители должны принять прежде всего в интересах ребенка. -------------------------------- <15> Дело N 2-321-98 // Архив Белгородского районного суда Белгородской области.

Договор о воспитании детей как юридический факт (семейно-правовая сделка), являясь элементом юридического состава, изменяет права и обязанности сторон, уже являющихся субъектами родительского правоотношения, обладающими установленными семейным законодательством родительскими правами и обязанностями. Договорное родительское обязательственное правоотношение возникает на базе уже имеющегося родительского правоотношения, содержанием которого являются установленные семейным законом права и обязанности ребенка и родителей, регулирование которых осуществляется императивно-диспозитивным методом. Публичный интерес в тех отношениях, где участвует ребенок, проявляет себя самым заметным образом. Договор о воспитании детей, являясь актом саморегуляции, средством упорядочения, организации родительских отношений, наполняет юридическим содержанием установленные законом личные обязанности родителей в отношении своих детей и взаимные права и обязанности родителей в отношении друг друга. При этом родители по своему усмотрению конкретизируют свои законные родительские права и обязанности и устанавливают производные от них договорные с учетом императивных ограничений для их осуществления. Степень свободного усмотрения сторон договора в сравнении с гражданско-правовой свободой значительно сужена, поскольку требуется при договорном регулировании отношений соблюсти принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних. Пределы осуществления несовершеннолетним родителем своего субъективного права зависят от объема его гражданской, семейной, гражданско-процессуальной дееспособности. Договор о воспитании детей - семейно-правовой договор, заключаемый в соответствии с семейным законодательством родителями несовершеннолетних детей с целью определения порядка реализации родителями соответствующей семейно-правовой обязанности по отношению к ребенку.

------------------------------------------------------------------

Название документа