Не оставляйте детей без надзора!

(Гармаш А., Аносов М.) («ЭЖ-Юрист», 2012, N 19)

НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ БЕЗ НАДЗОРА!

А. ГАРМАШ, М. АНОСОВ

Анна Гармаш, докторант, ВНИИ МВД РФ, г. Москва.

Михаил Аносов, «ЭЖ-Юрист».

Всякое девиантное поведение несовершеннолетних, а именно совершение различных правонарушений, преступлений, бродяжничество, употребление спиртных напитков и наркотических веществ, имеет в основе социальную дезадаптацию, корни которой находятся в семье. Без улучшения семейной ситуации любые изменения в ребенке не носят стабильного и продолжительного характера. Поэтому профилактику безнадзорности следует начинать с семьи, где растет и воспитывается трудный подросток.

Особое попечение и помощь

Безнадзорным считается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц (Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 03.12.2011)). Следует отметить, что безнадзорным несовершеннолетний считается не только в случае полного неисполнения родителями или законными представителями своих обязанностей по его воспитанию и содержанию, но и в случае исполнения таких обязанностей, но явно в недостаточном объеме. Ведь для того, чтобы из ребенка выросла всесторонняя личность, нужно не только обеспечивать его всем необходимым в материальном плане, но и постоянно воспитывать, интересоваться его жизнью, следить за учебой, кругом общения и времяпровождением. В статье 1 Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, утверждается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. А в части 2 ст. 25 названного правового акта говорится, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства. В части 2 той же статьи указывается, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Таким образом, защита прав детей — одно из приоритетных направлений не только Российского государства, но и мирового сообщества. Государство, возлагая на родителей основную обязанность по воспитанию детей и заботе о них, создало многочисленные инструменты, позволяющие пресекать нарушения их прав, — это и возможность представительства интересов детей их родителями и законными представителями в любых инстанциях, и защита детей от «плохих» родителей.

Государственная защита

Несмотря на то что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина, в настоящее время в России насчитывается огромное количество обездоленных, брошенных, беспризорных детей и детей из неполных семей. Хотя в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 03.12.2011) «беспризорный — это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания», в России беспризорниками называют всех брошенных, обездоленных и скитающихся детей, даже формально имеющих место жительства. Следует отметить, что проблема беспризорности детей в нашей стране существовала всегда, но обострялась особенно остро в периоды войн и социальных катаклизмов. В основном это было связано со смертью родителей, в результате чего многие дети становились сиротами. Вместе с тем в ст. 20 Конвенции о правах ребенка указывается, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государство, проявляя заботу о детях, постепенно создавало, развивало, реорганизовывало систему органов, занимающихся выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время указанные функции выполняют органы опеки и попечительства, которые образовываются при органах местного самоуправления. Согласно ст. 16 Закона N 120-ФЗ органы опеки и попечительства: — дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения; — участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Независимо от того, какие причины повлекли сиротство, эти дети должны быть выявлены и поставлены на учет в органах опеки и попечительства для дальнейшего определения их судьбы. Однако для этого прежде всего необходимо определить факт утраты родительского попечения и отсутствие всякой заботы о насущных потребностях ребенка и (или) его воспитании. Вместе с тем довольно часто родительская забота существует, но является минимальной, что представляет собой вариант семейного неблагополучия и также является объектом внимания органов опеки и попечительства. В целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, закон обязывает должностных лиц и граждан немедленно сообщать обо всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения. Детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав; ограничением их в родительских правах; признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими; отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. А также в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Совокупность мер

Необходимо учитывать, что выявление детей, оставшихся без попечения родителей, путем сообщения соответствующих органов и граждан в органы опеки и попечительства само по себе не является панацеей. Этот метод начинает работать только в совокупности с другими мерами профилактики беспризорности, где важную роль играет активный поиск детей из социально неблагополучных семей, попадающих в зону риска (родители которых ведут асоциальный образ жизни и не заботятся о них). Однако зачастую социально неблагополучными являются любящие своих детей родители, в силу материальных и иных причин не могущие дать им полноценного содержания и воспитания. Поэтому в каждом конкретном случае ситуацию надо оценивать индивидуально. Иногда достаточно поддержать деньгами или иным образом нуждающуюся семью, и ребенок останется с любящими родителями. Конечно, эту проблему необходимо решать на государственном уровне. Забота о детях, их воспитание — основное личное неотъемлемое конституционное право родителей и их обязанность. В соответствии с законодательством РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Дети — это будущее, что признается в каждой цивилизованной стране. Поэтому как на международном, так и на государственном уровне проводится политика, направленная не только на добросовестное осуществление родительских прав родителями или законными представителями ребенка, но и на воспрепятствование злоупотреблениям ими. Наличие родительских прав означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые и желаемые с государственной точки зрения поступки и действия, направленные на благо детей, на их физическое, духовное и нравственное развитие. В соответствии с законодательством РФ родительские права возникают с момента рождения ребенка и прекращаются при достижении им совершеннолетия (18 лет). Иногда родительские права прекращаются раньше, например, при вступлении детей в брак или их эмансипации (обретение детьми, имеющими постоянный доход или осуществляющими предпринимательскую деятельность, с письменного согласия родителей полной дееспособности), так как дети при этом приобретают полную дееспособность (то есть способность при осуществлении своих действий приобретать права и нести обязанности). Родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание ребенка. Право родителей на воспитание детей должно обеспечиваться надлежащим исполнением родителями обязанностей по их воспитанию, от выполнения которых во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность здраво оценивать свои поступки и контролировать чувства и эмоции. Родители должны быть для своих детей положительным примером. Отметим, что за воспитание своего ребенка родители несут не только нравственную, но и гражданскую, административную и уголовную ответственность. А самой распространенной мерой ответственности за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав.

Права и обязанности родителей

В качестве примера наступления административной ответственности можно привести положения ч. 2 ст. 6.10 КоАП РФ, предусматривающие возложение на родителей штрафа за вовлечение несовершеннолетнего ребенка в потребление спиртных напитков, наркотических или одурманивающих веществ (достаточно одного раза для привлечения к этой ответственности). Гражданская ответственность родителей может наступить в случае причинения вреда их несовершеннолетним ребенком (ст. ст. 1073, 1074 ГК РФ). Уголовную же ответственность влекут следующие противоправные действия: — вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ) или антиобщественных действий, а именно за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое (то есть два и более раз) употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 151 УК РФ); — неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 УК РФ); — злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (ст. 157 УК РФ), и др. К числу обязанностей родителей относится и обеспечение получения детьми основного общего образования (то есть образования на базе 9 классов 11-летней средней общеобразовательной школы). Родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования (мнение детей при этом должно учитываться). К числу важных прав и обязанностей обоих родителей относится защита ими прав и интересов своего ребенка. Предметом защиты являются все права детей, указанные в семейном законодательстве. Объектами защиты являются жилищные, наследственные и другие права ребенка, включая и конституционные (на охрану жизни и здоровья, социальное обеспечение, защиту чести, достоинства и др.). Способы защиты прав зависят от специфики характера их нарушения, возраста несовершеннолетнего и др. Родители в полной мере защищают права и интересы ребенка, которому не исполнилось 14 лет, а подросткам более старшего возраста они помогают себя защищать. Родители имеют право представлять интересы своих несовершеннолетних детей без какой-либо доверенности в любых организациях и учреждениях, государственных и правоохранительных органах, судах, а также перед физическими лицами.

В интересах ребенка!

В случае утраты родительского попечения (например, лишения их родительских прав, ограничения этих прав) роль законных представителей несовершеннолетних возлагается на лиц в определенном законом порядке. В соответствии со ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью). А при отсутствии такой возможности — в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Родители должны стараться максимально обеспечить интересы детей и не предпринимать противоречащих им действий. При осуществлении своих прав и обязанностей родители не должны причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, должны решаться родителями по взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. При наличии разногласий по указанным вопросам между родителями они вправе обратиться в органы опеки и попечительства, где им будет предложена соответствующая помощь, заключающаяся прежде всего в педагогических рекомендациях. В случае, когда совместное проживание родителей невозможно, место жительства детей устанавливается соглашением между ними. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов ребенка (детей) и с учетом его (их) мнения. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, другим членам семьи, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и др.). При этом надо иметь в виду, что само по себе материально-бытовое преимущество родителя не является безусловным основанием для удовлетворения его требований об определении места жительства ребенка с ним. Принимаются во внимание обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей (например, уровень преступности в соответствующем населенном пункте, возможность получения образования, медицинской помощи, обеспеченность коммунальными услугами жилья, в котором может проживать ребенок, и др.) <1>. ——————————— <1> Козлов С. С. Комментарий к Федеральному закону от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Дело общества

Безнадзорные дети — беда общества, справиться с которой можно только сообща, ведь ребенок является самым беззащитным его членом, хотя и наделенным многими правами, основным из которых является право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей. Ребенок также имеет право на родительскую заботу, на получение от них содержания, на обеспечение его интересов, на всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства, на имя, отчество и фамилию, на совместное проживание с родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). Кроме того, ребенок имеет право выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни в семье. В случае наличия судебного спора, затрагивающего его интересы, он имеет право быть заслушанным в суде (при достижении им возраста 10 лет суд обязан заслушать его в любом случае при рассмотрении дела, связанного со спорами о детях). Иногда мнение ребенка является главным и решающим. Например, если ребенок возражает против восстановления родительских прав у родителя, их лишенного. В этом случае суд обязан отказать в удовлетворении заявленного иска. Несмотря на то что прав у ребенка достаточно, реализовать он их может далеко не всегда. Самостоятельно найти выход из трудной ситуации подчас трудно даже взрослому и опытному человеку, а что уж говорить о ребенке… Если он не находит поддержки в семье, этот пробел быстро заполняет уличная субкультура, порождая безнадзорность и беспризорность. Полностью искоренить безнадзорность несовершеннолетних вряд ли получится. Однако удержать столь негативное явление в определенных рамках возможно: для этого система профилактики безнадзорности несовершеннолетних должна быть направлена не только на исправление девиантного поведения подростков, но и на защиту их прав, в том числе на защиту от надлежащего исполнения родителями своих обязанностей.

——————————————————————