К вопросу о ювенальной политике в Российской Федерации

(Сорокина Е. Н.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2013, N 2) Текст документа

К ВОПРОСУ О ЮВЕНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. Н. СОРОКИНА

Сорокина Е. Н., ассистент кафедры уголовного права Пензенского государственного университета.

Ювенальной политикой в самом общем виде принято называть социально ориентированную государственную политику в отношении несовершеннолетних. Данная политика должна отражать как общие интересы, потребности и права всех без исключения лиц до 18 лет, так и блага различных социальных и возрастных групп несовершеннолетних. Цель ювенальной политики заключается в создании правовых, экономических, социальных, политических, организационных, финансовых и других условий для успешного функционирования системы жизнеобеспечения молодого поколения и института семьи; в повышении качества жизни детей, подростков и молодежи; в социально-правовой защите многодетной, неполной, кризисной семьи и социально-экономическом поддержании молодой семьи как основополагающего института российского общества <1>. ——————————— <1> Слуцкий Е. Г. Ювенальная политика России // URL: http://www. juvenilejustice. ru.

Формирование и реализация ювенальной политики невозможны без становления ювенальной юстиции, отвечающей требованиям нынешней ситуации в стране. Ювенальная юстиция — это правосудие по делам несовершеннолетних. Понятие ювенальной юстиции включает особый порядок судопроизводства, отдельную систему судов для подростков (ювенальных судов), а также совокупность идей, концепций социальной защиты и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей <2>. ——————————— <2> Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 858.

Россия относится к числу тех немногих стран современного мира, где защита прав несовершеннолетних как отрасль социальной политики и социального права развита крайне слабо, а правосудие по делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция) как самостоятельная подсистема общего правосудия отсутствует. В то же время более чем столетний период функционирования в мире различных моделей ювенальной юстиции, в том числе и в дореволюционной России, доказал их эффективность в деле защиты прав и законных интересов детей и молодежи <3>. ——————————— <3> Николаева Ю. В. О государственной политике в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Адвокат. 2009. N 6. С. 14 — 13.

В данном аспекте вызывает интерес опыт Свердловской области. В Думе находится более 300 законопроектов, они затрагивают интересы детей во всех сферах жизни. Среди них есть документы, касающиеся защиты детей от сексуального насилия и уточняющие нормы Административного и Уголовного кодексов; есть и те, что вносят изменения в Семейный кодекс. То есть реформирование идет практически по всем отраслям права. Как дополняет А. Дементьев, законодатель уделяет больше внимания детям-жертвам. За прошлый год в Свердловской области перед судом предстали 2400 детей, а от уголовных преступлений пострадали 4760, и это еще не считая случаев домашних побоев, в которых разбираются мировые судьи. Приведенные цифры говорят о том, что система уголовного и уголовно-процессуального права, сложившаяся в отношении детей, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, сейчас достаточно стабильна. Больше всего споров разворачивается вокруг установления системы социального патроната над семьями из группы риска. Цель законодателя в данном случае — попытаться создать механизм, который бы сократил число случаев лишения пап и мам родительских прав. Прежде чем лишать родителей прав на детей, социальные работники окажут им психологическую и материальную помощь, попытаются убедить их взять себя в руки. Ведь нередко бывает так, что прав лишают матерей-одиночек, которые, оказавшись в тяжелой ситуации, начинают злоупотреблять спиртным. Они частенько одумываются, подают заявления на восстановление в правах. В практике судов не один десяток таких случаев. Социальный патронат призван еще на ранней стадии вызволить из такого жизненного кризиса семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и не допустить их распада <4>. ——————————— <4> Гаврилова Н. Развеяли «ювенальные» мифы // URL: http://www. rg. ru/2012/10/19/reg-urfo/deti. html.

Кроме того, принятые в 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН Пекинские правила позволили сделать вывод о том, что мировое сообщество, уделяя внимание детям и молодежи, исходило из необходимости более тщательной воспитательной работы, способствующей развитию детей и предупреждению правонарушений. В числе основных целей Пекинские правила закрепляют, что государства-участники должны стремиться в соответствии со своими интересами способствовать благополучию несовершеннолетнего и его или ее семьи (п. 1.1). Также государства-члены должны стремиться к созданию условий, позволяющих обеспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая в тот период, когда она или он наиболее склонны к неправильному поведению, будут благоприятствовать процессу развития личности, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступления и правонарушений (п. 1.2). Также в Пекинских правилах подчеркивается важнейшая роль семьи в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Не случайно законодатель поставил семью на первое место в перечне всех возможных ресурсов в профилактической работе по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних. Каждое общество должно придавать первостепенное значение потребностям и благополучию семьи и всех ее членов. Поскольку семья является ее основной ячейкой, ответственной за первичную подготовку детей к жизни в обществе, государству, общественным учреждениям следует прилагать усилия для сохранения целостности семьи. Общество обязано оказывать семье помощь в обеспечении ухода за детьми, их защиты и в укреплении их физического и психического здоровья. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), принятые 14 декабря 1990 г., устанавливают в п. 13, что правительствам следует вырабатывать политику, способствующую воспитанию детей в условиях стабильной и благополучной семьи. Семьям, нуждающимся в помощи для преодоления внутренней нестабильности или конфликтных ситуаций, должны предоставляться необходимые услуги <5>. ——————————— <5> Калинкина М. Ю. Международные документы в интересах детей и молодежи: особенности правовой защиты (ретроспективный анализ с XIX в. по настоящее время) // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. N 3(17). С. 45.

В подтверждение того, что семья представляет собой важный социальный институт в государстве, Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) провозгласила в ст. 38: «Материнство, детство, семья находятся под защитой государства». В соответствии с этим конституционным принципом выстраивается государственная политика в отношении семьи, и прежде всего несовершеннолетних. Также Указ Президента N 761 от 1 июня 2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» провозгласил главный принцип ювенальной политики — защита семьи. Таким образом, государственная семейная политика является одной из важнейших частей государственной социальной политики. Следует отметить, что на федеральном законодательном уровне идея ювенальной юстиции ранее не была одобрена (подтверждением чему служит отклонение Государственной Думой проекта ФКЗ «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (в котором предусматривалось введение ювенальных судов), но, несмотря на это, в ряде регионов России, в частности в Ростовской, Саратовской, Волгоградской и Пермской областях, Москве, Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Ханты-Мансийском округе и других, отрабатывались пилотные проекты в рамках ювенальной юстиции. Их опыт позволяет выделить как перспективные и эффективные, так и проблемные стороны ювенальных технологий, применяемых в реальных российских условиях. Говоря о проблемной стороне, неприемлемым можно назвать изъятие детей из семей в рамках пилотных проектов по внедрению ювенальных технологий. К семьям группы риска, по мнению «ювеналов», относятся семьи матерей-одиночек, малоимущие и многодетные. Поэтому противники новых законодательных актов боятся, что с их вступлением в силу увеличится число случаев лишения родительских прав из-за недостатка продуктов в холодильнике, что органы опеки смогут принимать решения об изъятии ребенка из семьи на основании лишь субъективных факторов. Причем в каждом пилотном регионе действуют свои основания для изъятия, а их перечень не ограничен и нормативно не закреплен. Так, в своем выступлении 19 января 2011 г. в независимом пресс-центре Круглого стола «Похищения детей от имени государства: изъятие детей из семей по «социальным показаниям», организованного Комитетом за гражданские права (г. Москва), Марина Ожегова («Горячая линия помощи семьям и детям») сообщила о деле семьи Кузнецовых из Москвы. У семьи был долг по ЖКХ. Коммунальщики обратились к опеке. Те пришли, составили акт о том, что не был сделан ремонт. На основании этого акта 4 детей забрали из дома, одного, как беспризорного и безнадзорного, — из школы (как ребенок, посещающий школу, может быть беспризорным или безнадзорным — вопрос не к автору статьи, а к опеке). После того как история семьи Кузнецовых вызвала большой скандал, детей вернули, однако угрозы: «Не заплатите — отберем детей снова!» — продолжают поступать. По словам Марины, данная практика приводит к тому, что «каждый год в РФ отправляются в детдом по решению суда 60 тысяч детей. При этом жестокое обращение вменяется в вину опекунам только в 2 тысячах случаев (!)» <6>. ——————————— <6> Комитет за гражданские права. Похищение детей от имени государства: изъятие детей из семей по «социальным показателям» // URL: http://www. zagr. org/922.html.

Составление актов обследования, затрагивающих только материальные стороны жизни семьи, не затрагивающих суть взаимоотношений родителей и детей, — общая проблема всех заявителей. Претензии опеки к родителям прежде всего основаны на недостаточном материальном обеспечении детей. Следовательно, отсутствие правовых механизмов регулирования данной сферы отношений порождает благоприятную обстановку для нарушения законных родительских прав, предусмотренных ст. 38 Конституции Российской Федерации, ст. 12 Всеобщей Декларации прав человека, ст. 5 и ст. 9 Конвенции о правах ребенка <7>, ст. 63 и ст. 68 СК РФ. ——————————— <7> Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989: вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

Надо сказать, что родительские права и права на семейное воспитание нуждаются в государственной защите от незаконного (необоснованного) изъятия ребенка из семьи без соответствующего решения суда, а также необоснованного лишения родительских прав. Приведенные факты и доводы позволяют сделать один общий вывод о том, что ювенальная политика должна быть направлена на оказание максимального содействия обеспечению благополучия несовершеннолетних, что сведет к минимуму необходимость вмешательства со стороны системы правосудия в отношении несовершеннолетних и, в свою очередь, уменьшит ущерб, который может быть нанесен каким-либо вмешательством вообще. Не только меры заботы в отношении молодежи, уже совершившей правонарушения, но и принимаемые меры к несовершеннолетним до совершения ими правонарушений с целью профилактики последних являются, на наш взгляд, основным содержанием ювенальной политики. Таким образом, ювенальная политика будет эффективной лишь тогда, когда она будет являться элементом всей государственной правовой системы, в том числе в сфере преступности несовершеннолетних. Она должна быть органично взаимосвязана со всеми направлениями государственной правовой политики на стадиях выработки, принятия и реализации решений.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *