Резолюция Межрегионального научно-практического семинара «Ювенальная юстиция в России — перспективы развития» (21 — 25 августа 2006 г., г. Ангарск)

(Редакционный материал)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2006, N 4)

РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА

«ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ В РОССИИ — ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

(21 — 25 АВГУСТА 2006 Г., Г. АНГАРСК)

Участники Межрегионального научно-практического семинара «Ювенальная юстиция в России — перспективы развития» (г. Ангарск, 21 — 25 августа 2006 г.) — представители федеральных и региональных органов государственной власти, специалисты органов по молодежной политике, сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, практические работники правоохранительных органов, занимающихся проблемами молодежной преступности, — обсудив опыт развития элементов ювенальной юстиции в Иркутской, Ростовской, Саратовской областях, в Санкт-Петербурге и Москве, а также задачи, стоящие в области защиты прав несовершеннолетних и профилактики правонарушений, отметили актуальность этой проблемы и необходимость дальнейшего совершенствования системы ювенальной юстиции для приведения ее в соответствие с международными стандартами.

Участники семинара считают, что профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям, оказавшимся в конфликте с законом, может быть обеспечена только путем формирования в России общей системы защиты прав несовершеннолетних с гарантией судебной защиты специализированным судом.

Программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ 19 января 2006 г. N 38-р, предусмотрено развитие «системы ювенальной юстиции, включающей создание системы социальной реабилитации групп повышенного риска бедности, включая лиц, отбывающих срок лишения свободы, лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью».

В России совершенствуется правовая система, существенным изменениям подвергнуто российское законодательство, которое приводится в соответствие с международно-правовыми стандартами в сфере защиты прав детей и правосудия в отношении несовершеннолетних.

Приняты и действуют новый Семейный, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998 г.) и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.).

В Иркутской, Ростовской, Саратовской областях, в Санкт-Петербурге и Москве разработаны ювенальные технологии защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, программы социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, которые применяются судами при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних. В Ростовской и Иркутской областях созданы практические модели комплексных судов по делам несовершеннолетних (ювенальных судов).

В то же время до настоящего момента не разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие порядок образования и функционирования социальных служб, социально-реабилитационных центров, которые проводят социальные расследования неблагополучия детей, совершивших правонарушения, а также составляют и применяют на основании судебных решений программы социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, не отвечает современным требованиям и закон, регламентирующий деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на уровне субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. А в связи с принятием Федеральных законов N 122-ФЗ и N 131-ФЗ неоправданно изменены механизмы функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, субъектов системы профилактики, нарушена целостность системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Участники семинара полагают, что в сложившихся условиях необходимо предпринять комплекс мер, обеспечивающих внедрение эффективных технологий защиты прав несовершеннолетних и устойчивое функционирование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в системе ювенальной юстиции с обеспечением правового и судебного контроля специализированного ювенального суда.

Опыт регионов России, в частности Ростовской, Саратовской, Иркутской и Пермской областей, Санкт-Петербурга и Москвы, ряда других регионов, в которых отрабатывались элементы ювенальной юстиции, показал, что к числу перспективных и эффективных ювенальных технологий могут быть отнесены:

институт комплексного ювенального суда;

ювенальная прокуратура;

ювенальная адвокатура;

агентства уполномоченных по правам ребенка;

инфраструктура социальных учреждений и институт социальных работников.

Внедрение элементов ювенальной юстиции в практику деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в пилотных регионах позволило обеспечить:

оптимизацию мер профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

адресность и справедливость правовых решений, принятых в отношении несовершеннолетних, что приводит к сокращению правонарушений несовершеннолетних и сокращению числа осужденных несовершеннолетних, направляемых в места лишения свободы;

реальность защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи при разрешении гражданских, административных и уголовных дел, связанных как с их условиями жизни и воспитанием, так и совершаемыми ими правонарушениями.

Заслушав и обсудив доклады ведущих специалистов, ученых и практиков, участники семинара обращают внимание органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций на необходимость проведения комплекса мер, направленных на обеспечение устойчивого функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, внедрение и распространение эффективных ювенальных технологий, гарантированной судебной защиты прав детей и молодежи и предлагают:

на федеральном уровне:

участники семинара просят Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, глав администраций субъектов Российской Федерации обратить пристальное внимание на следующие направления в сфере защиты прав детей и профилактики молодежной преступности:

Президенту Российской Федерации:

на необходимость приведения российских правовых норм о судоустройстве в соответствие с требованиями международного права (Конвенции о правах ребенка), а также пункта II.3 Пекинских правил осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних (в части введения ювенальных судов);

на совершенствование и развитие действующего законодательства в области предупреждения молодежной преступности, содействие принятию и реализации комплекса нормативных правовых актов, направленных на внедрение ювенальной юстиции в российскую правоприменительную практику;

на усиление организационно-правовых мер профилактики асоциальных явлений и правонарушений в молодежной среде.

Правительству Российской Федерации:

на расширение действия принципа диспозитивности (спектра используемых мер ответственности при привлечении к работе неправительственных организаций, вариативности мер социализирующего характера, предлагаемых для осуществления выбора самим несовершеннолетним и его семьей);

на формирование системного и последовательного подхода к установлению особого социально-правового статуса граждан в возрасте 18 — 21 года («молодых совершеннолетних») — для повышения степени внимания, уделяемого данной возрастной группе молодых граждан;

на необходимость создания единого информационного пространства и его насыщения (получения сведений для обеспечения прозрачности и открытости всей системы защиты прав несовершеннолетних).

Органам исполнительной власти Российской Федерации:

на подготовку предложений по изменению законодательства Российской Федерации, в части введения ювенального судопроизводства и внедрения ювенальных технологий в практику деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

на формирование основ единой государственной молодежной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних и молодежи, профилактики асоциальных явлений и правонарушений в молодежной среде и сохранения психического здоровья молодежи;

на создание сети пилотных проектов по отработке моделей ювенальной юстиции и защиты прав несовершеннолетних в административных федеральных округах Российской Федерации, взяв за основу опыт Санкт-Петербурга, Москвы, Ростовской, Саратовской, Иркутской, Пермской областей;

на необходимость открытия центров ювенальной юстиции на базе юридических факультетов ведущих вузов страны в субъектах Российской Федерации;

на разработку системы учебно-образовательных курсов, нацеленных на решение вопросов кадрового укрепления (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) всей системы государственных и муниципальных органов, действующих в интересах детей, включив в перечни направлений профессиональной подготовки среднесрочные программы повышения квалификации по тематическим направлениям:

— «Основы ювенологии и социальной работы с детьми и молодежью»;

— «Основы ювенальной юстиции. Ювенальные технологии»;

на создание модели службы психологов и социальных работников, участвующих в уголовном судопроизводстве по делам о правонарушениях несовершеннолетних;

на создание Межрегиональной ассоциации специалистов, поддерживающих становление ювенальной юстиции в Российской Федерации;

на инициирование разработки дополнительных мероприятий по судебной защите прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи с применением ювенальных технологий.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:

на разработку региональных законов, направленных на защиту прав несовершеннолетних и молодежи;

на разработку и принятие Закона о комиссиях по делам несовершеннолетних;

на подтверждение значимости и приоритетности внедрения ювенальных судов и системы ювенальной юстиции в российскую правоприменительную практику;

на создание Региональной межведомственной ассоциации специалистов по проблемам семьи, с перспективой их объединения во всероссийскую ассоциацию;

на расширение практики деятельности социальных служб, социальной работы с семьей и ребенком на всех этапах взаимодействия с ними системы ювенальной юстиции;

на создание служб и центров психолого-педагогической, правовой помощи семье и ребенку;

на создание системы дифференцированной материальной помощи семьям с детьми;

на развитие системы деятельности социально-реабилитационных центров по профилактике наркомании и правонарушений несовершеннолетних;

на обеспечение широкого участия общественных институтов и органов местного самоуправления в реализации профилактических программ;

на разработку и создание единого банка данных о несовершеннолетних, попадающих в поле зрения правоохранительных органов.

Учреждениям и службам, занимающимся данной проблематикой:

на продолжение исследований мирового опыта в области ювенальной юстиции и практики применения ювенальных технологий для их последующего внедрения в практику работы с несовершеннолетними и молодежью.

——————————————————————