К вопросу о необходимости создания специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних в Российской Федерации

(Воронова Е. Л., Мацкевич Ю. Д.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2012, N 3)

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <1>

Е. Л. ВОРОНОВА, Ю. Д. МАЦКЕВИЧ

——————————— <1> Статья была впервые опубликована во Всероссийском научном журнале «Общественные науки». Москва: Издательство МИИ — Наука, 2011/5. С. 378 — 386.

Воронова Е. Л., судья Ростовского областного суда, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия.

Мацкевич Ю. Д., аспирант кафедры судебной власти, прокурорского надзора, организации правоохранительной деятельности Российской академии правосудия.

В России на рубеже XX — XXI вв. особенно активно обсуждается проблема становления специализированных судов. Наиболее дискуссионным и острым вопросом является создание специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних. Так же как и в начале XX в., перед Россией остро стоит проблема детской преступности и правонарушений, способов реагирования на эти негативные явления общественной жизни. Нам важно опираться на свой собственный исторический опыт, прежде всего опыт создания в России специализированных «детских» судов. Такие суды появились в России в 1910 г. Идея создания этих судов возникла под влиянием педагогических выводов прогрессивных деятелей того времени об отрицательном влиянии совместного слушания дела взрослых и несовершеннолетних подсудимых. На «общем» суде, отмечали специалисты, несовершеннолетний рано осваивается с положением подсудимого, у него ослабляется чувство стыда, страха перед наказанием, он свыкается с мыслью о возможной преступной «карьере», видит в этом возможность самоутверждения и возвышения над сверстниками. Устроители суда для несовершеннолетних исходили из того, что ни сам несовершеннолетний, ни окружение не должны ассоциировать его с преступным миром и воспринимать его как настоящего преступника. Всего таких судов начиная с 1910 г. было открыто несколько: в Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославе, Николаеве. Есть сведения о том, что они появились в Томске, Риге. Создание этих судов способствовало устранению жестокости обычного разбирательства уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних и ставило на первый план воспитательные цели, восполняло недостатки надзора и попечения о ребенке и ослабляло угрожавшую ему опасность разрушения семейных уз, ослабления чувства ответственности. Основным руководящим принципом суда стала ценность ребенка как индивидуума и как члена общества. Учредители суда исходили из того, что возможности ребенка в результате должного воспитания могут быть обращены в пользу общества и государство должно позаботиться о развитии его положительных задатков. Сам по себе ребенок не виновен в том, что он плох. Его как преступника формируют условия, в которых он развивается, взрослые, которые его окружают. По мнению М. Теодорович, «государство совершает преступление худшее, чем все преступления малолетних, взятые вместе, когда оно подводит ребенка, совершившего преступление, под рубрику преступника и ставит его в условия, чтоб сделать настоящим». Суды по делам несовершеннолетних полностью и бесповоротно отрекались от идеи возмездия и наказания. Суд ставил задачи педагогические и имел свои особенности судопроизводства: подростки и взрослые обязательно разобщались; суд был единоличный; ограничивался доступ публики; судопроизводство по таким делам было упрощено; оглашение дел в печати ограничивалось. В названных судах рассматривались дела трех категорий. Прежде всего дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними (дела по обвинению несовершеннолетних, совершивших преступления в соучастии со взрослыми, выделялись в особое производство). Затем дела о преступлениях, в которых потерпевшими были несовершеннолетние. И, наконец, дела, связанные с невыполнением своих обязанностей родителями несовершеннолетнего, жестоким обращением с ними, беспризорностью, детской проституцией и т. п. Таким образом, в задачу суда входила не только борьба с подростковой преступностью, но и принятие мер в отношении беспризорных, а также защита интересов детей, т. е. своей деятельностью, особенностями производства новые суды обеспечивали предупреждение преступности несовершеннолетних, воздействуя на ее причины. Был установлен особый порядок доставления детей в суд. Они не вызывались туда повестками, а приглашались лицом, в обязанности которого входило оповещение подростка о необходимости быть в суде. При этом оповещение должно было осуществляться таким образом, чтобы не компрометировать его перед соседями, товарищами, хозяевами. Обычно это делалось во время прогулки, по дороге на учебу, работу, при выполнении домашних работ и т. п. Лицу, приглашающему и препровождающему несовершеннолетнего в суд, предписывалось в таких случаях быть одетым в штатское платье <2>. ——————————— <2> Беляева Л. И. Становление отечественной школы предупреждения преступлений несовершеннолетних (середина XIX — начало XX в.) // СПС «КонсультантПлюс».

Революция 1917 г. ликвидировала специализированные суды в отношении несовершеннолетних. В Новейшей российской истории предпринималась попытка на законодательном уровне возродить такие «детские» суды. Проект Федерального конституционного закона N 38948-3 «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» был одобрен Государственной Думой в первом чтении 15 февраля 2002 г. <3>. Указанный законопроект предусматривал создание ювенальных судов для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних. Согласно модели, предложенной нашим законодателем, ювенальные суды — это суды, рассматривающие уголовные, гражданские и административные дела, в которых одной из сторон является несовершеннолетний. Такие суды рассматривают дела по первой, кассационной и надзорной инстанции. ——————————— <3> Проект Федерального конституционного закона N 38948-3 «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // URL: http:// asozd2.duma. gov. ru/ main. nsf/ (SpravkaNew)29?OpenAgent&RN;=38948-3&02.

При рассмотрении представленного законопроекта уже в первом чтении отмечались концептуальные замечания, требующие уточнения, дополнительного обсуждения и доработки. В частности, отмечалось, что предлагаемая авторами законопроекта система специализированных судов не имеет четкой структуры ювенальных судов, а их компетенция определена крайне расширительно. Из текста законопроекта было не ясно, идет ли речь о формировании «в системе судов общей юрисдикции» организационно обособленной подсистемы специализированных ювенальных судов по аналогии с военными судами или о выделении в структуре уже действующих судов общей юрисдикции специализированных судей, судебных составов и коллегий по рассмотрению дел с участием несовершеннолетних. Законопроект не содержал достаточно четкого определения круга дел, подсудных ювенальным судам. Процессуальным законодательством в число участников процесса включены, например, потерпевший и свидетель по уголовным делам, третьи лица в гражданских делах. Отнесение к подсудности ювенальных судов всех дел, хотя бы одним из участников в которых является несовершеннолетний, представлялось критикам законопроекта неоправданным расширением их подсудности. Кроме этого, отсутствие законопроектов «О ювенальных судах» и «Об основах ювенальной юстиции» (которые должны были бы рассматриваться в совокупности с представленным законопроектом) не позволило проанализировать в полной мере задачи, функции ювенальной юстиции, систему ювенальных судов и их компетенцию. Поскольку со времени принятия представленного законопроекта в первом чтении соответствующие уточнения и изменения на протяжении восьми лет Государственной Думой РФ так и не были подготовлены и внесены, осенью 2010 г. Государственная Дума РФ отклонила данный законопроект <4>. ——————————— <4> Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации N 4212-5 ГД // URL: http://asozd2.duma. gov. ru/main. nsf/(SpravkaNew)?OpenAgent&RN;=38948-3&02.

Между тем создание судебной системы по делам несовершеннолетних прямо вытекает из обязательств Российской Федерации по применению общепризнанных принципов и норм международного права, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 г. общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ. Российская Федерация, как правопреемница СССР, взяла на себя обязательства по исполнению Конвенции о правах ребенка, вступившей в силу для РСФСР 15 сентября 1990 г., и предоставлению Комитету ООН по правам ребенка периодического доклада об исполнении Конвенции, осуществляющему контроль за его соблюдением <5>. ——————————— <5> Конституция детства: Сборник. М.: Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2009. С. 6.

Комитет по правам ребенка чаще всего подвергает критике именно политику и практику отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Учет зарубежного и российского исторического опыта, первых результатов экспериментов по специализации отдельных судов свидетельствует в пользу необходимости специализации судов и создания системы правосудия по делам несовершеннолетних <6>. ——————————— <6> Марковичева Е. В. Некоторые аспекты дифференциации уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних // Российский судья. 2007. N 10. С. 35.

В России в последние два года неожиданно сложилось в общественном сознании непринятие словосочетания «ювенальная юстиция». Рассмотрим аргументацию ее противников. Противники ювенальной юстиции считают, что в настоящее время достаточно служб и органов, охраняющих интересы детей, и что введение специализированных судов повлечет существенные денежные затраты из бюджета. Кроме того, в России существуют «органы опеки, которые регулярно лишают кого-то родительских прав за дурное обращение с детьми, а кто-то из родителей даже идет за это под суд. Органам опеки помогают милиция, прокуратура, школы, психолого-педагогические службы» <7>. ——————————— <7> Хромова Н. М. Ювенальный суд: да или все же нет? // Вопросы ювенальной юстиции. Альманах. М.: НАН, 2009. N 6. С. 12.

В данном случае противники ювенальной юстиции смешивают и подменяют понятия и не берут во внимание, что «есть две сферы судопроизводства — сфера уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних (ювенальная юстиция) и сфера гражданского судопроизводства по делам, в которых затрагиваются интересы семьи и несовершеннолетних» <8>. ——————————— <8> Ткачев В. Н. «Детская болезнь» юстиции: какие ювенальные технологии нужны России? // URL: http://www. rostoblsud. ru/ne_4626703.

Таким образом, негативное отношение общества направлено не на уголовное ювенальное правосудие, а на гражданское судопроизводство с участием несовершеннолетних, в котором имеются проблемы в правоприменительной практике семейного законодательства. На наш взгляд, наиболее уместным будет в данном контексте неприятия массовым общественным сознанием понятия ювенальной юстиции употреблять вместо термина «ювенальная юстиция» понятие «ювенальное правосудие», «правосудие по делам несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом». Ювенальное правосудие, на наш взгляд, это всеобъемлющая система правосудия в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и детей-жертв и свидетелей преступления. При этом эта система правосудия включает в себя законы, процедуры и органы и структуры, имеющие непосредственное отношение к отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних <9>. ——————————— <9> Руководство ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М.: ЮНИСЕФ, 2010. С. 31.

Таким образом, ювенальное правосудие — это прежде всего «правосудие, т. е. суд по праву, судопроизводство по установленной в законах процедуре» <10>. ——————————— <10> Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. 2-е изд., испр., доп. М.: Дело, 2001. С. 14.

Ювенальное правосудие — это эффективная организационная структура для отправления правосудия по делам несовершеннолетних. Например, специализированные судьи или специализированный суд в виде отдельных структур либо в рамках существующих региональных или окружных судов либо назначение специальных судей или специализированных судебных составов по делам несовершеннолетних судов общей юрисдикции для рассмотрения дел, относящихся к системе правосудия для рассмотрения дел, относящихся к системе правосудия по делам несовершеннолетних <11>. ——————————— <11> Замечания общего порядка N 10 (2007) «Права детей в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» / Комитет ООН по правам ребенка, 44 сессия. Женева, 15 января — 2 февраля 2007 г. Ст. 93. С. 36.

При этом в рамках системы ювенального правосудия в качестве структур, имеющих непосредственное отношение к отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних, следует рассматривать только судебные органы. В своем исследовании мы придерживаемся позиции группы авторов во главе с профессором, д. ю.н. Э. Б. Мельниковой. Э. Б. Мельникова рассматривает ювенальную юстицию в качестве «судебной системы, осуществляющей правосудие по делам несовершеннолетних и имеющей задачи судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних» <12>. По мнению автора, ювенальная юстиция является частью системы общего правосудия, которая реализует свои задачи на основе единой правовой базы, это специфическая система правосудия, основанная на особенностях субъекта правовой защиты. При этом указывает, что деятельность судебных органов по делам несовершеннолетних должна обеспечиваться службами социальной поддержки детей и подростков в рамках ювенальной юстиции, «обеспечивающей правосудие по указанию суда» <13>, и ставит их в «подчиненное» положение по отношению к суду» <14>, не включая в понятие ювенальной юстиции. ——————————— <12> Мельникова Э. Б., Ветрова Г. Н. Закон о ювенальной юстиции в Российской Федерации (проект) // Правозащитник. 1996. N 2. С. 42. <13> Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. С. 9. <14> Там же. С. 9.

По мнению Е. Л. Вороновой, «ювенальная юстиция — это система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, объединяющая вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних социальные службы (органы и учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних), общественные организации» <15>. Автор также отмечает, что ювенальная юстиция — «это и особая система правосудия, при которой ее центральное звено — ювенальный суд (судья, специализирующийся по делам несовершеннолетних) — тесно взаимодействует с социальными службами как до рассмотрения дела судом, так и после принятия судебного решения, независимо от того, рассматривает ли суд материалы в отношении несовершеннолетнего правонарушителя либо осуществляется защита его прав в порядке гражданского судопроизводства» <16>. ——————————— <15> Воронова Е. Л. Ювенальная юстиция — правовая основа социальной политики в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации // URL: http://juvenilejustice. ru/documents/doc3/ss/st13. <16> Воронова Е. Л. Ювенальная юстиция: формирование системы пробации в Ростовской области // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. N 5. С. 40.

Таким образом, мы полагаем, что ювенальное правосудие — это особая система правосудия, где центральным звеном является суд по делам несовершеннолетних. Наша позиция основывается на следующем. Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом <17>. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. ——————————— <17> Конституция РФ. Ст. 118.

Тем самым Конституция закрепляет принцип разделения властей, согласно которому «в государстве существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Каждая ветвь власти независима и имеет самостоятельные функции, однако они взаимоуравновешиваемые» <18>. Так «достигается высокая эффективность деятельности государства» <19>. ——————————— <18> Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. С. 14. <19> Там же. С. 14.

Таким образом, если в системе правосудия для несовершеннолетних рассматривать только несудебные органы (прокуратура и т. д.), негосударственные и общественные организации, то это будет противоречить Конституции РФ, принципу разделения властей. В то же время необходимо учитывать этот комплекс несудебных органов, отводя им место обслуживающих, вспомогательных по отношению к суду в отношении несовершеннолетних. В таком случае будет учитываться приоритет суда как органа правосудия <20>. ——————————— <20> Хромова Н. М. Ювенальный суд: да или все же нет? С. 11 — 12.

Государства-участники обязаны соблюдать международные обязательства в отношении правосудия для несовершеннолетних, в т. ч. обязательства по созданию всеобъемлющей системы правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, а также детей-свидетелей и потерпевших. Российская Федерация не является исключением, поскольку создание судебной системы по делам несовершеннолетних прямо вытекает из обязательств России по применению общепризнанных принципов и норм международного права, и прежде всего Конвенции ООН о правах ребенка. Непосредственно правосудию в отношении несовершеннолетних посвящены ст. 37 и 40 Конвенции, однако при их реализации также должны учитываться и ст. 2 — 4, 6, 12 и 39 Конвенции. Государства — участники Конвенции признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитываются возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе <21>. ——————————— <21> Конвенция о правах ребенка. Ч. 1 ст. 40.

Помимо Конвенции ООН о правах ребенка, Российская Федерация в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних должна учитывать Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 г.), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) и др. Статья 40 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства должны создать для детей, оказавшихся в конфликте с законом, отдельную систему правосудия, в рамках которой обеспечивалось бы соблюдение их прав <22>. Согласно п. 3 ст. 40 Конвенции государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении <23>. ——————————— <22> Руководство ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних. С. 30. <23> Конвенция о правах ребенка. П. 3 ст. 40.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Пекинских правил в рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям и учреждениям и органам, в функции которых входит отправление правосудия в отношении несовершеннолетних <24>. ——————————— <24> Пекинские правила. П. 3 ст. 2.

В ст. 38 Руководящих принципов, касающихся правосудия в вопросах, связанных с участием детей — жертв и свидетелей преступлений, от 22 июля 2005 г. указано, что в дополнение к профилактическим мерам, которые должны быть предусмотрены для всех детей, дети-жертвы и свидетели, являющиеся особо уязвимыми с точки зрения рецидивной виктимизации или совершения преступлений, нуждаются в специальных стратегиях <25>. ——————————— <25> Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей — жертв и свидетелей преступлений, от 22 июля 2005 г. Ст. 38.

Руководящие принципы ООН в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия 1995 г. в п. «a» ст. 14 закрепляют, что должны быть приняты такие процессуальные нормы по делам несовершеннолетних, которые комплексно учитывают интересы ребенка <26>. ——————————— <26> Руководящие принципы ООН в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия 1995 г. П. «a» ст. 14.

Пункт «d» ст. 14 данного документа указывает, что государствам следует создавать суды по делам несовершеннолетних, обладающие главным образом юрисдикцией над несовершеннолетними, совершившими преступные акты, и разрабатывать специальные процедуры, учитывающие особые потребности детей. В качестве альтернативы обычные суды должны применять, как это требуется, такие процедуры. Исходя из вышеизложенного, термин «система правосудия в отношении несовершеннолетних» (ювенальная юстиция) употребляется применительно к законам, процедурам, руководящим принципам, нормам уголовного и уголовно-исполнительного, материального и процессуального права, специалистам, учреждениям и методам (технологиям) воздействия, специально предназначенным для работы с детьми, преступившими закон. Для оценки эффективности системы правосудия по делам несовершеннолетних, соблюдения прав детей в конфликте с законом в результате продолжительного процесса изучения общемировых показателей качества правосудия в отношении несовершеннолетних, во исполнение положений Конвенции ООН о правах ребенка (в части положений Конвенции, которые устанавливают принципы обращения с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом, и обеспечения их прав при отправлении правосудия) группой специалистов ООН подготовлено Руководство по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних. Показатели в области правосудия в отношении несовершеннолетних обеспечивают основу для определения и представления специальной информации о положении детей, преступивших закон. Эта информация касается как количественных показателей — таких, как число детей, находящихся в заключении на момент проведения конкретной переписи, — так и наличия соответствующей политики. Основные показатели представляют собой базовый набор данных и инструмент сравнительного анализа, который обеспечивает основу для оценки, исследования и разработки услуг и политики. Описанная в Руководстве методология помогает каждой стране начать и поддерживать национальный процесс сбора данных о правосудии в отношении несовершеннолетних, который ведет к оценке показателей. Оно служит практическим руководством, предоставляет процедуры и инструментарий для сбора информации, систематизации данных, расчета показателей и показывает, какие необходимо принять меры на местном и федеральном уровнях по созданию всеобъемлющей системы правосудия в отношении несовершеннолетних в конфликте с законом. Руководство конкретно и четко определяет «границы» правосудия в отношении несовершеннолетних — это правосудие в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, а также детей-свидетелей и потерпевших. При этом «Руководство» не содержит прямых указаний, какие органы должны входить в систему правосудия в отношении несовершеннолетних, оставляя этот вопрос на усмотрение государств. «Не важно, является ли система преимущественно административной, или судебной, или носит смешанный характер, — она должна так или иначе быть способной определить орган или органы, несущие ответственность за принятие окончательного решения по делу ребенка с учетом полного набора обстоятельств, при которых ребенок переступает закон» <27>. ——————————— <27> Руководство ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних. С. 40.

Комитет по правам ребенка указывает, что для обеспечения полного осуществления принципов Конвенции ООН о правах ребенка и прав детей, оказавшихся в конфликте с законом, необходимо наличие всеобъемлющей системы правосудия по делам несовершеннолетних <28>. ——————————— <28> Замечания общего порядка N 10 (2007) «Права детей в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних». Ст. 90. С. 36.

Всеобъемлющая система правосудия по делам несовершеннолетних требует наличия специализированных подразделений в полиции, прокуратуре, судебной системе (например, эффективная организационная структура для отправления правосудия по делам несовершеннолетних — специализированный суд либо специализированные судьи), адвокатуре или иных представителей, которые оказывали бы правовую помощь ребенку <29>. ——————————— <29> Там же. Ст. 92.

Следует создать специализированные службы, например службы пробации, консультационных услуг или надзора, а также специализированные учреждения, включая, например, дневные центры ухода и, если это необходимо, учреждения для размещения детей-правонарушителей и ухода за ними по месту жительства. В системе правосудия по делам несовершеннолетних следует постоянно поощрять эффективную координацию деятельности всех специализированных подразделений, служб и учреждений <30>. ——————————— <30> Там же. Ст. 94. С. 37.

Комитет ООН рекомендует добиваться более активного участия неправительственных и общественных организаций в разработке и осуществлении комплексной политики в области правосудия по делам несовершеннолетних и предоставлять им необходимые ресурсы для такого участия <31>. При этом Комитет прямо не указывает, что специализированные службы, неправительственные организации должны входить в систему правосудия для несовершеннолетних. ——————————— <31> Там же. Ст. 95. С. 37.

Таким образом, мы полагаем, что ювенальное правосудие — это всеобъемлющая система правосудия в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и детей — жертв и свидетелей преступления.

——————————————————————