О состоянии законности и принимаемых органами прокуратуры Еврейской автономной области мерах по защите социально-экономических прав несовершеннолетних и граждан с ограниченными возможностями. Выступление прокурора Еврейской автономной области А. Н. Васильева

(Редакционный материал)

(«Прокурор», 2012, N 2)

О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ И ПРИНИМАЕМЫХ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ

ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ГРАЖДАН

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОКУРОРА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

А. Н. ВАСИЛЬЕВА

Защита прав и интересов несовершеннолетних и граждан с ограниченными возможностями, а также обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами международного права, всегда являлась и остается одной из основополагающих задач прокуратуры области.

В целях их решения нами налажено тесное взаимодействие с уполномоченными в Еврейской автономной области по правам человека и ребенка, органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами.

Следует признать, что состояние законности в данном вопросе оставляет желать лучшего.

Органами прокуратуры области в данной сфере выявлено и устранено свыше 2,5 тысячи (2690) нарушений, принесено более 400 (154 протестов, 250 представлений) актов прокурорского реагирования, по которым к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 250 лиц (194,60), возбуждено 7 уголовных дел, в суд направлено более двухсот (212) исковых заявлений.

По-прежнему большая работа проводилась по вопросам соблюдения прав ребенка, в том числе прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органами прокуратуры области проведены проверки соблюдения соответствующими учреждениями законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, в сфере образования, социальных выплат и других правоотношений.

По инициативе прокуратуры на обеспечение детей-сирот жильем в областном бюджете запланировано денежных средств в пять раз больше, чем в предыдущие годы. В конце 2011 г. сдан 40-квартирный жилой дом для детей, оставшихся без попечения родителей. Аналогичное строительство запланировано на последующие несколько лет.

В результате мер прокурорского реагирования возвращены на лицевые счеты воспитанников детского дома денежные средства, незаконно потраченные на приобретение средств личной гигиены.

Кроме того, права детей защищались в судебном порядке. Так, по требованию прокуроров на основании судебных решений детям, оставшимся без попечения родителей, были предоставлены жилые помещения в связи с разрушением закрепленного за ними ранее жилья.

В целях соблюдения прав несовершеннолетних проводились проверки законности при получении и использовании средств материнского капитала.

Так, прокуратурой области выявлен факт мошенничества при продаже дома за счет средств социальной поддержки (материнский капитал в сумме 330 тысяч рублей). Фактически дом по техническому состоянию оказался непригодным для проживания, инвентаризационная стоимость его составляла 16 825 рублей. Тем самым были нарушены права гражданки и ее троих малолетних детей. По требованию прокурора 10 ноября 2011 г. СО УМВД России по ЕАО возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ.

В период летнего отдыха детей прокурорами отслеживалась ситуация с соблюдением прав детей, трудоустроенных в различные учреждения. В ходе проверок пресечены факты нарушений при заключении трудовых договоров с несовершеннолетними.

В сфере соблюдения законодательства об образовании прокурорами приняты меры по приведению в соответствие с федеральным законодательством уставов образовательных учреждений, устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в указанных учреждениях.

Значительные усилия направлялись на соблюдение законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Следует отметить, что, несмотря на проводимую работу со стороны всех субъектов системы профилактики и принципиальную позицию, занятую прокуратурой, ситуация с подростковой преступностью оставалась сложной.

По-прежнему выявлялись нарушения в деятельности органов внутренних дел.

Имело место отсутствие надлежащего взаимодействия между органами и учреждениями системы профилактики. Так, в ходе проверок установлены факты нарушения должностными лицами органов внутренних дел административного законодательства, что влекло прекращение административных производств. Сведения о подростках, совершивших правонарушения, связанные с употреблением алкогольных напитков, не направлялись в учреждения здравоохранения для проведения профилактической работы с несовершеннолетними.

Все это в конечном итоге вело к росту подростковой преступности.

Для стабилизации положения прокуратурой принят ряд мер, в том числе организационного характера.

Проведено координационное совещание руководителей правоохранительных органов области, межведомственное оперативное совещание с участием заместителя правительства ЕАО — председателя областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В результате преступность среди несовершеннолетних по итогам 2011 г. снизилась как по оконченным уголовным делам (со 169 до 152 преступлений, и соответственно их доля от общего числа оконченных составляет 8,2% (8,5%)), так и по зарегистрированным преступлениям (со 171 до 168).

Значительные усилия направлялись в 2011 г. на защиту граждан с ограниченными возможностями и других социально незащищенных категорий. В ходе надзорной деятельности прокурорами принимались все меры, направленные на пресечение нарушений прав граждан.

Результаты надзора свидетельствуют, что законность в рассматриваемой сфере в целом обеспечивается.

Особое внимание уделено соблюдению законности при обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны (членов их семей). Нарушений при предоставлении им жилья, а также фактов нецелевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию обозначенных мероприятий, не установлено.

Вместе с тем имели место нарушения, связанные с отсутствием создания органами местного самоуправлениями и организациями условий гражданам с ограниченными возможностями для беспрепятственного доступа к объектам здравоохранения, социальной инфраструктуры.

В этой связи прокурорами принят ряд мер для понуждения органов местного самоуправления создать необходимые условия и оборудовать здания пандусами.

В данном направлении мы тесно взаимодействуем с общественными организациями, в том числе с региональным отделением общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в ЕАО.

Примером может служить проведенная прокурорами в декабре 2011 г. проверка соблюдения прав инвалидов и граждан с ограниченными возможностями по информации общественной организации. По результатам проверки выявлены факты непринятия уполномоченными организациями мер по обеспечению доступности к объектам социальной инфраструктуры. В результате прокурорами в суды направлено 6 заявлений, внесено 2 представления, исполнение которых находится на контроле прокуратуры.

Всего в защиту прав инвалидов по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в суд направлено 20 исковых заявлений в порядке ст. 45 ГПК РФ. Требования прокуроров по большинству из них в настоящее время удовлетворены и фактически исполнены.

Мерами прокурорского реагирования удалось восстановить права граждан на льготное обеспечение лекарственными средствами.

Так, прокуратурой Ленинского района по фактам нарушения 10-дневного срока отпуска лекарственного средства в отношении 8 граждан, являющихся инвалидами, в адрес главы администрации Ленинского муниципального района внесено представление, которое удовлетворено. Лекарственные препараты приобретены и выданы гражданам по представленным ими рецептам.

Прокуратурой г. Биробиджана установлен факт незаконного отказа аптечного пункта ГП «ЕАО «Фармация» в отпуске лекарственного средства гражданину, являющемуся инвалидом, по причине регистрации его в другом населенном пункте. В результате в адрес и. о. директора ГП «ЕАО «Фармация» внесено представление, которое удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к ответственности, нарушение устранено.

Прокурорами выявлялись также факты длительного непредоставления гражданам, проживающим в домах, признанных непригодными для проживания, других благоустроенных жилых помещений. В их защиту в порядке ст. 45 ГПК РФ в суд направлено 13 исков о понуждении органов местного самоуправления предоставить данной категории граждан жилые помещения. В результате большинство граждан обеспечено благоустроенным жильем.

Под постоянным надзором органов прокуратуры области находится сфера обеспечения занятости граждан с ограниченными возможностями. Результаты проверок свидетельствуют об имеющихся нарушениях прав социально незащищенной категории граждан по их трудоустройству.

Так, прокурором г. Биробиджана по факту неисполнения обязанности в части создания и выделения рабочих мест для трудоустройства граждан-инвалидов к мэрии города предъявлен иск, который удовлетворен в полном объеме.

В текущем году деятельность прокуратуры области будет построена таким образом, чтобы максимально обеспечить защиту прав вышеуказанной категории граждан.

——————————————————————