Правовые основы замещающей семьи

(Гармаш А., Аносов М.) («ЭЖ-Юрист», 2012, N 20)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ

А. ГАРМАШ, М. АНОСОВ

Анна Гармаш, докторант ФГКУ «ВНИИ МВД России», г. Москва.

Михаил Аносов, газета «ЭЖ-Юрист».

Для полноценного воспитания ребенка самой лучшей средой является родная, биологическая семья. И главная задача государства, общества, системы защиты материнства, отцовства и детства — это сохранение такой семьи для ребенка.

Реабилитация родителей — помощь детям

Безусловно, нашему обществу сегодня необходима государственная семейная политика, направленная не просто на воспроизводство населения страны, а на укрепление и поощрение социально благополучной семьи, оказание ей помощи в воспитании, обучении детей, а также предоставление необходимых гарантий, помогающих воспитать достойное, образованное и высокоразвитое молодое поколение. Вместе с тем в настоящее время проблема сиротства, в том числе и социального, стоит как никогда остро. Одной из основных причин увеличения числа детей, оставшихся без попечения родителей, является невнимание к проблемам их семей. Большой ошибкой является реабилитация ребенка без реабилитации его семьи. В поле зрения специалистов семья как объект помощи, воздействия и манипуляций попадает на стадии практически полной деградации, ребенок из нее изымается и помещается в приют, социально-реабилитационный центр или детский дом. С точки зрения защиты прав ребенка все нормально: предотвращено насилие, предоставлены уход, питание, воспитание. Однако по достижении установленного законом возраста большинство таких детей вынуждены возвращаться в квартиры, где проживает их биологическая семья, родственники, воспринимающие вернувшегося ребенка как конкурента на жилье. По статистике более 30% детей — выпускников детских домов не хотят восстанавливать родственные связи, ненавидят родителей, не могут простить им пьянство, насилие и предательство. У многих выпускников отсутствует мотивация к учебе и труду. Только 10% сирот хотят попробовать прожить без помощи государства, работать и обеспечивать всем необходимым себя, свою семью и детей.

Документ гарантирует

Если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, необходима система замещающих семей, в которых дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все ее культурные ценности, семейные традиции, чтобы, став взрослыми, создать собственные семьи по образу и подобию своей замещающей семьи. Одним из основных документов, гарантирующих право ребенка на воспитание в условиях семьи, является Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступившая в силу для СССР 15.09.1990 (далее — Конвенция). В ее преамбуле закреплено, что «государства — участники настоящей Конвенции убеждены в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания…». В ч. 2 ст. 3 Конвенции утверждается: «Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры». Согласно ч. 3 ст. 24 Конвенции «государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей». А в соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 28 «государства-участники принимают меры по содействию регулярному посещению школ детьми и снижению числа учащихся, покинувших школу». Не менее важным документом, гарантирующим право ребенка на воспитание в условиях семьи, является Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в ст. 38 которой утверждается, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Ребенок имеет право

Основным документом, регулирующим отношения в семье, является СК РФ, вступивший в силу с 1 марта 1996 года. В главе 11 СК РФ, посвященной правам несовершеннолетних детей, а именно в п. 2 ст. 54, закреплено: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства…». В главе 19 СК РФ, посвященной усыновлению (удочерению) детей-сирот (ст. ст. 124 — 144), устанавливается порядок усыновления, лица, которые могут быть усыновителями, а также правовые последствия усыновления и другие вопросы. Так, согласно п. п. 1 и 2 ст. 124 СК РФ усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований закона. В статье 128 СК РФ закреплено, что разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее 16 лет. Однако по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. Кроме того, при усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие указанной разницы в возрасте не требуется.

Отмена усыновления

В соответствии со ст. 137 СК РФ усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновители являются законными представителями несовершеннолетнего усыновленного ребенка и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами. СК РФ определяет порядок отмены усыновления, производимый только в судебном порядке. Основаниями к отмене усыновления являются: — уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей; — злоупотребление усыновителями родительскими правами; — жестокое обращение усыновителей с усыновленным ребенком; — хронический алкоголизм или наркомания усыновителей. Следует отметить, что суд вправе отменить усыновление по другим основаниям, исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. Так, во исполнение СК РФ в части усыновления было принято Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации…». Оно более детально регламентирует все вопросы, связанные с усыновлением, в том числе вопросы контроля за условиями жизни усыновленных детей.

Регламентирует СК РФ

Глава 20 СК РФ посвящена установлению опеки и попечительства над детьми. Согласно п. 1 ст. 145 опека устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, но не достигшими возраста 14 лет. Попечительство же устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Факт нахождения детей под опекой (попечительством) не освобождает их родителей от обязанности содержать детей. Ребенок, находящийся под опекой (попечительством), имеет право на общение с биологическими родителями в том случае, если они не лишены родительских прав, а также с другими родственниками. Положения ст. 148.1 СК РФ закрепляют, что опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства. Создание и деятельность приемной семьи регламентированы главой 21 СК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 152 приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания, воспитания, образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения договора, размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье (ст. 153.1 СК РФ). Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменений семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком) либо по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), в случае возвращения ребенка родителям или усыновления ребенка (детей).

Детдом семейного типа

Некоторые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются подзаконными нормативными актами. Например, основные положения о детском доме семейного типа содержатся в Постановлении Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 «О детском доме семейного типа» (в ред. от 18.08.2008). Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуемых «дети»), в условиях семьи. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста — только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных), находящихся у супругов, состоящих в браке, не должно превышать 12 человек. Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица: — находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми; — имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание; — лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; — признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; — отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей; — являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

Воспитатель по трудовому договору

Семейная воспитательная группа является еще одной формой устройства, которую можно отнести к замещающим семьям. В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (в ред. от 10.03.2009) закреплено право специализированных учреждений на создание семейных воспитательных групп. Создаваемые семейные воспитательные группы должны обеспечить оптимальные условия для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации несовершеннолетних. Семейная воспитательная группа открывается приказом директора учреждения на основании трудового договора, заключаемого с воспитателем группы в установленном порядке. Несовершеннолетний, помещаемый в такую группу, остается воспитанником специализированного учреждения. Принимающая семья подбирается для каждого несовершеннолетнего индивидуально и проходит предварительную подготовку. Воспитатель в соответствии с возложенными на него обязанностями несет ответственность за здоровье, воспитание, развитие и обучение несовершеннолетнего. Семейная воспитательная группа может быть ликвидирована приказом директора учреждения в случае невыполнения воспитателем своих обязанностей по отношению к воспитаннику, по заявлению воспитателя семейной группы, по истечении срока трудового договора. Учреждение обеспечивает несовершеннолетнего, проживающего в семейной воспитательной группе, питанием, медикаментами, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, установленным для воспитанников учреждения, с учетом пожеланий воспитателя либо в форме выдачи продуктов питания и предметов вещественного довольствия, либо в форме денежной компенсации. Кроме того, учреждение осуществляет над несовершеннолетним, проживающим в семейной воспитательной группе, постоянный психолого-медико-социальный патронаж и контроль за выполнением воспитателем семейной воспитательной группы своих обязанностей и рекомендаций специалистов учреждения <1>. ——————————— <1> Пункт 20 Постановления Минтруда России от 29.03.2002 N 25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (в ред. 23.01.2004).

Положения о патронате

Законодательством субъектов РФ регулируются организация и деятельность патронатной семьи. Эта форма устройства детей-сирот является достаточно распространенной, и многие субъекты РФ приняли соответствующие законодательные акты. В качестве примера можно привести Закон г. Москвы от 14.04.2010 N 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве», согласно которому патронатное воспитание — форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на установленный договором о патронатном воспитании срок, а патронаж — форма помощи совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности. Следует отметить, что положения о патронатном воспитании по основным вопросам во всех регионах являются схожими и направлены на улучшение качества жизни ребенка. Так, патронатное воспитание устанавливается в случаях, когда не могут быть применены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья). Передача на патронатное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся братьями и сестрами, разным патронатным воспитателям не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей. Ребенок, достигший возраста 10 лет, передается на патронатное воспитание только с его согласия. Прекращение патронатного воспитания осуществляется с учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет. На лиц, желающих взять ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на патронатное воспитание, распространяются требования, установленные федеральным законодательством в отношении опекунов (попечителей). На детей, переданных на патронатное воспитание, распространяются нормы материального обеспечения и социальные гарантии, установленные федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство). Таким образом, правовую основу замещающей семьи составляют акты международного права и нормативные правовые акты РФ. Эти документы направлены на то, чтобы сделать жизнь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лучше. Многое в данном направлении уже сделано, но проблемных вопросов меньше не становится. Поэтому крайне важно, чтобы принимаемые законы и подзаконные акты были логичны, понятны и легкореализуемы.

——————————————————————