Еще раз к вопросу о статусе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, или «Услышит ли Москва регионы?»

(Ильгова Е. В.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2012, NN 1, 2, 3) Текст документа

ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ, ИЛИ «УСЛЫШИТ ЛИ МОСКВА РЕГИОНЫ?»

/»Вопросы ювенальной юстиции», 2012, N 1/

Е. В. ИЛЬГОВА

Ильгова Е. В., декан факультета магистратуры ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», кандидат юридических наук, доцент.

Нами уже поднимался вопрос о статусе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссии) и их месте и роли в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних <1>, к сожалению, до сих пор проблемы нормативно-правового регулирования организации и деятельности комиссий решены не были, а следовательно, являются не менее актуальными. ——————————— <1> Ильгова Е. В. Проблемы правового регулирования организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. N 5.

С момента проведения парламентских слушаний, посвященных 90-летию деятельности комиссий, прошло более трех лет <2>, но все предложения, которые были на них высказаны, так и остались предложениями, не воплотившись в нормы действующего законодательства. ——————————— <2> Парламентские слушания, посвященные комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, проводились 17 марта 2008 г.

Говоря о том, кто должен инициировать процессы совершенствования законодательства в области организации и деятельности комиссий, нельзя не сказать о роли созданной еще в мае 2006 г. Правительственной комиссии. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2006 N 272 <3> Правительственная комиссия образована в целях обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Достижение данной цели должно реализовываться как путем принятия участия в разработке и проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов и федеральных целевых программ, связанных с решением вопросов, отнесенных к компетенции комиссии, так и путем привлечения специалистов для оказания практической помощи органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также для выработки предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию деятельности указанных органов и организаций, связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защитой их прав. ——————————— <3> Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 N 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 19. Ст. 2093.

Ранее мы уже писали, что отсутствие единого государственного подхода к четкому определению правового статуса комиссий снижает качество и эффективность работы не только самих комиссий, но и всей системы профилактики, что подчас приводит к невозможности обеспечения интересов ребенка, а также к прямому нарушению его прав и законных интересов. Следовательно, можно наблюдать прямую взаимозависимость между обеспечением единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и обеспечением единого государственного подхода к определению правового статуса комиссий. Отсутствие второго не позволяет эффективно реализовывать первый. Несмотря на то, что у Правительственной комиссии в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 г. N 137-р <4> появилось «новое лицо», участие ее в разработке проектов нормативно-правовых актов в рассматриваемой области нельзя назвать целенаправленным, системным и эффективным. Об этом свидетельствует, например, наблюдающаяся в 2011 г. тенденция решения проблем правового регулирования организации и деятельности комиссий посредством внесения изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». ——————————— <4> Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2011 N 137-р «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 N 272» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 1024.

Так, Минобрнауки России был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части внесения изменений в ст. 4 и ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и в главу 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На наш взгляд, указанный проект не решает проблем в области правового регулирования организации и деятельности комиссий. При рассмотрении в рамках поручения Правительства Российской Федерации данного проекта в Генеральной прокуратуре Российской Федерации было отмечено, что необходима более детальная нормативная регламентация вопросов организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на федеральном уровне. Думается, что данная задача может быть решена путем принятия на федеральном уровне нормативного акта, определяющего основы организации и деятельности комиссий в Российской Федерации. Данным нормативным актом должен быть Федеральный закон, акт, аналогичный по юридической силе «морально устаревшему» Положению о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденному Указом Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967. В пользу принятия на федеральном уровне Закона «Об основах организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» можно высказать множество аргументов, но мы приведем лишь некоторые из них. Во-первых, принятие Федерального закона «Об основах организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» обеспечит единообразие в вопросах понимания места и роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так и в вопросах обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Во-вторых, принятие Федерального закона «Об основах организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» будет способствовать более эффективной реализации мер, направленных на защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. В-третьих, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних», устанавливающее порядок рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав материалов и дел, противоречит положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части рассмотрения дел об административных правонарушениях, а в части рассмотрения материалов и дел, не связанных с административными правонарушениями, не соответствует реалиям существующей действительности, а также целям и задачам, закрепленным в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Принятие Федерального закона «Об основах организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» позволит устранить указанные противоречия. В-четвертых, в случае отмены Указа Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» остро встанет вопрос о необходимости правового регулирования рассмотрения комиссиями материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях. В свою очередь, включение норм, закрепляющих порядок рассмотрения комиссиями материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, в Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» сделает данный нормативный акт громоздким, увеличив его в среднем на 10 статей. Включение же нормы, регулирующей рассмотрение комиссиями материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, предусматривающей возможность применения к несовершеннолетним каких-либо мер воздействия, в положения нормативно-правовых актов субъектов будет противоречить ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанная статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет применять к несовершеннолетним только те меры воздействия (помимо административных наказаний), которые предусмотрены в федеральном законодательстве. Следовательно, определение видов и порядка применения иных мер воздействия, в т. ч. воспитательного, несмотря на то, что защита семьи, материнства, отцовства и детства является вопросом совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ), является прерогативой Российской Федерации. В 2008 г. в целях консолидации усилий в работе, в т. ч. и в области совершенствования правовой основы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, 24 субъекта РФ <5> объединились, подписали и реализуют «Соглашение о совместной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов РФ». ——————————— <5> Участники соглашения: Республика Марий Эл; Республика Саха (Якутия); Удмуртская Республика; Республика Хакасия; Республика Бурятия; Республика Татарстан; Краснодарский край; Алтайский край; Амурская область; Республика Мордовия; Кировская область, Курская область; Магаданская область; Рязанская область; Саратовская область; Сахалинская область; Смоленская область; Тамбовская область; Нижегородская область и г. Нижний Новгород; Тульская область; Ульяновская область; г. Петрозаводск Республики Карелия; Чукотский автономный округ.

В качестве реальных результатов деятельности участников соглашения сегодня можно выделить два значимых. Во-первых, создание и функционирование профессионализированного информационного ресурса — общероссийского портала КДН и ЗП (komissy. ru), который является открытой площадкой как для дискуссий, так и для обмена опытом между специалистами комиссий и специалистами иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также ученых, занимающихся исследованиями в данной области. Во-вторых, участниками соглашения был обсужден и детально проработан проект Федерального закона «Об основах организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» (одним из авторов которого является автор данной статьи). Указанный проект также обсуждался на конференции в г. Ростове-на-Дону в октябре 2010 г. С учетом замечаний и предложений участников конференции проект был доработан и в мае 2011 г. прошел обсуждение в Саратовской областной Думе и в порядке законодательной инициативы был передан во фракцию ЕР Государственной Думы Российской Федерации. Хотелось бы обратить внимание на то, что представители 24 регионов сошлись во мнении о необходимости принятия Федерального закона «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», работа над проектом указанного Закона продолжалась почти два года и имеет реальный результат — результат работы профессионального сообщества. Авторы проекта не претендуют на универсальность его содержания, да, возможно, некоторые его положения спорны и требуют доработки. Думается, профессиональное сообщество готово к диалогу с законодателем и к конструктивной совместной работе. Переход от точечной бессистемной правки законодательства в области организации и деятельности как системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целом, так и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в частности к целостной, системной, эффективной работе по формированию принципиально нового законодательства в данной области сегодня, на наш взгляд, зависит от ответа на один лишь вопрос: «Услышит ли Москва регионы?!» Для того, чтобы заявления о проекте Федерального закона «Об основах организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» не были декларативными, хотелось бы представить на открытое обсуждение и оценку читателей его содержание.

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«ОБ ОСНОВАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ»

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с организацией деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации (далее — комиссии) являются постоянно действующими коллегиальными координирующими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, обеспечивающими в пределах своей компетенции единый подход к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Статья 2. Правовая основа деятельности комиссий

Правовую основу деятельности комиссий составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Принципы организации деятельности комиссий

Организация деятельности комиссий основывается на принципах: — законности; — демократизма; — коллегиальности; — гласности; — приоритета права ребенка и семьи на помощь и защиту государства; — единства системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; — индивидуального подхода к решению задач профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; — гуманного и уважительного отношения к несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям; — индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации о них, а также его родителях или об иных законных представителях; — взаимодействия с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, а также с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями по вопросам защиты его прав и законных интересов; — обеспечения ответственности родителей (законных представителей), должностных лиц и граждан за нарушение прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; — самостоятельности аппарата комиссии, обеспечивающего ее деятельность.

Глава 2. СИСТЕМА КОМИССИЙ, ПОРЯДОК ИХ ОБРАЗОВАНИЯ И СОСТАВ

Статья 4. Система комиссий

1. На территории Российской Федерации может быть создана комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Российской Федерации (далее — Правительственная комиссия). 2. На территории субъектов Российской Федерации создаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при высших исполнительных органах государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — региональные комиссии). 3. На территории муниципальных районов, городских округов соответствующего субъекта Российской Федерации создаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, являющиеся территориальными органами региональных комиссий (далее — районные (городские) комиссии). В городских округах, имеющих территориальное деление, могут создаваться комиссии в территориальных единицах городского округа (далее — комиссии районные в городах). В случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию комиссий и организации их деятельности районные (городские) комиссии образуются при местных администрациях муниципальных районов (городских округов). Комиссии районные в городах образуются при территориальных органах местных администраций в соответствующей территориальной единице городского округа. 4. На территории субъектов Российской Федерации могут формироваться общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — общественные комиссии).

Статья 5. Порядок образования и состав Правительственной комиссии

1. Порядок образования, Положение о Правительственной комиссии, ее состав утверждаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. 2. В состав Правительственной комиссии входят председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и члены комиссии. 3. В состав Правительственной комиссии входят руководители (заместители руководителей) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители общественных, научных организаций, социально ориентированного бизнеса, других органов и организаций, осуществляющих деятельность в области защиты прав и законных интересов детей. 4. Организация и обеспечение текущей работы Правительственной комиссии, контроль за выполнением ее постановлений осуществляются структурным подразделением аппарата Правительства Российской Федерации (далее — аппарат Правительственной комиссии).

Статья 6. Порядок образования и состав региональных комиссий

1. Порядок образования, Положение о региональной комиссии, ее состав утверждаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 2. В состав региональной комиссии входят председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и 6 — 12 членов комиссии. В состав региональной комиссии входят руководители (заместители руководителей) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, депутаты законодательного (представительного) органа, представители общественных, научных организаций, социально ориентированного бизнеса, других органов и организаций, осуществляющих деятельность в области защиты прав и законных интересов детей. 3. Организация и обеспечение текущей работы региональной комиссии, контроль за выполнением ее постановлений возлагаются на структурное подразделение аппарата высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — аппарат региональной комиссии). Норматив обеспечения штатными сотрудниками аппарата региональной комиссии устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом рекомендуемой нормы — 1 специалист на 5 районных (городских) комиссий, комиссий районных в городах.

Статья 7. Порядок образования и состав районных (городских) комиссий, комиссий районных в городах

1. Порядок образования, Положение о районной (городской) комиссии, комиссии районной в городе, ее состав утверждаются постановлением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию комиссий и организации их деятельности состав районной (городской) комиссии, комиссии районной в городе утверждается постановлением главы администрации муниципального района (городского округа). 2. В состав районных (городских) комиссий, комиссий районных в городах входят председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и 6 — 12 членов комиссии. В состав районных (городских) комиссий, комиссий районных в городах входят руководители (заместители руководителей) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, депутаты представительного органа, представители общественных, научных организаций, социально ориентированного бизнеса, других органов и организаций, осуществляющих деятельность в области защиты прав и законных интересов детей. 3. Организация текущей работы районной (городской) комиссии, комиссии районной в городе, контроль за выполнением ее постановлений осуществляются аппаратом комиссии, обеспечивающим ее деятельность (далее — аппарат районной (городской), районной в городе комиссии). Норматив штатных сотрудников аппарата районной (городской), районной в городе комиссии устанавливается высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию комиссий и организации их деятельности норматив штатных сотрудников аппарата районной (городской), районной в городе комиссии устанавливается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. Норматив штатных сотрудников аппарата районной (городской), районной в городе комиссии устанавливается с учетом рекомендуемой нормы — 1 штатный специалист на 2 тысячи детского населения, но не менее двух.

Статья 8. Порядок образования и состав общественных комиссий

1. Порядок образования, Примерное положение об общественных комиссиях утверждаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 2. Общественные комиссии образуются по инициативе общественности городских и сельских поселений.

Глава 3. АКТЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ КОМИССИЕЙ

Статья 9. Постановления комиссии

1. Комиссии по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимают постановления, которые обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организациями, должностными лицами и гражданами. 2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организации, должностные лица и граждане обязаны в течение десяти дней со дня его получения сообщить в письменной форме в аппарат комиссии о мерах, принятых во исполнение постановления комиссии. 3. Ответственность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организаций, должностных лиц и граждан за неисполнение постановления комиссии наступает в установленном законом порядке. 4. Постановления комиссии могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Представления комиссии

1. Председатель комиссии или его заместитель в случае выявления нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, а также иных нарушений в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от лица комиссии вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по их устранению. 2. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении допущенных нарушений в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах в аппарат комиссии в письменной форме. 3. Ответственность органов, организаций и должностных лиц за неисполнение требований, изложенных в представлении комиссии, наступает в установленном законом порядке. 4. Представления комиссии могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

/»Вопросы ювенальной юстиции», 2012, N 2/

Глава 4. КОМПЕТЕНЦИЯ КОМИССИЙ

Статья 11. Основные направления деятельности комиссий

1. Основными направлениями деятельности Правительственной комиссии являются: — координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанной с обеспечением исполнения законодательства Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав; — выработка согласованных подходов к решению основных вопросов, касающихся приоритетных направлений деятельности, связанной с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав; — выработка предложений и рекомендаций органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, а также организационно-методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной сфере; — организация проведения на федеральном уровне межведомственных мероприятий, направленных на решение проблем, связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также с защитой их прав; — информирование Правительства Российской Федерации о деятельности комиссии, связанной с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав, об адекватности и эффективности мер, принимаемых руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере деятельности. 2. Основными направлениями деятельности региональной комиссии являются: — координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанной с обеспечением исполнения законодательства Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав; — выработка согласованных подходов к решению основных вопросов, касающихся приоритетных направлений деятельности, связанной с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав; — выработка предложений и рекомендаций органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, а также организационно-методическое обеспечение деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти в указанной сфере; — организация проведения на уровне субъекта Российской Федерации межведомственных мероприятий, направленных на решение проблем, связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также с защитой их прав; — информирование Правительственной комиссии, высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о деятельности, связанной с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав. 3. Основными направлениями деятельности районной (городской), районной в городе комиссии являются: — осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; — осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; — осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; — подготовка совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации; — рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании»; — оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; — применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 4. Основными направлениями деятельности общественной комиссии являются: — организация мероприятий по работе с детьми и молодежью; — информирование районных (городских), районных в городах комиссий о выявленных фактах нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних; — участие в информационном обмене с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам выявления семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживают дети, и организации индивидуальной профилактической работы с ними.

Статья 12. Полномочия комиссий

1. Полномочия Правительственной комиссии. Правительственная комиссия имеет право: — запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций информацию по вопросам, отнесенным к ее компетенции; — образовывать рабочие и экспертные группы по вопросам, входящим в ее компетенцию; — заслушивать представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии, и принимать соответствующие решения; — привлекать при необходимости к работе комиссии специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научно-исследовательских и образовательных учреждений, обще ственных объединений и иных организаций; — участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; — участвовать в разработке федеральных целевых программ в области защиты прав несовершеннолетних, улучшения условий их жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних; — разрабатывать методические документы по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии. Правительственная комиссия обязана: — осуществлять координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Российской Федерации; — регулярно информировать Председателя Правительства РФ о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Российской Федерации; — заслушивать ежегодные отчеты региональной комиссии, общественной комиссии о результатах деятельности; — рассматривать в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, обращения граждан, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений. Полномочия председателя и иных членов комиссии устанавливаются положением о Правительственной комиссии. 2. Полномочия региональной комиссии. Региональная комиссия имеет право: — запрашивать и получать в установленном порядке необходимую для осуществления своих функций информацию от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; — приглашать на свои заседания для получения информации и пояснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан; — привлекать представителей государственных и муниципальных органов и учреждений, общественных организаций, а также ученых, специалистов для оказания помощи в решении возложенных на региональную комиссию функций; — производить прием несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, рассматривать жалобы, заявления, принимать по ним решения; — вносить в государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения ими постановлений областной комиссии по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних; — обращаться с заявлениями в суд по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; — проводить конференции, совещания, семинары по вопросам, отнесенным к компетенции региональной комиссии; — участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; — участвовать в разработке областных целевых программ в области защиты прав несовершеннолетних, улучшения условий их жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и в пределах своей компетенции контролировать их реализацию; — посещать органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждения уголовно-исполнительной системы для обследования условий воспитания, обучения и содержания в них несовершеннолетних, изучения вопросов, находящихся в компетенции комиссии; — осуществлять иные права, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации. Региональная комиссия обязана: — координировать деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; — выявлять и анализировать причины и условия безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, определять меры по их устранению; — регулярно информировать Правительственную комиссию, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также о выявленных фактах нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; — представлять Правительственной комиссии ежегодные отчеты о результатах своей деятельности; — осуществлять руководство деятельностью районных (городских), районных в городе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; — формировать единый банк данных семей, находящихся в социально опасном положении, имеющих несовершеннолетних детей, подростков, которые не учатся и не работают, детей, склонных к бродяжничеству и попрошайничеству, а также объявленных в розыск; — обобщать и распространять положительный опыт работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории субъекта Российской Федерации и оказывать им организационно-методическую помощь; — вести учет и анализ материалов, рассмотренных на заседаниях районных (городских), районных в городе комиссий, ежеквартально обобщать полученные данные и результаты анализа; — содействовать правовому просвещению несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в области их законных прав и обязанностей; — проводить заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца; — рассматривать в сроки, предусмотренные действующим законодательством, поступившие обращения граждан, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений; — организовывать повышение квалификации работников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемых в области и муниципальных образованиях области; — осуществлять иные полномочия, установленные федеральным и областным законодательством. Полномочия председателя и иных членов региональной комиссии устанавливаются положением о региональной комиссии. 3. Полномочия районной (городской), районной в городе комиссии. Районная (городская), районная в городе комиссия имеет право: — принимать участие в разработке и создании областных и муниципальных программ в области защиты прав несовершеннолетних в области улучшения условий жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и в пределах своей компетенции контролировать их реализацию; — принимать участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; — запрашивать и получать в органах местного самоуправления, учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения (данные), необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию муниципальной комиссии, а также привлекать их к работе, направленной на профилактику безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних; — посещать органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях изучения вопросов, относящихся к компетенции комиссии; — разрабатывать и вносить в соответствующие органы и учреждения предложения и представления по вопросам предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних; — проводить проверку учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, деятельности должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления по вопросу соблюдения порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а также в целях выявления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, незаконных действий по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью; по результатам проверки, в случае необходимости, составлять протокол об административном правонарушении по соответствующим статьям КоАП РФ; — пользоваться имеющимися в органах местного самоуправления информационными ресурсами, содержащими сведения о несовершеннолетних, их законных представителях; — требовать от администрации по месту учебы или работы несовершеннолетних устранения недостатков воспитательной работы, создания наиболее благоприятных условий для их учебы или работы; — применять меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством; — ставить перед компетентными органами вопросы о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений и непринятия мер по исполнению представлений муниципальной комиссии; — принимать по вопросам, отнесенным к компетенции районной (городской), районной в городе комиссии, постановления, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предприятиями и учреждениями различных форм собственности и их должностными лицами; — вносить представления в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защите прав детей; — обращаться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних в порядке, установленном федеральным законом; — принимать решение в установленном законом порядке: о направлении несовершеннолетних с проблемами в обучении и поведении с согласия родителей (законных представителей) и с учетом мнения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном действующим законодательством; о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические, психотропные либо другие одурманивающие вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, и другими категориями несовершеннолетних, а также неблагополучными семьями; о направлении материалов на родителей (законных представителей) несовершеннолетних в суд в случае неисполнения ими своих обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; — вносить предложения в органы опеки и попечительства о формах устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; — осуществлять иные действия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Районные (городские), районные в городе комиссии обязаны: — координировать деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на подведомственной территории; — регулярно информировать в установленной форме региональную комиссию, исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления о состоянии работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на подведомственной территории; — вести прием несовершеннолетних, их законных представителей, иных лиц; — рассматривать жалобы и заявления несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; — рассматривать протесты, представления и постановления прокуроров и принимать по ним решения; — организовывать контроль, обследование и проверку условий содержания, воспитания, обучения несовершеннолетних в семье, в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; — рассматривать материалы образовательного учреждения: об оставлении несовершеннолетним общеобразовательного учреждения, учреждения начального и среднего профессионального образования по заявлению родителей (законных представителей) при достижении возраста пятнадцати лет до получения общего образования; об исключении несовершеннолетнего из образовательного учреждения; — рассматривать представления работодателей на расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником и принимать меры к его трудоустройству; — рассматривать материалы (дела) и применять меры воздействия в порядке, установленном федеральными законами, настоящим Законом и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации: в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого, согласно закону, наступает уголовная ответственность; в отношении несовершеннолетнего, совершившего деяние, за совершение которого установлена административная ответственность; в отношении родителей (законных представителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетнего; в отношении несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; в отношении несовершеннолетнего, совершившего антиобщественные действия; в отношении несовершеннолетнего, уклоняющегося от обучения до получения общего образования. Полномочия председателя и иных членов районной (городской), районной в городе комиссии устанавливаются положением о районной (городской), районной в городе комиссии. 4. Полномочия общественных комиссий. Общественные комиссии имеют право: — вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; — в рамках своей компетенции принимать участие в организации мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявлению и учету детей и семей, находящихся в социально опасном положении; — участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; — участвовать в разработке областных целевых программ в области защиты прав несовершеннолетних, улучшения условий их жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и в пределах своей компетенции контролировать их реализацию; — участвовать в осуществлении целевых программ, реализация которых направлена на совершенствование защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшение условий жизни, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, охрану их здоровья, профилактику безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. Общественные комиссии обязаны: — информировать компетентные органы о выявленных фактах нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних; — участвовать в информационном обмене с органами местного самоуправления и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам работы с семьями, находящимися в социально опасном положении; — представлять региональной комиссии ежегодные отчеты о результатах своей деятельности.

Статья 13. Финансовое и материально-техническое обеспечение комиссий

1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Правительственной комиссии осуществляется Правительством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. 2. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности региональных комиссий осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. 3. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности районных (городских), районных в городе комиссий осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

/»Вопросы ювенальной юстиции», 2012, N 3/

Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И ЧЛЕНОВ КОМИССИИ

Статья 14. Ответственность председателя комиссии

Председатель комиссии в соответствии с действующим законодательством несет персональную ответственность за эффективную организацию работы комиссии.

Статья 15. Ответственность членов комиссий

1. Члены комиссии в соответствии с действующим законодательством несут персональную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них нормативно-правовыми актами обязанностей по реализации полномочий комиссии. 2. В случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение членом комиссии возложенных на него обязанностей по реализации полномочий комиссии препятствует ее деятельности, нарушает или способствует нарушению прав и законных интересов детей, то он может быть лишен данного статуса. 3. Лишение статуса члена комиссии возможно на основании представления ее председателя, направленного в орган государственной власти (местного самоуправления) либо должностному лицу государственного органа (органа местного самоуправления), уполномоченному утверждать ее персональный состав.

Глава 6. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ КОМИССИЯМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ МАТЕРИАЛОВ (ДЕЛ), НЕ СВЯЗАННЫХ С ДЕЛАМИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 16. Рассмотрение материалов (дел)

1. Рассмотрение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссии) материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, является одной из их задач в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 2. Рассмотрение материалов (дел), не связанных с правонарушениями несовершеннолетних, осуществляется районной (городской), районной в городе комиссией.

Статья 17. Основания рассмотрения материалов (дел) комиссиями

Комиссии рассматривают материалы (дела): — по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) и иных лиц; — по собственной инициативе; — по представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; — по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; — в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Статья 18. Порядок подготовки материалов (дел) к рассмотрению на заседании комиссии

1. Материалы (дела), поступившие на рассмотрение в комиссию, в целях обеспечения всестороннего, своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем комиссии или по его поручению любым членом комиссии. 2. При подготовке материалов (дел) к рассмотрению на заседании комиссии выясняются следующие вопросы: — входит ли рассмотрение данного материала (дела) в компетенцию комиссии; — имеются ли основания для проведения дополнительной проверки (доработки) поступивших материалов (дел); — круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание комиссии; — целесообразность принятия иных мер, предусмотренных действующим законодательством, для всестороннего и своевременного рассмотрения материалов (дел).

Статья 19. Срок рассмотрения материалов (дел)

1. Комиссии рассматривают материалы (дела) в течение 15 дней с момента их поступления. Срок рассмотрения материалов (дел) может быть продлен, но не более чем на 15 дней, при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела. 2. Рассмотрение дела может быть отложено в случае поступления ходатайства от участников рассмотрения материалов, а также в случае уклонения несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей от явки на заседание комиссии, если материалы дела не могут быть рассмотрены без их присутствия.

Статья 20. Решения, принимаемые при подготовке материалов (дел) к рассмотрению на заседании комиссии

1. При подготовке материалов (дел) к рассмотрению на заседании комиссии могут быть приняты следующие решения: — о вызове или приглашении лиц, участвующих в рассмотрении материалов (дел); — о возвращении материалов (дел) органам или учреждениям, направившим указанные материалы (дела) в комиссию, если они не подведомственны комиссии или требуют проведения дополнительной проверки (доработки); — о продлении срока рассмотрения материалов (дел); — об отложении рассмотрения материалов (дел); — о принятии иных мер, предусмотренных действующим законодательством, имеющих значение для всестороннего и своевременного рассмотрения материалов (дел). 2. Решения комиссии, указанные в части 1 настоящей статьи, принимаются и подписываются от лица комиссии ее председателем или его заместителем. 3. Подготовленные к рассмотрению материалы (дела) представляются для ознакомления лицам, участвующим в рассмотрении материалов (дела).

Статья 21. Заседания комиссии

1. Все решения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, принимаются на заседании комиссии, за исключением решений, указанных в п. 2.4 настоящего положения. 2. Заседания являются правомочными при наличии не менее половины состава комиссии. Присутствие представителей органов прокуратуры на заседаниях комиссии является обязательным. 3. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, при этом заседания региональной комиссии проводятся не реже одного раза в квартал, заседания муниципальных комиссий — не реже одного раза в месяц. 4. Председательствует на заседании комиссии ее председатель или его заместитель. При невозможности ведения заседания председателем или заместителем комиссии председательствующий выбирается из числа присутствующих членов комиссии простым большинством голосов. 5. Все материалы (дела) в отношении несовершеннолетних комиссия рассматривает при обязательном участии несовершеннолетнего и его законного представителя, а при необходимости — педагога и иных лиц. 6. Материалы (дела) в отношении несовершеннолетнего, за исключением материалов о совершении несовершеннолетним общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, могут быть рассмотрены в его отсутствие при условии своевременного извещения о времени и месте проведения заседания комиссии и неполучении ходатайства об отложении рассмотрения. 7. Несовершеннолетний, в отношении которого рассматриваются материалы, может быть удален с заседания комиссии на время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние.

Статья 22. Порядок принятия решений на заседании комиссии

1. Решения принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равенстве голосов решающее значение имеет голос председательствующего. 2. При рассмотрении материалов (дел) комиссия обязана всесторонне, полно и объективно исследовать материалы дела, уточнить возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, мотивы, причины и условия, послужившие поводом для рассмотрения данного дела, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия или о реабилитации несовершеннолетнего. 3. Рассматривая материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает административная ответственность, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, комиссия заслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), потерпевших, свидетелей, адвоката (защитника). 4. После всестороннего рассмотрения обстоятельств дела принимается одно из следующих решений: 1) о применении мер воздействия, предусмотренных статьей 28 настоящего Закона, и (или) проведении индивидуальной профилактической и (или) реабилитационной работы; 2) о продлении сроков рассмотрения дела при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 20 настоящего Закона; 3) об отложении рассмотрения дела при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 20 настоящего Закона; 4) о передаче дела в органы прокуратуры, суд, другие органы по подведомственности; 5) решение комиссии в соответствии с пунктами 2, 3, 4 части 4 настоящей статьи выносится в форме определения; 6) решение комиссии в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи выносится в форме постановления; 7) решение комиссии принимается с учетом мнения представителя органов прокуратуры, присутствующего на заседании, заключение которого заслушивается и заносится в протокол заседания комиссии.

Статья 23. Протокол заседания комиссии

1. На заседании комиссии ведется протокол, в котором указываются: — дата и место рассмотрения материала (дела); — наименование и состав комиссии; — содержание рассматриваемого материала (дела); — сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении материала (дела), об извещении отсутствующих лиц; — отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; — объяснения, пояснения и заключения лиц, участвующих в рассмотрении материала (дела); — документы, исследованные при рассмотрении материала (дела); — заключение прокурора по рассматриваемому материалу (делу); — сведения об оглашении принятого комиссией решения и разъяснения порядка и сроков его обжалования. 2. Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим на заседании комиссии и ответственным секретарем.

Статья 24. Постановление комиссии

1. Постановление комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано. 2. Постановление принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим. 3. В постановлении указываются: — наименование комиссии; — дата рассмотрения дела; — сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; — обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; — статья (часть статьи) или пункт нормативного правового акта, нарушение которого допущено лицом, в отношении которого рассматривается дело; — принятое по делу решение с разъяснением порядка и сроков его обжалования. 4. Постановление выносится и объявляется немедленно по окончании рассмотрения материала (дела). 5. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу (или его законному представителю) или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо направляется соответствующему лицу, в орган или организацию в течение трех дней со дня вынесения постановления. По решению председателя комиссии или его заместителя копия постановления может быть вручена (направлена) иным лицам, участвовавшим в рассмотрении материала (дела). 6. Постановление комиссии, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для исполнения должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления области, руководителями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и гражданами. 7. При получении постановления должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководители организаций, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и граждане обязаны в десятидневный срок сообщить комиссии о мерах, принятых во исполнение постановления. 8. Неисполнение указанными лицами постановления комиссии влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. 9. Постановление комиссии может быть обжаловано в сроки и в порядке, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Постановление комиссии вступает в силу по истечении срока его обжалования.

Статья 25. Определение комиссии

1. В определении, выносимом в процессе подготовки к рассмотрению материалов (дела), указываются: — наименование комиссии; — фамилия, инициалы председателя комиссии или его заместителя; — дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов (дела); — сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого ведется подготовка к рассмотрению материалов (дела); — содержание заявления, ходатайства; — обстоятельства, установленные при подготовке к рассмотрению заявления, ходатайства, материалов (дела); — мотивированное решение по делу. 2. В определении, выносимом по итогам рассмотрения материалов (дела), указывается: — наименование и состав комиссии коллегиального органа, вынесшей определение, и ее адрес; — дата и место рассмотрения дела; — сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; — обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; — мотивированное решение по делу. 3. Определение, вынесенное по итогам рассмотрения дела, принимается простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, и подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа.

Статья 26. Представления комиссии

1. Представления вносятся комиссией в государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в целях устранения причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также нарушений законодательства, направленного на защиту их прав и интересов. 2. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, в течение месяца со дня его получения должны сообщить о принятых мерах в комиссию, вынесшую представление.

Статья 27. Меры, принимаемые комиссиями к несовершеннолетним

1. По результатам рассмотрения материала (дела) в отношении несовершеннолетнего комиссия с учетом личности и поведения несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного деяния может применить следующие меры воздействия: — объявить замечание; — объявить выговор или строгий выговор; — обязать принести публично или в иной форме извинение потерпевшему; — направить несовершеннолетнего, нуждающегося в специальном педагогическом подходе, достигшего восьмилетнего возраста, с согласия его родителей или иных законных представителей, а несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, с его согласия в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа при отсутствии медицинских противопоказаний; — передать несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей в целях обеспечения его надлежащего поведения. 2. По результатам рассмотрения материала (дела) в отношении несовершеннолетнего комиссия имеет право обратиться в органы опеки и попечительства с просьбой о ходатайстве перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. 3. С учетом личности и поведения несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного деяния по результатам рассмотрения дела комиссия вправе ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Статья 28. Меры, принимаемые комиссиями в целях обеспечения реализации защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

1. В целях обеспечения реализации и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних комиссии имеют право: — вынести общественное порицание в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетнего; — предложить родителям или законным представителям несовершеннолетнего возместить причиненный им материальный вред; — обратиться в орган опеки и попечительства с ходатайством о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей либо об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей или досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего; — обратиться в орган опеки и попечительства с ходатайством; — обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29. Порядок вступления в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования. 2. Признать утратившим силу со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Указ Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних».

Статья 30. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение 3 месяцев со дня его вступления в силу. 2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение 6 месяцев со дня его вступления в силу. 3. До приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с настоящим Законом они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *