Социально-правовая природа предупреждения делинквентного поведения подростков

(Блясова И. Ю.) («Российский следователь», 2012, N 14)

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ <*>

И. Ю. БЛЯСОВА

——————————— <*> Blyasova I. Yu. Social-law nature of prevention of deliquent behavior of teen-agers.

Блясова Ирина Юрьевна, декан факультета истории и права Шадринского гос. педагогического института.

Статья посвящена проблеме профилактики преступности в подростковой среде. Рассматривается роль семьи и образовательных учреждений в предупреждении делинквентного поведения, предложены меры по повышению эффективности профилактики в борьбе с преступностью подростков.

Ключевые слова: профилактика, подросток, делинквентное поведение, принципы организации профилактики, специальные программы.

The article is devoted to the problem of preventive measures of criminality among teenagers. The role of the family and educational establishments in preventing of delinquent behaviour is regarded in the article, the measures of increasing of prevention effectiveness in the struggle with criminality of teenagers are proposed.

Key words: prevention, teenager, delinquent behaviour, the principles of organization of prevention, special programs.

Идея о приоритетности предупреждения преступлений перед карательной политикой государства высказывалась еще в глубокой древности. Например, древнегреческий философ Платон полагал, что в обществе должны действовать законы, вызывающие у людей отвращение от преступлений. Само преступление им рассматривалось как болезнь души преступника и всего государства. Среди причин преступлений философом назывались роскошь и нищета, а среди основных мотивов — гнев и стремление к наслаждениям <1>. ——————————— <1> Платон. Сочинения. СПб., 1841. Ч. 1. С. 103.

В свою очередь Аристотель к числу причин преступлений относил испорченные привычки и нравы, противоречащие разуму, или страсти, его затмевающие, не отрицая при этом внешних по отношению к индивиду факторов, влияющих на совершение преступлений: бедность, богатство, случай. Хотя, как известно, борьба с преступностью в средние века велась в основном репрессивными мерами, однако просвещенные умы уже тогда отдавали себе отчет в бессмысленности использования одних лишь карательных мер, доказывая эффективность мер предупреждения. В качестве основных доводов приводилось то, что указанные меры направлены в первую очередь на устранение причин и условий совершения преступлений <2>. ——————————— <2> Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001. С. 314.

Плеяда философов эпохи Возрождения (К. Гельвеций, Ж. Ж. Руссо, П. Гольбах, Ф. Вольтер и др.) в своих трудах также не обошли вниманием вопросы предупреждения преступлений. Вместе с тем для их взглядов характерным было недостаточное внимание к личности преступника, а также переоценка возможностей уголовного наказания как средства предупреждения преступлений. В работах указанных авторов предупредительные меры в основном сводились лишь к воспитанию и просвещению <3>. В частности, просветитель XVIII в. Монтескье обращал внимание на то, что «хороший законодатель заботится не столько о наказании за преступление, сколько о предупреждении преступлений. Он постарается не столько карать, сколько улучшать нравы» <4>. ——————————— <3> Алексеев А. И. Криминология: Курс лекций. М., 1998. С. 10. <4> Монтескье Ш. Л. О духе законов: избранные произведения. М., 1955. С. 19.

Указанная идея получила дальнейшее развитие в работе Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», где автор призывает: «Лучше предупреждать преступления, чем карать за них. В этом цель всякого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни» <5>. ——————————— <5> Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 150.

Вместе с тем исследование показало, что идеи предупреждения преступлений были близки не только адептам западных стран. Еще в дореволюционной России была создана целая система учреждений социальной помощи для предупреждения рецидивных преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Например, история свидетельствует о том, что еще в XIII в. было открыто первое в России государственное учреждение для детей-сирот. А в ноябре 1715 г. Петром I издается указ об устройстве в Москве и других городах госпиталей для незаконнорожденных детей. Такое решение им было принято с целью снижения количества детоубийств и введения практики «тайного приноса» младенцев через окно. Несколько позднее (1764 г.) по инициативе И. И. Бецкого Екатериной II в Москве создается воспитательный дом. Данное учреждение, как и госпитали для незаконнорожденных детей при Петре I, создается с целью сохранения жизни и воспитания детей неимущих родителей. В воспитательно-исправительных учреждениях несовершеннолетние содержались до исправления, но не менее одного года и не более чем до 18 лет. Их приобщали к работе в переплетной, столярной, сапожной и других мастерских. В советский период вопросам предупреждения преступлений несовершеннолетних уделялось самое пристальное внимание. Была проработана концепция, предусматривающая комплекс различных мер воспитательного характера. Для их реализации использовались специализированные службы различного уровня: комиссии по делам несовершеннолетних, дружины, товарищеские суды, общественные пункты охраны порядка, школы, трудовые коллективы и пр. Хотя упомянутая концепция отличалась целым рядом инновационных решений, направленных на придание соответствующей работе действенного характера, все же она не была лишена и недостатков. Концепция страдала формализмом, погоней за показателями, чрезмерной идеологизацией и т. д. К сожалению, в период перестройки отечественная система профилактики была разрушена, что не замедлило сказаться на росте преступности несовершеннолетних. Позднее время от времени прослеживаются попытки восстановления системы профилактики преступности несовершеннолетних. Подтверждением сказанному является активное развитие специализированных учреждений социальной помощи и защиты детей и подростков, а также психолого-педагогической и медицинской их реабилитации. В рамках сказанного нельзя не обратить внимание на то, что в ряде субъектов РФ даже принимаются специальные нормативные акты, направленные как на привлечение населения к обеспечению правопорядка, так и на усиление борьбы с преступностью среди молодежи. В настоящее время предупреждение преступлений с точки зрения безопасности, стабильности и спокойствия общества является магистральным направлением государственной политики России. При этом заслуга в доктринальной проработанности данного института принадлежит плеяде известных отечественных ученых, среди которых: И. Г. Гальперин, А. А. Герцензон, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, Г. М. Миньковский, А. Б. Сахаров, Ю. М. Антонян, А. И. Долгова и др. Непосредственно проблеме предупреждения преступности несовершеннолетних свои труды посвятили: Г. А. Аванесов, А. И. Алексеев, Д. И. Аминов, Ю. М. Антонян, М. М. Бабаев, Е. С. Жигарев, Н. И. Ветров, А. И. Долгова, В. Д. Ермаков, Г. И. Забрянский, К. Е. Игошев, О. И. Игнатенко, Н. Ф. Кузнецова, В. В. Лунеев, Э. Б. Мельникова, В. В. Панкратов, С. Л. Сибиряков, В. С. Устинов, Д. А. Шестаков, В. Э. Эминов и др. При столь, казалось бы, пристальном внимании со стороны ученых к предупреждению преступлений данная проблема продолжает сохранять актуальность, поскольку уровень делинквентности среди детей и подростков продолжает оставаться достаточно высоким. Именно поэтому предупредительная деятельность государства в настоящее время рассматривается: как одно из эффективных средств социального регулирования общественных отношений; как взаимодействие мер социально-экономического, воспитательно-педагогического, организационного и правового характера; как сочетание различных уровней предупреждения преступлений. О приоритетности мер предупреждения преступлений свидетельствуют: — их упреждающий характер: не дать совершиться злу всегда лучше, чем карать за уже содеянное; — эффективность: противодействуя совершению конкретных преступлений и их определенных видов, государство и общество воздействуют на почву, на которой они возникают, и тем самым не дают в дальнейшем возникнуть сходным преступлениям; — экономия ресурсов общества за счет уменьшения его непроизводительных «издержек» <6>. ——————————— <6> Например, предупреждение только одного убийства предотвращает экономический ущерб на сумму около 1,5 млн. руб. См.: Криминология / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. М.: Юристъ, 2006. С. 265.

Вместе с тем соответствующее направление политики государства может иметь позитивный эффект лишь при условии, что она объединяет решение вопросов экономического, социального, демографического, педагогического и правового характера. При этом решающая роль в профилактике любых правонарушений среди подростков должна быть отведена целому ряду субъектов. В их числе: семья, работники образовательных учреждений, центры социальной защиты, общественные организации и пр. Многофакторность причинного комплекса, обусловливающего преступность подростков, требует серьезной методической подготовки при разработке и реализации государственной политики предупреждения преступности. Первое, что необходимо для грамотной проработанности специальных мер воздействия, — дифференцированный подход к подросткам с учетом материального и социального положения его семьи, возраста, места жительства, демографических особенностей, социально-экономической и криминологической ситуации в соответствующем регионе и т. д. Учитывая важность предупредительной деятельности в подростковой среде, необходимо строго ориентироваться на определенные основополагающие и руководящие идеи, выступающие в роли неких ориентиров, определяющих цели и содержание профилактической деятельности. Например, в Законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ) деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предлагается строить на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации. Закон также указывает на необходимость государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений в части профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; устанавливает ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. В соответствии со спецификой отклоняющегося поведения детей и подростков следует выделить следующие психолого-педагогические принципы организации и осуществления данной профилактической работы: единство диагностики и коррекции; комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности); адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик); позитивность информации; понимание и сочувствие; своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки; максимальная активность личности; устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего законопослушного поведения); профессионализм специалистов — психологов, педагогов, юристов, медиков и др. <7>. ——————————— <7> Левитан К. М. Юридическая педагогика: Учеб. М.: Норма, 2008. С. 338.

В настоящее время в нашей стране доминирует двухуровневая модель профилактики, структурными элементами которой являются: — учреждения, осуществляющие первичную, раннюю профилактику, к которой относятся детские дошкольные учреждения, средние общеобразовательные школы, учреждения дополнительного и профессионального образования и др.; — учреждения, выполняющие вторичную (непосредственную) профилактику, куда входят Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, колонии, спецшколы, профессиональные училища и др. <8>. ——————————— <8> Прокурова С. В. Психологические особенности работы с подростками, находящимися в Центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей: Дис. … канд. псих. наук. М., 2006.

Профилактическое воздействие на подростков осуществляется, как правило, в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии и когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Эффективность первичной профилактики связана с предупреждением дезадаптации несовершеннолетнего. Первичная (ранняя) профилактика направлена на предупреждение отрицательного влияния на подростка, а также воспитание и формирование положительного развития личности. Основная нагрузка в системе ранней профилактики ложится на семью и образовательные учреждения. Например, семья, как правило, является основным источником позитивного воздействия на личность несовершеннолетнего: психофизиологического, интеллектуального, нравственного. Ее влияние осуществляется с самого раннего детства, поэтому не секрет, что система ценностей, стереотипы поведения и нормы общения, принятые в семье, усваиваются наиболее прочно. В то же время большинство дефектов внутрисемейной обстановки также оказывают непосредственное влияние на неокрепшую детскую психику. По официальным данным МВД, только в сфере профилактического воздействия органов полиции сегодня находятся 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей, среди них 30% систематически злоупотребляют спиртными напитками, 40% устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни <9>, что негативно сказывается на судьбе их детей. ——————————— <9> Статистические сведения Министерства внутренних дел РФ // Сайт МВД РФ: URL: http:www. mvd. ru/stars.

Среди обследованных автором в исправительных колониях лиц судимых родителей имели 56% осужденных. По другим данным, полная криминогенная зараженность микросреды была обнаружена почти у 60% подростков-правонарушителей. Отцы имели судимость у половины подростков этой группы, у 38% подростков отцы вели аморальный образ жизни. Аморально вели себя матери почти каждого пятого подростка. В таких семьях утвердился культ насилия в межличностных отношениях как способ общения <10>. ——————————— <10> Лелеков В. А., Кошелева Е. В. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социолог. исслед. 2006. N 1. С. 46.

Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации, особенно женщин, привели к увеличению числа детей, находящихся в опасных для них условиях жизни, к невротизации большой массы населения в целом, к нарастанию конфликтности взаимоотношений во всех сферах жизнедеятельности граждан. Все это ведет к семейной патологии <11>. В конце мая 2010 г. Президент РФ Д. А. Медведев объявил о старте движения «Россия — без жестокости к детям!». Глава государства назвал инициативу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, важной и своевременной. Обеспечение условий, способствующих укреплению института семьи, защищенного детства, свободного от насилия, — ключевые задачи национальной социальной политики <12>. ——————————— <11> Фриденберг В. Ф. Внутрисемейные отношения и их влияние на воспитание детей и подростков // Трудные судьбы подростков — кто виноват? М., 1991. С. 165. <12> Бардина З. Дмитрий Медведев присоединился к движению «Россия — без жестокости к детям» // Полит. журн. http://www. politjournal. ru.

При всей очевидности значимости семейного воспитания роль в формировании личности ребенка образовательных учреждений не менее важна. Задача учебно-воспитательных учреждений, особенно в условиях снижения воспитательной роли семьи (занятость родителей, нежелание заниматься воспитанием либо неумение найти подход к ребенку), состоит в создании в учебно-воспитательных учреждениях условий, обеспечивающих физическое, социальное и интеллектуальное развитие детей. Нельзя не отметить и то, что современные образовательные учреждения обладают значительным предупредительным потенциалом, если этот потенциал грамотно направлен на преодоление различных комплексов у подростков и негативных свойств характера. Например, в 1997 — 1999 гг. с целью реализации специальной программы «Молодежь Кургана» администрацией упомянутого города были введены в штат УВД должности инспекторов по делам несовершеннолетних в учебных заведениях. Основными задачами служебной деятельности «школьных инспекторов» стало осуществление в курируемых учебных заведениях профилактической работы среди несовершеннолетних. Соответствующее направление деятельности в первую очередь предполагало обеспечение защиты и безопасности учащихся от преступных посягательств, а также содействие администрации муниципальных образовательных учреждений в организации правового воспитания подрастающего поколения. В настоящее время штатная численность отдела по делам несовершеннолетних (в учебных заведениях) насчитывает 29 сотрудников. Силами школьных инспекторов обеспечивается проведение профилактической работы в 56 общеобразовательных учебных заведениях г. Кургана. В среднем на одного инспектора приходится по 2 — 3 учебных заведения общей численностью от 500 до 1600 учащихся. Введение института «школьных инспекторов» в общеобразовательных учебных заведениях способствовало оздоровлению оперативной обстановки в школах города и на прилегающей территории. Динамика преступлений, совершенных в учебных заведениях, показывает, что, начиная с 2006 г., отмечается устойчивая тенденция по оздоровлению оперативной обстановки в школах областного центра. Свидетельством этому является то, что за 2007 — 2011 гг. количество преступлений, совершенных в школах города, снизилось в пять раз <13>. ——————————— <13> В области сократилось количество правонарушений среди несовершеннолетних // Правительство Курганской области: сайт. URL: http://www. oblduma. kurgan. ru.

Упомянутые позитивные результаты не только доказывают необходимость дальнейшего проведения соответствующей профилактической работы, но и необходимость придания ей системного характера. Вместе с тем отмеченное возможно лишь при формировании и реализации в стране единой государственной ювенальной политики, включающей: — социально-правовую защиту семьи (кризисной, многодетной, неполной, молодой); — создание правовых, экономических, финансовых, информационных и иных условий, способствующих нормальному жизнеобеспечению подрастающего поколения и их семей; — повышение качества жизни подростка. Таким образом, профилактика предполагает систему общих и специальных коррекционно-педагогических мер, реализуемых на различных уровнях: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Указанный комплекс мер направлен на нейтрализацию воздействия негативных факторов на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении.

——————————————————————