Патронат: целостная педагогическая система

(Михайлова А., Королева С.) («ЭЖ-Юрист», 2012, N 19) Текст документа

ПАТРОНАТ: ЦЕЛОСТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

А. МИХАЙЛОВА, С. КОРОЛЕВА

Анна Михайлова, юрист, г. Москва.

Светлана Королева, «ЭЖ-Юрист».

В нашей стране задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, материальной, медицинской и педагогической помощи.

Со времен Екатерины II до наших дней

Среди форм семейного устройства детей-сирот патронатное воспитание является сравнительно новой, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, с предоставлением всех прав и обременением всеми обязанностями, а эти права и обязанности разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (его уполномоченными организациями). Однако такая форма, как патронат, может существовать не везде, а только там, где создана уполномоченная организация органа опеки и попечительства, профессионально занимающаяся патронатным воспитанием. Эта организация должна иметь необходимую организационную структуру и профессионально подготовленный штат. С реформированием законодательства, в том числе с принятием Семейного кодекса РФ, появилась возможность использования форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, прямо не предусмотренных ст. 123 СК РФ, но возможных в соответствии с законодательством субъектов РФ. То есть теперь допускаются такие формы семейного устройства, как свободное воспитание, гостевые семьи, патронатное воспитание и пр. И хотя эти формы пока не урегулированы федеральным законодательством, многие из них нашли отражение в законодательстве большинства субъектов РФ, где в настоящее время активно развиваются. Вместе с тем патронат известен в России еще со времен Екатерины II, а одно из значений слова «патрон» — покровитель либо благодетель <1>. ——————————— <1> Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина и проф. Ф. Н. Петрова. М., 1949.

Патронатное воспитание в существующем сегодня виде является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи (англ. foster care), благодаря которой дети развитых стран получают возможность воспитываться в семьях, а не в учреждениях для детей-сирот. Из всех существующих форм так называемой замещающей семьи патронатное воспитание является наиболее гибкой и позволяет жить в семье ребенку любого возраста как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из неблагополучной семьи, минуя помещение в детский дом или иное специализированное учреждение.

Принципиальные отличия

В настоящее время основными направлениями патронатного воспитания являются: — помощь детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе в их социальной адаптации и реабилитации, начиная с момента выявления таких детей, заканчивая их возвратом в семью или усыновлением; — отбор и подготовка граждан, желающих взять детей на воспитание в семью, разъяснение им сути всех форм возможного семейного устройства ребенка, а в особенности патронатного воспитания; — сопровождение и поддержка ребенка, а также семьи, взявшей его на патронатное воспитание; — оценка возможных позитивных изменений в кровной семье такого ребенка с целью возврата его в родную семью. Совокупность перечисленных направлений представляет единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству. Удаление какого-либо из них может негативно сказаться на социальной адаптации ребенка. В связи с этим для целостной работы учреждение патронатного воспитания должно иметь в своем штате не только службу реабилитации (в которую входят психологи, врач, логопед, педагог, дефектолог, невролог и другие специалисты) и службу по социально-правовой защите детей (в которую входят социальные педагоги и юрист), но и службу по работе с семьями, желающими взять ребенка в семью (в которую входят семейный психолог и ведущий групповых тренингов подготовки семей, семейный консультант для дальнейшей терапевтической работы с семьей, социальные педагоги для обследования семьи и помощи семьям), а также службу по работе с кровными родителями ребенка. Таким образом, патронат — это не только любовь и забота семьи, взявшей ребенка на воспитание, но и профессиональная работа уполномоченных органов государства. С одной стороны, ребенок живет в патронатной семье и расценивает ее как свою. С другой стороны, с патронатными воспитателями заключается трудовой договор, что является принципиальным юридическим отличием патроната от других форм устройства ребенка в семью. Патронатный воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка. Размер пособия и заработной платы, порядок выплат устанавливаются законодательством субъекта РФ. Патронатным воспитателям предоставляется оплачиваемый отпуск, назначается испытательный срок, вносится запись в трудовую книжку. Эти особенности возникающих отношений позволяют квалифицировать деятельность патронатного воспитателя как безусловно имеющую трудовой характер. Отсутствие регламентации распорядка дня, рабочего времени и круглосуточный характер работы относят эту деятельность к разновидности трудовых отношений, характерных для труда надомников.

Полномочия и ответственность

Правоустанавливающим документом, определяющим основные вопросы патронатного воспитания конкретного ребенка, является договор о патронатном воспитании. В этом договоре устанавливается объем полномочий как патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со ст. ст. 26, 28, 37 ГК РФ, так и уполномоченной организации органа опеки и попечительства. Кроме того, в нем закрепляются права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности кровных родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату и патронатного воспитателя. Также указанный договор обязательно должен содержать положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также кровных родителей (законных представителей) ребенка. При определении объема полномочий по договору патронатного воспитания учитывается, какие вопросы входят в компетенцию уполномоченной организации, а какие относятся к решению патронатного воспитателя. К полномочиям организации обычно отнесены такие вопросы, как: — полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание); — полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав; — решение вопроса о выезде ребенка за пределы РФ. Патронатный воспитатель отвечает за обеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья. Он наделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию и операцию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения ребенка, о его плановом лечении, о плановой операции, о летнем отдыхе могут решаться как самостоятельно воспитателем, так и совместно с профессиональной службой по устройству детей. Важным является то, что объем полномочий сторон устанавливается в договоре исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи <2>. ——————————— <2> В законодательстве различных субъектов РФ круг вопросов, относящихся к компетенции уполномоченных организаций органов опеки и попечительства, может быть неодинаков.

Воспитатель-надомник

Таким образом, отношения, возникающие при помещении ребенка на патронатное воспитание, могут быть отнесены к труду надомников, регулируемому главой 49 ТК РФ, а заключаемый договор о патронатном воспитании можно отнести к категории трудовых договоров. На период отпуска патронатного воспитателя ребенок может направляться в оздоровительный лагерь. Если же целесообразно оставить ребенка в семье, то во время отпуска воспитателя временно заключается договор о патронатном воспитании с одним из обследованных членов семьи или другим воспитателем. Немаловажным является и то, что устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства РФ. В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона (или даже муниципального образования) договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации. Таким образом, патронатное воспитание, основанное на взаимодействии семьи и специалистов уполномоченной организации органа опеки и попечительства, дает возможность поэтапно профессионально вести устроенного в семью ребенка и оказывать такой семье помощь. А также позволяет вести мониторинг устройства и оценку успешности адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка (по достижении десятилетнего возраста ребенка этот план составляется и пересматривается только с его согласия), планировать меры по возможному возврату ребенка кровным родителям либо, если это невозможно, меры обеспечения стабильности семейного размещения на основе предоставляемой государством помощи ребенку и замещающей семье.

Семейное устройство: долгосрочное или экстренное

В соответствии с нормами международного права, а также с положениями российского законодательства лучшая форма жизни и воспитания ребенка — в родной семье. А такая форма, как патронат, направлена не только на воспитание ребенка, но и на возможность его возвращения в кровную семью. В подобных случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям. Если же этого не происходит, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок. В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями. Таким образом, в настоящее время существует два основных направления работы по устройству ребенка в семью. Это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели выполняют в большей степени родительскую роль. Ребенок устраивается в эту семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам ее необратимого распада и деградации. В случае успешного устройства образуются родственные связи между ребенком и патронатными воспитателями, которых он воспринимает как своих родителей. При долгосрочном устройстве (если ребенок «юридически свободен») семья патронатных воспитателей обычно готова усыновить опекаемого ребенка. То есть в этом случае патронат рассматривается такой семьей как переходная форма к усыновлению, когда происходит официальное признание образовавшихся родственных связей. Также возможно краткосрочное или экстренное устройство, при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период жизни и удовлетворить насущные потребности, участвуют в решении его основных проблем. В этом случае определяющей является профессиональная роль патронатных воспитателей. Экстренное устройство на патронатное воспитание применяется и в случаях, когда ребенок был срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказано или не обязательно нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье (это ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическими проблемами). Тогда размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи или семьи усыновителей либо до возвращения в кровную семью. Краткосрочное устройство применяется и для подготовки подростков к самостоятельной жизни. Стоит отметить, что задачи этого вида устройства специфические и достаточно непростые, так как за недолгий период до наступления совершеннолетия между ребенком и патронатным воспитателем, как правило, не образуется родственных связей. Предполагается, что патронатный воспитатель должен рассматриваться подростком как авторитетный старший товарищ, но на практике это происходит далеко не всегда. Более того, не все подростки согласятся пойти жить в новую семью, для некоторых это вообще неприемлемо. Именно поэтому необходима не только специальная подготовка патронатных воспитателей для такого вида устройства, но и требуется тщательная диагностика ребенка перед решением вопроса о возможности его помещения в семью. Устройство на короткий период (до полугода или периодически на небольшое количество дней) может применяться для воспитания ребенка на период болезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на период отпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей; на выходные дни, каникулы.

Взаимодействие государства и семьи

Главным социальным отличием патроната от других форм устройства ребенка является расширение круга детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью: 1) передаются дети, изъятые из семьи, вне зависимости от их юридического статуса (так как разграничиваются права по защите прав ребенка между родителями (если они еще не лишены прав), уполномоченной службой, патронатным воспитателем); 2) появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии). Форма патронатного устройства расширяет также и круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание. Например, при усыновлении или опеке для усыновителей и опекунов необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально (официальный доход на члена семьи, жилищные нормативы в соответствии с пропиской, возрастной ценз для усыновителей, предпочтение полных семей неполным, требование официальной регистрации брака и пр.). Патронатными же воспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут этого сделать по формальным (вышеуказанным) причинам: — семьи с небольшим официальным доходом; — семьи с недостаточной официально оформленной жилплощадью; — одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке; — пожилые или очень молодые люди. Таким образом, появляется возможность взять ребенка в семью у людей, которые хотели бы его усыновить, но не могут на это решиться и не знают, с чего начать, так как не имеют достаточной информации о нем и вообще об усыновлении, боятся остаться наедине с проблемами и хотят сначала «попробовать себя». А также возможность профессиональной самореализации для людей, имеющих своих детей, либо тех, кто рассматривают воспитание детей как любимое дело и профессию (они могут официально работать, не выходя из дома, и получать дополнительный доход). Итак, патронатное воспитание — это не просто форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью, а целостная педагогическая система, основанная на профессиональном подходе и выстроенная на взаимодействии органов опеки и попечительства, патронатных родителей, ребенка и его кровной семьи, основной целью которого является улучшение жизни ребенка, соблюдение его прав и формирование его личности.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *