Об урегулировании споров, связанных с воспитанием детей

(Красикова С. О.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 6 сентября 2012 года

С. О. КРАСИКОВА

Красикова Светлана Олеговна, адвокат, кандидат юридических наук.

Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ст. 38 Конституции РФ).

В развитие этого положения в Семейном кодексе РФ [1] детально регулируются личные неимущественные и имущественные отношения между родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, — между другими родственниками и иными лицами (главы 10, 11, 12, 13 и другие).

Закон преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, предоставляя родителям широкие права в вопросах воспитания и образования детей (ст. ст. 61 — 64 Семейного кодекса РФ). Недопустимо произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи, — отмечает законодатель и обеспечивает беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав, уточняя, что права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан (ст. 1 Семейного кодекса РФ).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних.

В настоящее время в отличие от ранее действовавшего Кодекса о браке и семье [2], содержащего в основном императивные нормы, государство, издавая законы, «стремится по возможности не вмешиваться в сугубо личные отношения граждан, ограничиваясь установлением лишь таких обязательных правил (норм), которые необходимы для укрепления семьи, для осуществления и защиты прав и законных интересов ее членов» [3], предоставляя много свобод в определении своих семейных отношений по своему усмотрению. Так, например, при расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов. И только в случае, если отсутствует соглашение между супругами по указанным вопросам или если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, данные вопросы разрешает суд (ст. 24 Семейного кодекса РФ).

Поскольку отношения, возникающие в семье, являются сугубо личными, их невозможно однотипно регулировать. Все, что происходит в семье, тесно связано с индивидуальностью каждого человека, характером, традициями, настроением, мировоззрением, иными нюансами, которые как по отдельности, так и в совокупности и составляют множество разнообразных картин взаимодействия, складывающихся между членами семьи. Соответственно, также не встретишь ни одного похожего конфликта, спора, возникающего в семье, между ее членами. В связи с этим закон не устанавливает императивно, с кем из родителей (мамой или папой) должен остаться проживать ребенок после расторжения брака, сколько часов и в каком месте должно осуществляться общение других членов семьи с ребенком, не ставит в зависимость от возраста ребенка в целом возможность родителя, проживающего отдельно, участвовать в воспитании ребенка или возможность общаться с ребенком других членов семьи и т. п. Все эти вопросы решаются самими членами семьи на основе диспозитивных положений Семейного кодекса РФ, норм морали, семейных традиций и т. п. И только в случае спора сторон решение принимается судом, с учетом особенностей каждой конкретной семьи и сложившихся в ней взаимоотношений сторон.

Как свидетельствует статистика [4], количество дел по спорам, связанным с воспитанием детей, значительно возросло. Весьма распространенными среди них являются такие, как об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей, об определении порядка осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников.

Надо отметить, что Семейный кодекс РФ предусматривает в основе решения всех вопросов, возникающих в семье, наличие взаимного согласия членов семьи (см. п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 12, п. 2 ст. 65 Семейного кодекса РФ и др.).

Но жизнь полна ситуаций, когда достигнуть этого согласия бывает весьма непросто. Однако же государство призвано помогать гражданам в разрешении сложных ситуаций. Инструментами же государства являются нормы права, законы, системы органов и должностных лиц.

Рассмотрение и разрешение данных споров в первую очередь базируются на положениях закона, касающихся прав несовершеннолетних детей (глава 11 Семейного кодекса РФ) и прав и обязанностей родителей (глава 12 Семейного кодекса РФ), среди которых выделим следующие.

1. Каждый ребенок имеет:

— право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

— право знать своих родителей, право на их заботу;

— право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Это также дополняется п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ [5]: местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов;

— право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 Семейного кодекса РФ).

Данные положения корреспондируют с нормами ст. 63 Семейного кодекса РФ, предусматривающими права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

2. Родители:

— имеют право и обязаны воспитывать своих детей;

— несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботится о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;

— имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами;

— согласно ст. 65 Семейного кодекса РФ при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей;

— согласно ст. 66 Семейного кодекса РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании, решение вопросов получения ребенком образования, а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Закон исходит из равенства прав и обязанностей родителей и приоритета прав и интересов детей.

Согласно ст. 61 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Согласно ст. 65 Семейного кодекса РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

Данные положения основаны на нормах ст. 57 Семейного кодекса РФ, согласно которым ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Закон также устанавливает случаи, когда решение может быть принято только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет (ст. ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154 Семейного кодекса РФ).

Таким образом, родители, имеющие несовершеннолетних детей, призваны при возникновении конфликтных ситуаций, разногласий личного характера, которые приводят к расторжению брака или раздельному проживанию, в первую очередь думать о детях, как их решение будет воспринято детьми, как отразится на отношениях ребенка с каждым из родителей. Как часто граждане задумываются о том, что мать, находящаяся в неприязненных отношениях с мужем и лишающая по этой причине его общения с ребенком, нарушает прежде всего права ребенка? Притом что защита прав и законных интересов ребенка является прямой обязанностью родителей (ст. 56 Семейного кодекса РФ).

Аналогичная ситуация может сложиться при причинении препятствий родителями (одним из них) в общении бабушки, дедушки и других родственников с ребенком. Право на такое общение предусмотрено ст. 55 Семейного кодекса РФ за ребенком и ст. 67 Семейного кодекса РФ за родственниками. И если родители препятствуют ребенку в его общении с близкими родственниками или с другим родителем, то здесь может быть применена норма ст. 56 Семейного кодекса РФ, согласно которой ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд.

Приветствуется и поддерживается законом стремление супругов (бывших супругов), являющихся родителями несовершеннолетних детей, самостоятельно решить все вопросы, касающиеся места жительства ребенка и порядка общения его с другим родителем после расторжения брака. И при этом сделать так, чтобы совместное решение родителей непременно соответствовало интересам ребенка [6].

Согласно п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

Положения ст. 66 Семейного кодекса РФ предоставляют родителям право заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Указанные соглашения заключаются в простой письменной форме и могут быть совсем несложными по содержанию, объемом от одной страницы до неограниченного количества, в зависимости от числа деталей, которые хотят урегулировать родители, разрешая свою спорную ситуацию. Все нюансы взаимоотношений родителей с ребенком определяются ими на основе вышеуказанных положений закона и исходя из тех фактических обстоятельств, которые складываются в семье. При затруднении в определении, какие именно обстоятельства должны быть отражены в соглашении, можно обратиться к разъяснениям судебных органов и судебной практике по подобным спорам, некоторые из которых рассматриваются в данной статье.

Так, например, права родителя, проживающего отдельно от ребенка, не только правом на общение с ребенком. Более того, как отмечается в Обзоре судебной практики, перечень прав родителя, предусмотренный ст. 66 Семейного кодекса РФ, не является исчерпывающим. Поэтому при заключении соглашения о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, сторонам можно, а судам при вынесении решения необходимо исходить из наличия всего спектра родительских прав данного родителя, включая право на получение информации о состоянии здоровья ребенка, режиме сна и питания, возникающих потребностях, местонахождении ребенка, местонахождении детских учреждений, которые ребенок посещает; право на посещение стационарного лечебного учреждения, в случаях нахождения там ребенка, а также право предлагать учреждения здравоохранения для лечения ребенка; право на телефонное общение или общение по Интернету и другие.

Надо оговориться, что помимо прав родителей в рассматриваемых соглашениях прописываются и их обязанности, поскольку воспитание детей — это не только право, но и обязанность родителей. Так, к примеру, родитель имеет право давать разрешение на выезд с ребенком за пределы страны (зачастую этого требует принимающая страна), но он и обязан это делать, если выезд ребенка на отдых соответствует интересам ребенка, что также может быть отражено в соглашении. То же касается участия родителей в сделках с имуществом ребенка, совершаемых в интересах ребенка.

При определении места жительства ребенка с одним из родителей при их раздельном проживании автоматически возникает вопрос об участии отдельно проживающего родителя в содержании ребенка, поскольку согласно п. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. И если они проживают раздельно и не ведут общего хозяйства, не имеют общего бюджета, то каждый из родителей обязан предоставлять содержание ребенку в размере не менее чем установлено ст. 81 Семейного кодекса РФ. Как правило, тот из родителей, который проживает с ребенком, содержит его, приобретая продукты, одежду, вещи и иные необходимые ребенку предметы, в процессе естественного ведения домашнего хозяйства, а тот из родителей, который проживает отдельно, участвует в содержании ребенка в виде передаваемых первому родителю сумм алиментов. Оба родителя находятся в равном положении, и, вопреки сложившемуся в обществе мнению, в алиментах нет ничего постыдного, напротив, это положительно характеризует такого родителя как добросовестного воспитателя своего ребенка. Законодатель поддерживает выражение свободной воли сторон и в этом вопросе и предусматривает возможность для определения порядка участия родителя в содержании ребенка путем заключения соглашения об уплате алиментов, не ограничивая стороны в выборе способа уплаты алиментов. Согласно ст. 104 Семейного кодекса РФ алименты могут уплачиваться в долях к заработку и (или) иному доходу лица, уплачивающего алименты; в твердой денежной сумме, уплачиваемой периодически; в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно; путем предоставления имущества, а также иными способами, относительно которых достигнуто соглашение.

При заключении соглашения о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, может быть дополнен и уточнен перечень обязанностей родителей, предусмотренный законом. Как отмечается в Обзоре, правильной является практика судов, которые в резолютивной части решения указывали также и на обязанности родителей, к примеру:

— корректно относиться друг к другу с тем, чтобы не подрывать авторитет друг друга в глазах ребенка; совместно решать вопросы, касающиеся обучения и воспитания ребенка;

— совместно решать вопросы участия ребенка в спортивных соревнованиях и турнирах и подготовки к ним; способствовать нравственному развитию ребенка, не посещать вместе с ним сеансы, на которых демонстрируют фильмы, содержащие сцены жестокости, насилия, а также иные мероприятия, которые могут отрицательно повлиять на психическое здоровье ребенка (со стороны отца); не препятствовать общению отца с сыном по его желанию посредством переписки, по телефону и через Интернет (со стороны матери); не формировать у ребенка негативного мнения друг о друге;

— нести расходы на посещение ребенком спортивных и образовательных учреждений в равных долях с учетом возраста и в интересах ребенка и другие.

Достигнутые между сторонами договоренности относительно места жительства ребенка, порядка осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно, а также содержания их общего ребенка могут быть оформлены сторонами как в виде отдельных соглашений по каждому из вопросов, так и все сразу в едином документе, подписываемом сторонами, при условии, что если речь в соглашении идет об алиментах, то оно должно быть обязательно нотариально удостоверено во исполнение требований ст. 100 Семейного кодекса РФ, предъявляемых к соглашению об уплате алиментов.

Но бывает и так, что родители не могут между собой договориться и каждому из них кажется, что только его решение соответствует интересам ребенка, если они пытаются их учитывать, не ставя только свой интерес (личный конфликт с партнером) во главу угла при расторжении брака. В такой ситуации требуется участие третьей незаинтересованной стороны, которая помогла бы сторонам конфликта прояснить позиции, озвучить их друг другу, а самое главное — выявить действительный интерес ребенка, с учетом индивидуальных особенностей данной семьи, и прийти к общему, наиболее благоприятному для всех решению.

В качестве такой третьей стороны могут выступить суд, орган опеки и попечительства, медиатор, адвокат, юрист, психолог, педагог, иное вызывающее доверие у сторон лицо.

Согласно ст. 65 Семейного кодекса РФ при отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

Согласно ст. 66 Семейного кодекса РФ, если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

Надо отметить, что данные споры рассматриваются судами весьма тщательно и потому, бывает, длительно, поскольку суду необходимо выяснить целый ряд обстоятельств сугубо личного характера, среди которых могут быть тончайшие нюансы взаимоотношений ребенка с каждым из родителей. Как предусмотрено в п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ и разъясняется в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» [7], суд, решая вопрос о месте жительства ребенка при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), принимает во внимание:

— возраст ребенка;

— его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи;

— нравственные, иные личные качества родителей;

— отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком;

— возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения);

— а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

При этом в п. 5 вышеуказанного Постановления Пленума отмечается, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя. Обобщение судебной практики [4] позволяет сделать вывод о том, что, как правило, большая материальная обеспеченность того или иного родителя, занимаемая им должность, социальное положение в обществе не являлись определяющими факторами, исходя из которых суды решали вопрос о месте жительства ребенка.

В Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей [4], дается также перечень иных обстоятельств, влияющих на правильное разрешение этих споров, таких как проявление одним из родителей большей заботы и внимания к ребенку; социальное поведение родителей; морально-психологическая обстановка, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей; привлечение родителей ребенка к административной или уголовной ответственности; наличие судимости; состояние на учете в психоневрологическом, наркологическом диспансерах; климатические условия жизни ребенка, проживающего с родителем, при проживании родителей в разных климатических поясах; возможность своевременного получения медицинской помощи; наличие или отсутствие у родителей другой семьи; привычный круг общения ребенка (друзья, воспитатели, учителя); привязанность ребенка не только к родителям, братьям и сестрам, но и к дедушкам, бабушкам, проживающим с ними одной семьей; приближенность места жительства родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т. д.), которые реально могут помочь родителю, с которым остается проживать ребенок, в его воспитании; удобство расположения образовательных учреждений, спортивных клубов и учреждений дополнительного образования, которые посещает ребенок, и возможность создания каждым из родителей условий для посещения таких дополнительных занятий; цель предъявления иска.

При определении порядка общения с ребенком родителя, проживающего отдельно, принимаются во внимание:

— возраст ребенка;

— состояние его здоровья;

— привязанность к каждому из родителей;

— другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие (п. 8 вышеуказанного Постановления Пленума [6]).

В исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести вред ребенку, суд, исходя из п. 1 ст. 65 СК РФ, не допускающего осуществление родительских прав в ущерб физическому и психическому здоровью детей и их нравственному развитию, вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения.

При определении порядка общения с ребенком родителя, проживающего отдельно, суд должен с учетом обстоятельств каждого конкретного дела определить порядок такого общения (время, место, продолжительность общения и т. п.), изложив его в резолютивной части решения.

Изучение судебной практики показало, что помимо вышеназванных обстоятельств суды также учитывали наличие либо отсутствие условий для воспитания и развития ребенка согласно акту обследования жилищно-бытовых условий (наличие спального и игрового мест и т. д.); режим дня малолетнего ребенка; удаленность места жительства истца от места жительства ребенка; длительность периода времени, в течение которого ребенок не общался с родителем, и другие обстоятельства [4].

Прояснить указанные обстоятельства суду помогают органы опеки и попечительства. Согласно ст. 78 Семейного кодекса РФ орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора. Согласно п. 2 вышеуказанного Постановления Пленума [6], такие дела назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства составленных и утвержденных в установленном порядке актов обследования условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка.

Как отмечается в вышеуказанном Обзоре практики, достаточность и полнота отраженных в актах и заключениях органа опеки и попечительства сведений напрямую зависят от тех вопросов, которые суд ставит перед органом опеки и попечительства, поручая ему проведение по делу обследования и составление заключения.

После проведения обследования органом опеки и попечительства составляются акт и основанное на нем заключение по существу спора, которые являются доказательствами по гражданскому делу, имеющими значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (см. ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ [8]).

Этим участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом спора, связанного с воспитанием детей, не ограничивается. Так, например, если при разрешении спора, связанного с воспитанием детей, суд придет к выводу о необходимости опроса в судебном заседании ребенка в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу (ст. 57 СК РФ), то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде (п. 20 вышеуказанного Постановления Пленума).

Более того, орган опеки и попечительства может самостоятельно и до обращения сторон в суд участвовать в разрешении семейных споров (см. п. 2 ст. 65, п. 2 ст. 67, п. 1 ст. 77 и др. положения Семейного кодекса РФ).

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (ст. 121 Семейного кодекса РФ и ст. 34 Гражданского кодекса РФ). Деятельность органа опеки и попечительства по защите прав детей довольна многообразна: выявление детей, оставшихся без попечения родителей; ведение учета таких детей, избрание формы устройства детей, оставшихся без родителей; последующий контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей [9]. Органы опеки и попечительства участвуют в разбирательстве дел, связанных с воспитанием детей (обязательно такое участие по целому ряду дел, связанных с вопросами, предусмотренными п. 3 ст. 65, п. 2 ст. 66, п. 3 ст. 67, п. 1 ст. 68, п. 1 ст. 70, п. 2 ст. 72, п. 1 ст. 73, п. 1 ст. 76, п. 1 ст. 125, п. 1 ст. 140, п. 2 ст. 150, п. 3 ст. 153 Семейного кодекса РФ), дают согласие на установление отцовства в случае смерти матери, или признания ее недееспособной, или лишения ее родительских прав, разрешают разногласия между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка, дают разрешение на изменение имени, фамилии ребенка, назначают представителя ребенка в случае разногласий между ними и детьми, вправе обратиться в суд с иском о взыскании алиментов на содержание ребенка, дают разрешение на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних детей, а также совершают другие действия по защите прав и интересов детей.

Как правило, на практике на каждый орган опеки и попечительства района города Москвы приходится по два, иногда три специалиста. Насколько глубоко специалист может погрузиться в семью (почувствовать ее атмосферу, побеседовать с каждым из ее членов, выявить действительные интересы ребенка и возможности каждого из родителей по их соблюдению и удовлетворению) при проведении обследования и составлении акта по делу, связанному с воспитанием ребенка, и ответить на интересующие суд вопросы, безусловно, зависит от наличия достаточного количества времени и возможностей для этого у специалиста.

Так, в вышеуказанном Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, описываются различные случаи, свидетельствующие о недостаточном участии органов опеки и попечительства при рассмотрении указанных споров судом, к примеру:

— надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания представители органа опеки и попечительства нередко не являются в судебное заседание, не сообщая о причинах неявки, что приводит к неоднократному отложению дел слушанием и, как следствие, к нарушению сроков рассмотрения гражданских дел, к несвоевременному восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних детей и других лиц, участвующих в деле;

— зачастую просят рассмотреть дело без их участия, однако в дальнейшем это может привести к необходимости отложения дела слушанием, поскольку в ходе судебного разбирательства возникают вопросы, разрешить которые без непосредственного участия в судебном заседании представителей органа опеки и попечительства не представляется возможным;

— нередко нарушают сроки исполнения судебных поручений о проведении обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представления суду акта обследования и основанного на нем заключения по существу спора;

— заключение составляется органом опеки и попечительства формально и имеет поверхностный характер, а иногда и вовсе сведения, изложенные в заключении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела;

— в заключениях органов опеки и попечительства вывод по существу спора не делался, оставлялся на усмотрение суда и другие.

В связи с этим, в том числе среди выводов, содержащихся в вышеуказанном Обзоре практики, в целях недопущения подобных фактов судам указывается на необходимость рассматривать дела по спорам, связанным с воспитанием детей, с учетом всех юридически значимых обстоятельств и только при наличии надлежащим образом подготовленного и оформленного органами опеки и попечительства акта обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и основанного на нем заключения по существу спора. Это, безусловно, влияет на сроки рассмотрения подобных дел.

При рассмотрении дела в суде могут быть представлены различные доказательства, раскрывающие внутреннюю жизнь семьи, в т. ч. объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио — и видеозаписи, заключения эксперта.

Одним из важных доказательств по рассматриваемым делам является мнение ребенка относительно спорного вопроса. В Обзоре практики данной теме уделено особое внимание и не раз подчеркивается необходимость соблюдения статьи 57 Семейного кодекса РФ о праве ребенка выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства. Как отмечается в Обзоре практики, мнение ребенка о том, с кем из родителей он желает проживать, выявляется, как правило, органами опеки и попечительства, кроме того, педагогами или воспитателями детских учреждений по месту учебы или нахождения ребенка, социальными педагогами школы, инспекторами по делам несовершеннолетних, в ходе проведения экспертизы либо диагностического обследования в центрах психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков.

В случае выяснения мнения ребенка в суде, необходимо проявить чуткость и внимательность исходя из состояния и возраста ребенка. Опрос следует производить с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. Как следует из Обзора практики, такой опрос также производился в присутствии социального педагога либо классного руководителя, эксперта-психолога. При опросе ребенка, согласно п. 20 вышеуказанного Постановления Пленума, суду необходимо выяснять, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства. В обобщении судебной практики указывается на необходимость отражения в материалах дела сведений о том, кем конкретно из представителей органа опеки и попечительства, когда и при каких обстоятельствах это мнение ребенка было выяснено, в присутствии каких лиц производился такой опрос, удалялись ли из зала судебного заседания при опросе ребенка заинтересованные лица [4].

При этом суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 66 Гражданского процессуального кодекса РФ). Исходя из судебной практики мнение ребенка не всегда являлось определяющим при принятии решения суда [4]. Это представляется допустимым, поскольку, согласно ст. 57 Семейного кодекса РФ, учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Как отмечается в Обзоре практики, даже в случае, когда родители заключают в суде мировое соглашение по спору, связанному с воспитанием ребенка, необходимо выяснять мнение ребенка.

Согласно положениям Гражданского процессуального кодекса РФ (ст. ст. 39, 173, 326.1 ГПК РФ) на любой стадии судебного разбирательства дело может быть окончено мировым соглашением сторон. Обобщение судебной практики по делам по спорам об определении порядка осуществления прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, показало, что судами нередко применяется практика урегулирования спорных ситуаций путем предложения сторонам заключить мировое соглашение [4]. Данные действия судов, как отмечается в Обзоре практики, заслуживают положительную оценку, поскольку они способствуют установлению дружественных отношений между сторонами и, следовательно, отвечают интересам детей и позволяют разрешить спор, не травмируя психику и здоровье ребенка, проживающего с одним из родителей.

И если стороны не прилагают совместных усилий по достижению мирового соглашения, поскольку лучше них никто не знает, что нужно их ребенку, то решение, как правило, удовлетворяет только одну сторону спора. А если это приведет к тому, что выиграет дело не тот, кто обладает наиболее благоприятными для воспитания ребенка качествами, а тот, кто наиболее умело смог выступить в суде или подготовиться к судебному процессу? И насколько это будет соответствовать интересам ребенка?

Как показывает практика, достижение взаимоприемлемого для обеих сторон решения, удовлетворяющего интересам ребенка, напрямую связано со стремлением каждой из сторон в этом направлении. В ситуации сознательного отношения к вопросам места жительства ребенка и порядка его общения с другим родителем и родственниками при расторжении брака, раздельном проживании и т. п. родители вполне способны (и имеют для этого широкий инструментарий) заключить соглашение и исполнять его добровольно и добросовестно, внося в него по мере необходимости, вызванной течением времени, изменения и дополнения.

Во внесудебном порядке достигнуть соглашения сторонам может помочь медиатор, адвокат. Медиатор — независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»). Процедура медиации является новой для современной России и представляет собой способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора. При этом медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора (п. 5 ст. 11 вышеуказанного Закона). Медиатор не вправе оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь, быть представителем какой-либо стороны (ст. 15 вышеуказанного Закона). Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон и, если не утверждено судом в качестве мирового соглашения, представляет собой гражданско-правовую сделку (ст. 12 вышеуказанного Закона).

Таким образом, для обращения к процедуре медиации как минимум необходимы добровольное взаимное согласие обеих сторон спора, а также их готовность выработать взаимоприемлемое решение при участии посредника.

В отличие от процедуры медиации при обращении к адвокату стороны спора необязательно должны делать это совместно. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

Адвокат может помочь и одной из сторон, обратившейся к нему, а именно дать юридическую консультацию, подготовить иск и комплект документов в суд, оказать содействие в собирании доказательств по делу и по представлению их в суд, представлять интересы стороны в суде, в иных органах или организациях, оказать содействие сторонам в достижении соглашения, разработать проект соглашения, сопроводить процедуру его заключения, в т. ч. помочь в представлении соглашения на утверждение суду, если спор сторон уже находится в суде, и т. п. Ведь не секрет, что в процессе судебного разбирательства с участием квалифицированных опытных адвокатов стороны могут откорректировать свои позиции и выработать наиболее благоприятное для себя решение.

Однако бывают случаи, когда стороны утратили способность договариваться в силу возникших между ними конфликтов, споров, разногласий, иных кризисных моментов и компромисс может казаться недостижимой перспективой. Что ждет таких родителей? А их ребенка? Длительная судебная тяжба, привлечение правоохранительных органов к разрешению конфликта в случае выхода за рамки разумного поведения, переезды, упреки, претензии, обвинения, непонимание ребенка, не подготовленного к происходящим событиям, судебное решение, удовлетворяющее только одну из сторон, исполнительное производство и снова вопрошающие глаза ребенка: родители, что вы делаете? Или выход есть, и, как говорится в латинской поговорке, кто ищет, тот находит [10].

И может ли так оказаться, что неприязненные отношения, неприятные эмоции не являются непреодолимым препятствием, а лишь только в воображении человека стали непроходимой скалой? И также по воле самого человека могут превратиться в воздушное облако и развеяться, растворяя вместе с собою семейный конфликт во имя интересов ребенка и будущего данной семьи и всех ее членов?

Специалистом по оказанию помощи в разрешении семейного конфликта может стать психолог, к которому может обратиться любая из сторон. Психолог может помочь в определении статуса стороны в конфликте, ее позиции, причин конфликта и прояснить позицию другой стороны, учесть индивидуальность каждой из сторон, наметить точки соприкосновения и возможные пути достижения компромисса. Немаловажная роль принадлежит психологу в работе с ребенком, поскольку ребенок как никто другой нуждается в понимании его интересов, его отношения к каждому из родителей, а родителей к ребенку. Психолог может подготовить ребенка к предстоящим переменам в его жизни, снять внутреннее напряжение, помочь в адаптации к ситуации. Результатом работы с психологом может стать не только снятие стресса, восстановление психологического статуса до конфликта, но и пробуждение внутренней готовности к достижению соглашения. Кроме того, психолог может выступить в суде в качестве свидетеля по делу и дать показания в случае такой необходимости, или в качестве специалиста по вызову суда для дачи консультаций и пояснений, или эксперта, дающего заключение по вопросам, поставленным судом в определении о назначении экспертизы. Экспертиза может быть назначена судом по ходатайству сторон (одной из них) для получения ответов на вопросы, касающиеся психологического состояния ребенка, каждой из сторон, состоящей в споре, о характере их взаимоотношений, привязанности ребенка к каждому из родителей, насколько соответствует интересам ребенка то или иное решение родителей и т. п. Ответы на эти вопросы являются обстоятельствами, имеющими значение для правильного рассмотрения и разрешения дел, связанных с воспитанием детей (см. п. 3 ст. 65, п. 1 ст. 66 Семейного кодекса РФ и др.).

Так, к примеру, в вышеуказанном Обзоре отмечается, что судами при рассмотрении дел данной категории к участию в деле в качестве специалистов привлекались педагоги-психологи; врачи-психологи-диагносты и иные обладатели специальных знаний. Также судами назначались экспертизы для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей; выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка; для психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта); определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей.

Кроме того, следует оговориться, что работа всех вышеуказанных органов и специалистов, оказывающих помощь в разрешении семейных споров, может происходить параллельно, пересекаться или дополнять друг друга.

Так, к примеру, для подготовки документов в суд родители (один из них) могут обратиться сначала к адвокату, а затем в суд. Или до обращения в суд могут обратиться в орган опеки и попечительства за помощью в сложившейся в семье ситуации. Согласно ст. 67 Семейного кодекса РФ, в случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. Однако, если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Согласно п. 2 ст. 65 Семейного кодекса РФ родители (один из них) при наличии разногласий между ними по вопросам, касающимся воспитания и образования детей, вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Однако по вопросам, касающимся определения места жительства ребенка или определения порядка общения с родителем, проживающим отдельно, решение органа опеки и попечительства (или их рекомендации) не является обязательным для сторон и, если стороны сохраняют конфликтное поведение, редко остается окончательным.

В свою очередь, при обнаружении серьезного конфликта, иной необходимости орган опеки и попечительства может рекомендовать сторонам обратиться за психологической помощью, к примеру, в государственный центр бесплатной психологической помощи, а также в любую иную организацию, соответствующую возможностям и целям сторон. Однако такое направление имеет только рекомендательный характер, и его выполнение остается на усмотрение сторон.

Родители имеют право выбора. Как правило, выбор пути зависит от глубины конфликта, готовности сторон к переговорам и их ожиданий относительно результата. Как было указано выше, решение спора через процедуру медиации требует совместного обращения сторон. В отличие от этого в суд, в орган опеки и попечительства, к адвокату или психологу может обратиться любая из сторон.

И если стороны находятся в той степени конфликта, которая исключает их коммуникацию, то в первую очередь, как правило, один из них обращается в суд. Однако, обращаясь в суд, стороны в некоторой степени лишаются творческого участия в выработке совместного решения, ставя себя перед необходимостью принять решение суда по поводу их личной семейной ситуации. Ведь то, что судья укажет в решении, будет определять их дальнейшие действия, можно сказать, судьбу их отношений с ребенком.

Между тем можно предпринять некоторые шаги по восстановлению, налаживанию коммуникации сторон в целях принятия наиболее благоприятного для семьи решения.

А помочь этому может совместная работа родителей или для начала одного из них с выбранным по своему усмотрению специалистом, оказывающим помощь в области разрешения семейных споров. И, в частности, работа с психологом или педагогом-психологом, проводимая в целях выявления и соблюдения прав и охраняемых законом интересов ребенка, учет которых в первую очередь необходим согласно закону, во избежание давления со стороны родителей, иных лиц. Речь идет о комплексном подходе с учетом возможности привлечения разного рода специалистов и взаимном стремлении сторон спора к компромиссу.

Как нормы закона, издаваемые государством, так и соглашения, договоры, заключаемые сторонами, юридически оформляют те отношения, которые фактически сложились в обществе, в семье, между людьми. Поэтому удовлетворить интересы всех членов семьи сможет только то соглашение, которое соответствует реальному положению дел в семье и может быть ими реально исполнено. И если стороны агрессивно спорят, то это говорит о том, что у них идет война, в результате которой возможны жертвы, а если стороны договариваются друг с другом, то, значит, в их семье царит мир и строятся такие отношения, как призывает в своей статье 1 Семейный кодекс РФ: на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.

Подключить любого из специалистов, в т. ч. перейти к примирительным процедурам, можно и после передачи спора на рассмотрение суда, тем самым приняв на себя инициативу и ответственность за разрешение ситуации, возникшей в семье.

Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что в руках добросовестных родителей, на которых законом возложена защита прав и интересов детей (ст. 64 Семейного кодекса РФ), находится целая палитра всевозможных красок, с помощью которых картина жизни данной семьи может стать шедевром российского общества.

Литература

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ.

2. Кодекс о браке и семье РСФСР, принятый 30.07.1969 Верховным Советом РСФСР.

3. Пчелинцева Л. М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004.

4. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011.

5. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

6. Красикова С. О. Кто может помочь конфликтующим сторонам в разрешении семейных споров? // Вестник Европейской академии естественных наук. 2012. Том 4. N 1.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 6).

8. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ.

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (под ред. П. В. Крашенинникова) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, 2006.

——————————————————————

9. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. д. ю.н. П. В. Крашенинникова и к. ю.н., заслуженного юриста РФ П. И. Седугина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА; НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С. 271.

10. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / Автор-составитель В. Серов. М.: Локид-Пресс, 2003.

——————————————————————