Правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних

(Обыденова Т. В.)

(«Административное и муниципальное право», 2012, N 6)

Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Т. В. ОБЫДЕНОВА

Обыденова Татьяна Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры педагогики Московского университета МВД России.

В статье исследуются правовые и организационные аспекты административной ответственности несовершеннолетних, раскрывается специфика деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, рассматриваются особенности административно-юрисдикционной деятельности полиции в механизме предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних, на основании чего формулируются предложения по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях.

Ключевые слова: несовершеннолетние, профилактика, предупреждение, пресечение, правонарушения, административная ответственность, меры, наказание, родители, опекуны.

Legal regulation of administrative responsibility of the underage

T. V. Obydenova

The article studies the legal and organizational aspects of administrative responsibility of minors and describes peculiarities of performance of the Commission on Juvenile Affairs and police actions in the sphere of prevention and suppression of juvenile crime. Based on her research, the author of the article makes certain suggestions on how to improve administrative laws.

Key words: minors (underage), prevention, suppression, violation of law, administrative, responsibility, measures, punishment, parents, guardians.

Одними из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, являются поиск путей снижения роста правонарушений и преступлений детей, подростков, молодежи, а также повышение эффективности их предупреждения и профилактики. Правонарушения несовершеннолетних относятся к числу проблем, вызывающих особую озабоченность общества и государства, а проблема административной ответственности несовершеннолетних в последнее время приобрела острый характер не только по причине реформирования в нашей стране действующего законодательства по вопросам ювенальной политики (юстиции), но и по причинам реального увеличения правонарушений, совершенных подростками. В России продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, что лишает общество в будущем перспектив социального равновесия и благополучия.

Именно восстановление социальной справедливости, а также предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений — цель применяемых административных наказаний к несовершеннолетним правонарушителям.

Административная ответственность несовершеннолетних и ответственность их родителей — это форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.

Это не означает, что административное наказание помимо цели исправления, заключающегося в выработке у подростка неприятия всего, что связано с антиобщественной деятельностью, а тем более неправомерным поведением, не преследует чисто воспитательных целей. Представляется, что административная ответственность несовершеннолетних и родителей должна рассматриваться комплексно, так как появляется необходимость определения границ ответственности указанных субъектов по отдельности за совершение нарушений правопорядка несовершеннолетними.

Известно, что за совершение подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, предусмотрена административная ответственность родителей. Сами несовершеннолетние подвергаются иным мерам правового принуждения. Следовательно, указанные правонарушения подростков являются одновременно и составной частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.

Административную ответственность родителей (как компонент их правового статуса) нельзя рассматривать в отрыве от обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. Такой подход, как правило, приводит к спору по поводу оснований ответственности, в законотворчестве — к неконкретным формулировкам правовых норм, ее устанавливающих, на практике — к привлечению к ответственности родителей, которые своих обязанностей по воспитанию детей не нарушали.

Также следует заметить, что существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний. Так, КоАП РФ не предусматривает особых видов административных наказаний, применяемых только лишь к несовершеннолетним. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка (или имущества). При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП).

Чтобы обеспечить с помощью административного наказания и надлежащего процесса его исполнения формирование у подростка стойкого неприятия антиобщественных, аморальных тенденций, необходимо, на наш взгляд, при определении административного наказания, назначаемого несовершеннолетнему, учитывать его возрастные, психические и индивидуальные особенности. Кроме того, основаниями для применения мер воздействия к подросткам, совершившим правонарушения, служат характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия, способствующие их совершению, условия семейной жизни и воспитания, окружающая подростка среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению.

Анализ административно-правовых норм, касающихся ответственности несовершеннолетних, как представляется, вызывает научную необходимость совершенствования действующего административного законодательства по таким направлениям, как:

— разработка и включение отдельной главы в КоАП РФ об административной ответственности несовершеннолетних, с включением понятия административной ответственности несовершеннолетних, где были бы определены специфические меры наказания для подростков (краткосрочный домашний арест, арест на несколько часов с отбыванием в помещении органа внутренних дел), а также раздел о потерпевшем несовершеннолетнем. Следует определить также виды административных наказаний и порядок их применения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, а также освобождение от административной ответственности. Исходя из соображений гуманизации всех сфер жизни общества, как представляется, необходимо ввести в КоАП порядок обжалования постановлений по делам несовершеннолетних;

— необходимо четкое правовое регулирование по вопросам взаимодействия различных служб и подразделений полиции, осуществляющих профилактическую деятельность. На практике такое взаимодействие осуществляется слабо, а сами профилактические мероприятия носят чисто формальный характер, что не может не сказываться на профилактическом потенциале в целом службы охраны общественного порядка;

— проработка комплекса мер воздействия принудительно-воспитательного характера с включением их в КоАП РФ, которые бы были прежде всего направлены на исправление несовершеннолетних правонарушителей и предупреждение совершения ими новых административных правонарушений и преступлений;

— ввиду того что в действующем законодательстве отсутствует оговорка относительно психического состояния несовершеннолетнего правонарушителя, как представляется, следует расширить ст. 2.3 КоАП РФ («Возраст, по достижению которого наступает административная ответственность»);

— ответственность за результаты воспитания несовершеннолетних должна быть в полной мере возложена на родителей и иных воспитателей (педагогов, социальных работников и других). Вмешательство полиции в этот процесс должно осуществляться, как правило, через этих лиц, с их согласия либо по инициативе органов опеки и попечительства и комиссий по делам несовершеннолетних. КоАП РФ сегодня в недостаточной степени регулирует данные вопросы.

Библиографический список

1. Административная деятельность органов внутренних дел. Общая часть / Под ред. А. П. Коренева. М.: МЮИ МВД России, 1993.

2. Арсеньева М. И., Ермаков В. Д., Панкратов В. В. Изучение преступности несовершеннолетних и деятельности по ее предупреждению. М., 1990.

3. Административная ответственность несовершеннолетних: Методическое пособие для КДНиЗП / Сост. О. И. Величко. Ханты-Мансийск: ГУИПП, 2003.

4. Головкин Е. В. Правовые и организованные основы деятельности милиции общественной безопасности по предупреждению правонарушений, совершенных несовершеннолетними: Автореф. дис. … на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. М.: Велби, 2002.

5. Зуева С. В. Комиссии по делам несовершеннолетних: инновационная социально-педагогическая модель. Ярославль, 2000.

6. Законодательство в отношении несовершеннолетних: актуальные вопросы правоприменительной практики. Омск, 2001.

7. Корчагина Е. Ю. Административно-юрисдикционная деятельность комиссий по делам несовершеннолетних: Автореф. дис. … на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. Омск, 2001.

8. Попов В. И. Правовое и организационное обеспечение деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних: Автореф. дис. … на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.

9. Макушина В. М. Проблемы правоприменительной практики в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних. Омск, 2001.

References (transliteration)

1. Administrativnaya deyatel’nost’ organov vnutrennikh del. Chast’ obshchaya / Pod red. A. P. Koreneva. M.: MYuI MVD Rossii, 1993.

2. Arsen’eva M. I., Ermakov V. D., Pankratov V. V. Izuchenie prestupnosti nesovershennoletnikh i deyatel’nosti po ee preduprezhdeniyu. M., 1990.

3. Administrativnaya otvetstvennost’ nesovershennoletnikh: Metodicheskoe posobie dlya KDNiZP / Sost. O. I. Velichko. Khanty-Mansiysk: GUIPP, 2003.

4. Golovkin E. V. Pravovye i organizovannye osnovy deyatel’nosti militsii obshchestvennoy bezopasnosti po preduprezhdeniyu pravonarusheniy, sovershennykh nesovershennoletnimi: Avtoref. dis. … na soisk. uchen. st. kand. yurid. nauk. M.: Velbi, 2002.

5. Zueva S. V. Komissii po delam nesovershennoletnikh: innovatsionnaya sotsial’no-pedagogicheskaya model’. Yaroslavl’, 2000.

6. Zakonodatel’stvo v otnoshenii nesovershennoletnikh: aktual’nye voprosy pravoprimenitel’noy praktiki. Omsk, 2001.

7. Korchagina E. Yu. Administrativno-yurisdiktsionnaya deyatel’nost’ komissiy po delam nesovershennoletnikh: Avtoref. dis. … na soisk. uch. st. kand. yurid. nauk. Omsk, 2001.

8. Popov V. I. Pravovoe i organizatsionnoe obespechenie deyatel’nosti organov vnutrennikh del po profilaktike pravonarusheniy nesovershennoletnikh: Avtoref. dis. … na soisk. uch. st. kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2000.

9. Makushina V. M. Problemy pravoprimenitel’noy praktiki v deyatel’nosti komissiy po delam nesovershennoletnikh. Omsk, 2001.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *