Социализация воспитанников детских домов: практический опыт Германии и России

(Калинкина М. Ю.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2012, N 3)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ГЕРМАНИИ И РОССИИ

М. Ю. КАЛИНКИНА

Калинкина М. Ю., специалист по вопросам государственной молодежной политики, кандидат педагогических наук, Австрия.

По данным экспертов, сократить сеть детских домов, интернатов и приютов в России в ближайшее время не удастся. Напротив, их количество будет увеличиваться <1>. В России достаточное количество научных работ, посвященных проблемам воспитанников детских домов. Среди них такие ученые, как Г. Т. Бурлакова, Г. И. Гусарова, И. Ф. Дементьева, Б. А. Кутан, Г. В. Семье, и др. ——————————— <1> Существующая статистика показывает, что половина детей, родившихся в колонии, вырастая, попадает туда вновь. Поэтому права детей, родившихся в колонии, требуют особого внимания со стороны государства. По данным Генпрокуратуры РФ, 40% выпускников детских домов и интернатов становятся алкоголиками и наркоманами, 40% пополняют преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством, 10% адаптируются к жизни. Согласно данным всероссийской диспансеризации, здоровыми признаны 32% детей и наименьший индекс здоровья отмечен у воспитанников детских домов. Кроме того, в половине образовательных учреждений, которые проверила прокуратура, нарушается закон. В нарушение ст. 84 Семейного кодекса Российской Федерации пенсии и алименты нередко не зачисляются на лицевые счета воспитанников. Счета не открываются или обезличены — деньги направляются на общие нужды детдомов, погашение задолженности интернатов и другие цели. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внес определенные законодательные гарантии на получение выпускниками сиротских учреждений жилья. Однако далеко не во всех регионах выпускники могут его получить. Около 80% социальных сирот находятся в крайне затруднительном положении. Согласно законодательству выделять выпускнику интернатных учреждений новое жилье должны администрации тех районов, откуда ребенок был направлен в это учреждение. Однако механизм сохранения квартиры или приобретения ее не отработан. Защищать право на жилье подростков должны органы опеки, но количество их штатных сотрудников мало — один на 5 тыс. детского населения, тем более что сама администрация, нарушая законодательство, нередко отказывает выпускникам в получении жилья.

Конечно, для нашей страны эта проблема не новая, поэтому определенный опыт работы также имеется. Например, в частности, 5 апреля 1926 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Постановление «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов в крестьянские семьи для подготовки их к сельскому труду». Так, крестьянский двор, добровольно принимающий такого воспитанника на основании договора с соответствующими органами народного образования, получал на долю этого воспитанника земельный участок из запасного фонда по нормам трудового землепользования. Причем этот участок земли освобождался в течение первых трех лет от единого сельскохозяйственного налога. Предусматривалось также и оказание такому крестьянскому двору помощи для хозяйственного обзаведения. В свою очередь, крестьянский двор был обязан содержать воспитанника детдома наравне с остальными членами двора, приучать к ведению хозяйства, предоставлять возможность получать образование. Позднее ВЦИК от 20 июня 1927 г. наметил расширение поощрительных льгот в виде преимущественного права на получение сырья и материалов для тех кооперативов, которые вовлекли в ученичество бывших беспризорников <2>. ——————————— <2> Директива ВКП(б) и Постановления советского правительства о народном образовании (1917 — 1947). М.-Л., 1947. С. 254 — 255.

Интересен также положительный опыт <3> взаимодействия местных органов власти и бизнеса в предоставлении воспитанникам из детских домов «гостевых семей» на весенне-летний период времени, а также привлечения внимания городской общественности к проблеме беспризорности и сиротства. Примером может служить акция в 2002 г. в г. Железногорске «На каникулы — в семью!». Организаторами акции были Железногорский детский дом, «Сегодняшняя Газета-26» и органы местной власти. ——————————— <3> В соответствии с опытом воспитания детей детского дома семейной пары в сельской местности можно сказать, что необходимо воспитанников обучить трудовым навыкам, рыболовству, обустройству быта, уходу за огородом, заготовке даров леса, ягод и грибов, целебных трав. В качестве приобретения заработка можно охранять во время уборки урожай, транспорт акционерного общества, помогать частным лицам грести и скирдовать сено. Тем самым учить детей общаться и трудиться.

Интересно выделить и опыт работы детского дома Красноярского края для детей в возрасте от 6 до 17 лет, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних из городских школ, который создал Школу ремесел: студии соломки, тестопластики, бересты, мини-ателье. На занятиях одновременно присутствуют дети разных возрастов и воспитатели, т. к. в процессе работы складываются отношения старших и младших ребят: помощь, забота, взаимовыручка младших, уважение к трудолюбию старших. Данный детский дом расширяет рамки своей работы: участвует в различных выставках, ярмарках, проводит мастер-классы в городе и крае, сотрудничает с различными муниципальными и государственными учреждениями. Опыт работы Железногорского детского дома, Сбербанка, газеты «Город и горожане» и редакции «Канал-12» показывает, что совместное сотрудничество по решению проблем социального сиротства в отдельно взятом городе Железногорске может быть взаимовыгодным и приводить к реальному результату. В связи с этим акцент следует сделать на том, чтобы отладить и усилить систему ведомственного и общественного контроля за их деятельностью и условиями жизни в них детей <4>. ——————————— <4> Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Сколько их у нас? // Деловая жизнь. 2004. N 1-2. С. 15 — 16; Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году. М.: Юриспруденция, 2002. С. 30 — 31; URL: www. hrw. org/russian/; Комитет ООН по правам ребенка и права детей в России. М.: РОО — «Права ребенка», 2001. С. 28; Медведева Е. Минус на минус дает плюс // Крестьянка. 2004. N 4. С. 146 — 147. О положении детей-сирот в России. Столичные школы не хотят чтить Уголовный кодекс // КП. 2005. 23 ноября. С. 10; Экарева Ю. Детство как шагреневая кожа // АиФ. Здоровье. 2004. N 25. С. 2.

В Германии, напротив, число детских домов, интернатов и приютов очень низкое. В этой связи опыт работы детского дома одного из городов Германии представляет наибольший интерес и относится к проблемам социального воспитания как создания условий для целенаправленного развития человека в процессе его социализации. Детский дом г. Бонна, основанный в 1960 г., единственный в этом городе, в настоящее время финансируется органами местной власти, коммуной. Имеется четкая схема полномочий и компетенции конкретного исполнителя. Вместе с тем поступают финансы субъекта федерации, а также пожертвования частных лиц и организаций в виде денег, билетов (в театр, в кино, в спортклубы, зоопарк), школьных письменных принадлежностей и пр. Немного об истории этого детского дома. Раньше он был создан богатыми людьми для сирот и «детей улиц». В попечительский совет входили 5 человек, которые составили завещание. В нем каждый год по настоящий момент определенная сумма переходит на счет каждого подопечного (50 человек). Несмотря на то что сейчас детский дом муниципальный, завещание имеет свою силу. Кроме того, изменилось само направление помощи. Если раньше ребенка надо было накормить, предоставить теплое помещение и чистые одежды, то сейчас в современном немецком обществе требуется индивидуальное воспитание каждого подопечного. Ему нужна поддержка, воспитание в соответствии с требованиями времени, а также объяснение, что не он виноват в разводе своих родителей и в других проблемах в семье. В 80-е гг. XX в. было построено новое здание детского дома, не в центре города, а на его окраинах, рядом с лесом. При этом здесь все деревянное, что особенно ценится в Германии в соответствии с одним из немецких методов воспитания, где не должно быть ничего металлического. По словам замдиректора, не все детские дома находятся в таком хорошем состоянии. Детский дом г. Бонна (далее в контексте — детдом) имеет несколько отделов и корпусов. Он напоминает мини-отель или студенческий городок. Так, он делится на 4 «отдела». Первый — общежитие для воспитанников. Как правило, до 16 — 18 лет. Ведомство по делам детей, семьи и молодежи города выделяет на группу, состоящую из 10 человек и воспитателя, 201 евро в неделю. Группа распределяет сама финансы на покупку продуктов, а то, что остается, могут тратить по назначению. Второй — жилищный и воспитательный корпус для тех, кто живет дома с родителями, но во время ссор или кризисов приходит и временно остается. Может быть и другая ситуация: родители не хотят воспитывать своих детей или им некогда, поэтому они отправляют своих детей добровольно. Сотрудник дома сообщил, что есть дети и обеспеченных, видных людей, включая политиков и бизнесменов. Подтверждением тому служит тот факт, что, если ведомство по делам молодежи признает, что семья в соответствии с ее доходами может позволить выделять средства на ребенка из собственного бюджета, оно не выделяет средств детдому на этого воспитанника. То есть если ребенок из социально неблагополучной семьи или сирота (1%), то город может на 100% оплачивать его пребывание в детдоме. В обратном случае родители должны платить 130 евро в день. Воспитательная работа проводится не только с детьми, но и с их семьями. Родители могут прийти и рассказать о своих проблемах. Они знают, что здесь получат консультацию и помощь компетентных специалистов. Третий — «интенсивный отдел» для тех, кто испытал кризис и оказался в трудной жизненной ситуации, подвергся изнасилованию, избиению и пр., дети-беженцы и те, кто находится в психологическом кризисе. Здесь больше всего детей и групп, поэтому 3 подгруппы разного возраста. Так, одна из групп называется «Бенджамин». В ней детишки с 3 до 8 лет. Это те дети, которые попали в приемную семью, но она не может их воспитывать по разным причинам. Сами воспитанники всего детдома очень осторожно и внимательно относятся к тем, кто проживает в этой группе. К таким ребятам нужен особый подход, т. к. дети и подростки очень эмоциональные, гиперактивные, агрессивные, пережитое ими осталось до сих пор в памяти. Ведь именно в этой группе находятся те, кто увидел собственными глазами, как убивают их родителей на войне в Африке, а также в других горячих точках. Как дети из таких стран попадают в Германию? Родственники или друзья семьи, где погибли родители, а порой и сами родители на последние деньги покупают билет на самолет в один конец — ФРГ и отправляют ребенка. В Германии не могут найти никаких документов, выяснить обратный адрес и пр., и тогда такие дети попадают в детдом. Для многих родителей это единственный шанс спасти их ребенка и обеспечить лучшее будущее, чем там, откуда он родом. В связи с этим так много информационного материала в журналах, газетах, на телевидении о бедственном положении детей в странах «третьего мира» и о необходимости оказать им помощь. Эта острая тема активно обсуждается немецкими властями. Четвертый отдел — для детей и подростков-инвалидов. По оценкам немецких специалистов, принцип работы в Германии с детьми с умственной отсталостью и другими психическими отклонениями существенно отличается от американских методов и форм. Немецкий спектр более широк и разнообразен. В частности, у каждого ребенка специальная мебель, ванна, все необходимые гигиенические средства. Спортивный инвентарь и помещения позволяют непосредственно в детском доме проводить лечебную гимнастику и вести необходимые занятия. Дети-инвалиды со всеми здоровыми детьми наравне посещают школу. Таким образом, смешанные классы. Дети-инвалиды чувствуют себя абсолютно «нормальными», также ходят на все мероприятия, и их никто ни в чем не ущемляет. Все дети посещают школу. Ежедневно школьный автобус отвозит детей в школу и привозит обратно. Между прочим, водитель этого автобуса — солдат срочной службы. Таким образом, в основном всего более 220 человек в этом доме. В каждой группе 12 — 15 детей. Возрастная категория групп: с 6 до 14/15 лет (2 группы) и с 15 до 18 лет (4 группы) и 3 интенсивные группы (с 8 лет). Хотя рассчитано, что должно быть не более 8 — 10. Мальчики и девочки в одной группе. Групп несколько. В качестве персонала на одну группу 4 сотрудника и 1 практикант. Работают по сменам: с 6 до 14, с 14 до 20, с 20 до 6 часов, включая праздники и выходные дни. Кроме того, могут прийти все желающие и оказать помощь детям. Известно, что зарождение практики помощи в зарубежных странах произошло в глубокой древности. В Европе помощь и взаимопонимание трактуются как особая специальная форма взаимоотношений между людьми. В Древней Греции на этапе эллинизма общество обладало высоким духовным дружественным чувством, моралью. В это время и зародилось такое понятие, как «филантропия», т. е. благотворительность. В XIX в. этический принцип бескорыстного служения людям французский философ Огюст Конт назвал альтруизмом. Заметим, что в Германии очень распространено добровольно и без вознаграждения проходить практику в социальной сфере. Для немецкого общества это как долг перед гражданами своей страны. Кроме того, это также престижно. Как говорят сами местные граждане, к таким добрым людям особое отношение. Интересно и то, что процентное соотношение между мужским и женским полом практикантов одинаковое. Если учесть, что граждане ФРГ чаще, чем россияне, принимают участие в благотворительных акциях, то уровень альтруистического поведения практически одинаков и в России, и в Германии. Кроме того, американские ученые пришли к интересному выводу: альтруизм самым благотворным образом сказывается на здоровье тех, кто ему следует. В течение 30 лет сотрудники Корнельского университета (США) наблюдали за 427 женщинами. Из них примерно половина отличалась альтруистическим поведением: они активно помогали соседям, другим семьям, чужим детям. Результат этих наблюдений: женщины, помогавшие «чужим» людям, болели в два раза реже, чем те, кто занимался только собственной семьей <5>. ——————————— <5> Толпегин А. Без любви нет здоровья // Физкультура и спорт. 2000. N 1 (2011). С. 13.

Каждый день воспитанники детского дома вместе с воспитателями расписывают себе распорядок дня по часам. Поэтому в кабинете у воспитателя всегда висит расписание каждого ребенка независимо от возраста по часам на неделю. Он знает точно, где подопечный, с кем, что делает. Отметим, что постоянный персонал детдома г. Бонна имеет дипломы социальных педагогов, воспитателей, медицинской сестры, психологов. Они пользуются большим уважением в обществе, т. к. заботятся о детях и инвалидах. Ведь, как говорят сами сотрудники, «так много дискриминации по отношению к инвалидам», «да и на нашу зарплату семью не прокормишь». Хотя в действительности по европейским меркам зарплата очень даже высокая и льгот больше: отпускных много — 30 дней, 13 зарплата, выходные на новогодние праздники. Обобщая, можно отметить, что у каждого воспитанника детского дома есть своя комната, которую он обставляет и «разрисовывает» в буквальном смысле по своему усмотрению. Так как каждый воспитанник получает деньги от государства, он может распоряжаться частью сам. Поэтому у многих есть свой телевизор, магнитофон. Если воспитанник хорошо учится, то, получив стипендию, он может купить не только обои и шторы, но и телевизор. Также с одеждой и другими вещами. Интересно, что старшие воспитанники могут закупать вместе еду и готовить кушать. На каждом этаже специально построена кухня со столами, стульями, домашней утварью. Кстати, если они не хотят обедать на кухне, могут пройти в «гостиную» или комнату отдыха, где стоит телевизор, уютный диван с креслами. Уборку комнат и кухни осуществляют самостоятельно. В детдоме царит чистота и порядок. Каждый, кто старше 14 лет, может выехать в город и ходить по магазинам, в кино, к друзьям и даже на дискотеки. Единственное правило — они должны быть в своей комнате не позже 22 часов вечера. Поражает то обстоятельство, что, несмотря на национальные антитабачные, антиалкогольные и антинаркотические программы и муниципальные кампании в Германии, в детском доме официально разрешается пить пиво и вино с 16 лет в своей комнате, а водку и виски — с 18 лет. Руководство применяет гуманные меры воспитания: разрешено проводить и весело отмечать с друзьями праздники, приглашать знакомых, однако надо ставить в известность. Одним словом, воспитанники чувствуют себя действительно как в нормальных семьях, как дома. Как долго могут находиться дети и подростки в детском доме? По словам воспитателей, максимум два года. После этого многие подростки переезжают в квартиры. Они их снимают, город продолжает им помогать. Сначала они находятся под наблюдением, а потом по необходимости им предоставляются консультации и пр. Многие возвращаются в семьи, т. к. не только социальные работники города, но и специалисты детского дома работают с такими семьями. Известно, что такие семьи также находятся под наблюдением и родители испытывают страх: дети также могут заявить о своих правах и подать в суд на них. Некоторые остаются на продолжительное время, а позже город предоставляет им другие формы и условия проживания. Кроме того, адаптация в обществе проходит легко, многие создают семьи (большинство живет гражданским браком), находят работу, путешествуют. Таким образом, если в России перед выпускниками детских домов остро стоит проблема включения в социум, они испытывают трудности в профессиональном самоопределении, браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений, то в Германии организуются новые формы образовательных учреждений и социальная защита предусматривает организацию помощи детям и подросткам после выхода из детского дома.

——————————————————————