К вопросу об алиментах на несовершеннолетних детей

(Матвеева М. В.) ("Вопросы ювенальной юстиции", 2012, N 6) Текст документа

К ВОПРОСУ ОБ АЛИМЕНТАХ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ <1>

М. В. МАТВЕЕВА

-------------------------------- <1> В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта "Права ребенка в Российской Федерации (на основе анализа семейного и гражданского законодательства и правоприменительной практики)" N 11-04-0041, выполненного в рамках Программы "Научный фонд НИУ ВШЭ" в 2012 году.

Матвеева М. В., старший преподаватель кафедры гражданского права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

Действующее правовое регулирование отношений, связанных с взысканием алиментов в отношении несовершеннолетних, подвергается многочисленной и обоснованной критике. Несовершенство законодательства, выражающееся в обтекаемости определений, недостатке регулирования, наличии спорных норм и неисполнимости некоторых из этих норм, приводит к тому, что обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей не исполняются должным образом в ущерб интересам ребенка. В настоящее время в Российской Федерации предусмотрено два вида взыскания алиментов, выделяемых по критерию способа определения взыскиваемых сумм: в долевом соотношении к заработку (иному доходу) и в твердой денежной сумме. Если алименты взыскиваются в долях к заработку (иному доходу) родителя, то суд не ограничен нижним пределом в определении размера алиментов, привязка установлена только по долевому критерию к доходам родителя. Поэтому чем ниже заработок (доход) алиментоплательщика, тем меньше размер взыскиваемых алиментов. Данное утверждение тем более плачевно при взыскании алиментов на троих и более детей, так как доля алиментов на каждого ребенка уменьшается пропорционально количеству детей, таким образом, каково бы ни было количество детей, алименты будут исчисляться из половины заработка (дохода) алиментоплательщика (ст. 81 СК РФ, при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются с их родителей ежемесячно на трех и более детей в размере половины заработка и (или) иного дохода родителей). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов" в п. 12 дает указание на необходимость принятия судом во внимание прежнего уровня материальной обеспеченности ребенка только при взыскании алиментов в твердой денежной сумме. Также в случае взыскания алиментов в твердой денежной сумме размер алиментов устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения (в данном случае на детей). В том числе размер алиментов в таком случае устанавливается в виде произведения величины прожиточного минимума для группы населения (в данном случае на детей) и коэффициента, который может быть как больше, так и меньше единицы (ст. 117 СК РФ) <2>. Такой порядок установлен с целью индексации размера алиментов. -------------------------------- <2> Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 363-ФЗ // URL: http://www. rg. ru/2011/12/02/sgk-dok. html.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Минимальный размер алиментов при взыскании алиментов в долях к заработку (иному доходу), ниже которого суд не может установить взыскание, не установлен. В настоящий момент законодательство лишь защищает права должника, устанавливая, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Данное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (ст. 99 Закона об исполнительном производстве). Законодательством прямо не предусмотрена индексация алиментов, выплачиваемых в долях с заработка (иного дохода). Презюмируется, что алименты с заработка индексируются вместе с его увеличением. Процессуальные моменты позволяют это утверждать, поскольку исполнительные документы передаются напрямую в организацию работодателя - плательщика алиментов. Иная ситуация возникает, когда родитель обязан выплачивать алименты с доходов от передачи имущества в аренду, занятия предпринимательской деятельностью. Такой доход может быть нерегулярным (например, предприниматель может не получать прибыль). А критерий нерегулярности заработка и дохода - один из критериев для взыскания алиментов в твердой денежной сумме. С апреля 2012 года на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях усиления гарантий прав детей на получение алиментов" <3>. -------------------------------- <3> Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности // Государственная Дума: официальный сайт. URL: http://asozd2.duma. gov. ru/main. nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN;=61045-6&02.

Центральной идеей законопроекта является установление минимального фиксированного размера алиментов. В документе указано на то, что минимальные выплаты должны составлять не менее четверти прожиточного минимума для ребенка, установленного в субъекте РФ, на территории которого проживает ребенок. Согласно законопроекту при наличии исключительных обстоятельств суд может уменьшить минимальный размер алиментов. Среди них могут быть тяжелая болезнь, увечье родителя, обязанного уплачивать алименты, необходимость оплаты постороннего ухода за ним <4>. Данный законопроект начинает приближать нас к гарантиям, связанным с обеспечением минимального уровня жизни ребенка. Наиболее оправданной является привязка суммы алиментов к величине прожиточного минимума, которая с большими исключениями в расходах может обеспечить необходимые условия для поддержания нормальной жизни ребенка. -------------------------------- <4> URL: http://www. newsland. ru/news/detail/id/963354.

Контраргументом к данной инициативе может быть положение ст. 61 СК РФ, в соответствии с которой родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. При минимальном размере алиментов в j прожиточного минимума на ребенка второй родитель, с которым проживает ребенок, для обеспечения этого минимума должен содержать ребенка на s минимума, что законодательно приводит к неравенству обязанностей родителей. В идеальной модели регулирования порядка взыскания алиментов в отношении несовершеннолетних получаемое содержание каждого ребенка должно быть не менее величины прожиточного минимума, установленного на детей по месту его проживания. То есть с каждого родителя требуется взыскивать не менее половины величины такого минимума. На наш взгляд, было бы рационально законодательно установить, что минимальный размер алиментов, подлежащих взысканию с каждого из родителей на каждого несовершеннолетнего ребенка, должен быть равен половине прожиточного минимума на несовершеннолетних детей, установленного в субъекте РФ, на территории которого проживает ребенок. Причем применять это правило нужно будет в порядке ст. 81 и ст. 83 СК РФ. Установление минимального размера алиментов окажет влияние и на размер алиментов при их добровольной уплате. Если минимальный размер алиментов будет установлен законодателем, то родители в соглашении об уплате алиментов не смогут установить этот размер меньше, так как норма об алиментном соглашении предусматривает, что оно не должно умалять права ребенка по сравнению с законом (ст. 103 СК РФ). Если между родителями не заключено соглашение об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, а содержание осуществляется добровольно, то при размере содержания, составляющем менее половины прожиточного минимума на несовершеннолетних детей, и отказе обязанного лица добровольно увеличить размер алиментов, на наш взгляд, существует право и обязанность родителя (или лица, его заменяющего) обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов. На основании вышеизложенного считаем, что ст. 81 СК РФ необходимо дополнить пунктом следующего содержания: "...При этом сумма алиментов, взыскиваемых на каждого ребенка, должна быть не меньше половины величины прожиточного минимума на ребенка, установленного в субъекте Российской Федерации, где ребенок имеет место жительства". Чтобы сгладить отсутствие нормы об индексации алиментов при их взыскании в долях к заработку (иному доходу) и не надеяться на работодателя, который повысит работнику-алиментоплательщику заработную плату, предлагаем в судебных приказах и решениях суда о взыскании алиментов в долях к заработку (иному доходу) дополнительно к размеру доли указывать: "Но не менее половины величины прожиточного минимума на каждого ребенка". При недостаточности заработка алиментоплательщика для уплаты такого размера алиментов необходимо обращать взыскание на его имущество в порядке Закона об исполнительном производстве. На сегодняшний день при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме истцу необходимо обосновать величину взыскиваемых алиментов, то есть предоставить калькуляцию средних расходов на каждого ребенка в год, сумма которых делится на 12 месяцев, и, таким образом, сумма, составляющая половину рассчитанных месячных расходов, взыскивается с алиментоплательщика, исходя из равенства обязанностей родителей по содержанию ребенка. Также учитывается и ранее упомянутое Постановление Пленума Верховного Суда РФ о необходимости учета судом прежнего уровня материальной обеспеченности ребенка. На наш взгляд, положения данного Постановления должны учитываться только в пользу ребенка, то есть тогда, когда, исходя из калькуляции, среднемесячные расходы по сравнению с прежней материальной обеспеченностью уменьшились. Если же расходы увеличились, то нельзя ссылаться на то, что раньше материальная обеспеченность была меньше, так как при взрослении ребенка его потребности возрастают, следовательно, расходы тоже. Таким образом, именно расходы на содержание ребенка должны быть основным фактором, определяющим размер алиментов на несовершеннолетнего ребенка при взыскании алиментов в твердой денежной сумме. Порядок расходования алиментных средств определяется в ст. 37 ГК РФ, ст. 60 ГК РФ с акцентом на содержание, воспитание и образование ребенка. Хотелось бы отметить, что каждый родитель может толковать установленные в ГК РФ нормы по-разному, особенно в случаях, когда сумма получаемых алиментов превышает реальные расходы на содержание ребенка. Во-первых, расходы на питание, одежду ребенка могут быть неоправданно высоки; во-вторых, родитель может выбрать дорогое учреждение дополнительного образования, в-третьих, выделять крупные суммы на карманные расходы ребенка. Однако при другом, более экономном и целевом расходовании средств из алиментов оставалась бы сумма, которую можно было бы сохранить (например, перечислив ее на банковский счет). Впоследствии эту сумму можно потратить на чрезвычайные расходы (например, при ухудшении здоровья ребенка). Где золотая середина? По мнению автора, каждый родитель вправе самостоятельно определять расходование средств на ребенка, при этом определяющим должно быть то, что алиментные средства тратятся именно на ребенка. Родитель-алиментоплательщик, не лишенный родительских прав, имеет полное право и обязанность совместно с родителем, с которым проживает ребенок, определять место учебы ребенка, посещение им учреждений дополнительного образования, выбирать способ проведения ребенком досуга. Если он считает, что те суммы алиментов, которые он выплачивает, являются чрезмерными, то у него есть право заявить требование перед судом о перечислении не более 50% сумм алиментов на счет, открытый на имя ребенка. Представляется важным отметить факт отсутствия законодательно установленного контроля за порядком расходования сумм алиментов. Пункт 1 ст. 37 ГК РФ с недавнего времени позволяет без предварительного разрешения органа опеки и попечительства ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации. Рассмотрим следующую ситуацию. Родитель, с которым проживает ребенок, отправляется за покупками продуктов питания. Где гарантии того, что средства, взятые из суммы алиментов, будут потрачены на продукты только для ребенка или что из этих средств не будет взята сумма на личные нужды родителя, совершенно не связанные с интересами ребенка? По нашему мнению, в данных обстоятельствах контроль за расходованием алиментов невозможен, так как в обратном случае кроме предоставления чеков на приобретение продуктов питания необходимо будет предоставлять отчет о количестве потребленных ребенком продуктов. Данный вопрос, на наш взгляд, невозможно законодательно урегулировать в принципе. Необходимо также отметить, что в судебной практике сложилось правило, согласно которому алиментами являются только денежные средства, поэтому если обязанное лицо в случае предъявления к нему иска о взыскании алиментов в качестве доказательств предъявляет чеки о покупке ребенку продуктов питания, одежды, игрушек, школьных принадлежностей и т. д., суд данные доказательства не принимает и взыскивает алименты в полном объеме, в том числе и за прошлое время. Статья 37 ГК РФ относит алименты к имуществу подопечного. Это означает, что расходовать их можно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Законодательно установлена оговорка, согласно которой без предварительного разрешения опекун или попечитель может расходовать сумму, не превышающую величину прожиточного минимума. Такая норма создает значительные препятствия в расходовании алиментов, которые определены родителями в добровольном порядке, а также взысканных судом в размере, большем, чем прожиточный минимум, поскольку в таких случаях требуется участие органа опеки и попечительства. Взыскание алиментов происходит в интересах ребенка, однако фактическим алиментополучателем становится второй родитель. В порядке ст. 37 ГК РФ алименты признаются доходом ребенка. Гражданский кодекс в п. 2 ст. 26 предоставляет несовершеннолетнему право распоряжаться своим доходом по своему усмотрению. Однако Семейный кодекс устанавливает, что правомочие пользования или распоряжения предоставлено родителю, который расходует алименты в интересах ребенка. Такое регулирование не противоречит сути алиментов, так как алименты являются суммой, выплачиваемой родителем на содержание и воспитание ребенка. Таким образом, предоставив ребенку право распоряжаться алиментами самостоятельно, мы исключим родителей от исполнения обязанности по содержанию ребенка на средства, предоставленные другим родителем. Четкое отнесение алиментов к собственности ребенка необходимо в законодательстве с целью исключить сомнения в правовом режиме алиментов, в том числе с целью налогообложения. Однако необходимо однозначно исключить их из доходов, на которые распространяется право самостоятельного расходования. В связи с этим ч. 1 п. 2 ст. 26 ГК РФ нужно дополнить положением следующего содержания: "Распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами (за исключением сумм алиментов)". Данная оговорка будет излишней в случае принятия изменений в ГК РФ, предусмотренных Концепцией изменений, в соответствии с которой лицо, достигшее возраста 14 лет, сможет самостоятельно распоряжаться только своим заработком и стипендией. Согласно ч. 1 ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать несовершеннолетних детей. Если родители не предоставляют содержания, то средства подлежат взысканию в судебном порядке. На практике встречаются случаи, когда родитель отказывается обращаться в суд с требованием принудительного взыскания алиментов, поскольку у родителя достаточно собственных средств на содержание ребенка и есть определенные личные причины, по которым он не хочет обращаться к другому родителю. Рассмотрим правовые последствия принятия данного решения. Часть 1 ст. 60 СК РФ устанавливает право ребенка на получение содержания от родителей (иных членов семьи). Если один из родителей добровольно не участвует в содержании ребенка, обязанностью второго родителя становится взыскание алиментов на содержание ребенка. При этом отказ второго родителя от взыскания алиментов будет нарушать права ребенка на получение содержания от родителей. Возможно, что данные денежные средства, полученные в качестве алиментов, в настоящий момент будут излишними, так как для содержания ребенка достаточно средств проживающего с ним родителя. Однако в рассматриваемой ситуации алименты также будут выполнять свою функцию по обеспечению воспитания и образования ребенка, его уровня жизни, поскольку родитель сможет перечислить суммы алиментов на счет, открытый на имя ребенка, а затем при возникновении в будущем непредвиденных расходов использовать имеющиеся на счете средства для их оплаты. При этом родителю не нужно будет обращаться в суд за отдельным взысканием сумм непредвиденных расходов. В порядке ч. 3 ст. 80 СК РФ орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов к их родителям (одному из них) с соблюдением следующих условий: отсутствие соглашения родителей об уплате алиментов; непредоставление содержания несовершеннолетним детям родителями (одним из родителей); непредъявление иска в суд о взыскании алиментов одним из родителей. Таким образом, органу опеки и попечительства затруднительно оказать ребенку содействие в реализации права на получение содержания одним из родителей, если у родителя, проживающего с ребенком, достаточно средств для его воспитания и содержания. Единственным гарантом в обеспечении данного права остается сам родитель. Учитывая все вышеизложенное, было бы целесообразно установить ответственность не только за уклонение родителя от уплаты алиментов, но и за создание одним из родителей препятствий для соблюдения права ребенка на содержание. Таким образом, сфера отношений, связанных с алиментными обязательствами в отношении несовершеннолетних детей, нуждается в комплексном реформировании, а также в глубоком теоретическом и практическом анализе. В практике остается еще много вопросов, которые необходимо урегулировать с учетом интересов государства, родителей и, конечно, детей.

------------------------------------------------------------------

Название документа